Учитывая, что проблемы
улучшения положения женщин должны решаться по межведомственным каналам.
Правительство Российской Федерации рассматривает вопрос о создании
соответствующих структурных подразделений в Министерстве экономики, Федеральной
службе занятости для взаимодействия с уже имеющимися подразделениями в
Минздраве, Мин образовании и Министерстве труда и социального развития.
1.3.Социально-правовые
проблемы жестокого обращения с детьми
Сфера наших профессиональных
интересов - уголовная политика, и изучение проблем семьи мы ведем через призму
преступности и правонарушений. Это кривое зеркало, но оно надежно.
В правовом или в
социально-правовом понимании жестокость - это всякое систематическое причинение другому лицу физических, нравственных страданий, унижение его
чести и достоинства и тому подобное. Проблемы
жестокости внутри семьи, в том числе и по
отношению к детям - проблемы международного характера. Мы систематически следим
за ситуацией за
рубежом, она сопоставима с нашей.
Несколько цифровых
характеристик. Сейчас в семьях, откуда выходят правонарушители, жестокость
имеет место в 40-45% случаев, то есть
практически в каждой второй - третьей такой семье. К сожалению, в контрольной
группе, то есть в семьях обычных граждан,
жестокость в отношении друг к друг у в
отношении детей имеет место не менее, чем в 20%
случаев, фактически в каждой пятой семье.
Таковы
количественные масштабы проблемы.
Каковы причины?
Прежде всего это многовековые традиции патриархального воспитания. В таком замечательном
памятнике нашей культуры, как “Домострой”, вы увидите рекомендацию: “сечь чадо,
пока оно лежит поперек лавки, потому что когда оно будет лежать вдоль лавки,
уже будет поздно”.
Вторая причина -
это опять же многовековой, а не только культивируемый в течении последних 70
лет культ жестокости в отношении низших социальных слоев, в отношении друг
друга.
Этот культ непрерывно н расширенно воспроизводился н воспроизводится сейчас. Наше изучение общественного мнения
показывает, что гуманизации современного общества пока не происходит. Наоборот,
имеются тревожные тенденции роста взаимной жестокости, а потому наш прогноз в
этой сфере скорее пессимистический. Пик ожесточения наши прогнозисты относят на
1992 год.
Третья причина - это низкий
уровень общей -и правовой культуры общества.
Здесь было сообщение о конвенции о правах ребенка и о наших обязательствах,
вытекающих из этого документа, тем более, что он ратифицирован Верховным
Советом СССР. По-видимому, он обязательно
должен быть ратифицирован и в суверенных республиках. Так вот, в нашем
общественном мнении пока, вопреки конвенции, ребенок и другой объект жестокого
обращения рассматривается именно как объект воздействия, а не как субъект
взаимодействия.
Это один из наиболее
неприятных показателей низкой культуры общения и демагогической
культуры. Признанием того что ребенок имеет свою честь и свое
достоинство, тоже пока свойственно незначительному меньшинству семей,
воспитывающих детей.
Наконец, еще две социальные
причины. Одна из них - это бессилие в определении и достижении позитивных
воспитательных целей. В определенной степени это бессилие производно от
многократного умножения в среде нашего населения лиц со сниженными умственными
способностями. 20 лет назад их у нас в школьном контингенте было 0,3%, сейчас
их уже в этом же контингенте 4%. Родители не могут добиться успехов этих детей
в обычном коллективе и в ряде случаев, по подстрекательству школы, которая
вкладывает ремень в родительские руки, избивают детей, пытаясь заставить их
делать то, на что дебилы неспособны.
Ежегодно детей со сниженным
умственным развитием у нас прибавляется на 100-120 тысяч человек. Я имею в виду
территорию всей страны, включая отделившиеся республики.
Наконец, последняя причина -
это стрессовое состояние родителей, несмотря на свое терпение доведенных до
отчаяния тем, что происходит в магазинах, в транспорте, на производстве, тем
каскадом черных новостей, которые на них обрушиваются
из средств массовой информации.
Совокупность всех этих
факторов, к сожалению, делает неизбежным достаточно пессимистический в прямом
смысле этого слова вывод о развитии ситуации,
связанной с жестокостью в семье, в том числе и
в отношении детей.
Мотивация этой жестокости
имеет четыре основных блока. Во-первых, это
воспитательный блок, стремление изменить поведение детей, чего бы это ни
стоило. Сейчас такая мотивация просматривается максимум в половине случаев
жестокого обращения. На первый план в настоящее время выходит месть. Ребенку
родители мстят за то, что он родился, что о нем приходится заботиться, что он
приносит только огорчения, что он чего-то требует
и просит.
Далее, речь идет о разрядке на
более слабых членах семьи от стрессового состояния,
вызванного внешней ситуацией.
И наконец, последний, самый
неприятный блок мотивации жестокости, он выявляется в значительной части, в уже
более чем 10% случаев. Речь, идет о жестокости как самоцели. Избиение происходит ради избиения, человек получает
удовольствие от самого факта издевательства
над ближними.
Усиление доли такого мотива с
точки зрения криминально-политической - это самое тревожное явление. Кстати,
оно идет параллельно с ростом жестокости по мотивации самоцели и в преступлениях несовершеннолетних. Если десять лет
тому назад мы говорили о том, что подавляющая
часть преступлений несовершеннолетних - это
озорство, то в настоящее время мотивация значительной части этих преступлений
сближается со взрослыми, все отчетливее проявляется агрессия и жестокость как
самоцель.
Проблема жестокости - это не только проблема семьи.
Значительную долю ответственности за создавшееся положение дел несут учебные заведения, которые, с одной стороны, демонстрируют образцы жестокости, издевательства над
учащимися в буквальном смысле этого слова, а с другой - ряд уголовных дел хотя бы по Санкт-Петербургу, которые прошли
начиная с 1985 года, наглядно иллюстрируют
проблему жестокости к детям в школах и
домах-интернатах.
Анализ этих дел позволил установить вероятность использования работниками школ жестоких мер и
методов обратно пропорционально их педагогической культуре: 80% фактов
жестокости в школе приходится на учителей без высшего педагогичен кого
образования. Интенсивность этих проявлений по
отношению к детям среди этой категории в четыре раза выше.
Школа скрывает жестокость.
Последствием жестокого обращения с детьми в половине случаев является стойкое
изменение характера, включая развитие лживости, трусливости и ряда других черт,
которые потом мешают социальной адаптации растущих.
Выделим еще один факт. В
каждом четвертом случае прямая социальная дезадаптация
детей и подростков происходит в результате бегства из дома. По примерным
оценкам различных ведомств, ежегодно у нас бегают 130-160 тысяч детей.
Наконец, в 10% случаев в
результате жестокого обращения наносится стойкий ущерб физическому и
психическому здоровью детей. Школа знает в двух случаях из пяти о таком
развитии ситуации, но скрывает, не сообщая об этом органам социальной защиты
детей. Достаточно сказать, что школа знает о семьях, в которых жестоко
обращаются с детьми, в 8-10 раз больше, чем
инспекция по делам несовершеннолетних. Знают, но не сообщают.
Инспекция по делам
несовершеннолетних взяла на учет 124 тысячи таких семей, а практически речь
должна идти о 8-10% всех семей, воспитывающих детей.
Выдвину еще несколько
тезисов. Прошу обратить внимание на соседствующее с жестоким обращением с
детьми такое явление, как детоубийство.
У нас в год в среднем
производится 300-400 убийств новорожденных
детей по стране. С правовой точки зрения, такое явление может квалифицироваться
в Законе как убийство при отягчающих обстоятельствах.
Вместе с тем, несмотря на
видимое варварство этих преступлений, речь
идет, как правило, о действиях женщины, находящейся в
стрессовом состоянии, не полностью вменяемой, а иногда и не видящей
выхода из создавшейся ситуации. Приведу один факт, в который участникам
семинара, наверно, будет трудно поверить: 10-15% женщин - строительных рабочих
не знают, что у нас разрешены аборты.
Теперь о структуре жестокого
обращения. Она имеет специфику, которая не всегда принимается во внимание. Мы зачастую отождествляем жестокость лишь с побоями. Но
оказалось, что субъекты жестокого обращения более изобретательны. До 20% случаев жестокого обращения характеризуются
пыткой голодом, лишением пищи, а иногда и
воды. Еще 10% случаев - это незаконное лишение свободы, если говорить правовым
языком. Иными словами, это запирание в чулан, в подвал и тому подобное.
Наконец, не считаясь с
угрозой закона, в 20% случаев осуществляется прямое изгнание
из дома: “Убирайся!”
Структура жестокого обращения
значительно многообразнее, чем кажется на первый взгляд.
Теперь - состояние и
перспективы борьбы с жестоким обращением по отношению к детям.
По примерным оценкам,
реагирование в соответствии с законом сейчас имеет место лишь в 7% случаев
жестокого обращения, фактически девять десятью этих случаев латентны, они не
попадают в сферу воздействия, влияния правоохранительных
органов. Это тем более опасно, что законодательное регулирование этих
проблем у нас развито хорошо и даже наши коллеги за рубежом находят кое-что для себя интересное в нашем
законодательстве.
К примеру, у нас
предусмотрено ограничение дееспособности пьянствующих
лиц, а именно они являются основным контингентом
жестокого обращения в семье. Предусмотрено, хотя и почти не применяется
выселение этих лиц из жилища в том случае, если они не дают возможности жить
другим членам семьи.
Предусматривается лишение и
временное отчуждение родительских прав, административная ответственность лиц,
плохо обращающихся с детьми, в том числе - штрафы. Предусматривается уголовная
ответственность лиц за доведение до самоубийства, за посягательство на
личность, включая истязания. Но дело в том, что эти нормы закона почти не
применяются из-за отсутствия достаточных сил, средств и информационного
обеспечения правоохранительных органов. В частности, лишение родительских прав
осуществляется примерно в 10% случаев, когда
это необходимо, и через пять-шесть лет после того, как
необходимость в этом очевидна.
Замечу, что публицисты,
призывающие женщину во имя сохранения семьи терпеть издевательства пьяницы,
берут на себя очень тяжкую ответственность.
Криминальный риск детей, воспитывающихся в таких семьях, в десять раз превышает
риск обычной семьи; 80% этих детей воспроизводят судьбу отца - пьяницы. Здесь
надо выводить этих детей из такой семьи, по-видимому, вместе с матерью.
Абстрактные призывы сохранять семью, может быть, и гуманны, но они ужасающе
воздействуют на следующую генерацию нашего населения.
В чем я вижу свет в конце
туннеля, связанный с ограничением масштабов этой проблемы в нашем обществе?
Правовое регулирование должно быть приведено в соответствие с международными
конвенциями. Должна быть последовательно
проведена идея о ребенке как субъекте особой защиты, имеющем честь, достоинство, право на тайну и так далее.
Возможно, нужен Кодекс детства, как это сделано в Польше, Венгрии и в ряде
других стран.
Очень интересна одна норма из
польского кодекса. В соответствии с ней
ребенок имеет право на сохранение тайны, если последствием не является смерть
или тяжкое телесное повреждение для другого лица.
Вторая группа факторов - это
правовое воспитание. Необходимо резко
поднимать педагогическую культуру семьи с помощью всеобуча.
В прошлом в многодетной семье дети воспитывали сами себя, родители в основном
их содержали. Сейчас речь должна идти о целенаправленном воспитании. Для этого
родителю должны знать все о своих правах, обязанностях и ответственности.
Правовое воспитание должно распространяться и на
детей. В проекте альтернативного кодекса есть удивительно разумная норма,
которая предлагается: это о праве детей с
десятилетнего возраста самим обращаться в суд с жалобой на родителей.
Третья группа факторов, - это
многолетняя кампания в средствах массовой информации. Перед нами пример
Соединенных Штатов Америки. В шестидесятых годах там проблемы жестокого
обращения в семье была чрезвычайно острой. И последовательная кампания в
средствах массовой информации, деятельность добровольных обществ привели к
реальному ограничению масштабов проблемы в
стране, хотя она по-прежнему остается
достаточно острой. По подсчетам американских авторов, уровень жестокого
обращения удалось снизить на 7-14%, это очень
много.
Четвертый блок - это
социальная служба. Здесь упоминалось о новой системе комитетов по семье и
демографии. Такие же комитеты созданы и в других странах - субъектах нашего
Союза. В настоящее время подготовлены хорошие проекты закона о социальной службе. Сейчас центр тяжести этой работы
переместился в Россию. Будем надеяться, что закон о социальной службе с нормами
о материальной помощи семье, с нормами об участковых инспекторах, социальных
работниках, которые должны будут взять под контроль неблагополучные семьи до
того, как они привлекают внимание милиции, это законодательство
в обозримом будущем войдет в силу.
1.4.Формы социальной работы с
женщинами и детьми
Сущность социальной работы с
женщинами. Можно кратко сформулировать, что в социальной работе с женщинами
выделяются три группы задач: по спасению их, по поддержанию функционирования и
по развитию. В конкретных индивидуальных и социальных условиях на передний план
выходит та или иная группа.
Так, в случае реальной
опасности для жизни и здоровья женщин и детей могут использоваться
приюты-стационары, кризисные центры. убежища с комплексом своих социальных
услуг. Острые экономические затруднения дают право женщине обращаться за
адресной социальной или экстренной помощью.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|