на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Транспортные обязательства

Ответственность перевозчика за несохранность перевозимого груза ограничивается частью реального ущерба, причиненного грузовладельцу. Эта часть ущерба может возмещаться перевозчиком трояко: а) в случае утра­ты или недостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостаю­щего груза; б) в случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости; в) в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности,— в размере объявленной стоимости груза (п. 2 ст. 796 ГК)[27]. Для определения стоимости груза приме­няется несколько способов. Доказательством стоимости груза прежде всего является его цена, указанная в счете продавца или в договоре. В Законе РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» указано, что цена, указан­ная в счете или договоре, определяется с учетом налога на добавленную сто­имость и инфляции (п. 3 ст. 20). При отсутствии счета или договорной цены применяется общее правило: стоимость груза исчисляется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, например на бирже (п. 3 ст. 424 Закона, ст. 110 ТУЖД, ст. 169 КТМ). На морском транспорте в случае, если род и вид, а также стоимость груза не были объявлены отправителем до погрузки и не были внесены в коносамент, ответственность перевозчика за утрату и повреждение груза не может пре­вышать определенной в законе твердой ставки за каждое место груза (либо за 1 кг груза)[28]. Однако морской перевозчик теряет право на ограничение от­ветственности, когда доказана его вина в форме умысла или грубой неосто­рожности. Клиент может выбрать, на какой момент исчислять цену: на дату предъявления иска или вынесения решения судом. Кроме того, наряду с воз­мещением ущерба, вызванного несохранностью груза, перевозчик возмеща­ет отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку груза, если она не входит в стоимость груза.

Особый вид нарушения перевозчиком своих договорных обязанно­стей — просрочка в доставке груза. В этом случае перевозчик уплачивает штраф, который в действующих транспортных уставах носит характер иск­лючительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провоз­ной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза. Эта ответственность также может быть изменена по соглашению сторон с соблюдением правил ст. 793 ГК. Просрочка в доставке груза может явиться причиной его порчи или даже гибели. Тогда, кроме уплаты штрафа за про­срочку, перевозчик обязан возместить ущерб, причиненный порчей (ги­белью) груза.

От имущественной ответственности за нарушение обязательств по пере­возке необходимо отличать заранее установленное распределение риска убытков, которые могут возникнуть при транспортировке груза. К числу та­ких случаев относится специальное понятие в морской перевозке — авария. Под аварией в морском праве понимаются убытки, возникшие в результате наступления тех или иных обстоятельств в процессе перевозки. В зависимо­сти от причин этих убытков различаются общая и частная аварии (гл. XVI КТМ).

Общая авария характеризуется прежде всего тем, что убытки причиня­ются намеренными и разумными действиями в интересах всех участников перевозки (отсюда и ее название, ст. 284 КТМ). Эти убытки могут выражать­ся: а) в уничтожении части груза или судового имущества (например, в це­лях спасания на море груз выбрасывается за борт); б) в каких-либо расходах (например, расходы, вызванные вынужденным заходом судна в место убе­жища из-за несчастного случая); в) в иных пожертвованиях (например, в це­лях снятия с мели судна, находящегося в опасном положении, менее ценная часть груза выбрасывается за борт) и т. д. Перечень убытков (расходов), ко­торые считаются общей аварией, является примерным (ст. 286,287 КТМ), а нормы, регламентирующие ее последствия, — диспозитивными (ст. 285 КТМ)[29]. Убытки признаются общей аварией лишь при условии, что соответ­ствующие расходы или пожертвования носят чрезвычайный характер и по­несены вследствие намеренных и разумных действий в целях спасания суд­на, груза и фрахта от общей для них опасности. При отсутствии хотя бы од­ного из перечисленных условий авария признается частной. Если, напри­мер, при перевозке уничтожается заболевшее животное, это будет частная авария, так как опасность грозила только грузу, но не судну. Перерасход топ­лива для преодоления встречного штормового ветра, предпринятый для ско­рейшего достижения порта, также не составит общей аварии, поскольку эти расходы не являются чрезвычайными, а связаны с обычными опасностями на море. Такие расходы предусматриваются правилами эксплуатации судов в качества штормового запаса топлива. Перечень убытков, не являющихся общей аварией, дан в ст. 297 КТМ.

Правовые последствия общей и частной аварий различны. Убытки, со­ставляющие частную аварию, относятся на счет того, кто их понес (судовла­делец, перевозчик или грузовладелец), или на того, кто отвечает за их причи­нение. Расходы или пожертвования, отнесенные к общей аварии, распределяются между всеми участниками перевозки пропорционально стоимости судна, груза или фрахта. Убытки по общей аварии распределяются между всеми участниками перевозки и в том случае, когда опасность, вызвавшая чрезвычайные расходы или пожертвования, возникла по вине третьего лица или одного из участников договора морской перевозки. Такое распределе­ние, однако, не лишает участников общей аварии права на взыскание с от­ветственного лица понесенных убытков (п. 3 ст. 285 КТМ).

Расчет, составленный в целях распределения убытков по общей аварии, называется диспашей, а общая стоимость имущества, соразмерно которой устанавливаются взносы на покрытие убытков, возмещаемых в порядке рас­пределения общей аварии, — контрибуционной стоимостью (капиталом). Диспаша составляется специальными лицами — диспашерами на основе со­бранных доказательств. На время составления диспаши приостанавливается течение срока исковой давности по общей аварии.

Претензии и иски по перевозкам грузов. Специфика рассмотрения споров по грузовой перевозке заключается в наличии особого претензионного порядка. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из пере­возки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмот­ренном транспортным уставом или кодексом (ст. 797 ГК)[30]. Претензия — это обращенное к перевозчику письменное требование об уплате штрафа или о возмещении убытков в связи с ненадлежащим исполнением обязательства по перевозке. Лишь при отклонении претензии (полностью или частично) либо при неполучении в течение установленного срока ответа на нее можно предъявить иск. Если претензия не была заявлена, истец лишается права на иск.

Право на предъявление претензии принадлежит: а) отправите­лю — при невыполнении перевозчиком обязанности подать транспорт­ные средства; б) отправителю и получателю — при полной утрате груза в зависимости от того, кто из них предъявил документы на груз (грузовую квитанцию, коносамент); в) получателю — при недостаче, порче или по­вреждении груза, а также в случае просрочки в его доставке против на­кладной или коносамента; г) отправителю или получателю — при пере­боре грузовых платежей в зависимости от того, кто из них представит на­кладную (коносамент).

Передача другим лицам права на предъявление претензии, в принципе, не допускается, кроме случаев передачи такого права отправителем получа­телю и наоборот, а также любым из них экспедитору или страховщику.

Претензия с приложением необходимых документов должна быть заявлена в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами[31]. При частичном или полном отказе перевозчика от удовлетворения претензии или при неполучении от него ответа в тридцатидневный (на воздушном транс­порте—45-дневный) срок грузоотправитель или грузополучатель может предъявить перевозчику иск. Срок исковой давности в любых отношениях по перевозке грузов составляет один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами[32].

5.         Договор перевозки пассажира и багажа

Перевозка пассажиров. Одна из задач транспорта состоит в перемеще­нии пассажиров и их багажа. Возникающие при этом отношения оформля­ются договором, в силу которого одна сторона (перевозчик) обязуется пе­ревезти пассажира в обусловленный пункт назначения, а другая сторона (пассажир) обязуется уплатить за проезд установленную плату (ст. 786 ГК).

Договор перевозки пассажира — взаимный, возмёздный и консенсуальный, что отличает его от договора перевозки груза. Кроме того, договор пе­ревозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным. Перевозка пассажиров регулируется в общей форме ГК, транспортными ус­тавами и кодексами, а также действующими Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров[33]. Поскольку стороной этого договора выступает гражданин-потребитель (пассажир), на этот вид перевозок распространяют­ся Закон о защите прав потребителей и другие правовые акты[34].

Договор оформляется выдачей пассажиру проездного билета, в котором указываются все существенные условия договора. Форма билета устанавли­вается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. На отдельных видах городского транспорта (например, метро) договор мо­жет заключаться конклюдентными действиями пассажира без выдачи биле­та (при проходе через турникеты метро и осуществлении платежа магнитной картой или жетоном). На всех видах транспорта (за исключением воздушно­го и железнодорожного в поездах дальнего следования) проездные билеты являются предъявительскими документами: транспортная организация обя­зана исполнить договор перевозки в отношении любого пассажира, предъ­явившего билет или его аналог при посадке. Однако после начала перевозки передача проездного билета не допускается. Утраченный билет не восста­навливается, а внесенная по нему плата за проезд не возвращается.

Договоры перевозки пассажиров могут быть разовые (для однократного проезда) и длительные. Последние применяются при перевозках городским и пригородным транспортом и заключаются путем приобретения абоне­ментного билета. Разовые договоры могут заключаться для проезда в од­ном, а иногда и в обратном направлении (туда и обратно) и имеют установ­ленный срок действия (срок годности), в пределах которого пассажир име­ет право делать остановки в пути, т. е. прерывать перевозку. В некоторых случаях срок годности билета может быть продлен. При этом, если билет не был использован по уважительной причине (например, по болезни пас­сажира), перевозчик обязан, а в остальных случаях вправе продлить срок годности билета.

Провозная плата, будучи ценой договора, на транспорте общего пользо­вания определяется тарифами, а в остальных случаях — соглашением сто­рон (ст. 790 ГК). Тарифы на перевозки устанавливаются федеральными и ме­стными (для городского и пригородного транспорта) органами исполнитель­ной власти. Тарифы зависят от вида перевозки, ее расстояния, рода (типа) перевозочных средств и категории (класса) занимаемого в них места. Суще­ствуют общие и льготные тарифы для некоторых пассажиров. В установлен­ных законом случаях пассажир вообще может быть освобожден от внесения провозной платы (пенсионеры в городском транспорте и др.). Понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Провозная плата вносится при заклю­чении договора. Исключение составляют перевозки в немаршрутных таксо­моторах, расчеты за перевозку в которых производятся после ее завершения.

Основная обязанность пассажира — уплата провозных платежей. При­обретение билета и означает исполнение данной обязанности, если пассажиру не предоставлено право бесплатного проезда. Пассажир обязан хранить билет до окончания поездки и предъявить его в пути следования по первому требованию должностных лиц, уполномоченных на проверку проездных до­кументов. Пассажир, обнаруженный в поезде (на судне, в самолете) без би­лета или с билетом, не дающим право на проезд в данном поезде (на судне в самолете), обязан уплатить штраф в установленном размере и, кроме того, стоимость проезда до ближайшей станции (порта). Затем он либо приобрета­ет билет для дальнейшего следования, либо удаляется из поезда (снимается с рейса). Пассажиры обязаны соблюдать установленные правила перевозок.

Права, которые принадлежат пассажиру, различны и могут быть связа­ны с: а) заключением и исполнением договора перевозки; б) изменением первоначально заключенного договора и в) отказом от его исполнения. В са­мом общем виде они указаны в ст. 786 ГК и конкретизированы в транспорт­ных уставах и кодексах. Кроме того, перечень этих прав не замыкается в рамках транспортного законодательства. Пассажир, выступающий как потребитель, имеет и иные права, вытекающие из Закона о защите прав потре­бителей (гл. III).

Прежде всего, пассажир имеет право занять место в соответствии с биле­том. В случае непредоставления пассажиру места согласно билету перевоз­чик обязан предоставить ему место хотя бы и более высокой категории без взимания доплаты. При согласии пассажира занять место меньшей стоимо­сти ему возвращается разница. Если пассажир отказывается от предложенной  ему замены, перевозчик возвращает стоимость проезда. Кроме того, пассажир вправе провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет (на воздушном и морском транспорте — до 2 лет, а в городском транс­порте — до 7 лет), если он не занимает отдельного места. Другие следующие с пассажиром дети провозятся по детским билетам с предоставлением от­дельного места. Пассажир вправе также бесплатно провозить с собой вещи (ручную кладь) в пределах установленных весовых норм. Сверх этих норм ручная кладь может провозиться в качестве багажа за отдельную плату. Пас­сажир вправе сделать одну остановку в пути, предупредив о том перевозчи­ка, с продлением срока годности билета на установленное время, а в случае болезни — на время болезни (при наличии справки из лечебного учрежде­ния).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.