В программе "ИКС", однако, за
каждым репортером закреплена собственная тема. Алексей Соколов отвечает за
связи с источниками информации в администрациях города и края, Валентина
Фролова - за освещение темы экономики, а Татьяна Паршинцева - темы культуры.
Тем не менее, репортеры программы "ИКС" снимают любые
сюжеты, а специализация означает лишь их ответственность за освещение данных
тем в программе.
У каждого практикующего репортера есть определенная
сеть источников информации. В каждой программе новостей больше всего места
занимают события, о которых журналисты знали заранее. Информацию о них они
получают чаще всего из своих постоянных источников. Иногда - из звонков
телезрителей. К сожалению, на красноярском телевидении проблема в том, что у
большинства репортеров одни и те же источники информации. Дело не в том, что
репортеры не ищут новых источников, а в том, что властные и иные структуры
стараются оградиться от средств массовой информации различными пресс-службами,
которые, на самом деле, являются лишь преградой для журналистов к получению
самой свежей и достоверной информации. В любом случае, прямая связь
"журналист - официальное лицо" гораздо лучше для телезрителя, чем
связь через посредника в лице пресс-службы.
Кроме видеосюжетов во всех местных программах
новостей репортеры делают так называемые "устные информации".
Критерием устной информации является ее оперативность и лаконичность.
Одна из основных диксуссий как в мировой, так и в
местной тележурналистике - может ли новость быть объективной. Большинство
исследователей утверждают, что, так как журналист практически всегда обладает
собственным мнением по рассматриваемой проблеме, даже в максимально
беспристрастном с его точки зрения отборе фактов будет присутствовать элемент
субъективизма. На красноярском информационном телевидении программа "ИКС"
и "Новости ТВК", как правило, оставляют за собой право
комментировать событие, а "Новости Афонтово", напротив,
по возможности стараются исключить из репортажа любую оценку.
Практика показала, что репортеру просто необходимо
уметь пользоваться видеокамерой. Сегодня в любой новостийной программе
большинство репортеров - "снимающие". В "Новостях Афонтово",
например, всегда есть 2 видеокамеры для того, чтобы репортер мог сам в
отсутствие оператора поехать и снять событие. Также репортер должен уметь
владеть азами монтажа. Это необходимо, чтобы во время эфира успеть самому
смонтировать оперативный сюжет.
Одной из тем, о которых журналисты сегодня
предпочитают не говорить, является тема "заказных" репортажей. Все
очень просто: некая фирма за определенную плату предлагает журналисту сделать
сюжет о ней. Более или менее цивилизованно это выглядит, когда к сюжету об этой
фирме добавляется какая-то событийная информация. Количество заказных репортажей
зависит от личных качеств репортера, а также, от степени финансовой
независимости компании в целом. Если говорить откровенно, во всех трех
красноярских программах новостей явно заказные сюжеты редки.
Репортер должен понимать всю ответственность, когда
он берется за заказной сюжет. Ведь честность, все-таки, главное качество
репортера.
ОПЕРАТОР
На съемках сюжета репортер обязан работать в тесном
контакте с оператором и руководить им. Еще до съемок репортер должен посвятить
оператора в свои планы относительно сюжета, а затем наступает очередь оператора
творчески разработать тему. Любое событие можно снять по-разному. Есть
несколько очевидных планов, например, общий, который дает приблизительную
картину происходящего, или план докладчика, выступающего с трибуны. В то же
время профессиональный оператор всегда сможет найти что-нибудь нестандартное,
план, который при умелом его использовании может создать психологический фон
сюжета в целом.
Однако основная масса сюжетов на красноярском
телевидении, в принципе, по видеоряду не отличаются друг от друга, и у
постоянно практикующего оператора вырабатывается шаблонный подход к съемкам.
Этот шаблон можно выразить так: сначала - адресный план места события, потом -
общий план действия, какие-то детали, лица людей и панорамные планы. При
оперативных съемках оператору приходится работать быстрее, и это заставляет его
отказываться от шаблона. Кроме того, появляются профессиональная и чисто
человеческая заинтересованность снять нестандартную ситуацию лучше, чем
кто-нибудь другой. При этом вполне оправданна потеря качества
"картинки" для повышения "репортажности" съемок, для
того, чтобы показать ситуацию изнутри.
Время от времени оператор просто не успевает снять
какой-либо план или для упрощения монтажа хочет снять его с нескольких
ракурсов. В этом случае именно оператор должен попросить объект съемок
повторить заинтересовавшее его действие. Иногда при съемках интервью, особенно,
если это обращение к аудитории или политическое заявление, оператору приходится
останавливать интервьюируемого и начинать съемку заново. Это связано со
сложностью настройки камеры и часто говорит о профессионализме оператора. Так,
например, поздравление губернатором Валерием Зубовым женщин с 8-м Марта было
окончательно снято лишь с пятой попытки.
Качество видеоряда напрямую зависит от аппаратуры,
которую использует оператор. В Красноярске практически все операторы программ
новостей пользуются камерами полупрофессионального формата
"супер-ВХС" (S-VHS). Иногда приходится производить съемки и на любительских,
"ВХС-ных" камерах. Переход на профессиональную аппаратуру системы
BETACAM-SP в планах большинства редакций.
На Центральном телевидении обязательной считается
съемка всех сюжетов со штатива. Это обеспечивает устойчивость кадра и,
соответственно, высокое качество картинки. В Красноярске этот прием пытались
использовать "Новости Афонтово". Пока это у них
получается не часто из-за слишком быстрого ритма работы программы новостей.
Главные качества оператора: умение
взаимодействовать с репортером и, если потребуется, суметь поймать в
объектив острую ситуацию, которая зачастую длится лишь мгновение.
РЕЖИССЕР
Оформление видеоряда, снятого оператором - задача
режиссера. Именно он должен свести воедино текст, написанный репортером, и
картинку в соответствии с правилами монтажа. "Телевизионный режиссер
должен выработать в себе умение усвоить авторский замысел и выявить средства, с
помощью которых можно воплотить его на телеэкране... Непременное требование к
профессии телережиссера - совершенное владение телевизионной техникой, знание
ее скрытых возможностей" [8. - c.60]. Сразу оговоримся, что
непосредственный технический монтаж видеосюжетов в "Новостях
Афонтово" и "Новостях ТВК" осуществляют
сами режиссеры. В программе "ИКС" задача режиссера -
управлять действиями видеоинженера, который работает непосредственно с
оборудованием. Руководство КГТРК "Центр России" объясняет это
материальной ответственностью за монтажное оборудование технического персонала
студии, а режиссеры относятся к творческой группе программы "ИКС".
На наш взгляд, подобное разделение не способствует быстроте монтажа, потому что
видеоинженеру, которым руководит режиссер, не остается возможности творчески
работать над сюжетом, и к концу рабочего дня он просто устает, не
заинтересованный в конечном продукте.
При монтаже программ новостей у режиссеров всех
местных телекомпаний возникает несколько профессиональных проблем. Несогласованность
на съемках репортера и оператора вызывает нехватку видеоматериала,
соответствующего сценарию. Как следствие, режиссерам приходится перекрывать
начитанный текст не соответствующим ему "видео". Из опыта программы
"ИКС" можно привести такой пример. Бывший собственный
корреспондент программы в Шушенском А.Милонов прислал сюжет о военной части,
где видеоряд состоял только из общего плана ворот этой части и интервью с
матерью одного из военнослужащих. От монтажа этого сюжета пришлось даже
отказаться.
Ни одна красноярская программа новостей не практикует
выезд режиссеров на съемки. В этом году программа "ИКС"
в порядке эксперимента отправляла режиссеров на съемки, и, по оценкам самих
режиссеров, качество сюжетов улучшилось. Из-за не до конца продуманной
организации подобной практики от нее пришлось отказаться.
Кроме монтажа сюжетов, задача режиссеров всех трех
красноярских программ новостей - выдать программу в эфир. На время эфира
режиссер становится главным действующим лицом в студии. Он управляет всем
процессом выхода в эфир, работой ведущего, осветителя, оператора и
звукорежиссера. В его власти снять с эфира любой сюжет по одному ему известным
причинам. Правда, после эфира он должен будет отчитаться о своем решении перед
главным редактором.
Среди основных качеств режиссера можно отметить целостное
психологическое видение сюжета при монтаже, хорошую реакцию на нестандартные
ситуации во время эфира и умение сплотить вокруг себя эфирную
группу.
Заключение.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ
(1) Все три новостийные телепрограммы
Красноярска: "ИКС", "Новости Афонтово"
и "Новости ТВК" имеют индивидуальные приемы вещания.
При одинаковом стремлении каждой программы подробно информировать телезрителя о
происходящих событиях возможности и способы этого информирования различны.
Индивидуальность каждой программы обусловлена: спецификой ее организации,
наличием собственных политических позиций и взглядов на различные стороны
общественного развития.
(2) Ограниченность информационного
пространства Красноярска обуславливает освещение во всех трех программах одних
и тех же тем и событий.
(3) При подаче информации "Новости
ТВК" и программа "ИКС" предпочитают давать
собственную оценку событиям. А "Новости Афонтово"
сознательно отказываются от этого.
(4) Журналисты всех трех программ новостей
часто нарушают классические принципы тележурналистики, например, пересказывая
видеоряд или делая неправильные логические выводы из использованной в сюжетах
информации.
(5) Все местные программы новостей используют,
в принципе, одну и ту же сеть информаторов. Это вызывает появление в эфире
практически одинаковых по содержанию сюжетов.
(6) Если рассматривать новостийные программы
отдельно, то можно выделить несколько главных проблем каждой.
У программы "ИКС" - не до
конца сложившийся коллектив, не совсем продуманная организация программы,
отсутствие программного стиля (устаревшие перебивки, выгородка и др.) и слишком
малое использование возможностей компьютера.
В "Новостях ТВК" основные
проблемы - это определенная вторичность в использовании программного оформления
и стиля и некоторая агрессивность ведения программы.
Проблемами "Новостей Афонтово"
являются: недостаточно профессиональная репортерская работа, вызывающая
нарушение в подаче информации (повторение текстом видеоряда) и большое
количество рекламы в выпуске.
(7) Несмотря на выше перечисленные проблемы,
каждая программа новостей заняла определенную нишу в системе телевидения и
имеет своего зрителя, а также желание и возможности для дальнейшего прогресса.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики.:
М., Изд-во МГУ, 1987г. - 238с.
2. Борецкий Р.А., Кузнецов Г.Н. Журналист ТВ: за
кадром и в кадре.: М., "Прогресс", 1990. - 325с.
3. Васильева Т.В. Теле- и радиоинформация.: Л., Изд-во
ЛГУ, 1987г. - 63с.
4. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. Новые средства
массовой информации - их аудитория, техника, бизнес, политика.:
Тбилиси, "Ганатлеба", 1989г. - 627с.
5. Введение в журналистику.: М., "Высш.
шк.", 1986. - 336с.
6. Вильчек В.Я. Под знаком ТВ.: М.,
"Знание", 1987. - 214с.
7. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики.: М.,
"Знание", 1982г. - 184с.
8. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика.: М.,
МНЭПУ, 1992г. - 312с.
9. Кузнецов Г.Н. Журналист на ТВ. // "Мастерство
журналиста", М., 1977г.
10. Новогодний выпуск ТВК. // Красноярск, 7 мая 1995г.
- 8с.
11. Попа Е.И. Информация в структуре республиканского
вещания.: Кишинев, "Штиинца", 1989г. - 119с.
12. Саппак В.В. Телевидение и мы.: М.,
"Наука", 1988г. - 178с.
13. Сапунов Б.М. Телевидение и культура.: М.,
"Наука", 1989. - 436с.
14. Синицын Е.Г. Я веду репортаж.: М.,
"Знание", 1983г. - 216с.
15. ТВ-репортер. Сборник статей.: М., Изд-во МГУ,
1976г. - 86с.
16. Телевидение вчера, сегодня, завтра. Сборник
статей.: М., "Знание", 1986г. - 286с.
17. Телевизионная журналистика.: М., Изд-во МГУ,
1994г. - 237с.
18. Телеэкран - неограниченное господство?: М.,
"Прогресс", 1987г. - 228с.
19. Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики.:
М., "Знание", 1976г. - 284с.
20. Чекалова Е.Л. До и после "Взгляда".: М.,
"Знание", 1990г. - 61с.
21. Юровский А.Т. Телевидение - поиски и решения.: М.,
"Наука", 1983г. - 370с.
22. Юшкявичус Г.З. Программа на ХХI век. //
"Новое время", 1988г.,
¹
11.
23. Brody E.W. Communication Tomorrow.:
N.Y., Webster, 1990. - 250p.
24. Orlik Peter B. The Electronic Media: An
Introduction To The Profession.: Boston, Allyn
& Bacon, 1992. - 491p.
25. Stan Le Roy Wilson. Mass Media / Mass
Culture.: N.Y., McGraw-Hill Inc., 1992. - 460p.
26. The Journalism Of Outrage.: N.Y.,
McGraw-Hill Inc., 437p.
Приложение 1
ВОПРОСЫ ИНТЕРВЬЮ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ
ПРИ СЪЕМКЕ ФИЛЬМА.
1. Что такое телевизионные новости?
2. В чем суть информационной программы?
3. Должна ли информационная программа освещать все
события, о которых узнает?
4. Что главное: новость или ее оценка?
5. Какова роль подачи новости в восприятии ее
телезрителями?
6. Что меняет конкуренция?
7. Какова концепция вашей программы?
8. Оценка конкурентов.
9. Роль оператора в сюжете.
10.Есть ли смысл использовать в местной программе
федеральные новости?
11.Какую роль в популярности программы играет сетка
вещания?
12.Роль "видео" в восприятии новостей.
13.Можно ли манипулировать сознанием зрителя?
14. Как делается верстка выпуска?
15.На какого зрителя ориентируется ваша программа?
16.Каково соотношение "видео" и текста в
вашей программе?*
17.Отношение к универсальности репортера.
18.Каким должен быть язык теленовостей и стиль
репортера?
19.Какими должны быть качества репортера?
20.Какова роль ведущего в информационной программе?
21.Пожелания начинающим тележурналистам.
Приложение 2.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖАРГОН
КРАСНОЯРСКИХ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТОВ:
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ
Как и у любой профессиональной группы, у
тележурналистов существует свой арго. Техническая неразвитость отечественной
радиоэлектроники, естественно, обуславливает привлечение иностранной
аппаратуры, а значит, и большого потока иностранных слов (в основном,
английских). Это же касается и обозначения работающих на телевидении людей и
профессиональных понятий.
Словарь разбит на 3 части:
1) обозначения людей, работающих на телевидении;
2) обозначения аппаратуры;
3) понятия, используемые в процессе профессиональной деятельности
тележурналистов.
1. Люди, работающие на телевидении.
ВЕДУЩИЙ
- человек, который во время эфира программы читает из студии устные информации
и представляет сюжеты. Отличается от диктора тем, что
непосредственно принимает участие в создании программы.
ВЫПУСКАЮЩИЙ (дежурный редактор, ответственный
редактор) - ответственный за
выпуск, координирующий действия репортеров, операторов, режиссеров, водителей и
др.
ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕЖИССЕР - человек, который следит за правильностью выхода в
эфир новостийных блоков, за их очередностью.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ
- генеральный директор (телекомпании).
ДИКТОР -
человек, зачитывающий в эфире какую-либо информацию.
ЗВУКАЧ -
звукорежиссер, человек, который обеспечивает правильность наложения звукоряда
на видеоряд.
МОНТАЖЕР, МОНТАЖНИК - человек, который монтирует и "склеивает"
сюжеты.
ОПЕРАТОР
- человек, который работает с кино- и видеокамерой.
РЕКЛАМЩИК
- сотрудник отдела рекламы.
РЕПОРТЕР
- человек, который собирает новости и работает в штате телекомпании.
СВЕТ -
осветитель.
СТРИНГЕР
- то же, что и репортер, но не работает в штате телекомпании.
ШЕФ ИНФОРМАЦИИ - начальник отдела новостей.
ШЕФ-РЕДАКТОР - главный редактор.
2. Обозначения аппаратуры.
БЕТАКАМ (бетакамка) - профессиональная видеоаппаратура стандарта BETACAM
(англ.).
ВОСЬМЕРКА (мартышка) - компакт-камера стандарта Video-8.
ВХС -
любительская видеоаппаратура стандарта VHS (Video Home System).
МОНТАЖКА
- монтажная линейка.
ПТС -
передвижная телевизионная студия.
ПУШКА -
встроенный в камеру микрофон.
СЕМЕРКА
- любительская видеокамера стандарта VHS Panasonic M7000.
СУПЕР-ВХС
- полупрофессиональная видеоаппаратура стандарта Super-VHS. Наиболее часто
используется в красноярских программах новостей.
ТЖК - телевизионный
журналистский комплект. Состоит из видеокамеры и видеомагнитофона, совмещенных,
либо по отдельности.
ТРОЙКА видеокамера
стандарта VHS Panasonic M3000.
3. Понятия, используемые в процессе
профессиональной деятельности тележурналистов.
В/К -
информация, которую читает в кадре диктор или ведущий.
ВЫЗВОНИТЬ НОВОСТЬ - получить информацию по телефону.
ЖИВОЙ ЭФИР, ПРЯМОЙ ЭФИР - немонтированный выход программы в эфир.
ЗАСТАВКА
- фирменный знак программы, как правило, начинает выпуск.
З/К, ЗАКАДР
- закадровый текст сюжета.
КАРТИНКА
- видеоизображение.
КОДА -
графически оформленное окончание программы.
НАКОЛКА
- 1. непроверенная информация. 2. информация, полученная от
информированного источника.
ОБОИ -
нейтральные планы, подходящие для любого сюжета (идущие люди, проезжающие
машины и т.д.)
ОЗВУЧКА, НАЧИТКА - наложение на видеоряд текста журналиста.
ОТБИВКА
- короткая заставка (см.), ставится после сюжета.
ОТМОНТИРОВАТЬ - смонтировать сюжет, в определенном порядке
"склеить" видеоряд.
ОТСМОТРЕТЬ
- просмотреть снятый или смонтированный видеоматериал.
ОТСНЯТЬ
- снять какой-либо сюжет.
ПЕРЕБИВКА
- короткая отбивка (см.), ставится между сюжетами.
ПОДВОДКА
- устная информация, произносимая ведущим, которая логически подводит к сюжету.
СНХ, СИНХРОН - синхронизация звука и видеоряда, эффект прямого говорения; интервью.
СТУДИЯ -
место, откуда происходит вещание.
ТИТРЫ -
надпись на экране.
УСТНАЯ -
устная информация.
ШАПКА -
то же, что и заставка (см.).
|