на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Студенческие организации в Украине в 20-е годы

На основе этих рекомендаций в 1923 году школы ученичества были созданы в Екатеринославле, Киеве, Житомире и других городах [35].

Наряду со школами ученичества на железной дороге для подготовки шахтеров, строителей и сельскохозяйственных работников создавали школы горнопромышленного ученичества (ГПМУ), строительного и сельскохозяйственного ученичества. Школы (ГПМУ) имели два направления подготовки: механическое и горное. Наблюдается численное увеличение сети этих школ. В тоже время школы ГПМУ не обеспечивали увеличивающиеся потребности горной промышленности в квалифицированных кадрах, что обусловило стремительный рост их сети в 30-е годы. Сети школ строительного и сельскохозяйственного ученичества не имели широкого развития.

К сети школ ученичества примыкали кустарно-промышленные школы, школы рабочих подростков, школы бригадного ученичества, учебно-ремонтные мастерские. Каждая из перечисленных структур имела собственную специфику в подготовке специалистов, но именно из-за этой специфики сеть вышеуказанных типов учебных заведений была относительно малочисленной.

На протяжении 20-х годов три раза проходила структурная реорганизация школ ученичества, которая изменяла типы организации школ и цели подготовки учеников. Наиболее жизнеспособными оставались школы ученичества на больших предприятиях, которые осуществляли подготовку квалифицированных работников основных специальностей. Данный тип школ ученичества количественно доминировал среди последних во всех отраслях народного хозяйства. Структура сети школ ученичества развивалась и укреплялась в зависимости от потребности народного хозяйства.

Создавались профессиональные школы, куда брали выпускников семилетних единых трудовых школ. Эти школы готовили специалистов для народного хозяйства со средней специальной подготовкой. Активное формирование сети профшкол началось летом 1920 г. Они создавались на базе ремесленных училищ, сельскохозяйственных школ, техникумов. После 1921 г. происходит ежегодное уменьшение сети профшкол и уменьшение численности учеников. Но в конце 20-х годов профшкола считалась образцовым учебным заведением, в котором совмещалась специальная и общая подготовка учеников. Вместе с тем в процессе унификации системы образования украинские профшколы были ликвидированы (в 30-х годах). На их материальной базе созданы были школы ФЗУ и техникумы.

К структуре сети профессиональных школ входили учебные заведения индустриально-технического, социально-экономического, сельско-хозяйственного, медицинского и художественного профиля. В начале 20-х годов в структуре сети профшкол преобладали учебные заведения индустриально-технического профиля.

Достигнув своего максимума в 1921 году, сеть профессиональных школ постепенно сокращалась на протяжении первой половины 20-х годов, в основном за счёт превращения сети индустриальных профшкол на школы ФЗУ. На втором этапе периода, который изучается, наблюдается стабильное увеличение сети профессиональных школ, что было вызвано как повышением спроса экономики на специалистов, так и потребностями ВУЗов в контингенте абитуриентов со средним общеобразовательным образованием.

Наряду с подростками и молодёжью осуществлялась подготовка и переподготовка специалистов и среди взрослых. С этой целью начала формироваться сеть профессиональных курсов, куда зачисляли лиц в возрасте от 18 до 40 лет [36]. К первому типу были отнесены краткосрочные вечерние курсы и дневные на приостановленных предприятиях, которые готовили технически грамотных специалистов и квалифицированных работников. Ко второму типу – вечерние и дневные школы-курсы для рабочих, занятых в производстве. К третьему типу – административно-промышленные курсы, где осуществлялась подготовка административно-руководящего персонала, ответственных работников производства, финансового аппарата.

Особенное место в структуре специального образования занимала сеть высших учебных заведений. В 20-е годы подготовку специалистов высшей квалификации осуществляли институты и техникумы, вечерние рабочие курсы, которые в 1923 г. получили статус техникумов.

В сети техникумов выделилась сеть вечерних рабочих техникумов, где учились рабочие с производства. Наряду с ними была создана сеть техникумов на железной дороге, где готовили инженеров-железнодорожников вузовской специализации. Вместе с тем увеличение сети вузов отставало от увеличивающихся потребностей общества в специалистах.

Таким образом, сеть и структура вузов, развиваясь стихийно, достигла своего максимума в начале 1922/23 учебного года. Потом до середины 20-х годов происходит процесс планового сокращения сети ВУЗов на основе потребностей и возможностей экономики. Стабилизировавшись в середине периода, сеть и структура вузов сохранилась в таком же состоянии до конца 20-х годов. Несмотря на значительное увеличение сети вузов и увеличение численности студентов, она только на половину удовлетворяла потребности экономики в кадрах с высшей квалификацией.


4 Кадры в системе образования

студент организация образование педагог

Новая система образования в 20-е годы ХХ века предусматривала значительное расширение кадрового состава педагогов, создание новой системы подготовки и переподготовки педагогических и научно-педагогических работников, имела намерения увеличить материальный уровень и социальный статус учителей и преподавателей.

4.1 Кадровый состав в специальных (профессиональных) учреждениях

Кадровый состав учреждений специального (профессионального) образования насчитывал педагогов школ ученичества, профессиональных школ, профессиональных курсов, техникумов и институтов. Важным заданием было обеспечение учреждений специального образования кадрами. Много из этих учреждений не имели аналогов в прошлом, что усложняло формирование кадрового состава. Кроме того, значительная часть преподавателей профессиональных учебных заведений выехала за границу, где потом были созданы украинские национальные вузы.

В начале 20-х годов кадровый корпус учреждений специального образования формировался путем привлечения преподавателей «старой школы», квалифицированных работников по производству, инженеров, агрономов, врачей и др.специалистов народного хозяйства. Особенно острый дефицит кадрового состава ощущался в высших учебных заведениях. Проводились мероприятия по возвращению учителей в вузы с учреждений и организаций.

Если в больших вузовских центрах кадровое обеспечение решалось с большими трудностями, то в новых провинциальных институтах и техникумах эта проблема была очень острой. Новые вузы Нарком обеспечивал кадрами путем так называемых «перекидок» учителей. В результате в августе 1922 г.в институтах было собрано 3545 преподавателей, а в техникумах – 3319. наивысшее количество преподавателей сосредоточилось в медицинских и педагогических вузах (соответственно – 1538 и 1375) [37].

Качественный состав преподавателей в своем большинстве состоял из представителей так называемой «старой школы». Так, в Киевском и Одесском медицинском институтах в конце 1922 г. 60% преподавателей были с дооктябрьским стажем роботы. Численность профессоров в разных вузах колебалась от 10 до 18% от общего количества преподавателей, а средний возраст вузовских работников в 1922 г. составлял 40-45 лет [38].

Подготовка кадров специального (профессионального) образования осуществлялась на базе институтов народного образования. В 1921-1922 гг. были созданы факультеты профессионального образования в Киевском, Харьковском, Екатеринославском, Одесском институтах народного образования, которые осуществляли подготовку педагогов для школ ученичества, профессиональных школ и профессиональных курсов.

Факультеты профессионального образования были наиболее крупными, имели лучший состав преподавателей и более высокий уровень обустройства учебных кабинетов и лабораторий. Эти факторы обеспечивали соответственный уровень подготовки преподавателей системы специального образования.

Подготовка педагогических кадров для институтов осуществлялась в аспирантуре, которая открывалась при научно-исследовательских кадрах и институтах. Общее руководство аспирантурой осуществлялось Научным комитетом Наркома [39]. Кандидатов в аспиранты отбирали научно-исследовательские кафедры, советские организации и рабочие организации. Срок подготовки аспирантов составлял 2 года, а в отдельных случаях мог быть увеличен [40].

В социальном составе аспирантов на протяжении 20 лет доминировали служащее (50-55%), а в национальном составе – украинцы (55,6%-по данным на 15 май 1929 г.). Преобладание украинцев в составе аспирантов было результатом воплощения, как украинской концепции образования, так и политики украинизации. Кроме того, среди аспирантов 13,2% составляли женщины, что было, безусловно, позитивным явлением.

В связи с тем, что аспирантура не выполняла в полном объеме положенные на неё функции, Нарком искал так же и другие формы подготовки преподавателей для институтов и техникумов. Одной из них было обучение наиболее талантливых студентов старших курсов в научных кружках и научных семинаров высшего типа. Кружок имел свой устав, правление, ученое бюро, библиотеку и лабораторию, ежегодно проводил 13 научных заседаний. В конце 20-х гг. научные кружки действовали во всех институтах и объединяли тысячи студентов. Студенческие научные кружки были первым этапом в подготовке будущих преподавателей вузов. На втором этапе лучшие силы кружков продолжали обучение в научных семинарах высшего типа. Деятельность научных семинаров финансировалась за счет вузов. Они имели свои кабинеты, лаборатории, библиотеки, выдавали сборники научных работ [41]. Главной целью научных семинаров была подготовка будущих ассистентов и аспирантов кафедр.

Рядом со сбором и подготовкой кадров в системе специального (профессионального) образования осуществлялась их переподготовка и повышение квалификации. Переподготовка преподавателей школ ученичества, профессиональных школ и профессиональных курсов осуществлялась на курсах по переподготовке.

Одним из наиболее важных направлений повышения квалификации преподавателей вузов Нарком считал их командировки в передовые вузовские центры, в том числе и за границу. Система заграничных командировок начала слаживаться в 1922 г.

Несмотря на значительную работу Наркома по возобновлению кадрового состава вузов, численность преподавателей в институтах и техникумах не увеличилась, а даже уменьшилась. Недостатки в системе подготовки и отсутствие эффективных мероприятий, направленных на укрепление в вузах преподавателей, привели к снижению качественных показателей кадрового состава вузов. Это касается в первую очередь уровня его подготовки. В 1925/26 учебном году в педагогических техникумах только 64,5% преподавателей имели высшее образование, в социально- экономических – 86,5%, сельскохозяйственных – 81,5% [42]. К тому же в начале 1928 г. 2334 преподавателей вузов не имели необходимой квалификации. Это были инженеры по производству, агрономы, и экономисты. Численность преподавателей, которые получили ученную степень доктора на протяжении 20-х, была незначительной. В 1926/27 учебном году профессора составляли 15,4% общего количества преподавателей. В сентябре 1928 г. в справке комиссии ЦК КП(б)У указывалось на «отсутствие ученых-профессоров и разрабатывались меры по решению этой проблемы» [43].

Так же негативно влияло на стабильность и качество работы трудового коллектива такое явление, как совместительство. Около половины преподавателей вузов были внештатными работниками.

На протяжении 20-х гг. преобладающее большинство наиболее квалифицированных преподавателей так называемой «старой школы» покинули вузы.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на нерешенность многих проблем, в 20-е годы в целом удалось обеспечить педагогическими кадрами учреждения специального (профессионального) образования.

4.2 Материальное обеспечение и социальный статус педагогов

Материальное обеспечение и социальный статус педагогов зависели от уровня заработной платы, жилищный и бытовых умов, а также от количества учебных часов социальной защищённости и отношения власти к потребностям педагогов. В советской исторической литературе сложился стереотип исключительно позитивного освещения того, как решались эти вопросы. Решающую роль в материальном обеспечении педагогов играла их заработная плата в высших учебных заведения в начале 20-х годов оплата труда осуществлялась в натуральной форме, а начиная с 1923 года – в денежной. Но размеры зарплаты преподавателей и профессуры были низкими и выходили за рамки нормального физического существования.

Чтобы унифицировать заработную плату в ВУЗах, в 1923-1924 учебном году была проведена перепись всех научно-преподавательских сил. В начале 1925 года было зарегистрировано 3362 научных сотрудников. Из них около 3 тыс. составляли преподаватели ВУЗов. Всех преподавателей распределяли по категориям. В первую вошли начинающие, которые ещё не имели необходимой квалификации (оклад 88 руб.). Во вторую и третью – профессоры и преподаватели высокой квалификации (средний оклад – 152 руб.). В четвёртую и пятую – известные учёные (111 человек с окладом 200 руб.). В 1926-1927 учебном году зарплата в ВУЗах немного возросла, когда вместо почасовой оплаты была введена штатная система оплаты труда. Преподаватели 1 и 2 категории получали 110-130 рублей, а профессора 1 и 2 категории – 155-180 рублей [44].

Повышение зарплаты на15-30-% в высшей школе произошло в 1928 году. И в этот раз повышение зарплаты сопровождалось повышением годовой нагрузки преподавателя.

В ходе внедрения данной системы в ВУЗах от 60 до 74% преподавателей должны были потерять в зарплате. В целом по ВУЗам новая система оплаты труда должна была сэкономить 140 тыс. рублей [45].

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.