Шпаргалка: Территориальные и материально-финансовые основы местного самоуправления
Министерство внутренних дел России
Юридический институт
МВД России
Малый Ивановский пер., д. 2
Кафедра конституционного
и муниципального права
Курс 2 з/о
№ группы
№ зачетной книжки
Контрольная работа по курсу
« Муниципальное право »
Тема : Территориальные и материально-финансовые
основы местного самоуправления
Москва
2001
План :
1.Введение.
2.Территориальные основы
местного самоуправления.
3.Финансово-экономические
основы местного самоуправления.
Задача
Депутат (советник)
представительного органа местного самоуправления был задержан сотрудником ГИБДД
за нарушение правил дорожного движения, за пределами своего муниципального
образования и привлечен к ответственности. Депутат, считая , что действия
работника милиции являются неправомерными обратился к начальнику ГО (РО) ВД о
привлечении его к ответственности. Как в данном случае должен поступить
начальник ГО (РО) ВД ?
Введение
Муниципальное
право – одна из отраслей российского права, поскольку призвана регулировать
разнообразные общественные отношения в самой многосторонней сфере – в сфере
местного самоуправления. В настоящее время местное самоуправление составляет
одну из важных и необходимых основ конституционного строя России. В качестве
публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление
обеспечивает защиту интересов лиц, совместно проживающих на определенной
территории, жители которой неизбежно взаимодействуют друг с другом. Поэтому
местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской
системы народовластия.
Понятие муниципального права
сравнительно новое для отечественного государствоведения. Слово
«муниципалитет» происходит от латинского «municipium», так в эпоху римской
республики назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления. В
настоящее время муниципалитет – это избираемое городское или сельское
самоуправление.
Понятие «муниципальное право
РФ» характеризует вполне самостоятельное правовое образование в системе права
РФ, хотя и не относиться к числу основных отраслей права. Таким образом,
муниципальное право можно определить, как право местного самоуправления.
Местным самоуправлением называется организация власти на местах, предполагающая
самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление
муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами
путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие
органы местной власти.
Все отношения, возникающие в
процессе организации и действие местных органов управления, и призвано
регулировать муниципальное право. В частности оно регулирует:
- выбор населением
организационных форм самоуправления, его структуры, формирования соответствующих
органов;
- управление муниципальной
собственностью, хозяйством, формированием и исполнением местного бюджета;
- осуществление органами
местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в
соответствие с законодательными и правовыми актами федеральных органов власти и
органов власти субъектов федерации;
- реализацию органами
местного самоуправления конституционного права на судебную защиту, на
компенсацию расходов, возникающих в связи с возложением на них дополнительных
расходов, а также в связи с неправомерными действиями органов государственной
власти. 1
Территориальные основы
местного самоуправления.
В процессе
становления системы местной власти возникают различные вопросы юридического
характера, а также другие аспекты формирования «вертикальной организации»
местного самоуправления. К их числу относятся : территориально-поселенческий
аспект проблемы; трудности решения вопроса о взаимосвязях и вертикальной
субординации в системе муниципального управления; важность правильного уяснения
смысла вопросов местного значения в этой системе, а также полномочий по их
решению. Сюда же следует отнести и все трудности организации территориального
общественного местного самоуправления.
От правильного
решения территориальной проблемы муниципального управления в значительной мере
зависит его организация и деятельность. Становление вертикальной структуры
муниципального управления в значительной мере предопределено
административно-территориальным и территориальным делением субъектов Российской
Федерации.
Территориальная
организация России, в основном сложившаяся во времена Екатерины II ,
приспособлена к новым историческим условиям и свою положительную роль в решении
экономических и социально-политических задач она выполнила весьма успешно :
аппарат властвования и управления был максимально приближен к объектам
управления экономикой и сферой социально-культурного и бытового обслуживания
населения. В настоящее время уже имеющаяся практика организации местной власти
показывает оптимальность территориального устройства России.
Закон об общих
принципах организации местного самоуправления, развивая конституционные нормы,
закрепил территориально-поселенческий принцип формирования муниципальных
образований. В соответствии с нормами этого Закона местное самоуправление
осуществляется на всей территории Российской Федерации : в городских, сельских
поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований –
городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов ( волостей,
сельсоветов ) и других муниципальных образований устанавливаются в соответствии
с законами Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций (
ч.1 ст. 131 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.12 Закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В данных
источниках законодатель исключает существование каких-либо поселений без
местного самоуправления, доводит необходимость его существования до низовых
поселенческих звеньев – сельских округов ( волостей,
2
сельсоветов) и других
муниципальных образований. Конституция Российской Федерации допускает изменение
граний территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, с учетом
мнения населения соответствующих территорий ( ч.1 ст. 131 Конституции
Российской Федерации ). Здесь определены общие подходы к формированию
территориальных границ местного самоуправления .
Финансово-экономические
основы местного самоуправления.
Финансово-экономической
основой местного самоуправления служит муниципальная собственность - как
экономическая база местного самоуправления , а также местный бюджет и
внебюджетные средства.
Муниципальная
собственность не является разновидностью государственной, но эти две формы
однотипны по своему содержанию и целевому назначению. Обе они являются
публичными формами собственности, т.е. социально-экономическими отношениями,
возникающими при удовлетворении публичных интересов населения определенных
видов поселений или народа России в целом. Юридический статус этих форм
публичной собственности также во многом однозначен.
Формирование института
муниципальной собственности в России началось с момента вступления в силу
Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990г. ,который действовал до
введения Гражданского кодекса Российской Федерации . Отделение муниципальной
собственности в России началось с момента вступления в силу Закона РСФСР «О
местном самоуправлении в РСФСР» от 06.07.1991 г. В нем впервые выделена
муниципальная собственность как один из видов собственности, на право которой
не допускалось какое-либо государственное ограничение ( п.3 ст. 2). Закон
включил в имущество муниципальной собственности финансовые средства местных
бюджетов, внебюджетные и валютные фонды, различные объекты
жилищно-коммунального хозяйства, инженерно-энергетические установки,
хозяйственные комплексы и нежилые помещения, жилищный фонд и объекты
социально-культурного назначения. В муниципальной собственности могли
находиться земельные участки, месторождения полезных ископаемых, водоемы,
ценные бумаги и т. д. Закон в отличие от предшествующих ему аналогичных актов
закрепил конкретные полномочия представительных органов и местной администрации
каждого уровня местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
Существенное
значение для формирования муниципальной собственности имело постановление Верховного
Совета РФ « О
3
разграничении государственной
собственности в Российской Федерации на федеральную собственность,
государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга и муниципальную собственность от 27.12.1991 г.» Постановление
закрепило порядок передачи объектов федеральной собственности в государственную
собственность субъектов Федерации и муниципальную.
Правовое регулирование
муниципальной собственности в РФ осуществляется целым рядом нормативных актов.
К ним относятся: Конституция Российской Федерации ,Федеральный закон «Об
общих принципах организации местного управления в РФ» (ст. 29), Гражданский
кодекс РФ (ст. 125, 215), Федеральный закон «О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации», а также нормативные акты субъектов РФ.
Конституция Российской Федерации,
принятый на ее основе Закон об общих принципах организации местного
самоуправления, последующее законодательство федерального и регионального
уровней развили социально-экономическое и юридическое содержание понятия
муниципальной собственности. В Законе всесторонне разработана и закреплена
юридическая связь муниципальной собственности с главными ее материальными
объектами и финансами, ценными бумагами и др. финансовыми эквивалентами (ст.
28-42 ) . Закон признает муниципальную собственность обязательным компонентом
муниципального образования ( ст.1). В ст.28 (ч.1) и 29 (ч.1) перечисляются
основные объекты муниципальной собственности и источники ее формирования. Так,
в соответствии с ч.1 ст. 29 в состав муниципальной собственности включаются :
средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов
местного самоуправления, земли и др. природные ресурсы, предприятия и
организации, банки и др. финансово-кредитные организации, жилищный фонд и
нежилые помещения, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта,
др. движимое и недвижимое имущество. Такое законодательное закрепление
позволило углубить содержание института муниципальной собственности в
Гражданском кодексе Российской Федерации. Эта собственность определяется как
имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям
(ст.215 ГК).
Все законы субъектов
Российской Федерации о местном самоуправлении закрепили нормы о муниципальной
собственности. В большинстве из них определено понятие муниципальной
собственности, ее состав, порядок формирования и управления.
4
Например, Закон Рязанской
области (ст. 36) установил, что имущество, принадлежащее на праве собственности
муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Далее
определяется состав муниципальной собственности, порядок ее формирования и
распоряжения.
В большинстве субъектов
Российской Федерации предусмотрен примерно такой же состав муниципальной
собственности, что и в ст. 29 Закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» . Но в законах многих субъектов РФ
состав муниципальной собственности дополняется такими, например, объектами, как
унитарные предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания,
бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по
оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке
мусора; ценные бумаги (Московская область); пакеты акций в хозяйственных
обществах (Иркутская, Пермская области); объекты инженерной инфраструктуры
(Республика Дагестан, Псковская, Костромская области); имущество, приобретенное
в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями,
входящими в состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская,
Псковская области). Более детально состав муниципальной собственности определен
в уставах муниципальных образований.
Источники
формирования муниципальной собственности.
Основу муниципальной собственности
составляют материальные объекты, а также местные финансы и др.
денежно-финансовые эквиваленты. К числу наиболее важных относятся : имущество
муниципальных унитарных предприятий, учреждений и органов местного
самоуправления; жилищный фонд; нежилые помещения и встроенно-пристроенные
помещения, социально-культурные комплексы и отдельные учреждения ; объекты
инженерной инфраструктуры; земля; природные ресурсы; принадлежащие муниципальному
образованию доли (паи.акции ) в капитале предприятий различных
организационно-правовых форм; иное недвижимое имущество, имущественные и
неимущественные права, являющееся муниципальной собственностью.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|