на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Законодательное обеспечение права граждан на экологическую информацию

И в июне 1996 года - феврале 1997 года в Женеве был разработан проект Конвенции по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия экологически значимых решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды[36]. В разработке Конвенции принимала участие в числе прочих коалиция неправительственных организаций (НПО) различных европейских стран, включая Россию. Одним из дискуссионных вопросов было обсуждение определения «экологической информации». Коалиция предлагала включить в данную дефиницию информацию о состоянии не только природных ресурсов, атмосферного воздуха, но и стратосферы - в связи с большим «космическим» загрязнением обломками космических летательных аппаратов, отработавшими частями оборудования, которые периодически падают на земную поверхность, создавая непосредственную угрозу для людей и природы.

Четвертая общеевропейская конференция «Окружающая среда для Европы» на уровне министров состоялась в городе Орхус (Дания) 23-25 июня 1998 года. В результате её работы 25 июня 1998 года была открыта для подписания Конвенция «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды»[37]. Конвенция была подписана Европейским Сообществом и подавляющим большинством стран Европы и Центральной Азии (39), членами Европейской комиссии ООН.

В Конвенции разработаны и введены такие значимые для экологических прав граждан понятия, как «экологическая информация», «доступ к экологической информации», а также урегулированы условия доступа к экологической информации и правосудию в вопросах, касающихся состояния окружающей среды. Таким образом, Конвенция представляет интерес для правового анализа, поскольку действующее в России законодательство не только не содержит правовых механизмов реализации конституционного права на доступ к экологической информации, но и в целом не раскрывает, как было отмечено выше, содержание понятия «экологическая информация».

Следует отметить, что в документе выделяется и особый подвид экологической информации, а именно информация о состоянии здоровья и безопасности людей. Таким образом, наблюдается антропоцентрический подход, который выделяет человека из окружающей среды, подчёркивает приоритет жизни, здоровья и безопасности человека перед другими природоохранными задачами, а также и предопределяет цель Орхусской конвенции - обеспечение, соблюдение и защиту экологических прав и интересов граждан.

30 октября 2001 года Орхусская Конвенция вступила в силу. Но, несмотря на то, что её разработка происходила при непосредственном участии российской стороны,Российская Федерация, как отмечалось ранее, Конвенцию не ратифицировала и не подписала. Неприсоединение к этой Конвенции противоречит одному из прав граждан, декларированному в ст. 42 Конституцией РФ. А присоединение к Конвенции, по мнению Т.В. Злотниковой, отвечало бы национальным интересам, способствовало бы решению ряда природоохранных проблем в европейском регионе и повысило бы международный статус Российской Федерации как правового государства, тем более, что Россия в составе Межпарламентской ассамблеи ООН приняла модельный закон МПА «О доступе к экологической информации», базирующийся на нормах этой Конвенции.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Конвенции, экологическая информация означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:

Общие положения принятой Конвенции, если их кратко сформулировать, состоят из следующих основных пунктов:

1.  Каждая Сторона принимает необходимые законодательные меры, регламентирующие порядок осуществления положений настоящей Конвенции.

2.    Каждая Сторона стремится обеспечить оказание помощи общественности со стороны государственных органов в получении доступа к информации, касающейся окружающей среды.

3.   Каждая Сторона способствует экологическому просвещению и повышению уровня информированности общественности о проблемах окружающей среды.

4.  Каждая Сторона обеспечивает надлежащее признание объединений, организаций или групп, способствующих охране окружающей среды.

5.  Каждая Сторона обеспечивает, чтобы лица, осуществляющие свои права в соответствии с положениями Конвенции, не подвергались за свою деятельность наказанию, преследованиям или притеснениям в любой форме.

6.   В рамках существующих положений настоящей Конвенции общественность обладает доступом к информации, располагает возможностью участвовать в процессе принятия решений и имеет доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, без дискриминации по признаку гражданства, национальной принадлежности или местожительства.

В статье 5 отмечается, что каждая Сторона обеспечивает, чтобы в случае любой надвигающейся угрозы здоровью человека или окружающей среде, возникающей в результате деятельности человека или по причинам природного характера, вся информация, которая могла бы позволить общественности принять меры для предотвращения или смягчения последствий ущерба, возникающего в связи с такой угрозой, и которой располагает государственный орган, распространялась незамедлительно и без задержки среди потенциально затрагиваемых угрозой членов общества.

Общественность имеет право участвовать в решении вопросов, планов, программ и политики, связанных с окружающей средой, а также в подготовке нормативных положений, имеющих непосредственно исполнительную силу, и (или) общеприменимых юридически обязательных нормативных актов.

То есть, таким образом, экологическую информацию может получить любое лицо, организация или объединение граждан. При этом свою заинтересованность в получении информации, касающейся экологических вопросов, обосновывать не нужно. Достаточно составить письменный запрос с требованием ознакомить вас с официальными документами и (или) предоставить письменную или устную информацию о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти по отдельным вопросам. Эта процедура оговаривается не только в Орхусской конвенции, но и в законе Украины «Об информации» (ст. 32). В этом же законе (ст. 33) оговаривается срок рассмотрения запроса о предоставлении информации по экологическим вопросам. На изучение запроса на предмет возможности его удовлетворения законом отводится 10 дней, и в сроки до одного месяца запрос должен быть удовлетворен. Срок предоставления информации по запросу может быть продлен, если запрашиваемая информация является сложной или значительной по объему (ч. 2 ст. 4 Конвенции). Любой необоснованный отказ в предоставлении экологической информации является нарушением законодательства об охране окружающей природной среды, поскольку отнесение экологической информации к разряду секретной недопустимо.

Свободный доступ к экологически значимой информации обеспечивается и в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных секретах», не распространяясь лишь на сведения, находящиеся в режиме секретности. Специальным органом, осуществляющим сбор, хранение и предоставление информации о состоянии окружающей среды в соответствии со ст.12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Но в силу того, что сбор информации о состоянии отдельных природных объектов осуществляют и иные государственные органы (в первую очередь, государственные органы специальной компетенции, такие, как Министерство лесного хозяйства, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Государственный Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии, органы санитарно-эпидемического надзора и другие), они также должны выступать субъектами предоставления экологической информации. В административном законодательстве Республики Беларусь закреплены меры ответственности за сокрытие или искажение сведений о состоянии окружающей среды.

Следует отметить, что Россия активно сотрудничает с Беларусью в области экологической информации. Примером этого может послужить программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства, принятая в Москве 8 декабря 1999 года. В п. 15 указанной программы в качестве одного из направлений осуществления совместной политики в области экологической безопасности, гидрометеорологии, мониторинга и охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, в том числе последствий аварии на Чернобыльской АЭС предусматривается разработка ряда нормативно-правовых актов «Об охране окружающей среды», «Об экологическом образовании», «О социальной защите населения, пострадавшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также выработка соглашений об обмене экологической информацией.

Необходимо, также отметить, что 7-11 ноября 1997 года в Словении (город Блед) состоялся европейский экофорум, где присутствовали представители экологических организаций и движений 38 стран-участниц европейской экологической комиссии ООН. В решении этого форума содержится важное требование о том, чтобы определённые категории экологической информации были доступны через сети Интернет или их эквиваленты. Это требование избавит чиновников от необходимости отвечать на многочисленные индивидуальные запросы и в то же время даст общественности доступ к огромному количеству необходимой информации[38].


Заключение

В работе было рассмотрено российское и международное законодательство, обеспечивающее право граждан на экологическую информацию, из чего видно, что объем материала, затронутой данной проблемой весьма велик. К тому же с каждом годом все больше растет понимание данной проблемы на международном, глобальном уровне, поэтому у общественности должен быть открытый доступ к данной информации. В международном законодательстве вопрос доступа граждан к информации о состоянии окружающей среды более или менее урегулирован, а в Российской Федерации законодательство устанавливает лишь общие рамки, при этом остаются неурегулированными вопросы практической реализации права. Но, стоит заметить, что российское законодательство даёт больше прав на доступ к экологической информации, чётко определяя, что она не может быть отнесена ни к государственной тайне, ни к информации с ограниченным доступом. Между тем, как в ряде европейских документов содержатся списки ограничений, дающих основания для отказа в доступе к экологической информации.

В настоящее время в России международные правообеспечительные механизмы требуют коррекции сложившегося положения в обеспечении информированности граждан об экологической опасности либо ее наступления, а также любой иной информации экологического характера для возможности реализации механизма самозащиты. При этом создание механизма гарантий прав граждан на достоверную экологическую информацию должно происходить с учетом особенностей правовой системы России. Этот процесс может реально повлиять на увеличение доверия к деятельности государства по мере роста обеспокоенности общественности состоянием окружающей среды.


Список используемой литературы

1.  М.М. Бринчук «Экологическо право» 4-е издание ООО «Издательство «Эксмо» 2010 стр.202

2.  Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» Российская газета

3.  К РФ от 12.12.1993

4.  ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ « об охране окружающей среды» «Российская газета» №6 , 12.01.2002

5.  Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информатизационных технологиях и защите информации»

6.  ФКЗ от 17.12.1997 № 2-ФКЗ « О Правительстве Российской Федерации» Собрание законодательства РФ 22.12.1997

7.  ФКЗ от 17.12.1997 № 2-ФКЗ « О Правительстве Российской Федерации» Собрание законодательства РФ 22.12.1997

8.  Федеральный закон от 19.07.1998 N 113-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О гидрометеорологической службе»

9.  Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» Российская газета № 140, 02.07.08

10.  Указ Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» Российская газета №4, 10.01.1994

11.  Указ президента РФ от 24.11.1995 № 1178 «О мерах обеспечению открытости и общедоступности нормативных актов» Российская газета № 231, 29.11.1995

12.  Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» Российская газета № 167, 03ю09.1996

13.  Постановление правительства РФ от 24.07.1997 « Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации» Российская газета №153, 09.08.1997

14.  «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1, Российские вести , № 174, 09.09.1993

15.  ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций ….», Российская газета, № 250, 24.12.1994

16.  ФЗ от 30.03.1999 № 52-Фз «О санитарно-эпидемилогическом благополучии населения», Собрание законодательства РФ, № 14, 05.04.1999

17.  ФЗ от 09.01.1996 №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», Российская газета, №9, 17.01.1996

18.  Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", российская газета, № 230, 28.11.1995

19.  Федеральный закон от 02.05.1997 N 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия», Российская газета, №87, 06.05.1997

20.  Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», Российская газета, №142, 25.07.1997

21.  Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», российская газета, №52, 15.03.1995

22.  Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Российская газета, № 89, 12.05.1993

23.  В.И.Кутузов, А.А.Попов «Доступ к экологической информации(правовые аспекты)», Москва, 2004

24.  О.Л.Дубовик «Экологическое право» 3-е издание, 2010

25.  Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Российская газета, N 232, 30.11.1995.

26.  Директива «О свободе доступа к информации об окружающей среде» (90/313/ЕЭС) от 07.06.1990

27.  Закон Германии «Об экологической информации» от 08.07.1994, Федеральные новости, 1994

28.  «Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» от 25.02.1991

29.  «Декларация по окружающей среде и развитию» от 14.06.1922, Рио-де-Жанейро

30.  проект «Конвенции по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия экологически значимых решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», Женева, 06.1996-02.1997

31.  Конвенция «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» от 25.06.1998 , Орхус


[1]В.И.Кутузов, А.А.Попов «Доступ к экологической информации(правовые аспекты)», Москва, 2004

[2] О.Л. Дубовик «Экологическое право» 3-е издание, 2010, стр. 211-212

[3] М.М. Бринчук «Экологическо право» 4-е издание, ООО «Издательство «Эксмо», 2010, стр.202

[4] К РФ от 12.12.1993

[5] Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»,  Российская газета

[6] ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ « об охране окружающей среды» «Российская газета» №6 , 12.01.2002

[7]  В.И.Кутузов, А.А.Попов «Доступ к экологической информации(правовые аспекты)», Москва, 2004

[8]  Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информатизационных технологиях и защите информации»

[9] Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Российская газета, N 232, 30.11.1995.

[10] ФКЗ от 17.12.1997 № 2-ФКЗ « О Правительстве Российской Федерации» Собрание законодательства РФ 22.12.1997

[11] ФКЗ от 17.12.1997 № 2-ФКЗ « О Правительстве Российской Федерации» Собрание законодательства РФ 22.12.1997

[12] Федеральный закон от 19.07.1998 N 113-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О гидрометеорологической службе»

[13] М.М. Бринчук «Экологическо право» 4-е издание, ООО «Издательство «Эксмо», 2010

[14] Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» Российская газета № 140, 02.07.08

[15] Указ Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» Российская газета №4, 10.01.1994

[16] Указ президента РФ от 24.11.1995 № 1178 «О мерах обеспечению открытости и общедоступности нормативных актов» Российская газета № 231, 29.11.1995

[17] Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» Российская газета № 167, 03ю09.1996

[18] Постановление правительства РФ от 24.07.1997 « Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации»  Российская газета №153, 09.08.1997

[19]  В.И.Кутузов, А.А.Попов «Доступ к экологической информации(правовые аспекты)», Москва, 2004

[20] «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1, Российские вести , № 174, 09.09.1993

[21] ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций ….», Российская газета, № 250, 24.12.1994

[22] ФЗ от 30.03.1999 № 52-Фз «О санитарно-эпидемилогическом благополучии населения», Собрание законодательства РФ, № 14, 05.04.1999

[23] ФЗ от 09.01.1996 №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», Российская газета, №9, 17.01.1996

[24] В.И.Кутузов, А.А.Попов «Доступ к экологической информации(правовые аспекты)», Москва, 2004

[25] Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", российская газета, № 230, 28.11.1995

[26] Федеральный закон от 02.05.1997 N 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия», Российская газета, №87, 06.05.1997

[27] Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», Российская газета, №142, 25.07.1997

[28] Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», российская газета, №52, 15.03.1995

[29] Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Российская газета, № 89, 12.05.1993

[30] В.И.Кутузов, А.А.Попов «Доступ к экологической информации(правовые аспекты)», Москва, 2004

[31]Директива «О свободе доступа к информации об окружающей среде» (90/313/ЕЭС) от 07.06.1990

[32] В.И.Кутузов, А.А.Попов «Доступ к экологической информации(правовые аспекты)», Москва, 2004

[33] Закон Германии «Об экологической информации» от 08.07.1994, Федеральные новости, 1994

[34] «Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» от 25.02.1991

[35] «Декларация по окружающей среде и развитию» от 14.06.1922, Рио-де-Жанейро

[36] проект «Конвенции по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия экологически значимых решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», Женева, 06.1996-02.1997

[37] Конвенция «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» от 25.06.1998 , Орхус

[38] В.И.Кутузов, А.А.Попов «Доступ к экологической информации(правовые аспекты)», Москва, 2004


Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.