-
содействие в трудоустройстве и обеспечении жилой площадью офицеров, увольняемых
из Вооруженных Сил;
-
подбор и направление кандидатов в военные училища, на учебные сборы и курсы по
подготовке офицеров запаса, в воинские части по контракту и офицеров;
-
рассмотрение и решение жалоб и заявлений призывников, военнообязанных,
военнослужащих, инвалидов войны, членов семей этих лиц, а также членов семей
погибших воинов.
Совместно
с организациями РОСТО военные комиссариаты проводят большую и разностороннюю
работу по подготовке молодежи к военной службе, по военно-патриотическому
воспитанию граждан.
В пределах своих полномочий военные
комиссары издают приказы, обязательные для всех граждан, учреждений и
организаций. В местностях, где нет воинских частей, военные комиссары
выполняют обязанности начальников гарнизонов.
На основании Закона РФ о всеобщей
воинской обязанности районные (городские) военные комиссариаты имеют право
привлекать к административной ответственности, военнообязанных и призывников,
виновных в нарушениях правил воинского учета, а также за неявку по вызову в
военный комиссариат без уважительных причин, за утрату военных билетов (специальных
свидетельств), за несвоевременное сообщение в учетный орган об изменении
адреса места жительства вплоть до уголовной ответственности.
Правовое положение и обязанности
начальников гарнизонов и военных комендантов определены Уставом гарнизонной
службы и караульной служб Вооруженных Силах РФ.
Порядок издания письменных приказов и
других актов военного управления определяются воинскими уставами, а также
Руководством по служебной переписке и делопроизводству в Вооруженных Силах РФ.
Ряд обязанностей в области обороны
страны возложен на местные органы государственной власти и управления. Большие
и ответственные задачи выполняют местные органы государственной власти и по организации
гражданской обороны - системы общественных оборонных мероприятий,
осуществляемых в целях защиты населения и народного хозяйства от воздействия
оружия массового поражения.
Правовая работа органов военного
управления является важным средством претворения в жизнь политики руководства
страны в области обороны и безопасности, укрепления ВС, военного руководства.
Эта работа выступает в виде юридической формы исполнительно-распорядительной
деятельности органов военного управления. Акты военного управления носят
подзаконный характер. Они разрабатываются и издаются на основании Конституции,
законов, конкретизируют их положения по вопросам военного строительства.
Обеспечивая применения в армии и на флоте правовых норм, акты военного
управления должны строго соответствовать действующему законодательству.
Акты военного управления характеризуются
ярко выраженной социальной сущностью. Они отражают происходящие в ВС процессы.
Вместе с тем акты оказывают на эти процессы активное влияние, что находит
проявление в детальном регулировании всех сторон жизни и деятельности войск,
охраны установленного в них порядка. Актам принадлежит заметное место в
детальной регламентации процесса управления войсками их боевого применения,
организации боевой подготовки л/с материально-технического и
культурно-бытового обеспеченья частей и подразделений, применения боевого
оружия и эксплуатации сложной боевой техники. Актам военного управления присущ
государственно-властный характер. Они представляют собой правовую форму
реализации властно-распорядительных полномочий органов военного управления,
должностных лиц которые используют правовые акты для руководства войсками,
поддержания твердой воинской дисциплины, организованности и порядка.
Акты военного управления относятся к
правовым актам. Их издание вызывает определенное юридические последствия:
установление, изменение отмену правил поведения, правовых норм, либо установление,
изменение, отмену конкретных правовых отношений. В первом случае, устанавливая
правила общего характера, органы военного управления, должностные лица
осуществляют правотворческую деятельность. Во втором случае, регулируя
конкретные вопросы, отдельные факты, обстоятельства в жизни войск они
осуществляют правоприменительную деятельность.
К актам военного управления относятся: -
уставы; приказы; директивы; указания; приказания; наставления; руководства;
положения; инструкции.
Воинские уставы - это правовые
акты, регулирующие основополагающие вопросы жизни и деятельности войск. В них
сконцентрирован боевой опыт, многолетняя практика подготовки и использования
войск. Уставы являются правовой базой, содержащей как общие положения по
организации боевой подготовки, боевому использованию войск, обеспечению
внутреннего порядка, поддержанию и укреплению воинской дисциплины, несения
службы, так и конкретные вопросы жизни и быта войск, полномочий должностных
лиц, взаимоотношений между начальниками и подчиненных, прав обязанностей
военнослужащих и многие другие. Поэтому их постоянно и глубоко изучение и
неукоснительное соблюдение является прямым долгом и важнейшей обязанностью
каждого военнослужащего. В зависимости от характера регламентируемых отношений
уставы могут быть общевоинскими, видов ВС (родов войск) и боевые.
Приказ - представляет
собой акт военного управления и издается во исполнение постановлений и
распоряжений правительства, решений коллегиальных органов, на основании
приказов и директив вышестоящих командиров. Он используется в качестве
эффективного способа постановки перед войсками боевых задач, организации
обучения и воспитания военнослужащих, материально-технического обеспечения
частей. В приказе проявляется действия принципа единоначалия. Этот правовой акт
должен строго соответствовать закону. Приказы отдаются в устной и письменной
форме.
Письменные приказы издаются командирами
всех степеней от командира части (корабля) и выше, а также начальниками
гарнизонов Вузов и учреждений. Приказы могут содержать как правовые нормы, обязательные
для всех лиц, так и положения, адресованные персонально отдельным лицам.
Большое количество приказов издается в полку. Так, командир полка ежедневно
отдает письменные приказы по строевой части, и по мере необходимости - по
боевой подготовке, тылу, технической части службе РАВ и т.д.
Приказ по строевой части содержит
следующие вопросы:
- состав суточного наряда;
- зачисление в списки воинской части
(исключение из списков), постановку - снятие с довольствия;
- изменение в персональных учетных
данных л/с;
- нахождение на излечении
и
возвращение на службу;
- назначение на должность и присвоении
очередных воинских званий; - увольнение военнослужащих в запас (отставку); -
прием на работу и увольнение рабочих и служащих;
- убытие в командировки, отпуска, а
учебу и прибытие из них;
- награды, поощрения и взыскания л/с.
В приказе могут излагаться и другие
вопросы, решение которых предоставлено командиру полка.
Директива - это правовой
акт, содержащий распоряжения по подготовке к ведению боевых действий,
обучению и воспитанию л/с штат организации, снабжению и другим вопросам жизни
и деятельности войск. Правом издания директив обладают должностные лица от
командующего войсками округа (флота) и выше. В директивах излагаются цели
проводимых мероприятий, формируются задачи,
определяются
порядок и срок выполнения.
Указания - содержат
распоряжения по организации выполнения требований правовых актов вышестоящих
органов военного управления. В них конкретизуются положения этих актов, а
также могут даваться разъяснения, как действовать в конкретной ситуации.
Указания касаются вопросов организации и планирования учебного процесса,
хранения, эксплуатации, сбережения и ремонта вооружения, боевой техники и
имущества, а также вопросов медицинского и материального обеспечения. Правом
издания этого правового акта пользуются начальники главных и центральных
управлений МО.
Приказание - содержит
распоряжение по организации исполнения приказа командира (начальника). В нем
конкретезируются требования приказа командира, указываются мероприятия по
их исполнению, определяются средства достижения целей, порядок выполнения
поставленных задач, сроки исполнения. Этот акт издается начальником штаба части
от имени командира части и комендантом Гарнизона от имени его начальника.
Наставление -
систематизированный свод правовых норм, регулирующий тот или иной вид
деятельности органов военного управления и содержит совокупность положений,
относящихся к обеспечению боевых действий, обучения л/с, правил обращения с
оружием, боевой техникой. Вопросы действия л/с и конкретных условий военной
службы,
применения боевого оружия, военной техники регулируются в руководствах.
Этот правовой акт, который содержит систематизированный свод правовых норм,
правил, выполнение которых обеспечивает четкость действий военнослужащих,
постоянную готовность оружия и техники к применению.
Положение - нормативный
акт, регулирующий вопросы прохождения службы отдельными категориями
военнослужащих, цели и характер деятельности военных органов, задач и
полномочий должностных лиц.
Инструкция - нормативный
акт, содержащий правила осуществления определенной деятельности, проведения
какого-либо мероприятия, выполнения воинскими должностными лицами возложенных
на них функций. Инструкция содержит правила поведения военнослужащих в
специфических условиях, определяет задачи, права и обязанности должностных лиц,
устанавливает их ответственность.
Наряду с актами военного управления в
воинских частях, учреждениях, Вузах разрабатываются служебные документы:
отчеты, доклады, донесения, протоколы, акты, заявки, рапорта, телеграммы, служебные
письма, справки и др. В отличие от актов они не устанавливают правовых норм,
общих правил, т.е. не обладают правовым характером. Однако служебные документы
играют важную роль в осуществлении военного управления, т.к. являются
информационной базой для принятия командирами (начальниками) правильных и
обоснованных решений.
Таким образом, правовой работе органов
военного управления принадлежит важная роль в жизни и деятельности войск.
Поэтому должностные лица должны хорошо знать нормативные положения и умело
применять акты в своей деятельности.
3 ВОПРОС:
Юридическая служба в армии.
Предназначение
юридической службы МО и цель ее деятельности - обеспечить строгое соблюдение
законодательства, требований МО, других начальников в повседневной деятельности
войск и флота. Сфера деятельности юридической службы в настоящее время
расширяется. Если раньше она ограничивалась областью
военно-административной деятельностью, то сейчас она все активнее привлекается
к решению вопросов международно-правового характера, а также связанных с
оперативной деятельностью войск.
Уходит в прошлое представление о том,
что офицер служащий юридической службы, является лишь советником начальника по
правовым вопросам. Нынешним требованиям по вопросам укрепления законности и
правопорядка в ВС соответствует такое положение, при котором должностные лица
юридической службы несут наряду с командирами полную ответственность за
положение дел в правовом обеспечении деятельности органов военного управления.
Юридическая служба МО участвует в решении принципиально новых задач.
Во-первых - глубокое изучение положения
дел в соответствующих органах военного управления, подчиненных им войскам,
причин нарушения требований законодательства на основе постоянного анализа
явлений, разработка мер по их предотвращению.
Во-вторых - перенос акцента с контрольных
функций на конструктивную предметную работу с л/с по освоению им основ
законодательства, минимума знаний, необходимого для исполнения обязанностей по
службе.
В-третьих - повышение профессионализма
л/с юридической службы. Юридическая служба МО является составной частью
аппарата управления ВС. Она объединяет структурные подразделения, созданные в
различных звеньях системы органов военного управления и предназначенные для
обеспечения законности в их деятельности, защиты прав и законных интересов
юридических лиц л/с. В зависимости от уровней органов военного управления, в
которых созданы подразделения юридической службы, объема полномочий выделяются
следующие звенья:
1. Центральный аппарат: юридический
отдел управления делами МО; юридические группы главных штабов видов ВС и при
заместителях МО; юридические группы и старшие юрист-консульты родов войск,
главных и центральных управлений МО;
2. Аппарат войск и сил флота: старшие
юрист-консульты направлений; юридические группы управлений округов, групп войск
и флотов; старшие юрисконсульты управлений армий и флотилий; помощники
командиров корпусов, дивизий и начальников Вузов по правовой работе;
юридические отделы, группы, старшие юрисконсульты учреждений, предприятий и
организации МО.
Структура юридической службы и
численность л/с определяется штатами. Основы организации деятельности и
построения юридической службы предусмотрены в Положении о ней разработанном в соответствии
с требованиями актов законодательства.
Основными задачами юридической службы являются:
- укрепление законности и деятельности
органов управления, воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений,
предприятий и организации Министерства РФ, защита их прав и законных
интересов, содействие правовыми средствами сохранности собственности;
- обеспечение законности при подготовке
и издании приказов, директив и других нормативных актов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|