И в июне 1996
года - феврале 1997 года в Женеве был разработан проект Конвенции по
обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в
процессе принятия экологически значимых решений и доступе к правосудию по
вопросам, касающимся окружающей среды[36]. В
разработке Конвенции принимала участие в числе прочих коалиция
неправительственных организаций (НПО) различных европейских стран, включая
Россию. Одним из дискуссионных вопросов было обсуждение определения
«экологической информации». Коалиция предлагала включить в данную дефиницию
информацию о состоянии не только природных ресурсов, атмосферного воздуха, но и
стратосферы - в связи с большим «космическим» загрязнением обломками
космических летательных аппаратов, отработавшими частями оборудования, которые
периодически падают на земную поверхность, создавая непосредственную угрозу для
людей и природы.
Четвертая
общеевропейская конференция «Окружающая среда для Европы» на уровне министров
состоялась в городе Орхус (Дания) 23-25 июня 1998 года. В результате её работы 25 июня 1998 года была открыта
для подписания Конвенция «О доступе к информации, участии общественности в
процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся
окружающей среды»[37]. Конвенция была подписана
Европейским Сообществом и подавляющим большинством стран Европы и Центральной
Азии (39), членами Европейской комиссии ООН.
В Конвенции
разработаны и введены такие значимые для экологических прав граждан понятия,
как «экологическая информация», «доступ к экологической информации», а также
урегулированы условия доступа к экологической информации и правосудию в
вопросах, касающихся состояния окружающей среды. Таким образом, Конвенция
представляет интерес для правового анализа, поскольку действующее в России
законодательство не только не содержит правовых механизмов реализации
конституционного права на доступ к экологической информации, но и в целом не
раскрывает, как было отмечено выше, содержание понятия «экологическая
информация».
Следует
отметить, что в документе выделяется и особый подвид экологической информации,
а именно информация о состоянии здоровья и безопасности людей. Таким образом,
наблюдается антропоцентрический подход, который выделяет человека из окружающей
среды, подчёркивает приоритет жизни, здоровья и безопасности человека перед
другими природоохранными задачами, а также и предопределяет цель Орхусской
конвенции - обеспечение, соблюдение и защиту экологических прав и интересов
граждан.
30 октября
2001 года Орхусская Конвенция вступила в силу. Но, несмотря на то, что её
разработка происходила при непосредственном участии российской
стороны,Российская Федерация, как отмечалось ранее, Конвенцию не ратифицировала
и не подписала. Неприсоединение к этой Конвенции противоречит одному из прав
граждан, декларированному в ст. 42 Конституцией РФ. А присоединение к
Конвенции, по мнению Т.В. Злотниковой, отвечало бы национальным интересам,
способствовало бы решению ряда природоохранных проблем в европейском регионе и
повысило бы международный статус Российской Федерации как правового
государства, тем более, что Россия в составе Межпарламентской ассамблеи ООН
приняла модельный закон МПА «О доступе к экологической информации»,
базирующийся на нормах этой Конвенции.
В соответствии
с п. 3 ст. 2 Конвенции, экологическая информация означает любую информацию в
письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:
Общие
положения принятой Конвенции, если их кратко сформулировать, состоят из
следующих основных пунктов:
1. Каждая
Сторона принимает необходимые законодательные меры, регламентирующие порядок
осуществления положений настоящей Конвенции.
2. Каждая
Сторона стремится обеспечить оказание помощи общественности со стороны
государственных органов в получении доступа к информации, касающейся окружающей
среды.
3. Каждая
Сторона способствует экологическому просвещению и повышению уровня
информированности общественности о проблемах окружающей среды.
4. Каждая
Сторона обеспечивает надлежащее признание объединений, организаций или групп,
способствующих охране окружающей среды.
5. Каждая
Сторона обеспечивает, чтобы лица, осуществляющие свои права в соответствии с
положениями Конвенции, не подвергались за свою деятельность наказанию,
преследованиям или притеснениям в любой форме.
6. В рамках
существующих положений настоящей Конвенции общественность обладает доступом к
информации, располагает возможностью участвовать в процессе принятия решений и
имеет доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, без дискриминации
по признаку гражданства, национальной принадлежности или местожительства.
В статье 5
отмечается, что каждая Сторона обеспечивает, чтобы в случае любой надвигающейся
угрозы здоровью человека или окружающей среде, возникающей в результате
деятельности человека или по причинам природного характера, вся информация,
которая могла бы позволить общественности принять меры для предотвращения или смягчения
последствий ущерба, возникающего в связи с такой угрозой, и которой располагает
государственный орган, распространялась незамедлительно и без задержки среди
потенциально затрагиваемых угрозой членов общества.
Общественность
имеет право участвовать в решении вопросов, планов, программ и политики,
связанных с окружающей средой, а также в подготовке нормативных положений,
имеющих непосредственно исполнительную силу, и (или) общеприменимых юридически
обязательных нормативных актов.
То есть,
таким образом, экологическую информацию может получить любое лицо, организация
или объединение граждан. При этом свою заинтересованность в получении
информации, касающейся экологических вопросов, обосновывать не нужно.
Достаточно составить письменный запрос с требованием ознакомить вас с
официальными документами и (или) предоставить письменную или устную информацию
о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти по
отдельным вопросам. Эта процедура оговаривается не только в Орхусской
конвенции, но и в законе Украины «Об информации» (ст. 32). В этом же законе
(ст. 33) оговаривается срок рассмотрения запроса о предоставлении информации по
экологическим вопросам. На изучение запроса на предмет возможности его
удовлетворения законом отводится 10 дней, и в сроки до одного месяца запрос
должен быть удовлетворен. Срок предоставления информации по запросу может быть
продлен, если запрашиваемая информация является сложной или значительной по
объему (ч. 2 ст. 4 Конвенции). Любой необоснованный отказ в предоставлении
экологической информации является нарушением законодательства об охране
окружающей природной среды, поскольку отнесение экологической информации к
разряду секретной недопустимо.
Свободный
доступ к экологически значимой информации обеспечивается и в соответствии с
Законом Республики Беларусь «О государственных секретах», не распространяясь лишь
на сведения, находящиеся в режиме секретности. Специальным органом,
осуществляющим сбор, хранение и предоставление информации о состоянии
окружающей среды в соответствии со ст.12 Закона Республики Беларусь «Об охране
окружающей среды» является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей
среды. Но в силу того, что сбор информации о состоянии отдельных природных
объектов осуществляют и иные государственные органы (в первую очередь,
государственные органы специальной компетенции, такие, как Министерство лесного
хозяйства, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Государственный
Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии, органы
санитарно-эпидемического надзора и другие), они также должны выступать
субъектами предоставления экологической информации. В административном
законодательстве Республики Беларусь закреплены меры ответственности за
сокрытие или искажение сведений о состоянии окружающей среды.
Следует
отметить, что Россия активно сотрудничает с Беларусью в области экологической
информации. Примером этого может послужить программа действий Российской
Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании
Союзного государства, принятая в Москве 8 декабря 1999 года. В п. 15 указанной
программы в качестве одного из направлений осуществления совместной политики в
области экологической безопасности, гидрометеорологии, мониторинга и охраны
окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий природных и
техногенных катастроф, в том числе последствий аварии на Чернобыльской АЭС
предусматривается разработка ряда нормативно-правовых актов «Об охране
окружающей среды», «Об экологическом образовании», «О социальной защите
населения, пострадавшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также
выработка соглашений об обмене экологической информацией.
Необходимо,
также отметить, что 7-11 ноября 1997 года в Словении (город Блед) состоялся европейский
экофорум, где присутствовали представители экологических организаций и движений
38 стран-участниц европейской экологической комиссии ООН. В решении этого
форума содержится важное требование о том, чтобы определённые категории
экологической информации были доступны через сети Интернет или их эквиваленты.
Это требование избавит чиновников от необходимости отвечать на многочисленные
индивидуальные запросы и в то же время даст общественности доступ к огромному
количеству необходимой информации[38].
Заключение
В работе было
рассмотрено российское и международное законодательство, обеспечивающее право
граждан на экологическую информацию, из чего видно, что объем материала,
затронутой данной проблемой весьма велик. К тому же с каждом годом все больше
растет понимание данной проблемы на международном, глобальном уровне, поэтому у
общественности должен быть открытый доступ к данной информации. В международном
законодательстве вопрос доступа граждан к информации о состоянии окружающей
среды более или менее урегулирован, а в Российской Федерации законодательство
устанавливает лишь общие рамки, при этом остаются неурегулированными вопросы
практической реализации права. Но, стоит заметить, что российское
законодательство даёт больше прав на доступ к экологической информации, чётко
определяя, что она не может быть отнесена ни к государственной тайне, ни к
информации с ограниченным доступом. Между тем, как в ряде европейских
документов содержатся списки ограничений, дающих основания для отказа в доступе
к экологической информации.
В настоящее время
в России международные правообеспечительные механизмы требуют коррекции
сложившегося положения в обеспечении информированности граждан об экологической
опасности либо ее наступления, а также любой иной информации экологического
характера для возможности реализации механизма самозащиты. При этом создание
механизма гарантий прав граждан на достоверную экологическую информацию должно
происходить с учетом особенностей правовой системы России. Этот процесс может
реально повлиять на увеличение доверия к деятельности государства по мере роста
обеспокоенности общественности состоянием окружающей среды.
Список
используемой литературы
1.
М.М. Бринчук
«Экологическо право» 4-е издание ООО «Издательство «Эксмо» 2010 стр.202
2.
Закон РФ от
27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» Российская газета
3.
К РФ от
12.12.1993
4.
ФЗ от 10.01.2002
№ 7-ФЗ « об охране окружающей среды» «Российская газета» №6 , 12.01.2002
5. Федерального
закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информатизационных технологиях
и защите информации»
6.
ФКЗ от 17.12.1997
№ 2-ФКЗ « О Правительстве Российской Федерации» Собрание законодательства РФ
22.12.1997
7.
ФКЗ от 17.12.1997
№ 2-ФКЗ « О Правительстве Российской Федерации» Собрание законодательства РФ
22.12.1997
8.
Федеральный закон
от 19.07.1998 N 113-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О гидрометеорологической службе»
9.
Федеральный закон
от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» Российская газета №
140, 02.07.08
10.
Указ Президента
РФ от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию»
Российская газета №4, 10.01.1994
11.
Указ президента
РФ от 24.11.1995 № 1178 «О мерах обеспечению открытости и общедоступности
нормативных актов» Российская газета № 231, 29.11.1995
12.
Федеральный закон
от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»
Российская газета № 167, 03ю09.1996
13.
Постановление
правительства РФ от 24.07.1997 « Об утверждении Положения о государственной
системе научно-технической информации» Российская газета №153, 09.08.1997
14.
«Основы
законодательства РФ об охране здоровья граждан» утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1,
Российские вести , № 174, 09.09.1993
15.
ФЗ от 21.12.1994
№ 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций ….»,
Российская газета, № 250, 24.12.1994
16.
ФЗ от 30.03.1999
№ 52-Фз «О санитарно-эпидемилогическом благополучии населения», Собрание
законодательства РФ, № 14, 05.04.1999
17.
ФЗ от 09.01.1996
№3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», Российская газета, №9,
17.01.1996
18.
Федеральный закон
от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", российская
газета, № 230, 28.11.1995
19.
Федеральный закон
от 02.05.1997 N 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия», Российская газета,
№87, 06.05.1997
20.
Федеральный закон
от 19.07.1997 N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»,
Российская газета, №142, 25.07.1997
21.
Закон РФ от
21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», российская газета, №52, 15.03.1995
22.
Закон РФ от
27.04.1993 N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права
и свободы граждан», Российская газета, № 89, 12.05.1993
23.
В.И.Кутузов,
А.А.Попов «Доступ к экологической информации(правовые аспекты)», Москва, 2004
24.
О.Л.Дубовик
«Экологическое право» 3-е издание, 2010
25.
Федеральный закон
от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Российская газета, N 232,
30.11.1995.
26. Директива «О
свободе доступа к информации об окружающей среде» (90/313/ЕЭС) от 07.06.1990
27.
Закон Германии «Об экологической информации»
от 08.07.1994, Федеральные новости, 1994
28. «Конвенции об
оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» от
25.02.1991
29. «Декларация по окружающей среде и развитию» от
14.06.1922, Рио-де-Жанейро
30. проект
«Конвенции по обеспечению доступа к экологической информации и участию
общественности в процессе принятия экологически значимых решений и доступе к
правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», Женева, 06.1996-02.1997
31.
Конвенция «О доступе к информации, участии общественности в процессе
принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей
среды» от 25.06.1998 , Орхус
[1]В.И.Кутузов, А.А.Попов
«Доступ к экологической информации(правовые аспекты)», Москва, 2004
[2] О.Л. Дубовик «Экологическое
право» 3-е издание, 2010, стр. 211-212
[3] М.М. Бринчук
«Экологическо право» 4-е издание, ООО «Издательство «Эксмо», 2010, стр.202
[4] К РФ от 12.12.1993
[5] Закон РФ от 27.12.1991 №
2124-1 «О средствах массовой информации», Российская газета
[6] ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «
об охране окружающей среды» «Российская газета» №6 , 12.01.2002
[7] В.И.Кутузов, А.А.Попов «Доступ к экологической информации(правовые
аспекты)», Москва, 2004
[8] Федерального
закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информатизационных
технологиях и защите информации»
[9] Федеральный закон от
23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Российская газета, N 232,
30.11.1995.
[10] ФКЗ от 17.12.1997 №
2-ФКЗ « О Правительстве Российской Федерации» Собрание законодательства РФ
22.12.1997
[11] ФКЗ от 17.12.1997 №
2-ФКЗ « О Правительстве Российской Федерации» Собрание законодательства РФ
22.12.1997
[12] Федеральный закон от
19.07.1998 N 113-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О гидрометеорологической службе»
[13] М.М. Бринчук «Экологическо
право» 4-е издание, ООО «Издательство «Эксмо», 2010
[14] Федеральный закон от
26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» Российская газета №
140, 02.07.08
[15] Указ Президента РФ от
31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию»
Российская газета №4, 10.01.1994
[16] Указ президента РФ от
24.11.1995 № 1178 «О мерах обеспечению открытости и общедоступности нормативных
актов» Российская газета № 231, 29.11.1995
[17] Федеральный закон от
23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»
Российская газета № 167, 03ю09.1996
[18] Постановление
правительства РФ от 24.07.1997 « Об утверждении Положения о государственной
системе научно-технической информации» Российская газета №153, 09.08.1997
[19] В.И.Кутузов, А.А.Попов «Доступ к экологической информации(правовые
аспекты)», Москва, 2004
[20] «Основы законодательства
РФ об охране здоровья граждан» утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1, Российские вести
, № 174, 09.09.1993
[21] ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ
«О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций ….», Российская
газета, № 250, 24.12.1994
[22] ФЗ от 30.03.1999 № 52-Фз
«О санитарно-эпидемилогическом благополучии населения», Собрание
законодательства РФ, № 14, 05.04.1999
[23] ФЗ от 09.01.1996 №3-ФЗ
«О радиационной безопасности населения», Российская газета, №9, 17.01.1996
[24] В.И.Кутузов, А.А.Попов «Доступ к экологической информации(правовые
аспекты)», Москва, 2004
[25] Федеральный закон от
21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", российская
газета, № 230, 28.11.1995
[26] Федеральный закон от
02.05.1997 N 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия», Российская газета, №87,
06.05.1997
[27] Федеральный закон от
19.07.1997 N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»,
Российская газета, №142, 25.07.1997
[28] Закон РФ от 21.02.1992 N
2395-1 «О недрах», российская газета, №52, 15.03.1995
[29] Закон РФ от 27.04.1993 N
4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан», Российская газета, № 89, 12.05.1993
[30] В.И.Кутузов, А.А.Попов «Доступ к экологической информации(правовые
аспекты)», Москва, 2004
[31]Директива «О свободе доступа к информации об
окружающей среде» (90/313/ЕЭС) от 07.06.1990
[32] В.И.Кутузов, А.А.Попов «Доступ к экологической информации(правовые
аспекты)», Москва, 2004
[33] Закон Германии «Об экологической информации» от 08.07.1994, Федеральные
новости, 1994
[34] «Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в
трансграничном контексте» от 25.02.1991
[35] «Декларация по окружающей среде и развитию» от 14.06.1922,
Рио-де-Жанейро
[36] проект
«Конвенции по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности
в процессе принятия экологически значимых решений и доступе к правосудию по
вопросам, касающимся окружающей среды», Женева, 06.1996-02.1997
[37] Конвенция
«О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и
доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» от 25.06.1998 ,
Орхус
[38] В.И.Кутузов, А.А.Попов «Доступ к экологической информации(правовые
аспекты)», Москва, 2004
|