на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Внешнеэкономические связи России с зарубежными странами

Значение СПС заключается в том, что в последние годы ЕС превратился в главного партнера России в международном сотрудничестве. В стратегическом плане ЕС, располагающий мощным торгово-промышленным и финансовым потенциалом, будет и впредь играть ведущую роль в российских внешне­экономических связях. ЕС выступает как серьезный импортер энергетических и сырьевых товаров, составляющих основу со­временного российского экспорта. На его долю приходится 35 процентов товарооборота России.

В соответствии с Соглашением о партнерстве и Сотрудни­честве для товаров ЕС и России устанавливается национальный режим. Это означает, что российские товары на рынке ЕС и товары ЕС на рынке России не могут облагаться налогами и сборами более высокими, чем отечественные товары.

В соответствии с Соглашением отменяются количествен­ные ограничения (квоты) на ввоз в европейские страны россий­ских товаров, за исключением текстиля, стали, ядерных мате­риалов, торговля которыми должна регулироваться отдельными соглашениями.

Соглашение обязывает Россию и ЕС обеспечивать адекват­ную и эффективную защиту прав на интеллектуальную и про­мышленную собственность.

По основным направлениям сотрудничества, оговоренным в соглашении, ЕС будет оказывать России поддержку через ТАСИС — ведущую программу предоставления субсидий быв­шим республикам СССР и Монголии. Общий объем средств, пре­доставленных России в 1991-1995 гг. в рамках ТАСИС, составил почти 800 млн. экю (т. е. свыше 1 млрд. долл.). В целом Согла­шение открывает широкие возможности по сближению России и ЕС, и ее включению в мировое хозяйство. Однако потребуется немало обоюдных усилий, чтобы в полном объеме реализовать эти возможности.

ЕС, формируя свою политику по отношению к России, рас­сматривает ее как важную и самостоятельную силу в буду­щей архитектуре Европы. ЕС обязуется способствовать необра­тимости их экономических реформ, ее интеграции в мировую экономику на основе рыночных законов, скорейшему приня­тию в В ТО и другие международные экономические организа­ции.

Направления и особенности этого сотрудничества будут во многом зависеть как от развития и трансформации самого ЕС, так и от развертывания процессов интеграции в рамках СНГ. По мнению российских специалистов главным вопросом в эко­номических взаимоотношениях России и ЕС в ближайшем деся­тилетии станет создание зоны свободной торговли и разработка механизма ее функционирования.

Россия и АТЭС

Ориентируя свою внешнеэкономическую политику на все­мерное сотрудничество с ЕС, Россия с середины 90-х годов начи­нает все больше внимания уделять развитию экономических от­ношений с другими региональными интеграционными группи­ровками. И, прежде всего, с Азиатско-тихоокеанским регионом, с АТЭС. В физико-географическом отношении принадлежность России к АТР неоспорима.

Из общего объема внутрирегионального товарообмена в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, оцениваемого при­мерно в 2 трлн. долл., на долю России приходится около 1%. Это не сообразуется с ее статусом великой азиатско-тихоокеан­ской державы, не соответствует потенциалу ее экономики. Евро­пейская ориентированность страны мешала увидеть на Востоке новые реалии будущего мира.

Российские правительственные, деловые, научные круги участвуют в такой форме интеграционной деятельности, как разработка и осуществление многосторонних проектов. Это, на­пример, проект ПРООН по развитию района реки Туманной на стыке границ России, Китая и КНДР, проект развития эконо­мической зоны Японского моря, проекты строительства маги­стральных газопроводов, линий передач и телекоммуникаций, проходящих через территории нескольких стран, уже начатое силами международных консорциумов освоение нефтегазовых ресурсов о. Сахалин и др. Для российских восточных регио­нов все более важным становится регулирование международной трудовой миграции. В перспективе Россия должна активизироваться на финансовом рынке Азиатско-тихоокеанского региона.

Таким образом, Россия фактически участвует в различных формах интеграционного процесса в Азиатско-тихоокеанском регионе, но еще довольно слабо влияет на организацию и ре­гулирование этого процесса.

Интеграция в АТР в рамках АТЭС может осуществлять­ся для России по более удобным правилам, нежели интеграци­онные процессы с ЕС. При гипотетическом вступлении в ЕС Россия обязана будет выполнять все требования Союза, выра­ботанные без нее. АТЭС — молодая, растущая группировка. В ней допускается деятельность на основе индивидуальных планов стран, критерии членства также не универсальны. Поэтому, ин-тегрируясь в Азиатско-тихоокеанский регион, Россия сохраняет возможности отстаивать свои приоритеты, защищать интересы при построении интеграционных механизмов.

В области международного экономического сотрудничества Россия стоит перед непростым выбором. Идти ускоренным пу­тем по пути все более тесных связей с западноевропейской ин­теграционной группировкой, не забывая растущую перспектив­ность экономической интеграции в Восточной Азии, или же на первом плане должен быть процесс реинтеграции бывших респу­блик Советского Союза, восстановление порванных связей с быв­шими странами СЭВ. Нынешняя внешнеэкономическая полити­ка России в значительной степени свидетельствует о попытках совмещения этих двух подходов. Насколько такие действия ока­жутся успешными, покажет ближайшее будущее.


Развивающиеся страны в мирохозяйственных связях России

Насущные задачи национального развития и реформирова­ния экономики диктуют необходимость расширения и углубле­ния внешнеэкономических связей России. Эти связи должны спо­собствовать всемерному использованию преимуществ междуна­родного разделения труда. Курс на максимально возможное ис­пользование МРТ призван привести к диверсификации внешних экономических связей.

Экономические интересы России настолько сложны и мно­гообразны, что должным образом их можно обеспечить, лишь развивая сотрудничество с самыми разными государствами и группами стран. Внешнеэкономические связи .России с развива­ющимися странами предстают как необходимое звено в меха­низме ее внешних отношений со странами мира. Тем более, что потенциал российских торгово-экономических связей со многими развивающимися странами в значительной степени не востребо­ван.

Расширение экономического сотрудничества России с разви­вающимися странами тесно связано с укреплением и развитием экспортного сектора на основе диверсификации и облагоражива­ния его структуры. Мировой опыт свидетельствует, что реаль­ные направления участия каждой страны в международном раз­делении труда формируются лишь через экспортную ориента­цию. При этом экспортоориентированность страны способству­ет созданию и поддержке прежде всего тех производств и струк­тур, которые уже обладают сравнительными преимуществами или могут их обрести впоследствии. А это, в свою очередь, спо­собствует более полному и эффективному использованию наци­ональных экономических ресурсов.

Сложившаяся взаимодополняемость экономик России и ря­да развивающихся стран, сравнительно невысокая требователь­ность их рынков, взаимные интересы и другие факторы превра­щают эти страны по многим позициям в наиболее вероятных потребителей российской продукции. В свою очередь, многие развивающиеся страны рассматривают товарообмен с Росси­ей как дополнительный и альтернативный источник в торгово-экономических связях с Западом.

По оценке российских специалистов, именно рынок развиваю­щихся государств может стать базой для наращивания, облаго­раживания структуры и диверсификации российского экспорта как в плане расширения географии экспорта, так и его реального товарного исполнения.

Наиболее благоприятны перспективы для расширения рос­сийского экспорта в группе «новых индустриальных стран». При этом возможно наращивание как экспорта сырья, так и го­товых изделий. Особенно велики потенциальные возможности для экспорта в развивающиеся страны продукции обрабатыва­ющей промышленности России, в том числе машин и оборудова­ния. Косвенным подтверждением может служить существенное нарастание спроса^на все виды сырья и готовых изделий в раз­вивающихся странах. Их совокупные закупки на мировом рынке в 70-80-е годы выросли по сырью в 10 раз, а по промышленным изделиям более, чем в 10 раз. Импорт машин и оборудования рос еще более высокими темпами.

Важным направлением российского экспорта в развивающиеся страны должен стать вывоз высокотехнологичного комплект­ного оборудования и связанных с ним услуг, лицензий, научных идей для их совместного практического воплощения и др. Это направление экспорта России должно быть ориентировано на «новые индустриальные страны». С середины 90-х годов Россия активизирует процессы технического содействия развивающим­ся странам. Основной объем работ пришелся на Китай, Иран, Индию, Марокко, Кубу. В этих странах введены в действие ряд энергетических, металлургических и других промышленных

объектов.

Традиционным направлением экспорта России в развиваю­щиеся страны должны остаться поставки вооружений и военной техники. Уход с этого рынка России может быть на руку только ее конкурентам на международном рынке вооружений из промышленно развитых стран.

В 80-е годы объем экспорта советского оружия формально достигал суммы 15-20 млрд. долл. Однако реально в казну по­ступало около 2 млрд. долл. В середине 90-х годов на экспорте вооружения и военной техники Россия получала до 3 млрд. долл. (на 1,1 млрд. долл. больше, чем в начале 90-х годов). Для срав­нения: объем экспорта оружия из США составляет примерно10 млрд. долл. в год.

Важную роль в наращивании российского экспорта в разви­вающиеся страны по всем товарным группам, но прежде всего по промышленным изделиям, должны сыграть инвестиции, напра­вленные на создание и развитие производств, ориентированных на местные рынки, а также на экспорт в третьи страны. Види­мо, свое слово в этом плане должны сказать набирающие силу в последние годы российские финансово-промышленные группы. Важно указать и на региональную направленность российских инвестиций: в первую очередь они должны направляться в так называемые полюса экономического роста, в зоны с благопри­ятным инвестиционным климатом (экспортно-производственные зоны, разного рода свободные экономические зоны).

Ориентируясь на экспортную экспансию в развивающиеся страны, следует не забывать, что существуют значительные возможности для расширения импорта из них сырья, продо­вольствия, потребительских товаров, техники и технологии и, конечно, капитала.

         Проблемы, связанные с импортом из развивающихся стран, решаются способами, давно осуществляемыми промышленно развитыми странами. Прежде всего, увеличение производства нужной нам продукции путем создания в развивающихся стра­нах собственных или совместных предприятий с участием мест­ного капитала. Второй путь — рационализация импорта путем переключения его со стран, имеющих с Россией положительный торговый баланс, на страны, у которых такой баланс отрицате­лен.

Опыт 90-х годов показывает, что в развивающихся странах, прежде всего в НИС, есть возможность приобретать широкий ассортимент промышленных изделий: одежды, обуви, товаров повседневного спроса, электроники и др. Кроме того, именно НИС Юго-Восточной Азии могут рассматриваться как важ­ный источник будущих капиталопотоков в экономику России. В Азиатско-тихоокеанском регионе сосредоточено 60 процентов мирового инвестиционного потенциала. Но доля азиатских инве­стиций составляла лишь 1,5 процента во всем объеме капитало­вложений в Россию.

Азиатские банкиры давно присматриваются к российским возможностям. Члены Ассоциации банков Азии проявили ин­терес к 20 инвестиционным проектам в России, в частности, в нефтеперерабатывающей, лесной промышленности и энергети­ке. При успешном ходе дел динамика наращивания капитальных вложений будет^ ежегодно нарастать.

Заметную роль в расширении экономических связей с разви­вающимися странами должно сыграть двух- и многостороннее научно-производственное сотрудничество, в процессе которого создаются материальные предпосылки для наращивания рос­сийского производства и экспорта. Такое сотрудничество пред­почтительно с группой «новых индустриальных стран», стран Персидского залива, с Китаем и др.

Важным фактором в развитии экономического сотрудниче­ства с развивающимися странами является их внешний долг СССР, унаследованный Россией, превышающий по некоторым оценкам 130 млрд. долл. Сознавая практическую невозможность возврата значительной части этого долга ни в ближайшей, ни в отдаленной перспективе, нужно находить подходящие компро­миссы для возврата этого долга товарами, услугами, разного рода уступками со стороны развивающихся стран.

Для мобилизации возможностей и развития уже имеющегося потенциала экономических связей с развивающимися странами нужна научно обоснованная стратегическая линия, подкрепляе­мая конкретными практическими шагами по ее реализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. А. Киреев. Международная экономика.— М.: Международные отноше­ния, 1997.

2. Международные экономические отношения / Под редакцией В. Е. Рыбалкина.— М., 1997.

3. Основы внешнеэкономических знании / Под ред. И. П. Фаминского.— М.:

4. М. Пебро, Международные экономические и валютно-финансовые отно­шения.— М., 1994.

5. Журнал «Внешнеэкономический.бюллетень». Дипломатическая ака­демия при МИД РФ, 1997.

6. Вольфганг Хойер. Как делать бизнес в Европе.— М., 1992.

7. 1992 год: новые контуры Западной Европы / Под ред. В. А. Мартынова.— М., 1992.

8. Россия и Юг: возможности и пределы взаимодействия / Под ред. Р. М. Авакова, Н. А. Симония.— М.: финстатинформ, 1996.

9. В. А. Сычева. Труженики четырех «маленьких драконов».— М.: Наука, 1991.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.