Значение
СПС заключается в том, что в последние годы ЕС превратился в главного партнера
России в международном сотрудничестве. В стратегическом плане ЕС, располагающий
мощным торгово-промышленным и финансовым потенциалом, будет и впредь играть
ведущую роль в российских внешнеэкономических связях. ЕС выступает как
серьезный импортер энергетических и сырьевых товаров, составляющих основу современного
российского экспорта. На его долю приходится 35 процентов товарооборота России.
В
соответствии с Соглашением о партнерстве и Сотрудничестве для товаров ЕС и
России устанавливается национальный режим. Это означает, что российские
товары на рынке ЕС и товары ЕС на рынке России не могут облагаться налогами и
сборами более высокими, чем отечественные товары.
В
соответствии с Соглашением отменяются количественные ограничения
(квоты) на ввоз в европейские страны российских товаров, за исключением
текстиля, стали, ядерных материалов, торговля которыми должна регулироваться
отдельными соглашениями.
Соглашение
обязывает Россию и ЕС обеспечивать адекватную и эффективную защиту прав на
интеллектуальную и промышленную собственность.
По
основным направлениям сотрудничества, оговоренным в соглашении, ЕС будет
оказывать России поддержку через ТАСИС — ведущую программу предоставления
субсидий бывшим республикам СССР и Монголии. Общий объем средств, предоставленных
России в 1991-1995 гг. в рамках ТАСИС, составил почти 800 млн. экю (т. е. свыше
1 млрд. долл.). В целом Соглашение открывает широкие возможности по сближению
России и ЕС, и ее включению в мировое хозяйство. Однако потребуется немало обоюдных
усилий, чтобы в полном объеме реализовать эти возможности.
ЕС,
формируя свою политику по отношению к России, рассматривает ее как важную и
самостоятельную силу в будущей архитектуре Европы. ЕС обязуется способствовать
необратимости их экономических реформ, ее интеграции в мировую экономику на
основе рыночных законов, скорейшему принятию в В ТО и другие международные
экономические организации.
Направления и особенности этого сотрудничества будут
во многом зависеть как от развития и трансформации самого ЕС, так и от
развертывания процессов интеграции в рамках СНГ. По мнению российских
специалистов главным вопросом в экономических взаимоотношениях России и ЕС в
ближайшем десятилетии станет создание зоны свободной торговли и разработка
механизма ее функционирования.
Ориентируя свою внешнеэкономическую политику на всемерное
сотрудничество с ЕС, Россия с середины 90-х годов начинает все больше внимания
уделять развитию экономических отношений с другими региональными
интеграционными группировками. И, прежде всего, с Азиатско-тихоокеанским
регионом, с АТЭС. В физико-географическом отношении принадлежность России к АТР
неоспорима.
Из
общего объема внутрирегионального товарообмена в странах
Азиатско-Тихоокеанского региона, оцениваемого примерно в 2 трлн. долл., на
долю России приходится около 1%. Это не сообразуется с ее статусом великой
азиатско-тихоокеанской державы, не соответствует потенциалу ее экономики. Европейская
ориентированность страны мешала увидеть на Востоке новые реалии будущего мира.
Российские
правительственные, деловые, научные круги участвуют в такой форме
интеграционной деятельности, как разработка и осуществление многосторонних
проектов. Это, например, проект ПРООН по развитию района реки Туманной на
стыке границ России, Китая и КНДР, проект развития экономической зоны
Японского моря, проекты строительства магистральных газопроводов, линий
передач и телекоммуникаций, проходящих через территории нескольких стран, уже
начатое силами международных консорциумов освоение нефтегазовых ресурсов о.
Сахалин и др. Для российских восточных регионов все более важным становится
регулирование международной трудовой миграции. В перспективе Россия должна
активизироваться на финансовом рынке Азиатско-тихоокеанского региона.
Таким
образом, Россия фактически участвует в различных формах интеграционного
процесса в Азиатско-тихоокеанском регионе, но еще довольно слабо влияет на
организацию и регулирование этого процесса.
Интеграция
в АТР в рамках АТЭС может осуществляться для России по более удобным правилам,
нежели интеграционные процессы с ЕС. При гипотетическом вступлении в ЕС Россия
обязана будет выполнять все требования Союза, выработанные без нее. АТЭС —
молодая, растущая группировка. В ней допускается деятельность на основе индивидуальных
планов стран, критерии членства также не универсальны. Поэтому, ин-тегрируясь в
Азиатско-тихоокеанский регион, Россия сохраняет возможности отстаивать свои
приоритеты, защищать интересы при построении интеграционных механизмов.
В
области международного экономического сотрудничества Россия стоит перед
непростым выбором. Идти ускоренным путем по пути все более тесных связей с
западноевропейской интеграционной группировкой, не забывая растущую перспективность
экономической интеграции в Восточной Азии, или же на первом плане должен быть
процесс реинтеграции бывших республик Советского Союза, восстановление
порванных связей с бывшими странами СЭВ. Нынешняя внешнеэкономическая политика
России в значительной степени свидетельствует о попытках совмещения этих двух
подходов. Насколько такие действия окажутся успешными, покажет ближайшее
будущее. Развивающиеся
страны в мирохозяйственных связях России
Насущные задачи национального развития и реформирования
экономики диктуют необходимость расширения и углубления внешнеэкономических
связей России. Эти связи должны способствовать всемерному использованию
преимуществ международного разделения труда. Курс на максимально возможное использование
МРТ призван привести к диверсификации внешних экономических связей.
Экономические
интересы России настолько сложны и многообразны, что должным образом их можно
обеспечить, лишь развивая сотрудничество с самыми разными государствами и
группами стран. Внешнеэкономические связи .России с развивающимися странами
предстают как необходимое звено в механизме ее внешних отношений со странами
мира. Тем более, что потенциал российских торгово-экономических связей со
многими развивающимися странами в значительной степени не востребован.
Расширение
экономического сотрудничества России с развивающимися странами тесно связано с
укреплением и развитием экспортного сектора на основе диверсификации и
облагораживания его структуры. Мировой опыт свидетельствует, что реальные
направления участия каждой страны в международном разделении труда формируются
лишь через экспортную ориентацию. При этом экспортоориентированность страны
способствует созданию и поддержке прежде всего тех производств и структур,
которые уже обладают сравнительными преимуществами или могут их обрести
впоследствии. А это, в свою очередь, способствует более полному и эффективному
использованию национальных экономических ресурсов.
Сложившаяся
взаимодополняемость экономик России и ряда развивающихся стран, сравнительно
невысокая требовательность их рынков, взаимные интересы и другие факторы
превращают эти страны по многим позициям в наиболее вероятных потребителей
российской продукции. В свою очередь, многие развивающиеся страны рассматривают
товарообмен с Россией как дополнительный и альтернативный источник в
торгово-экономических связях с Западом.
По
оценке российских специалистов, именно рынок развивающихся государств может
стать базой для наращивания, облагораживания структуры и диверсификации
российского экспорта как в плане расширения географии экспорта, так и его
реального товарного исполнения.
Наиболее
благоприятны перспективы для расширения российского экспорта в группе «новых
индустриальных стран». При этом возможно наращивание как экспорта сырья, так и
готовых изделий. Особенно велики потенциальные возможности для экспорта в
развивающиеся страны продукции обрабатывающей промышленности России, в том
числе машин и оборудования. Косвенным подтверждением может служить
существенное нарастание спроса^на все виды сырья и готовых изделий в развивающихся
странах. Их совокупные закупки на мировом рынке в 70-80-е годы выросли по сырью
в 10 раз, а по промышленным изделиям более, чем в 10 раз. Импорт машин и
оборудования рос еще более высокими темпами.
Важным направлением российского экспорта в развивающиеся
страны должен стать вывоз высокотехнологичного комплектного оборудования и
связанных с ним услуг, лицензий, научных идей для их совместного практического
воплощения и др. Это направление экспорта России должно быть ориентировано на
«новые индустриальные страны». С середины 90-х годов Россия активизирует
процессы технического содействия развивающимся странам. Основной объем работ
пришелся на Китай, Иран, Индию, Марокко, Кубу. В этих странах введены в
действие ряд энергетических, металлургических и других промышленных
объектов.
Традиционным
направлением экспорта России в развивающиеся страны должны остаться поставки
вооружений и военной техники. Уход с этого рынка России может быть на руку
только ее конкурентам на международном рынке вооружений из промышленно развитых
стран.
В 80-е годы объем экспорта советского оружия формально
достигал суммы 15-20 млрд. долл. Однако реально в казну поступало около 2
млрд. долл. В середине 90-х годов на экспорте вооружения и военной техники
Россия получала до 3 млрд. долл. (на 1,1 млрд. долл. больше, чем в начале 90-х
годов). Для сравнения: объем экспорта оружия из США составляет примерно10
млрд. долл. в год.
Важную
роль в наращивании российского экспорта в развивающиеся страны по всем
товарным группам, но прежде всего по промышленным изделиям, должны сыграть
инвестиции, направленные на создание и развитие производств, ориентированных
на местные рынки, а также на экспорт в третьи страны. Видимо, свое слово в
этом плане должны сказать набирающие силу в последние годы российские
финансово-промышленные группы. Важно указать и на региональную направленность
российских инвестиций: в первую очередь они должны направляться в так
называемые полюса экономического роста, в зоны с благоприятным инвестиционным
климатом (экспортно-производственные зоны, разного рода свободные экономические
зоны).
Ориентируясь на экспортную экспансию в развивающиеся
страны, следует не забывать, что существуют значительные возможности для
расширения импорта из них сырья, продовольствия, потребительских товаров,
техники и технологии и, конечно, капитала.
Проблемы, связанные с импортом из
развивающихся стран, решаются способами, давно осуществляемыми промышленно
развитыми странами. Прежде всего, увеличение производства нужной нам продукции
путем создания в развивающихся странах собственных или совместных предприятий
с участием местного капитала. Второй путь — рационализация импорта путем
переключения его со стран, имеющих с Россией положительный торговый баланс, на
страны, у которых такой баланс отрицателен.
Опыт
90-х годов показывает, что в развивающихся странах, прежде всего в НИС, есть
возможность приобретать широкий ассортимент промышленных изделий: одежды,
обуви, товаров повседневного спроса, электроники и др. Кроме того, именно НИС
Юго-Восточной Азии могут рассматриваться как важный источник будущих
капиталопотоков в экономику России. В Азиатско-тихоокеанском регионе
сосредоточено 60 процентов мирового инвестиционного потенциала. Но доля
азиатских инвестиций составляла лишь 1,5 процента во всем объеме капиталовложений
в Россию.
Азиатские
банкиры давно присматриваются к российским возможностям. Члены Ассоциации
банков Азии проявили интерес к 20 инвестиционным проектам в России, в
частности, в нефтеперерабатывающей, лесной промышленности и энергетике. При
успешном ходе дел динамика наращивания капитальных вложений будет^ ежегодно
нарастать.
Заметную
роль в расширении экономических связей с развивающимися странами должно
сыграть двух- и многостороннее научно-производственное сотрудничество, в
процессе которого создаются материальные предпосылки для наращивания российского
производства и экспорта. Такое сотрудничество предпочтительно с группой «новых
индустриальных стран», стран Персидского залива, с Китаем и др.
Важным
фактором в развитии экономического сотрудничества с развивающимися странами
является их внешний долг СССР, унаследованный Россией, превышающий по некоторым
оценкам 130 млрд. долл. Сознавая практическую невозможность возврата
значительной части этого долга ни в ближайшей, ни в отдаленной перспективе,
нужно находить подходящие компромиссы для возврата этого долга товарами,
услугами, разного рода уступками со стороны развивающихся стран.
Для
мобилизации возможностей и развития уже имеющегося потенциала экономических связей
с развивающимися странами нужна научно обоснованная стратегическая линия,
подкрепляемая конкретными практическими шагами по ее реализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. А. Киреев. Международная
экономика.— М.: Международные отношения, 1997.
2. Международные
экономические отношения / Под редакцией В. Е. Рыбалкина.— М., 1997.
3.
Основы внешнеэкономических знании / Под ред. И. П. Фаминского.— М.:
4. М. Пебро, Международные
экономические и валютно-финансовые отношения.— М., 1994.
5. Журнал
«Внешнеэкономический.бюллетень». Дипломатическая академия при МИД РФ, 1997.
6.
Вольфганг Хойер. Как делать бизнес в Европе.— М., 1992.
7. 1992
год: новые контуры Западной Европы / Под ред. В. А. Мартынова.— М., 1992.
8. Россия и Юг: возможности и пределы взаимодействия / Под ред. Р. М.
Авакова, Н. А. Симония.— М.: финстатинформ, 1996.
9. В. А. Сычева. Труженики четырех «маленьких драконов».— М.: Наука,
1991.
|