В
связи с этим маркетинговую информацию правомерно подразделяют на внешнюю и
внутреннюю. При этом внешняя информация, получаемая хозяйствующим субъектом из
внешних источников, основывается на публикуемых статистических данных, научных
отчетах, специальной литературе, выставках, ярмарках и т.д. В то время как
основным источником внутренней информации служит бухгалтерская отчетность, на
основе анализа которой можно определить динамику продаж продукции компании в
разрезе различных отчетных периодов, групп покупателей, регионов сбыта. Наряду
с этим необходимо собирать и анализировать информацию о ценах и скидках, об
уровнях запаса продукции на складах. То есть внутренняя информация раскрывает внутреннее
состояние предприятия, организации, содержит данные о материальных и финансовых
запасах, производительности труда, расходах, доходах и др.
В
свою очередь, маркетинговая информация по источникам образования подразделяется
на первичную и вторичную. Первичная информация – сведения, полученные ранее для
решения некоторой задачи и базирующиеся на личных контактах исследователей с
источниками информации: потребителями, поставщиками, конкурентами т.д. Сбор
информации в системе постоянного наблюдения и хранения маркетинговых данных
значительное место среди всех маркетинговых операций, так как связан с
различными по характеру источниками информации. Поэтому вторичную информацию
обычно называют обработанную и систематизированную для определенных целей информацию,
помещенную на различные носители: статистические сборники, экономические
обзоры, проспекты, каталоги т.д. Как правило, вторичная информация более
доступна исследователям, но обычно требует существенной переработки данных в
интересах конкретного исследования. На основе установленных целей и круга
вопросов проводятся маркетинговые исследования посредством информационного
обеспечения[41].
Все
вышеизложенное свидетельствует о наличии МИС, которая строится на основе увязки
всей необходимой информации и ее составляющих, а элементами маркетинговой
информационной системы выступают различные базы данных, позволяющие субъекту
рынка получить всю информацию, необходимую для принятия маркетингового решения.
Таким образом, маркетинговые исследования – это процесс, который можно
представить рядом последовательных действий: выявление проблем и формирование
целей исследований; отбор источников информации; сбор информации; анализ
собранной информации; предоставление полученных результатов.
На
основе анализа рассмотренных нами ранее подходов к понятию «информации» можно
сделать вывод о характере «маркетинговой информации», а именно, что это должны
быть сведения (нередко ограниченного доступа) о рыночных позициях самого
потребителя информации и его контрагентов по рынку, которые (сведения),
обеспечивая рост уровня определенности в суждения о наблюдаемых процессах и
явлениях, могут использоваться им для укрепления или расширения своих позиций
на рынке, и в частности, для лучшего согласования его возможностей и интересов
с потребностями и интересами потребителей его продукции (работ, услуг).
Таким
образом, исходя из того, что цель договора определяет его содержание и
выражается в его предмете, необходимо признать, что предмет маркетингового
договора шире, нежели только информация о рынке. Кроме того, необходимо
учитывать, что в результате предоставления как информационных, так и
маркетинговых услуг заказчик получает от исполнителя информацию, которая может
иметь сложный характер.
Из
сказанного следует, что услуги по маркетинговым исследованиям и информационные
услуги тесно связаны между собой и могут оказываться как самостоятельно, так и
в совокупности. Поэтому по договору маркетинга исполнитель осуществляет не
просто сбор и обработку данных, но и на основании имеющийся первичной и
полученной вторичной информации проводит исследования, результатом которых
становятся выводы и рекомендации, необходимые заказчику для принятия управленческих
решений, т.е. исполнитель, передает результат работ, который выражается в форме
отчета или заключения о проведенном исследовании.
При
этом следует отметить, что маркетинговый договор не является разновидностью
подряда, хотя предметом является результат, но результат иного свойства –
нематериальный, который, по словам Е.Г. Шаболовой, позволяет заказчику
правильно формировать и реализовывать свою маркетинговую стратегию[42].
В этом смысле к договору на проведение маркетинговых исследований в
субсидиарном порядке применяются нормы гл. 37 ГК РФ.
Для
оформления договорных отношений, связанных с проведение маркетинговых
исследований, немаловажное значение имеет и анализ самих работ, которые
базируются на применении специфических средств и приемов, в том числе широкого
арсенала научных методов, включая эксперимент, методы наблюдения, экспертных
оценок, методы экономико-математического моделирования (например,
корреляционно-регрессионного анализа, логисчтической функции) и т.д. Поэтому
следует признать, что маркетинговые услуги в своем творческом,
исследовательском начале более близки к научно-исследовательским работам[43],
между тем они имеют и свои особенности.
В
своей работе Е. Чураева[44] выделяет
признаки, отличающие маркетинговые исследования от научно-исследовательских
работ: во-первых, маркетинговые исследования хотя и проводятся с использованием
научных методов и требуют творческого подхода, «однако в результате проведения
маркетинговых исследований не возникает нового объекта интеллектуального
творчества»; во-вторых, «предмет договора на выполнение маркетинговых
исследований всегда четко определен, в то время как предмет договора на
выполнение научно-исследовательских работ носит неопределенный характер»[45];
в-третьих, «как правило, результат маркетинговых исследований предназначен
только для решения конкретной проблемы, а научный результат предназначен для
многократного использования в определенных ситуациях».
Из
всего вышеизложенного мы видим, что в современной цивилистической литературе
сформировался подход, согласно которому договор информационных услуг (договор
маркетинга) относится к непоименованному смешанному договору[46].
Следует
так же указать, что непоименованные договоры – это не единственный способ
расширить перечень договорных моделей. Действующий ГК РФ предусматривает
возможность заключение смешанного договора, который довольно широко представлен
в судебно-арбитражной практике. Как показывает анализ конкретных судебных
постановлений, встречаются смешанные договоры, сочетающие в себе элементы
договоров подряда и возмездного оказания услуг[47].
2.2
Субъекты договора о возмездном оказании информационных услуг
Субъектами
договора о
возмездном оказании информационных услуг являются: исполнитель
(услугодатель) и клиент (услугополучатель). ГК РФ не закрепляет за собой особых
требований, к субъектному составу обязательств по возмездному предоставлению
услуг.
Так
как в обязательствах при предоставлении услуг результат неотделим от
деятельности исполнителя, а процесс потребления оказываемой услуги происходит,
как правило, в момент его предоставления, где важнейшую роль начинает играть
личность исполнителя: его профессиональные данные, наличие опыта, знания
тенденций рынка и т.д. Поэтому существует общее правило на личное исполнение
обязательства по оказанию услуг, которое закрепляет за собой ГК РФ[48].
В то же самое время обязательство при предоставлении услуг не возникает
лично-доверительного характера, так как в отношениях клиента и исполнителя
может и не присутствовать никакой личной связи. Главная суть заключена в том,
что заказчика начинает интересовать не просто выполненная услуга, а услуга,
выполненная непосредственно тем специалистом, к которому он обратился.
Например, большая часть отечественных фирм, занимающихся оказанием
информационных услуг, проводят маркетинговые исследования рынка и предоставляют
их результаты в виде готовых баз данных заинтересованным пользователям.
Назначение баз данных во многом предопределяет стратегию формирования их
содержания. Электронные базы данных целесообразно использовать для хранения
больших массивов однородных данных, и в этом случае интеллектуальная
собственность составляет, как правило, сравнительно небольшую часть
обрабатываемой информации. Как отмечает В.О. Калятин и Е.А., Войниканис, данные
оказываются востребованными не из-за своей уникальности, а в силу актуальности,
при этом главным критерием ценности, по мнению авторов, «…становится
обеспечение индивидуального доступа к любому из многих тысяч информационных
элементов, содержащиеся в базе данных»[49]. По нашему
мнению, это приводит к тому, что правовой институт баз данных рассматривается
как особый вид интеллектуальной собственности[50]. Электронные
базы данных обеспечивают само существование электронной коммерции и
используется как для электронных он-лайн-услуг, так и для электронного заказа
различных товаров с последующей их передачей. Основным объектом в данной сфере
является информация, которую заказчик сам определяет для разрешения заданной
проблемы. Соответственно и оплачивается услуга должным образом, в зависимости
от того насколько качественно была проделана работа исполнителя.
Также
стороны могут заключать договоры о пользовании автоматизированными системами,
компьютерными сетями, а также отдельно могут, обговорены условия передачи
информации на материальных носителях и консультационные услуги. Однако, как
отмечает С.В. Алексеев, отношения, складывающиеся между заказчиком и
специализированной организацией по поводу проведения маркетинговых
исследований, не укладываются только в рамках отношений, связанных с возмездным
оказанием услуг[51]. В данном
случае речь идет об информации, получаемой по договору маркетинга. В этом
случае договором охватывается не только передача сведений, но и вопросы их
получения, поскольку заказчик заинтересован в приобретении конкретной,
предназначенной только для него информации. Они предполагают комплексную
договорную конструкцию, для уяснения которой необходимо, прежде всего,
определить и проанализировать существенные для таких исследований моменты. Речь
идет, прежде всего, об имеющихся различиях между информацией, используемой в
маркетинговой деятельности, и информацией, полученной в результате проведения
маркетинговых исследований.
Так
же примеры взаимоотношений субъектов договора о возмездном оказании информационных
услуг прослеживаются и в судебной практике. Так между ЗАО «Сани Хипо» - истцом
и ООО «Лавка Жизни» - ответчиком заключен договор, согласно которому предметом
является проведение маркетинговых исследований и разработка новой идеи и
дизайна товара для выхода на рынок в новом качестве. По договору истец обязался
оплатить разработку дизайна упаковки и маркетинговые исследования.
Дополнительными соглашениями к договору стороны установили срок разработки
дизайна и текст упаковки с обязательным оформлением акта приема-передачи
выполненных работ. В установленный срок ответчик направил истцу результаты
работ и акт выполненных работ, который истцом не был подписан. Претензией к
акту приема-передачи выполненных работ истец отказался от расторжения договора.
При
таких обстоятельствах суд правильно, в соответствии с требованиями ст. 310,
421, 779 – 781 ГК РФ, отказал в удовлетворении иска, поскольку работы,
предусмотренные договором, ответчик выполнил. Утверждения заявителя о том, что
суд неправомерно применил ст. 782 ГК РФ, судебная коллегия считает
несостоятельным[52].
Отсутствие
договора об оказании маркетинговых услуг как самостоятельного договорного вида,
тем не менее, позволяет судам правильно квалифицировать его правовою природу и
применить аналогию закона.
2.3 Форма
и содержание договора о возмездном оказании информационных услуг
Договор
о возмездном оказании информационных услуг является - консенсуальным,
двусторонним, возмездным.
В
соответствии с определением, сформулированным И.Б. Новицким, смешанным
называется «договор, который порождает обязательства, входящие в состав двух
либо нескольких урегулированных законом типичных договорных отношений»[53].
Аналогичным образом сущность смешанного договора определял и В.А. Ойгензихт,
отмечая, что этот договор «порождает различные обязательства, входящие в состав
нескольких урегулированных законом типовых договорных отношений»[54].
Конструкция смешанного договора может включить в себя различное количество
договоров, которые составляют множество вариантов обязательств одинаковых и
(или) различных классификационных уровней. Следовательно, можно констатировать,
что смешанный договор является сложно-структурной сделкой, т.е. особой
интеграционной совокупностью правопорождающих фактов, приводящих к
возникновению сложной облигаторной конструкции[55].
Законодательная
формулировка конструкции смешанного договора представлена в п.3 ст. 421 ГК РФ,
в котором указано, что смешанный договор состоит из отдельных элементов
различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. При
этом под элементами должны подразумеваться «не отдельные изолированные
обязанности, включенные в содержания того или иного договора, а определенная их
совокупность, характерная для соответствующего договора»[56].
Как указывает Е.А. Суханов, смешанный договор представляет собой единый
договор: это не конгломерат нескольких договоров (сделок), зафиксированных в
одном документе, а особое системное правовое явление, сложно-структурный, но
единый договор (сделка) – договор на возмездное оказание информационных услуг[57].
Под совокупностью элементов соответствующего договора следует признать все
императивные правила, относящиеся к договору, в том числе и правила о
существенных условиях и условиях, отражающих специфику договора.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|