на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Шпоры по Гражданскому праву Украины (общая часть)

Специальная глава (12) посвящена регулированию возник­новения и прекращения права собственности, моменту его возникновения, распределению риска случайной гибели и пр.

Для защиты права собственности, как • раньше, были предусмотрены вещные иски. Но теперь привилегии госу­дарства по виндикации его имущества были дополнены аналогичными привилегиями для колхозов, иных коопера­тивных и общественных организаций (ст. 146).

Раздел "Обязательственное право" состоит из двух час­тей. В первой из них регулируются общие положения обя­зательств - дано их определение, названы (в не очень удачной по характеру - отсылочной норме - ст. 151 ГК) основания возникновения, указаны требования к исполне­нию обязательств и т.д.

В целом, общие положения обязательственного права до­статочно традиционны. Наиболее существенными можно при­знать новеллы относительно способов обеспечения обяза­тельств (выделенных особо и объединенных в отдельную главу), а также определения условий ответственности за нарушение обязательств.

Если говорить об общих тенденциях, то следует отме­тить особое внимание законодателя к такому способу обес­печения, как неустойка. Теперь она может быть не только договорной, но и следовать непосредственно из закона (причем, -сфера применения последней и в дальнейшем не­уклонно расширялась). Регулирование залога, наоборот, было не слишком детальным, не упоминались некоторые ранее существовавшие виды залога (права застройки, права требования и т.п.), не шла речь о перезалоге и т.д. Появился также новый способ обеспечения обяза­тельств - гарантия, являвшаяся по сути, поручительством, но в отношениях между социалистическими организация­ми (ст. 196).

Таким образом, был закреплен принцип "виновного с ис­ключением" начала. Это явилось шагом вперед.

Отдельным видам обязательств посвящена вторая часть раздела. Из многочисленных возможных вариантов построе­ния системы обязательств законодатель избрал традицион­ную, напоминавшую право Юстиниана и Гражданский ко­декс Франции 1804 г., структуру:

1) договорные обязательства (купля-продажа, дарение, по­ставка, контрактация, имущественный наем, наем жилого помещения, безвозмездное пользование имуществом, подряд, подряд на капитальное строительство, перевозка, государ­ственное страхование, заем, расчетные и кредитные отно­шения, поручение, комиссия, хранение, пожизненное содер­жание, совместная деятельность);

2) как бы договорные обязательства, то есть обязательства, возникающие из односторонних действий (объявление конкурса);

3) обязательства из правонарушений (вследствие причи­нения вреда);

4) обязательства из как бы правонарушений (вследствие приобретения или сбережения имущества без достаточных оснований).

Раздел IV - "Авторское право", как и два последующие -"Право на открытие" и "Изобретательское право", являют­ся абсолютными новеллами Гражданского кодекса. В ГК УССР 1922 г. данные виды отношений не упоминались "вообще. Они входили в сферу правового регулирования специального законодательства - Закона УССР от 6 февра­ля 1929 г. "Об авторском праве", созданного на базе со­юзных "Основ авторского права" от 11 мая 1928 г. Такое решение было не совсем удачным, и при второй кодифика­ции положение исправили. При этом принципиальные реше­ния названных актов в значительной степени были перене­сены в ГК 1963 г. Это касается определения авторского права, определения его субъектов, объема их прав, содер­жания авторских договоров и т.п.

В результате неоднократных изменений и дополнений (особенно после присоединения СССР к Всемирной конвен­ции об авторском праве) многие -«положения данного разде­ла стали существенно отличаться от первоначальной редак­ции, а в процессе дальнейшего обновления законодатель­ства утратили силу.

Последнее касается и права на открытие й изобретатель­ского права.

В числе новелл наследственного права (раздел VII) можно назвать: установление очередей наследования по закону с равенством долей наследников внутри очереди (ст. ст. 529, 530); определение порядка наследования нетрудоспособными иждивенцами, усыновленными и усыновителями (ст. ст. 531, 532); расширение права распоряжения имуществом путем завещания с ограничением его только оговоркой о праве на обязательную долю (ст. 535). Предусмотрено, что завещание должно быть в нотариальной форме, однако, при этом был значительно расширен круг случаев, когда завещания могли быть приравнены к нотариально удостоверенным (ст. 542). Среди завещательных распоряжений названы завещательный отказ (легат) - ст. 538, подназначение наследника (наслед­ственная субституция) - ст. 536, возложение на наследника исполнения действий для общеполезной цели - ст. 540, возложение на наследника обязанности предоставления друго­му лицу права пожизненного пользования домом - ст. 539.

5.    Значение судебной и арбитражной практики в применении и дальнейшем совершенствовании гражданского  законодательства.

Важное значение при рассмотрении вопросов об ис­точниках гражданского права приобрели вопросы су­дебной практики. В этом аспекте необходимо, во-пер­вых, отметить следующие принципиальные и определяющие моменты: украинская правовая сис­тема не относится к странам с системой общего пра­ва, и поэтому прецедент не является источником права в Украине; во-вторых, система судоустройства в Ук­раине представляет многоуровневую систему общих и специализированных судов.

Под судебной практикой следует понимать деятель­ность судов по единообразному применению норм пра­ва при разрешении имущественных и личных иму­щественных и неимущественных споров. Понятие «су­дебная практика» может быть рассмотрено с несколь­ких сторон. Во-первых, судебная практика — это руководящие разъяснения судам по вопросам при­менения действующего гражданского законодатель­ства при рассмотрении разных категорий граждан­ских дел. Такие руководящие разъяснения содер­жаться в постановлениях Пленума Верховного суда Украины, а также письмах Президиума Высшего Ар­битражного суда Украины. Руководящие разъясне­ния принимаются на основе анализа и обобщения су­дебной практики и даются в порядке судебного тол­кования. Обобщением и анализом судебной практи­ки занимаются все суды Украины. При принятии таких руководящих разъяснений, прежде всего, руководствуются требованием обеспе­чения единообразного применения и понимания за­конов Украины. Поэтому возникает ситуация, когда, с одной стороны, в Украине не действует судебный пре­цедент, а с другой, всем государственным органам и судам, прежде всего, необходимо обеспечить едино­образное действие, понимание и применение всего за­конодательства Украины (что продиктовано самой су­тью механизма действия любого нормативно-право­вого акта). Этой приведенной ситуацией объясняется то, что вопрос о природе руководящих разъяснений судов являлся и является по сей день спорным как в научной литературе, так и в практике. Согласно точ­ке зрения одних ученых руко­водящие разъяснения содержат нормы права, другие ученые не поддерживают эту точку зрения. Таким образом. Пленум Верховного суда прини­мает постановления, в которых содержатся руководя­щие разъяснения. Такие полномочия Верховному су­ду предоставлены Законом Украины «О судоустрой­стве» (Закон от 5 июня 1981г. с изменениями Закона от 24.02.94 г.), в котором указано, что Верховный суд «изучает и обобщает судебную практику, анализиру­ет судебную статистику и дает руководящие разъяс­нения судам по вопросам применения республикан­ского законодательства, которые возникают при рас­смотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного суда Украины являются обяза­тельными для судов, иных органов и служебных лиц, которые применяют закон, по которому дано разъяс­нение» (абзац третий ст. 40, п.2 ст. 45 указанного Закона). Таким образом, указанные руководящие разъяснения, не создавая новых норм права, тем не менее обладают обязательной силой для определенного круга лиц. В частности, даже в мотивировочной части решения по гражданскому делу должны содержаться в необходимых случаях ссылки на соот­ветствующие руководящие разъяснения Пленума Верховного суда (ч. 4 п. 6 Постановления Пленума Верховного суда Украины от 29.12.76 г. с последующими изменениями и дополнениями «О судебном решении»),

Подобная норма содержится в Законе Украины «Об арбитражном суде» — в пункте 3 статьи 12 «Пол­номочия Высшего Арбитражного суда Украины». Пленум Высшего Арбитражного суда Украины при­нимает руководящие разъяснения, которые обяза­тельны для судей и участников хозяйственных пра­воотношений, которые применяют законодательство, в отношении которого дано такое разъяснение. У Высшего Арбитражного суда сложилась также прак­тика рассылать своим областным и приравненным к ним судам письма Высшего Арбитражного суда, которые часто приобретают такую же силу, как и руководящие разъяснения.

Постановления судебных пленумов призваны лишь толковать и разъяснять смысл гражданского законо­дательства, но не создавать новые нормы гражданско­го права, поэтому они в любом случае не являются источниками норм гражданского права. Термин судебная практика понимается как многократное, единообразное решение судами одной и той же категории дел. Судебная практика в этом пони­мании также не является источником гражданского права, поскольку судья, решая дело, по которому име­ется сложившаяся судебная практика, не связан до­водами решений судов по подобной категории дел и выносит решение, основываясь исключительно на сво­ей правовой оценке установленных судом обстоя­тельств дела (при соблюдении буквы закона). Ниже приведены максимально полный перечень постанов­лений Пленума Верховного суда Украины, касающих­ся отдельных вопросов гражданского права.

6.    Действие гражданско-правовых законов во времени и пространстве.

а) Действие гражданского законодательства во времени.

При применении нормативного акта нередко возникает вопрос, с какого момента начинают свое действие новые нормы гражданского права и как долго они действуют, ограничены они временем или нет.

Введение в действие гражданских законов и иных нор­мативно-правовых актов на территории Украины определя­ется, прежде всего. Конституцией Украины (ст.ст. 57, 58, 94, ч. 3 ст. 106, ст. 117).

В соответствии с общими правилами статьи 57 Консти­туции, законы и иные нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан, должны быть до­ведены до сведения населения в порядке, установленном 'законом. Несоблюдение этого правила влечет недействи­тельность соответствующего акта.

Статья 94 Конституции Украины предусматривает, что закон вступает в силу через 10 дней со дня его официаль­ного обнародования. Самим законом может быть предусмот­рено, что он вступает в силу в ином порядке, но в любом случае это происходит не ранее дня его опубликования в соответствующих официальных изданиях.

Согласно ст. 6.10.3 Регламента Верховной Рады Украи­ны официальным опубликованием законов и иных актов Вер­ховной Рады Украины признается их публикация в "Відо­мостях Верховної Рады Украйни" в течение 30 дней, а также в газете "Голос України" в течение 5 дней после даты принятия.

Международные договоры являются частью националь­ного законодательства. Порядок вступления их в силу предусмотрен ст. 20 Закона Украины "О международных дого­ворах Украины". Из ее содержания следует, что к числу международных договоров, имеющих силу для Украины, относятся: договоры, ратифицированные Верховной Радой Украины; договоры, утверждение, принятие или присоедине­ние к которым осуществлено на основании решений соот­ветственно Верховной Рады Украины или Президента Ук­раины; договоры, которые вступили в силу с момента подписания их Президентом Украины. Указанные договоры под­лежат опубликованию в "Відомостях Верховної Ради Ук­раїни", в газете Верховной Рады Украины "Голос Украї­ни", а также в "Зібранні чинних міжнародних договорів України".

Порядок вступления в силу иных нормативно-правових актов определяется отдельно. В соответствии со статьей 1 Указа Президента Украины от 10 июня 1997 года "О по­рядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу" официальными печатными изданиями в этом случае являются "Відомості Верховної Ради України", "Офіційний вісник України", газета "Уря­довий кур'єр".

Согласно этому Указу акты Президента Украины обще-нормативного характера вступают в силу через 10 дней со дня их официального обнародования, если иное не преду­смотрено самими актами, но не ранее дня их опубликова­ния в одном из указанных официальных печатных изданий.

Нормативные акты, изданные Кабинетом Министров Ук­раины, вступают в силу с момента их принятия, если иной срок вступления их в силу не предусмотрен в этих актах. При этом следует иметь в виду, что акты Кабинета Мини­стров, которые определяют права и обязанности граждан, вступают в силу не ранее дня их опубликования в офици­альных печатных изданиях.

Если нормативно-правовой акт опубликован в газете "Урядовий кур'єр" ранее, чем в "Офіційному віснику Ук­раїни" и "Відомостях Верховної Ради України", он вступа­ет в силу после опубликования в этой газете в порядке, изложенном выше.

Есть особенности вступления в силу нормативно-право­вых актов иных органов исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента Украины от 03.10.92 г. (с изменениями от 21.05.98 г.) "О государственной регистра­ции нормативно-правовых актов министерств и иных орга­нов исполнительной власти" с 01.01.1993 года была введе­на обязательная государственная регистрация нормативно-правовых актов, касающихся прав, свобод и законных интересов граждан или имеющих межведомственный харак­тер. Такой регистрации подлежат нормативные акты мини­стерств, иных центральных органов исполнительной власти, органов хозяйственного управления и контроля, а также ме­стных органов исполнительной власти в Автономной Рее* публике Крым, областях, Киеве, Севастополе, районах об­ластей, районах городов Киева и Севастополя. Согласно пункту 1 Указа Президента от 03.10.92 г. перечисленные нормативно-правовые акты вступают в силу через 10 дней после их государственной регистрации, если в них не уста­новлен более поздний срок вступления их в силу. Государ­ственную регистрацию осуществляют Министерство юстиции Украины и его органы в Автономной Республике Крым, областях, районах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.