Статья: Допрос сотрудников при налоговых проверках
Ирина Голова
Налоговая
проверка не всегда ограничивается пределами фирмы. Не найдя нарушений в
документах, ревизоры могут учинить допросы среди сотрудников компании, нынешних
и бывших. Насколько опасна такая «атака» налоговиков?
Обычная,
в общем-то, история: честная фирма, легальная заработная плата, отсутствие
связей с однодневками... И – бац! Налоговая проверка! Инспекторы, внимательно
изучив документы компании и не найдя нарушений, приостановили контрольное
мероприятие. Следом в организацию посыпались звонки от контрагентов и бывших
сотрудников, которые наперебой рассказывали, что их вызвали в налоговую давать
показания относительно деятельности проверяемой компании. Такая ситуация
произошла в одной из московских фирм.
С
подобными методами работы инспекторов сталкиваются многие организации. Вся
информация о деятельности компании предоставлена фискалам в отчетной
документации в рамках проверки. Но бумагам ревизоры не верят и устраивают
шпионские игры, чтобы уличить предприятие в нарушении закона.
Возможность
привлекать свидетелей в процессе налогового контроля регламентирована статьей
90 НК РФ. В соответствии с ней сотрудники организации, как бывшие, так и ныне
работающие, могут допрашиваться в ходе процедур налогового контроля – выездной
или камеральной проверки. В свидетели привлекаются любые лица, за исключением
детей и тех людей, которые не имеют права разглашать профессиональную тайну (в
основном это адвокаты и аудиторы). Но у инспекторов все равно остается большой
простор для выбора сотрудников, из уст которых можно получить информацию.
Пройтись
по бывшим
В
ситуации с описываемой компанией первыми под удар попали бывшие сотрудники, причем
в большинстве своем не связанные с финансовыми делами фирмы. Кстати, налоговикам
крайне редко удается заполучить на допрос бывшего финдиректора или главного
бухгалтера.
По
закону свидетель обязан для дачи показаний явиться к сотрудникам ФНС. На деле
же находятся ловкачи, которые эффектно разворачивают давно прописанные правила
в свою сторону. Так, известен случай, когда специалист компании на вызов в
налоговую ответил письмом следующего содержания: «Ответственность свидетеля за
неявку на допрос установлена ст. 128 НК РФ, где указанно следующее:
“...уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о
налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в
размере тысячи рублей”. Налоговой инспекцией не вынесен акт выездной проверки, не
вручена справка о проведенной выездной налоговой проверки. А так как у вас нет
дела о правонарушении, вы не имеете права меня оштрафовать за неявку на
допрос». Но такое повышенное внимание к инспекторам скорее исключение. В
большинстве случаев люди просто игнорируют «приглашения», так как 1000 рублей
не та сумма, из-за которой стоит тратить свои нервы и становиться виноватым в
многомиллионных доначислениях бывшему работодателю.
Не
будем, однако, забывать, что среди экс-сотрудников много обиженных на бывшего
шефа. Поэтому найдутся и такие, кто с удовольствием придет на допрос и
использует этот повод, чтобы насолить компании. А есть и такие, кто может
наговорить лишнего по незнанию. Организации лучше заранее подготовиться к
возможным допросам: определить круг лиц, имеющих доступ к информации, которая
относится к коммерческой тайне, и зафиксировать это распоряжением руководителя.
Довольно
часто «добычей» контролеров становится отнюдь не секретная информация. К
примеру, работники, получая оплату в «конвертах», могут и не знать или
подзабыть, какой у них официальный заработок (зафиксированный, к примеру, в
трудовом соглашении). Персоналу нужно озвучить эти цифры, чтобы ими можно было
оперировать при встрече с налоговиками. Желательно провести инструктаж, каким
образом следует вести себя бывшему сотруднику. На допросе не запрещается
использовать общие формулировки, такие как: «я не знаю точно», «мне нужно
уточнить этот момент», «это было так давно...».
Налоговики
в большинстве своем начинают встречи с опросов бывших сотрудников вследствие
того, что у тех нет повода фирму эту защищать. Руководителям всех рангов можно
дать ценный совет: расставаться со специалистами по-доброму и по возможности
сглаживать острые углы.
Допросы
уволившихся сотрудников вызывают в компании панику, хотя на деле такой способ
получения информации оправдывает себя не так уж часто. Скептически к нему
относятся и сами налоговики.
Налоговый
инспектор Анна Дынкина делится наблюдениями: «Мы пытались привлекать работников
на комиссиях по неуплате «социальных» налогов, но этот метод явно не оправдывал
ожиданий. Зачастую рядовой сотрудник не знает, как точно называется его
должность, как она прописана в штатном расписании, понятия не имеет, из чего
состоит его заработная плата (что является окладом, что – «бонусом»). А уж
сколько работников, которые искренне недоумевают, получая по итогам месяца
сумму за вычетом НДФЛ! Поэтому на допросе от них можно услышать что-то вроде
«все они капиталисты, нас эксплуатируют и зарплату не платят». Конечно, при
большом желании можно построить обвинение и на этой фразе, но ведь понимаешь, что
это пустые слова, от которых сам опрашиваемый откажется в суде».
Каков
вопрос, таков ответ
Следом
за бывшими сотрудниками налоговики нередко переключаются на тех, кто трудится в
компании. И хотя эти люди уже настроены на то, чтобы по-всякому защищать свою
фирму, тем не менее допрос – не самое легкое для них испытание. «Очень тяжело
удержаться и не сказать лишнего. Все дело в самой постановке вопросов. Чаще
всего инспекторы изначально говорят в обвинительном ключе: «А вы знаете, что
фирма занимается контрафактом?», «А вы в курсе, что она замешана в работе с
однодневками? Очень мало людей в ситуации морального прессинга начнут
обосновывать свою позицию и говорить, что организация не занимается подобными
махинациями», – говорит юрист Юлия Перова.
Как
помочь работникам пройти это испытание? Допрос свидетелей может проводиться как
по месту нахождения налогового органа, так и в офисе компании. Поэтому если в
ходе проверки запланировано «общение» с коллективом организации, лучше
предоставить свое помещение для этих целей. Это позволит снизить влияние
мероприятия на производственный процесс.
В
то же время стоит морально подготовить коллектив ко встрече с инспекторами, объяснить,
что свидетель не должен рассказывать подробно о деятельности фирмы, а отвечать
кратко и четко на поставленные вопросы, без пространных пояснений. Руководитель
компании должен учитывать, что большинство работников, попав в такую ситуацию, будут
теряться и рассказывать больше, чем требуется. Поэтому целесообразно привлечь к
этой процедуре квалифицированных юристов, способных оказать правовую помощь, тем
более что это не запрещено Налоговым кодексом.
Допрос
сопровождается составлением протокола, в который заносятся конкретные вопросы, которые
были заданы инспектором, и ответы свидетеля. Необходимо проследить, чтобы
содержание беседы было отражено верно. Чтобы убедиться в этом, следует дать
прочитать протокол присутствующему юристу. Также разумно записать допрос на
диктофон и прибегнуть к этому доказательству, если окажется, что в протоколе
искажены показания инспектора или свидетеля.
«В
большинстве случаев от сотрудников ждут информации о заработной плате. Зачастую
именно эти сведения расходятся с данными отчетности. Но бывает, что допросы
позволяют раскрыть схемы, с помощью которых компания уходит от налогов.
Так,
один из элитных подмосковных отелей организовал следующую систему: сама
гостиница, по критериям НК, может применять только традиционную систему
налогообложения. Отель зарегистрировал еще одну организацию на УСН, перевел
значительную часть персонала в эту фирму. Между компаниями заключили договор о
предоставлении услуг по приготовлению пищи, уборке, обслуживанию, ремонту и пр.
Таким образом экономилось до 10 процентов фонда заработной платы. Схема
работала почти четыре года, пока специалисты инспекции не провели масштабную
проверку и не допросили почти двести сотрудников. В итоге было доначислено 18
млн рублей налогов и штрафных санкций», – рассказывает юрист, специалист по
финансовому праву Алексей Зайцев.
А
осадочек остался
Помимо
самих работников, налоговики присылают повестки и контрагентам проверяемой
компании. «Очень обидно, что инспекторы портят нам отношения с фирмами, с
которыми мы сотрудничаем давно и плодотворно, – говорит главный бухгалтер одной
из компаний, работники которой были вызваны на допрос, Олег Нестеров. –
Контрагенты звонят и спрашивают, все ли в порядке, можно ли рассчитывать на
исполнение ранее достигнутых договоренностей. Нет сомнений, что мы сможем их
убедить в том, что ничего серьезного не происходит. Но каков шанс, что они
продолжат с нами сотрудничество? Им ведь прочитали настоящую лекцию, основной
смысл которой – “как вы вообще могли связаться с такой организацией?” И при
этом никаких фактов! Даже если контрагенты не поверят налоговикам, осадок
останется и рассчитывать на последующие сделки уже не приходится».
Чтобы
доказать неправомерность принятия к вычету НДС и прочих затрат, контролеры
отделов выездных проверок с энтузиазмом разыскивают руководителей
фирм-однодневок. «Очень часто номинальные директора на допросах говорят, что
потеряли паспорт и ничего не подписывали, что ложится в основном в правовую
позицию налоговиков о незаконности принятия к зачету расходов по сделкам.
Однако в арбитражном суде эти же люди появляются «причесанными» и рассказывают
по бумажке о том, как руководили фирмой. Здесь чувствуется рука умудренных опытом
юристов налогоплательщиков. В таких случаях дела рассыпаются, и решение о
проверке признается незаконным», – говорит Алексей Зайцев.
Однако
«под прицел» инспекторов попадают сотрудники всех организаций, с которыми
заключала сделки проверяемая компания. И, естественно, контрагенты не
испытывают восторга от внимания налоговиков к партнеру по бизнесу. Эти допросы
болезненнее всего сказываются на делах фирмы, так как напрямую влияют на ее
положение на рынке, репутацию и доходы.
Допрос
с изъяном
Можно
ли исправить ситуацию, если сотрудник или контрагент наговорил на допросе
лишнего? В этом случае стоит искать огрехи в проведении такого мероприятия.
Согласно Конституции (ч. 2 ст. 50), при осуществлении правосудия не допускается
использовать сведения, полученные с нарушением федеральных законов. Если
налоговики допросили свидетеля после проверки или получили его ответы в
письменном виде после окончания срока, отведенного на контрольное мероприятие, такой
документ не может служить доказательством правонарушения (постановление ФАС
Московского округа от 11 марта 2009 г. № КА-А40/1272-09).
Обратите
внимание и на то, что показания свидетелей должны быть оформлены протоколом
допроса, форма которого утверждена приказом ФНС от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@. Если документ написан в произвольной форме, то он будет считаться
составленным с нарушением и соответственно недействительным. Причем свидетель в
протоколе допроса должен указать, что он предупрежден об ответственности за
дачу ложных показаний. Отсутствие его подписи в этом пункте – повод признать
документ непригодным для рассмотрения в суде. Также любые неточности в
персональных данных, подпись не во всех графах или неверное указание ИНН дает
право настаивать на нарушениях в проведении допроса.
Не
секрет, что во многих случаях налоговики просто не могут выйти «пустыми» из
проверки. В ситуации с описываемой нами компанией инспекторы прямо озвучили
суммы, которые по плану они должны собрать в бюджет, видимо, намекая на то, что
руководству все же придется расплатиться. Но нарушений-то не оказалось! И эта
организация не единственная, кто способен помочь налоговикам выполнить план.
Список литературы
Бухгалтерия.ру
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.pravcons.ru/
|