на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка

Чтобы подготовить учащихся к чтению оригинальных текстов, учитель использовал прием, предлагаемый Е.Д. Авериной[1]: работа с лексическими картами. Рисунки и стрелки используются для систематизации слов по темам. Каждая карта должна разместиться на одной стороне альбомного листа. Такая топографическая целостность чрезвычайно важна для запоминания. Рисовать карты должен каждый, независимо от имеющихся у него художественных способностей. Рисунки могут быть абстрактными и схематичными, узнаваемыми только автором. Рисунки должны быть фоном, на котором выделяются иностранные слова. Писать их нужно жирно, крупно, четко, хорошо распределяя по всему полю листа. Пока учащиеся рисуют и пишут слова, они повторяют их несколько раз вслух. Ни в коем случае нельзя писать перевод слов.

Каждую карту необходимо выполнять дважды: на лицевой стороне листа альбома - с иностранными словами, а на обратной стороне предыдущего листа - без слов, в "немом" варианте. По второму варианту учащиеся рассказывают заученные наизусть учебные тексты. К каждой лексической карте составляется учебный текст на изучаемом языке из очень простых предложений, где описывается то, что изображено на карте.

Обобщив лексику по одной теме, можно читать отрывки из художественных произведений по этой же теме. Именно через чтение можно осуществить "вхождение" в иностранный язык.

Для фиксации содержания оригинального текста использовались кроки. Крок - это схематическое изображение того, что означает слово. Этот прием:

1. вынуждает обучаемого при работе над словом вызывать в своем сознании представление, с которым это слово ассоциируется именно у него; благодаря этому формируется связь "иностранное слово - индивидуальное представление", которая лежит в основе беспереводного понимания читаемого и беспереводного говорения. Такая связь не всегда формируется, когда слово заучивается с опорой на картинку, созданную другим лицом, пусть даже самую художественную;

2. не позволяет думать на русском языке до порождения иностранного предложения;

3. не позволяет учащемуся идти более легким, но ошибочным путем: планировать высказывание на русском языке;

4. фиксация содержания текста кроками избавляет учащихся от необходимости запоминать последовательность мыслей в заучиваемом наизусть тексте, что достаточно трудно, но совершенно не нужно для изучения иностранного языка;

5. говорение по крокам предотвращает ошибки, которые учащиеся могли бы сделать при воспроизведении наизусть текста. Это, прежде всего, ошибки в употреблении артиклей, падежей, предлогов и в порядке слов;

6. приводит впоследствии к планированию грамматического строя высказывания на подсознательном уровне, т.е. так, как это бывает при говорении на родном языке;

7. рисование кроков невозможно без осознания структуры предложения, поскольку предполагает выделение подлежащего и обеих частей сказуемого, что способствует более правильному пониманию содержания текста;

8. длительное воспроизведение текстов наизусть по крокам приведет к запоминанию большого количества синтагм, из которых впоследствии учащиеся будут составлять собственные высказывания.

Необходимо помнить, что творческая речь является ничем иным, как припоминанием заученных ранее синтагм и составлением из них новых композиций. Прием рисования кроков помогает выполнять задания творческого характера к текстам нравственно-эстетического содержания.

Подростковый возраст - это период увлечения искусством. Опрос показал, что среди любимых видов искусства - музыка, телевидение, кино. Одной из характерных черт этого возраста является мечтательность, фантазирование. Дети проявляют интерес к произведениям героического и романтического плана. В 8 классе школьники с удовольствием читают книгу английской писательницы Мэри Инид Блайтон[9] (1897-1968) о "Великолепной пятерке". Ее истории написаны идеальным английским языком, считаются своеобразным лингвистическим эталоном. Писательница отличается тонким пониманием психологии и интересов детей. Школьники сопереживают обыкновенным английским детям, постоянно попадающим в необычайные приключения на таинственном острове с разрушенным замком, полном сокровищ. А сопереживание влечет интерес непосредственно к качественным сторонам личности. Учащиеся записывают на английском языке качества личности в действии: храбрый, отважный, решительный, поспешный, находчивый, трусливый и т.д.

Данная лексика активно используется восьмиклассниками при выпуске стенной газеты на английском языке, посвященной 60-летию освобождения Заполярья от немецко-фашистских захватчиков, при описании подвигов моряков-североморцев и мирных жителей Мурманска. Творчество подростков не затухает. Например, именно учащиеся средних классов делают успехи в области искусства театра (различные драматизации), сочиняют стихи на английском языке и пишут к ним музыку.

В возрастном промежутке с 10 до 14 лет доминантой развития является формирование нравственности, моральных норм, понятий добра и зла. Ребенок, утверждаясь как личность в коллективе, наиболее сензитивен к восприятию нравственных критериев, воспитанию таких качеств, как милосердие, великодушие, чувство собственного достоинства. Начинается поляризация ближайшего окружения на своих и чужих и критерии оценок бывают очень жесткими. Бесконтрольное формирование таких критериев чревато проявлениями детской жестокости. Поэтому важно научить преодолевать дуальность оценок, осознавать амбивалентность чувств и сформировать адекватный кодекс чести, который, сложившись в этот период, является очень устойчивым образованием и с трудом поддается коррекции в последующие годы.

Старший школьный возраст - это возраст некоей инфантильности, ребячества, "открытых эмоций". В этом возрасте такие коллективные дела, как вечера и мюзиклы на иностранном языке вызывают у школьников многообразную гамму эмоциональных состояний: восторженность, интерес, готовность и желание к исполнению. Тематические вечера и подготовка к ним развивают художественные способности, чувство коллективизма, взаимовыручку, прививают любовь к труду.

Старшеклассникам предлагались самостоятельно-творческие задания (доклады, проекты). Чтение доклада, защита проекта осуществлялись под сопровождение музыки; умело подобранные кинофрагменты помогали защитить проекты.

В проектном исследовании учитель выступал в роли консультанта, помощника, рядового участника проекта, задействовал коллег для обсуждения. Подобные формы общения и совместной творческой коммуникативной деятельности способствовали нравственно-эстетическому воспитанию школьников.

Все участники проектов - и педагог, и учащиеся - работают с интересом, творчески, инициативно и неформально. Школьники с большой ответственностью относятся к такой работе, поскольку видят ее практическую пользу. По свидетельству преподавателей, учащиеся, задействованные в проектах, проявляют такие качества, как ответственность, коллективизм,пчувствоотоварищества.
Рассмотрим работу над творческими проектами на примере темы "Наш родной город". Среди возможных видов проектной работы по теме "Наш родной город" можно выделить следующие:

· подготовка и организация экскурсии;

· проведение интервью и сообщение его результатов;

· сочинение (индивидуальное);

· оформление плаката или стенгазеты;

· изготовление буклета для туристов;

· разработка викторины;

· написание статьи для журнала;

· дизайн карты с обозначением туристического маршрута по городу и описанием тура;

· создание рекламы туристической программы;

· составление программы визита иностранного гостя;

· подготовка доклада об актуальных проблемах города.

Залогом успешной презентации проектов стала тщательная подготовка. Учитель должен взять на себя роль организатора итоговых выступлений и помочь учащимся выбрать форму презентации.

Иностранный язык как предмет школьной программы может быть действенным фактором приобщения школьников к духовным ценностям.

2.2 Духовно-нравственное воспитание на уроках, разработанных педагогами Хабаровского края

Учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 1 г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровского края Некрасова Татьяна Михайловна разработала мероприятия к 70-летию Хабаровского края на английском языке по использованию регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности. Данные мероприятия способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников, прививают патриотичность, повышают интерес и любовь к Родине и малой Родине, воспитывают в детях бережное отношение к живой и неживой природе. Специально для мероприятий были подготовлены мультимедийная презентация и приложение, содержащие материалы краеведческого характера, усиливающие воспитательную, развивающую, социокультурную направленность обучения иностранному языку.

Цель мероприятия:

Социокультурный аспект- знакомство с богатствами своего края, выработка умения понимать, какие ценности материальной и духовной культуры являются предметом национальной гордости

Развивающий аспект- развитие таких качеств ума, как самостоятельность, доказательность, способность к самооценке, развитие произвольного внимания

Воспитательный аспект- воспитание любознательности, желания развивать кругозор, любовь к Родине и родному краю, воспитание бережного отношения к природе

Учебный аспект-развитие речевых умений. Расширение словарного запаса.

Оборудование: карта края, медиа - проектор, дидактический материал в виде приложения,, наглядность

Ход мероприятия

1.  Организационный момент. Знакомство учеников с планом урока. Учитель говорит о том, что сегодня школьники узнают больше о родном крае, о тех местах которые стоит посетить, по достоинству их оценят и также смогут рассказать о достопримечательностях родного края гостям из других регионов.

2.  Учитель представляет презентацию, где подробно рассказывается о природных и культурных объектах, которыми славится Хабаровский край.

3.  Ученикам задаются вопросы по презентации: какую новую для себя информацию они почерпнули, какие места они хотели бы посетить, чтобы они хотели добавить или о чем поспорить.

4.  Подводя итоги мероприятия учащимся предлагается принять участи в акции «Чудеса Хабаровского края» и выбрать свои 7 чудес. На следующих уроках учащиеся готовятся к выполнению презентации по данной теме. К примеру, учащиеся 8 класса с углубленным изучением английского языка средней школы № 1 г. Комсомольск-на-Амуре заинтересовались проблемой спасения тигров, как редкого исчезающего подвида. Учащиеся подготовили презентацию для научно-практической конференции, которая проходит в школе ежегодно.

Во время подготовки подобных проектов учащиеся, занимаясь исследованием выбранных ими проблем, лучше знакомятся с родным краем, в них воспитывается бережное отношение к живой и неживой природе, уважение к культуре и традициям местного населения, воспитывается патриотизм и гордость за свою страну. Все эти качества являются одновременно и компонентами духовно-нравственного воспитания и также предпосылками для дальнейшего воспитания и самовоспитания в них высоконравственных личностей.

Также проблемой духовно-нравственного воспитание на уроках иностранного языка занималась учитель английского языка Арапова Елена Михайловна, разработавшая урок по теме “Урок милосердия”.

Цели урока:

Обучающая: развитие монологической речи, развитие восприятия речи на слух, умения выделять главное.

Развивающая: развитие мышления, памяти, речи, развитие умения аргументировано защищать свое мнение, использовать элементы дискуссии.

Воспитательная: развитие умения понимать человека, стараться ему помочь в сложных для него случаях, воспитание вежливости, нравственности, духовности.

Ход урока:

1.  После организационного момента преподаватель задает учащимся вопросы: Какие традиции существуют в Оксфордском и Кембриджском университетах? Какие из них связаны с благотворительностью? Учащиеся должны упомянуть традицию «Рэг Дэй». Если это вызывает у них затруднение, преподаватель помогает.

2.  Далее учащиеся отвечают на вопросы преподавателя, связанные непосредственно с благотворительностью: Что такое милосердие, благотворительность? Хотели бы вы принять участие в благотворительной акции? Какие благотворительные акции проводятся в нашем обществе? Какие позитивные черты таких акций?

3.  Чтение тематического текста. Учащимся предлагается прочесть небольшой текст и дать ему свое собственное заглавие. Текст называется «Никогда не забудем: 9/11-Максу». Речь в тексте идет о художнике Питере Максе, который хочет продать 11 плакатов о кровавом дне 11 сентября. Его цель: собрать деньги для спасателей, работавших там. «Никогда не забудем»-это его красочное толкование тех событий. Выручка будет направлена в интернациональную ассоциацию спасателей, которая обеспечивает необходимое обслуживание этих людей и их семей. Нью-Йорк потерял 343 спасателя, когда был разрушен Всемирный Торговый Центр. После этого нападения Макс начал продажу 6 плакатов, чтобы поспособствовать фондам помощи. Ему удалось собрать 200000 долларов. Новые плакаты появились уже через месяц. «Я хотел нарисовать всех, кто умер, но это невозможно. По крайней мере, я могу нарисовать плакаты» - сказал он. Далее учащимся предлагается обсудить текст, ответив на некоторые вопросы: Когда Питер Макс начал продавать свои плакаты? Кто изображен на этих плакатах? Как Питер использует деньги, полученные за плакаты? Почему он распоряжается деньгами именно так, а не иначе? Хотели бы вы помочь окружающим вас людям каким-нибудь образом?

4.  В парах проводится обсуждение вопросов: Кому я могу помочь? Что я могу сделать для этих людей?

5.  Идеи презентуются остальным учащимся, при этом используются следующие выражения : по моему мнению; мне кажется; лично я; я верю; я могу; я хотел бы; необходимо; так как; с тех пор как.

6.  Преподаватель вместе с учащимися выбирает лучшую презентацию, обосновывая в нескольких предложениях свой выбор.

7.  Домашнее задание: учащимся предлагается обсудить данную проблему с родителями и написать мини-сочинение: «Я могу помочь людям». При этом внимание должно быть уделено следующим пунктам: важность благотворительности в современном обществе; возможные благотворительные акции; акция, о которой я хотел бы рассказать.

Данный урок может быть проведен в рамках изучения темы «Проблемы молодежи», ведь позитивные изменения в обществе сопровождаются и рядом негативных тенденций, к числу которых относятся нравственная деградация личности, рост преступности вообще и молодежной в частности и другие. Урок может способствовать приобретению учащимися нравственных знаний, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение такого урока- помочь учащимся разобраться в сложных вопросах нравственности, привить умение вырабатывать нравственные взгляды. Ребята должны активно участвовать в обсуждении проблемы, сами подходить к определенным выводам, учиться отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Обсуждая конкретные факты и события из повседневной жизни, примеры из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов можно добиться того, что у учащихся будут вырабатываться нравственные представления и понятия.


Заключение

На основании теоретического анализа и изучения передового педагогического опыта по проблемам духовно-нравственного воспитания школьников средствами изучения иностранного языка можно сделать следующие заключения. Изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. В ходе освоения языка совершенствуются профессиональные теоретические знания, а также учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности. В современном обществе владение иностранным языком повышает рейтинг специалиста в любой отрасли, делает его конкурентно способным, создает условия для комфортного выполнения профессиональных обязанностей.

Процесс нравственно воспитания на уроках иностранного языка становится более эффективным, если осуществляется использование художественных текстов, созданных в рамках различных культур. Воспитательный потенциал поэзии, фольклора, музыкальных произведений, художественной литературы, кинематографа, практики их перевода и специального дискуссионного обсуждения достаточно велик, т.к. позволяет формировать у школьников личностно-значимое отношение к нравственным и духовных явлениям, обеспечивающим личностное постижение вырабатываемых обществом духовно-нравственных ценностей, идей, принципов, идеалов.

Школа осуществляет подготовку ребенка к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение иностранному языку. При этом ее задача – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к культуре собственного народа. Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков. Средствами поликультурного воспитания школьников могут быть обучающие игры, занятия по страноведению. Это может быть и общение со сверстниками из других стран, и переписка с носителями языка в режиме on-line, и поездки за границу. Именно так изучение языка оказывается наполненным для школьников живым содержанием, оказывается для них все более необходимым, формирует навыки спонтанного общения, учит их пониманию других культур.


Библиографический список

1.  Аверина Е.Д. Методические указания и материалы по немецкому языку для студентов неязыковых вузов. Основной курс.- СПб., 2008

2.  Аверкиева Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников Ребенок и современный мир. - Архангельск, 2001. C. 55-60.

3.  Агапов В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С.Метелягина, [1950- 2001 гг.: Отечеств. ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. - М., 2001. - C. 31-35.

4.  Айрапетова В.В. Н.О. Лосский о морали и духовно-нравственном развитии личности. - Пятигорск: ПГЛУ, 2001.

5.  Аллагулов А.М. Проблема нравственного воспитания личности школьника в современных образовательных учреждениях: (В контексте идей В.А. Сухомлинского) // Теория и практика высшего профессионального образования: содержание, технологии, качество. - Оренбург: Изд-во ОГПУ. - 2003. - Ч.7. - C. 12-17.

6.  Арапова Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Москва 2009

7.  Афонина Г.М. Педагогическое творчество учителя: [Структур. компоненты и роль в учеб.-воспитат. процессе] // Экономика в шк. - 2000. - № 2. - C. 12-15.

8.  Богданова О.С., Черникова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. – М.:Просвещение,1988.

9.  Блайтон Мэри Энид Блайтон Великолепная пятерка на острове сокровищ: / Инид Блайтон ; Перевод с англ. В. Исаакович /М. Прогресс - 1998: Вагриус Универс Б. г.-366с.

10.  Власова, Т.И., Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике// Педагогика – 2006. -№10 – с 36-42.

11.  Выготский Л. С. Собр. Соч. М., 1982. Т. 2. С. 6—361.

12.  Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. – М.:Педагогика,1988.

13.  Выготский Л. С. Собр. Соч. М., 1982. Т. 2. С. 6—361.

14.  Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. – М.:Педагогика,1988.

15.  Зеньковский, В.В. Принцип индивидуальности в психологии и педагогике / В.В. Зеньковский. Педагогические сочинения. – Саранск : Красный октябрь, 2002. – С. 33 – 83.

16.  Ильчиков М. 3., Смирнов Б. А. Социология воспитания. - М., 1996.

17.  Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т. В. Антоновой.-М., 1995.

18.  Козлова С.А., Нравственное и трудовое воспитание дошкольников, Academia, 2002

19.  Кречетова А.В. Личностное развитие на уроках иностранного языка: вопросы этического воспитания // Современное высшее образование в Самаре / Кречетова А.В. - Самара, 2009г. – 3с

20.  Кузовлев В.П. Учебно-методическое пособие по английскому языку /М.: 2004 – Просвещение,74с.

21.  Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно Флинта, 2002

22.  Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997.

23.  Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей Избр. Пед. Соч. -М., 1977.-Т. 2.

24.  Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию/ М.: - 1990, -215с.

25.  Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание сущность и проблемы: Методическое пособие / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 273 с.

26.   Пассов, Е.И. Урок иностранного языка/ Настольная книга преподавателя иностранного языка/М.-Глосса-пресс Феникс-2010. -640с. ISBN 5-7651-0105-4/978-5-222-15995-8

27.  Павлова Е.А. Приобщение школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания на уроках иностранного языка//Образование – 2007.-№11

28.   Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения: Спецкурс. - М., 1994.

29.  Сманова, Г.И. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках иностранного языка: диссертация / Сманова, Г.И. - Казахстан, 2009 г. 31с

30.  Тадевосян, Т.М. Духовно-нравственное воспитание и языковое образование : материал научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание»/М.: Просвещение, 2009. – 23 с.

31.  Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1980. – 444 с.

32.  Хабаровский краевой институт передового педагогического опыта [Электрон, ресурс] / М., 2004. – Режим доступа: http://www.ippk.ru.

33.  Шемшурина, А.И. Этика: Учебно-методическое пособие/ М.: Владос, 2001. - 96 с ISBN 5-691-00266-X

34.  Царенкова Ю.В. Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»/ Самара, 2009г.

35.  Юдина, .П. Культурные истоки духовной традиции в отечественной педагогике Проблемы духовно-нравственного образования: материалы краевой научно-практической конференции / под ред. к. пс. н. доцента Т.В. Ермолаевой. – Хабаровск : ХК ИППК ПК, 2003. - Вып. 2. – С. 30-40.


Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.