Реферат: Юридическое образование
Юридическое образование — система правовых знаний, взглядов, убеждений
как результат обучения и самообразования личности з области юриспруденции,
которые формируют ее как гражданина, способного к профессионально-правовой деятельности
Юридическое образование базируется на органической интеграции с
юридической наукой, использует новейшие теоретические разработки в учебном
процессе, научный потенциал профессорско-преподавательского состава учебного
заведения.
Образование является основой культурно-правового, духовного, социального,
экономического развития общества и государства, «работает» на юридическую
практику. Благодаря юридическому образованию обогащается интеллектуальный,
творческий потенциал народа, повышается его культурный уровень, происходит
обеспечение аппарата управления, правотворческих органов, правоохранительной
системы, народно хозяйства квалифицированными специалистами в области права.
Задача профессионального юридического образования — научить студентов
юридической технологии, умению разбираться в структуре права, способах
юридической техники, решению на этой основе вопросов юридической квалификации.
Важность обучения технике и технологии обусловлена социальным назначением
юридической профессии. Однако главная цель состоит в формировании
мировоззренческой позиции юриста, которая основывается на восприятии, осознании
и осмыслении всего богатства юридической мысли и накопленного правового опыта.
Различие между юридической наукой, юридическим образованием, юридической
практикой предполагает их тесную связь друг с другом. Механизм взаимодействия
юридической практики, юридического образования и юридической науки сводится к
тому, что научные исследования должны удовлетворять нужды практики и поднимать
уровень образования, а образование должно поставлять практике компоненты других
кадров, призванные опираться в практической деятельности на обоснованные
рекомендации и выводы науки. Юридическая практика заинтересована в
высококвалифицированных кадрах, поставляемых образованием. А без развития
юридической науки, подкрепленной практической проверкой, таких специалистов подготовить
нельзя. Практика выступает важным критерием проверки качества подготовки
специалистов, проверяет истинность, ценность и эффективность научных
исследований, на базе которых дается образование. Практика придает динамизм как
науке, так и образованию.
Юридическая практика определяет цели и задачи юридической науки, выбор
научных направлений. Фактический материал, накапливаемый практикой, требует
научного объяснения, обобщения, систематизации. Наука обобщает практику и
подкрепляется ею. Она постоянно вовлекается в практику и усовершенствует ее. В
отличие от науки, которая вырабатывает идеи и понятия, практика направлена на
объективное целенаправленное реальное изменение общественной и государственной
жизни, всегда порождает юридические последствия, соответствующие цели. Однако,
выступая стимулятором научного поиска, сама практика, изменчивая и постоянно
развивающаяся, не всегда может с достаточной полнотой подтвердить или -
опровергнуть теоретические положения и выводы. Нередко для их проверки
требуется определенное время.
Механизм связи между наукой, практикой и образованием осуществляется в
правовой системе государства и обусловлен потребностями разделения труда.
Укрепление связей между ними — закономерность формирования правового
государства, эффективного функционирования механизма государства и правовой
системы общества.
Следовательно, образование, наука и практика — это постоянно
взаимодействующий «треугольник», служащий основой прогресса общества.
В Украине происходит несколько ускоренный процесс развития высшего
юридического образования. Функционируют юридические высшие учреждения
образования: широкопрофильные и специализированные. Сложилась специфическая
университетская система подготовки юристов широкого профиля, которая
реализуется в различных высших образовательных учреждениях соответственно
государственному стандарту высшего образования. Существование
специализированных образовательных учреждений, главным образом в системе МВД
или СБУ и других ведомств, не мешает этому единству.
Подготовка юристов осуществляется в высших учреждениях образований разных
видов.
Институт — высшее образовательное учреждение, которое реализует программы
профессиональной подготовки специалистов, как правило, по одному или нескольким
направлениям. Институт может входить в состав академии или университета на
правах структурного подразделения.
Академия — высшее образовательное учреждение, которое реализует программы
профессиональной подготовки специалистов по нескольким направлениям и
осуществляет плодотворную деятельность в научной сфере, подготовке,
переподготовке и повышении квалификации преподавателей и научных работников.
Как методический центр высшего и послевузовского образования академия имеет
аспирантуру, докторантуру, один или несколько специализированных (диссертационных)
советов.
Университет — высшее образовательное учреждение, которое реализует
программы профессиональной подготовки специалистов по широкому спектру
направлений. Университет имеет те же признаки, что и академия. От академии он
отличается многопрофильностью, наличием многих факультетов разных профессий и
специализаций.
Кроме того, имеется еще один вид профессионального образования — колледж,
который реализует неполные и (или) полные образовательные программы
профессиональной подготовки специалистов.
Система юридического образования в Украине включает такие юридические учреждения
образования:
• государственные;
• негосударственные.
Специалисты для осуществления государственно-властных функций в
правоохранительных и судебных органах готовятся в основном в государственных
вузах. Подготовка специалистов для сферы частного права, работников юридических
служб коммерческих организаций осуществляется в государственных и частных
вузах. Учреждения образования ряда министерств и ведомств готовят
профессионалов для специфической сферы государственной службы (МВД, СБУ, МИД и
др.). Такие учреждения образования называются ведомственными.
Государственные образовательные учреждения осуществляют обучение как на
бюджетной, так и на платной (договорной) основе. Негосударственные учебные
заведения, предоставляющие образовательные услуги, должны быть лицензированы по
учебной специальности — «правоведение», а также аккредитованы по этой
специальности. Аккредитация дает право вузам на выдачу выпускникам дипломов
государственного образца, что важно для их последующего трудоустройства.
Учреждения образования юридического профиля имеют различные уровни
аккредитации: 1 до IV.
Уровень
аккредитации |
Вид
учреждения образования |
Основания
для поступления в высшее учреждение образование |
Присваиваемая
квалификация |
1 |
Техникумы,
которые приравнены к ним по результатам аккредитации |
Неполное
общее образование |
Младший
специалист, с одновременным получением полного общего среднего образования |
II |
Колледжи
и другие учебные заведения, которые приравнены к ним по результатам
аккредитации |
Полное
общее среднее образование |
Младший
специалист, бакалавр |
III |
Университеты,
академии, институты и др., которые приравнены к ним по результатам
аккредитации |
Полное
общее среднее образование |
Бакалавр,
специалист, магистр |
IV |
Университеты,
академии, институты |
Университеты,
академии, институты |
Специалист,
магистр |
В соответствии с Государственным стандартом установлены такие сроки
обучения: для младшего специалиста — 2,5—3 года, бакалавра — 3—4 года,
специалиста — 4—5 лет, магистра — 1—1,5 года.
Подготовка специалистов в высших юридических учреждениях образования
производится с отрывом (очная), без отрыва от производства (вечерняя, заочная),
путем соединения этих форм, а по отдельным специальностям — экстерном.
Дистанционное обучение возможно только как дополнительное средство
получения знаний. Не допускается подмена им основных форм обучения,
предусмотренных законодательством.
Всегда следует помнить современный девиз юридического образования: «Человеческое
в праве и правовое в человеке». Ведущие юридические учреждения образования в
Украине.
Национальная юридическая академия им. Ярослава Мудрого (такое название высшее учреждение
образования получило в 1995 г., раньше — Харьковский юридический институт,
затем — Украинская юридическая академия). Как высшее юридическое учреждение
образования функционирует с 1920 г. Его корнями следует считать юридический
факультет Харьковского университета (создан в 1805 г.). В составе НЮАУ
существует Институт подготовки кадров для органов прокуратуры (создан в 1995 г.
на базе прокурорско-следственного факультета). Академия имеет такие факультеты:
Ø
хозяйственно-правовой;
Ø
следственно - криминалистический;
Ø
юстиции;
Ø
подготовки
следователей для Службы безопасности Украины;
Ø
военной юстиции;
Ø
подготовки
юристов для Министерства зарубежных дел Украины;
Ø
подготовки
специалистов для уголовно-исполнительной системы;
Ø
подготовки
специалистов для Пенсионного фонда Украины;
Ø
подготовки
профессиональных судей (магистратура).
Юридический факультет Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченко (функционирует с
1835 г.). На факультете ведется подготовка юристов по специальности
«правоведение», осуществляется дифференциация обучения соответственно следующей
специализации: конституционное и финансовое право, следственная деятельность,
суд, прокуратура, адвокатура, гражданское право, хозяйственное право, теория и
история государства и права, земельное и экологическое право.
Юридический факультет Львовского национального университета им. И.Я.
Франко (основан в 1861
г.). Сегодня в процессе подготовке юристов по специальности «правоведение» обращается
особое внимание на преподавание таких актуальных проблем, как права человека и
правовое государство, конституционные основы местного самоуправления,
трансформирование гражданского законодательства к рыночным отношениям и др.
Одесская национальная юридическая академия — это новый статус высшего учреждения образования (с
2.12.1997 г.) Одесского юридического института, образованного в 1993 г. на базе
юридического факультета Одесского государственного университета имени И.И.
Мечникова. На факультетах (государственного строительства и управления,
правосудия и правовой работы в народном хозяйстве, прокурорско-следственном)
готовятся специалисты, которые могут работать, в частности, в органах
государственной власти и управления, прокуратуры, МВД, юстиции, в таможне, в
юридических службах хозяйственных органов, коммерческих структурах и др.
Страницы: 1, 2
|