Содержание хозяйственных правоотношений составляют
субъективные права и обязанности их участников. Так, в договоре купли-продажи продавец
обязан передать имущество покупателю, а тот в свою очередь обязан это имущество
принять и уплатить за него определенную денежную сумму.
Основанием возникновения прав
и обязанностей субъектов хозяйственной деятельности являются юридические факты.
Юридические факты принято подразделять на действия и события. Действия опосредованы
волей участников хозяйственных правоотношений (например, два субъекта хозяйствования
заключают между собой хозяйственный договор). Юридическими фактами также признаются
те события, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение
хозяйственных правоотношений (например, засуха, наводнение, ураган).
Тема 2. Субъекты хозяйственных
правоотношений
Субъекты хозяйственной деятельности
— это юридические и физические лица, занимающиеся деятельностью по производству
продукции, работ, услуг не для собственного потребления, а для реализации их другим
лицам. Также субъектом хозяйственной деятельности является Республика Беларусь и
ее административно-территориальные единицы.
К основным признакам субъекта
хозяйственной деятельности следует отнести наличие обособленного имущества, на базе
которого осуществляется хозяйственная деятельность; регистрацию в установленном
порядке или легитимацию иным образом; хозяйственную компетенцию; самостоятельную
имущественную ответственность.
Обособленность имущества может базироваться на праве собственности,
на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления, а также на иных
правах (аренда, заем) и позволяет выделить имущество, которое использует данный
субъект в своей хозяйственной деятельности.
Субъекты хозяйственной
деятельности легитимируются (т.е. признаются государством в качестве таковых и получают право на ведение
хозяйственной деятельности) путем государственной регистрации. Порядок государственной
регистрации регулируется ГК, законами, декретами Президента. Наиболее важный, центральный
нормативный акт в данной сфере – Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января
2009 г. № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности)
субъектов хозяйствования", которым утверждены Положение о государственной регистрации
субъектов хозяйствования и Положение о ликвидации (прекращения деятельности) субъектов
хозяйствования.
Согласно указанному Положению
государственной регистрации подлежат юридические лица, а также граждане, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные
предприниматели). Не нуждается в дополнительной легитимации в качестве субъекта
хозяйствования государство. Деятельность субъектов хозяйствования без регистрации
запрещена.
Под общей хозяйственной
компетенцией понимают
способность субъектов хозяйствования иметь права и обязанности, необходимые для
осуществления любых видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законом. Субъект
хозяйствования получает общую компетенцию с момента регистрации, но он вправе ограничить
ее в своих учредительных документах, в этом случае будет иметь место ограниченная
компетенция. Отдельные субъекты хозяйствования могут быть наделены специальной компетенцией,
то есть обладать правами, соответствующими целям хозяйственной деятельности, предусмотренным
в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (некоммерческие организации).
Исключительной компетенцией обладают те субъекты хозяйствования, которые избрали
виды деятельности, при ведении которых законодатель запрещает осуществление какой-либо
еще хозяйственной деятельности (банковские, аудиторские организации. Отдельными
видами деятельности субъекты вправе заниматься только при условии получения специального
разрешения (лицензии).
Субъект хозяйствования
отвечает сам, своим имуществом перед контрагентами и государством. Субъект хозяйствования может приобретать
и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности,
быть истцом и ответчиком в суде от своего имени, выступать полноправным участником
гражданского оборота. Законодательство разграничивает имущественную ответственность
самого субъекта и его учредителей.
Формы предпринимательства
выделены в Законе Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. «О предпринимательстве в
Республике Беларусь» в редакции от 26 декабря 2007 г., который в ст. 3 установил,
что в Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:
- частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства
на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого
на законном основании;
- коллективное предпринимательство,
осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе
имущества, полученного и используемого на законном основании.
Предпринимательство может
осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица,
без использования наемного труда и с использованием наемного труда. Доминирующей
разновидностью субъектов хозяйственной деятельности являются хозяйственные (коммерческие)
организации.
Юридическим лицом признается
организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном
управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим
обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и
личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в
суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету (ст. 44 ГК).
Согласно ст. 46 ГК юридические
лица являются либо коммерческими, либо некоммерческими организациями. К коммерческим
ГК относит организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели
своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками,
к некоммерческим не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие
полученную прибыль между участниками. Коммерческие организации, могут создаваться
в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных
предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств. Некоммерческие организации могут
создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций
(объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных
фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами. Установлено,
что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность
лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они
созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих
организаций.
Государственная регистрация
юридических лиц может рассматриваться и как стадия при создании юридического лица,
и как средство учета и контроля со стороны государства и в иных аспектах. Ст. 47
ГК установлено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке,
определяемом законодательными актами. Данные государственной регистрации, в том
числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в соответствии
с законодательством в Единый государственный регистр юридических лиц, открытый для
всеобщего ознакомления. Нарушение установленного законодательством порядка образования
юридического лица, несоответствие его учредительных документов или создаваемого
юридического лица требованиям законодательства влечет отказ в государственной регистрации
юридического лица. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой
регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке. Юридическое лицо считается
созданным с момента его государственной регистрации. Юридическое лицо подлежит перерегистрации
в случаях, предусмотренных законодательными актами.
С 1 февраля 2009 года в соответствии
с упомянутым Декретом в Республике Беларусь введен заявительный принцип регистрации
субъектов хозяйствования.
Государственной
регистрации в соответствии Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования подлежат:
- создаваемые
(реорганизуемые) юридические лица:
хозяйственные
товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, в
том числе сельскохозяйственные производственные кооперативы, государственные объединения,
являющиеся коммерческими организациями, и крестьянские (фермерские) хозяйства;
- ассоциации
(союзы) - объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединения
коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, государственные
объединения, являющиеся некоммерческими организациями, потребительские кооперативы,
садоводческие товарищества, торгово-промышленные палаты, учреждения, товарищества
собственников (далее - некоммерческие организации);
- индивидуальные
предприниматели;
- изменения
и (или) дополнения, вносимые в уставы коммерческих и некоммерческих организаций
(учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании
учредительных договоров), свидетельства о государственной регистрации индивидуальных
предпринимателей.
Государственная
регистрация банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций,
страховых брокеров, объединений страховщиков, государственных объединений, открытых
акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности,
осуществляется в порядке, предусмотренном указанным Положением, с учетом особенностей,
установленных законодательством для соответствующих субъектов хозяйствования. Законодательными
актами могут быть установлены особенности государственной регистрации иных субъектов
хозяйствования с учетом осуществляемых ими видов деятельности.
Государственная
регистрация юридического лица производится по месту его нахождения, индивидуального
предпринимателя - по месту жительства.
Местонахождением
частного унитарного предприятия может являться жилое помещение (квартира, жилой
дом) физического лица - собственника имущества частного унитарного предприятия (далее
- жилое помещение) в одном из следующих случаев:
- жилое
помещение принадлежит ему на праве собственности (находится в долевой или совместной
собственности) - с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех
совершеннолетних членов его семьи (и членов семьи всех собственников), проживающих
в этом помещении;
- он постоянно
проживает в жилом помещении (за исключением жилого помещения государственного жилищного
фонда), о чем свидетельствуют отметка в документе, удостоверяющем личность, либо
сведения в карточке регистрации (домовой книге), - с согласия собственника (всех
собственников) жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в
данном помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников).
При этом
с собственника жилого помещения взимаются плата за коммунальные услуги и иные платежи,
связанные с эксплуатацией такого помещения, в порядке, определяемом Советом Министров
Республики Беларусь.
Осуществление
производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении,
являющемся местонахождением частного унитарного предприятия, не допускается без
перевода этого помещения в нежилое в порядке, определенном законодательством.
За государственную
регистрацию коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей,
изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры
- для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров),
свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, выдачу
дубликата свидетельства о государственной регистрации взимается государственная
пошлина в установленном законодательными актами размере.
Взимание
иных платежей при осуществлении государственной регистрации не допускается.
С 1-го
февраля 2009 года коммерческие организации самостоятельно определяют размеры своих
уставных фондов (за исключением акционерных обществ и коммерческих организаций с
иностранными инвестициями). Ранее действовавшее законодательство устанавливало минимальные
размеры уставного фонда для всех коммерческих организаций.
Минимальный
размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной:
100 базовым
величинам, - для закрытых акционерных обществ;
400 базовым
величинам, - для открытых акционерных обществ.
Требования
к определению размера и срокам формирования уставного фонда коммерческих организаций
с иностранными инвестициями устанавливаются Инвестиционным кодексом Республики Беларусь.
Государственная
регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами:
- Национальным
банком - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе с иностранными
инвестициями и в свободных экономических зонах;
- Министерством
финансов - страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков,
в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;
- Министерством
юстиции - торгово-промышленных палат;
- администрациями
свободных экономических зон - коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе
коммерческих организаций с иностранными инвестициями, индивидуальных предпринимателей
в свободных экономических зонах;
- облисполкомами
и Минским горисполкомом - коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
- облисполкомами,
Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами
– прочих субъектов хозяйствования. Облисполкомы вправе делегировать часть своих
полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным
исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы - соответствующим
администрациям районов в городах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|