на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Судебная реформа начала XX века и фракции Государственной думы

В отличие от правых и крестьянских депутатов думский центр, представленный Союзом 17 октября умеренно-правыми, русской национальной фракцией и представителями польского коло, полагал, что государство должно выражать общественные интересы, т.е. смотрел на государство и право как на средство, которое должно служить всему обществу, а не отдельным его классам, бюрократии и т.д., средство, которое в то же время должно контролировать общество. Иначе говоря, по мнению ораторов от центра, необходимо было расширение участия гражданского общества в управлении делами государства, но постепенное и под контролем властного аппарата. Такое воззрение на государство объясняет то, что они не стояли на точке зрения правых о том, что политическая преступность порождает уголовную. Поэтому они были согласны распространить условное освобождение на крепость и даже выступили инициаторами этого предложения, составляя большинство в думской комиссии по разработке законопроекта. По-видимому, то обстоятельство, что октябристский центр постепенно разочаровывался в желании правительства и поддерживавших их правых в способности приступить к поиску действенного политического компромисса с обществом в условиях прекращения революции и наступления эры относительной политической стабильности, выразившейся в постепенно начавшейся переориентации столыпинской администрации с октябристов на правых, свёртыванием обещанных ранее реформ, объясняет тот факт, что центристы несколько изменили свою точку зрения на политическую преступность. Обсуждая ранее законопроект об условно-досрочном освобождении, октябристы высказывались категорически против того, чтобы он распространялся на лиц, заключённых в крепости, мотивируя это обстоятельство точно так же, как и правительство, в данном случае – тем, что политические преступники якобы «не подлежат исправлению», что, по-видимому, объясняется как раз тем, что с их точки зрения, как и с точки зрения правительства, необходимо было добиться сначала политической стабильности путём подавления сил, угрожающих самому существованию государства, а уж потом приступать к реформам, отвечающим интересам широких слоёв населения: реальному обеспечению неприкосновенности личности и собственности, политических свобод, ликвидации сословного строя и т.д. В отсутствии движения в этом направлении в условиях, когда должная политическая стабильность была достигнута, октябристы и их союзники не без основания видели в этом проявление изоляции правительства от общественности, оправдываемых борьбой с политическими преступлениями, в которых октябристы теперь стали видеть в какой-то степени отражение если не законного и оправдываемого, то вполне объяснимого недовольства населения, вследствие крайне ограниченной трактовки правительством ряда свобод, в особенности свободы печати. Однако они полагали, что случайным преступником мог быть лишь преступник, совершивший крайне «малозначительное» по своему характеру преступное деяние, достойное заключения в крепости. Поскольку в отличие от правых и крестьянских депутатов они признавали психологические причины преступности, зависящие от морально-нравственных качеств конкретной личности, они, как и представитель правительства, полагали возможным его исправление путём ограничения разрушительного влияния на нравственный облик «случайного» преступника краткосрочного тюремного заключения и включения его в нормальную жизнь общества, отводя, впрочем, в методах исправления весьма почётную роль тому страху, который преступник будет испытывать перед возможным заключением в места лишения свободы; видя в законопроекте возможность не ослабить, а лишь усилить репрессию, сделав её, таким образом, более действенной. Что касается социальных причин преступности, то ряд депутатов от центра обращали внимание на них, но упоминали лишь вскользь, не видя их связи с данным законопроектом, и понимали их весьма абстрактно, что говорит о том, что, в целом, социально-экономический порядок России не выступал в качестве главного объекта их критики. Депутаты от центра были склонны доверять институтам государственной власти и судебной системе, поскольку они при новом «постманифестном» порядке начали, по их мнению, служить интересам общества. Поэтому они выступили за то, чтобы дать право на вынесение решения об условном осуждении не только коронному суду, но и суду присяжных, мотивируя это тем, что это, с одной стороны, предотвратит опасность появления большого числа неоправданных приговоров, освобождающих заведомых преступников от уголовной ответственности, а с другой – будет способствовать сближению обеих коллегий уголовного отделения окружного суда. Здесь видно, что, по мнению центра, институты гражданского общества должны (в частности, суд присяжных, прежде всего) обслуживать государственные интересы и быть в связи с этим в определённой степени подконтрольны государству. В целом, фракция стояла на точке зрения о соответствии проекта нуждам и потребностям основной массы населения. Октябристы и примыкающие к ним полагали, что с правовым бескультурьем крестьянства, таким широко распространённым явлением в крестьянской среде, как самосуд надо бороться, а не опираться на него в политической борьбе. Однако необходимо отметить, что такая точка зрения разделялась не всеми и по вопросу об исключении частноправовых уголовных преступлений из преступлений, находящихся в сфере действия законопроекта, что якобы не будет способствовать провоцированию самосудов, центр раскололся, и это позволило Думе принять эту поправку.

Позиция леволиберальных фракций – кадетов и примыкавших к ним прогрессистов и представителей мусульманской группы по поводу законопроекта также отличалась значительным своеобразием. Государство они считали результатом общественного договора, продуктом социального компромисса, орудием в полном смысле слова «общего дела». В выступлениях ораторов от этих леволиберальных фракций постоянно звучит мотив того, что при осуществлении законодательной деятельности нельзя идти навстречу субъективным интересам определённой категории населения, что правосознание государства должно быть чем-то «средним», что необходим социальный и политический компромисс, консенсус, учёт интересов различных категорий населения. А это, по их мнению, возможно было только на основе полного равенства всех перед законом и судом. Поэтому преступность политическую и общеуголовную они не противопоставляли, требуя равенства всех перед законом независимо от политической подоплёки совершённого преступления. Кроме того, они считали политическую преступность менее опасной для общества, поскольку она была вызвана «более высокими мотивами» и, с их точки зрения, была следствием лишь недостаточного учёта государством интересов различных социальных сил, носящего временный характер. Исходя из этих доводов представители партии Народной свободы выступили за распространение условного освобождения на заключённых в крепости. Они признавали социальные причины преступности и поэтому думская комиссия по разработке законопроекта по инициативе и при активном участии кадетов предлагала поправку к министерскому проекту, устраняющую ограничения в праве и дееспособности условно осужденных, ибо опасались, что такие ограничения могут толкнуть человека, не могущего заработать честным трудом, на новое, ещё более тяжкое преступление. Правда, эти причины всё же не выдвигались кадетами на первый план. Они обращали гораздо большее внимание на психологические истоки преступности. Поэтому они полагали возможным «моральное исправление» преступников случайных, маловажных, «соблазнённых». На их взгляд, средствами такого исправления могли стать «нравственное испытание», существенную роль в котором, по их мнению, должен был как раз в соответствии с условиями законопроекта играть страх неотбытого наказания, предоставление преступнику дополнительной возможности приспособиться к условиям человеческого общежития и неприменение для такой категории преступников краткосрочного тюремного заключения, содействовавшего согласно объективным данным юридической науки росту преступности вообще и рецидива в частности. Таким образом, в соответствии со взглядом на государство как на «соотношение государственных сил», как на средство согласования общественных интересов кадеты видели в наказании не средство подавления, мщения и возмездия, а орудие приспособления его к принятым большинством общества условиям существования. Поэтому представители фракции не только выступили в целом против «ограничительных» поправок правых, крестьянских депутатов (которых они обвиняли в отстаивании своих узкосоциальных интересов) и частично центра, но и предложили расширить пределы действия законопроекта, распространив условное осуждение и на несовершеннолетних преступников, подлежащих отдаче в воспитательно-исправительные заведения, в связи с чем предоставить такое право специальным удам для несовершеннолетних; также приговаривать к условному осуждению (поправка, проваленная правыми при активной поддержке со стоны министра юстиции). Кадеты и поддерживающие их фракции в большей степени, чем правые и центр доверяли и государственным институтам, подвергшимся после манифеста 17 октября 1905 г. серьёзному реформированию и тем более общественной самодеятельности, которая должна была содействовать появлению в России полноценного гражданского общества и правового государства. Они считали необходимым укрепление авторитета судебных органов, упрочение их связи с формирующимся гражданским обществом. Средство такого укрепления роли и значения суда вообще и суда присяжных, суда в наибольшей степени «общественного», в особенности, по их мнению, и предоставлял законопроект, который мог избавить судей от «трагедии судейской совести», выражающейся в дилемме – освободить ли случайного, но заведомо виновного преступника от наказания или покарать его, обрекая на тюремное «растление». И в том и другом случае авторитет суда, несомненно, страдал. Благодаря законопроекту ситуация могла поменяться коренным образом. Поэтому кадетские депутаты, выступая в роли основных докладчиков думской комиссии по разработке законопроекта, горячо отстаивали необходимость не только будущего закона, но и его расширения – распространения права выносить решения о возможности условного освобождения на суд присяжных. Фракция полагала, что законопроект адекватен потребностям населения, принят в интересах широких народных масс и полностью соответствует «русскому правосознанию». В отличие от правых они не считали возможным опираться на низкую правовую культуру крестьянского населения. Кадетская фракция предпочла поднимать её, показав крестьянским депутатам, всему крестьянскому населению и российскому обществу бесперспективность и прямой вред устрашения, возмездия и изоляции всех преступников без разбора, как меры, ведущей лишь к росту преступности, рецидива и того же крестьянского самосуда. Она выступила против всех «право-крестьянских» «изъятий» из законопроекта как меры, разрушающей основы правового государства и гражданского общества, основным постулатом которых является равенство всех перед законом.

Трудовики являлись, так сказать, «эволюционными социалистами», а потому негативное отношение к классовой сущности современного им государства сочеталось у них с надеждой на возможность его постепенной эволюции под влиянием формирующегося гражданского общества и правового государства. Элементами построения такого государства, в частности, должно было стать законодательство, отвечающее новым прогрессивным принципам уголовного права и ограничивающее произвол административной власти. Поэтому они решили поддержать редакционную комиссию и голосовали за её вариант законопроекта. Поскольку они полагали, что противопоставляя общеуголовную и политическую преступность нельзя добиться общественного согласия, против которого фактически как победители в гражданской войне 1905–1907 гг. выступали правые и правительство и, следовательно, становления гражданского общества и правового государства, они категорически отстаивали необходимость распространения законопроекта на лиц, приговорённых к заключению в крепость. Само понимание политической преступности они в отличие от кадетов, твёрдо стоявших на почве соблюдения позитивного права, считали чрезмерно расширенным и предлагали бороться с ней не уголовными наказаниями, а политическим просвещением народа, для чего реально гарантировать соблюдение самых широких демократических свобод. Трудовики так же, как и представители более правых фракций признавали «личные» мотивы совершения преступлений и, следовательно, возможность их исправления путём организации условного осуждения. Однако главными причинами преступности они считали всё-таки социальные, полагая, что в современных условиях преступления совершаются, в основном, из-за отсутствия у значительной массы населения средств существования. Поэтому, по их мнению, необходимо было полностью запретить продажу алкоголя и приступить к реализации законодательной программы первых Дум в интересах крестьянства – расширение крестьянского землевладения, уравнение крестьян в правах с другими сословиями и т.д. В отличие от своих соседей «справа» трудовики жёстко критиковали современное состояния суда, полиции, администрации, но пытались найти возможность улучшить его с помощью данного законопроекта, усилив контроль общественности за действием судебно-бюрократического аппарата и правительственной администрации. Поэтому они поддержали поправку о распространении законопроекта на суд присяжных, полагая, что этот суд менее подвержен административному давлению, чем коронный. Полагая, что законопроект соответствует общенациональным потребностям, должен быть принят в том числе и в интересах крестьянства, представителями интересов которых они и представляли себя в Думе, депутаты от трудовой фракции в отличие от правых не желали заниматься демагогией и умиляться правовым нигилизмом крестьянства. Поэтому они, ставя своей целью поднять уровень правосознания сельского населения, предложили исключить предложенную правыми и крестьянскими депутатами поправку к правительственному законопроекту о нераспространении условного осуждения на лиц незаконно торговавших спиртным, мотивируя это тем, что данное изъятие неприемлемо для права, которое обязано охранять интересы всего общества. Очевидно, что трудовики здесь в подлинно государственных интересах смогли подняться над сиюминутной политической конъюнктурой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.