Курсовая работа: Психолого-педагогические условия эффективности работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КАФЕДРА
ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ
РАБОТА НА ТЕМУ:
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ
ИНТЕРНАТНОГО ТИПА»
Специальность
6.010100 «Социальная педагогика»
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО
ТИПА
1.1 Виды и общая характеристика учреждений
интернатного типа
1.2 Психолого-педагогические
особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
1.3 Основные цели и задачи
деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ
ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
2.1 Основные формы и методы работы
социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа
2.2 Методические рекомендации по
эффективному взаимодействию социального педагога с детьми, воспитывающихся в
учреждениях интернатного типа
Выводы по второй главе
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
В последние годы
проблема сиротства стала чрезвычайно актуальной: происходит неуклонный рост
числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы. Он связан с падением
социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями,
увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, увеличением
среди сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, различными
формами задержки психического развития, гиперактивностью, с трудностями в
обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению [11].
По
данным Государственного комитета статистики Украины, общее число детей-сирот и
детей, лишенных родительской опеки, в Украине составляет 100678 человек. Количество детей-сирот и детей, лишенных родительской
заботы, которые воспитываются и обучаются в школах- интернатах для детей-сирот,
увеличилось в 1,4 раза [3].
Следует отметить, что в последние годы проблемы социальной и
правовой защиты детей, лишенных родительской заботы, не остаются без внимания
государства и общественных учреждений. Свидетельствуют об этом государственные
документы: Закон України «Про охорону дитинства» від. 24.06. 2001р., Указ
Президента України № 1153 від. 17 жовтня 1997р. «Про затвердження заходів щодо
поліпшення становища дітей сиріт та дітей, які залишились без піклування
батьків» и т.д. Также в нашей стране наряду с такими традиционными формами
семейной заботы о детях-сиротах и детях, лишенных родительской заботы, как
усыновление и опека над детьми, расширяется система детских домов семейного
типа как альтернатива интернатным учреждениям воспитания. С 1998 года начата
работа по организации и дальнейшему становлению института приемной семьи[3].
Сегодня в Украине наблюдается тенденция к увеличению количества
детей, над которыми нет возможности оформить опеку, усыновить их или направить
на воспитание в детский дом семейного типа или приемную семью. Это обусловлено
как социально-экономическими, так и психологическими факторами. И все-таки, основной
формой опеки детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы остается
государственная система интернатного воспитания [3].
Детские дома и
общеобразовательные школы-интернаты всех типов и форм собственности для детей
сирот и детей, лишенных родительской заботы, призваны обеспечивать им условия
для проживания, разностороннего развития, воспитания, получения определенного
уровня образования, профессиональной ориентации и подготовки, готовить детей к
самостоятельной жизни. Однако, как свидетельствуют научные исследования (И.В.Дубровина,
М.К.Акимова, Е.М.Борисова), дети, находящиеся в учреждениях интернатного типа,
по ряду существенных психологических характеристик, отличаются от детей,
воспитывающихся в семье [8].
Дети, воспитывающиеся в
учреждениях интернатного типа, оторваны от реальной жизни, объединены по
принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной
изоляции. Часто эти дети находятся в состоянии социально-педагогической
запущенности, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка. Условия
общественного воспитания, отсутствие естественных образцов полоролевого
поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм,
коммуникативные проблемы [5].
В связи с этим детские дома и школы-интернаты
должны выполнять не только образовательно-воспитательные функции, но также
способствовать нормальной социализации личности, ее полноценному развитию,
компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивая правовую и
психологическую защищенность воспитанников и выпускников.
Общая
проблема особенностей социально-педагогической работы в учреждениях
интернатного типа рассматривалась в трудах Ю.В.Васильковой,
Т.И.Шульги, Н.А. Аблятипова, И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной, Р.В. Овчаровой и др. Проблемами психолого-педагогических
особенностей детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, в
отечественной и зарубежной науке занимались Ж.Пиаже, Л.И. Божович, Н.Н. Толстых
Б.Д. Эльконин, М.И. Лисина, А.М. Прихожан, И.А. Залысина, Е.У.Смирнова, А.И.
Захарова, А.Б. Добрович, А.Ю. Панасюк и др. Вопросы социально-психологической и
социально-педагогической помощи детям, воспитывающимся в учреждениях
интренатного типа, представлены в работах Т.И.Шульги, Л.Я. Олиференко., А.В.
Быкова и др.
Для
детей-сирот, воспитывающихся вне семьи, в отрыве от общества, в условиях
учреждений интернатного типа, формирование системы социальных ценностей
приобретает особую важность, именно поэтому существенное значение здесь
приобретает роль педагога-социального работника. Теория ценностей, воплотившая
в науке и практике воспитания и образования принцип аксиологического подхода,
стала значительным вкладом в развитие современной социальной педагогики и
рассмотрена в работах А.В. Мудрика, И. С. Кона, В. М. Кузнецова, И. С.
Артюховой, Е. К. Киприяновой, Н. А. Кириловой, А. С. Шарова и др.
Однако
ряд вопросов, связанных с социализацией детей, воспитывающихся в учреждениях
интернатного типа остается недостаточно разрешенным. В связи с этим возникает
необходимость исследования данной проблемы. Актуальность и недостаточная
разработанность проблемы определили выбор темы исследования «Специфика
работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа».
Объект исследования – деятельность
социального педагога в учреждениях интернатного типа.
Предмет исследования – формы и методы работы
социального педагога с детьми, воспитывающимися в учреждениях интернатного типа.
Цель исследования – изучить особенности
профессиональной деятельности социального педагога, работающего в
образовательных учреждениях интернатного типа.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую
и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Изучить формы и методы работы
социального педагога в учреждениях интернатного типа.
3. Разработать рекомендации для
социальных педагогов, по организации эффективного взаимодействия с детьми,
воспитывающимися в учреждениях интернатного типа.
В
исследовании применялись следующие методы: анализ социологической,
психолого-педагогической литературы по теме исследования; теоретический анализ
и обобщение опыта работы в данном направлении.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ
ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
1.1 Виды и
общая характеристика учреждений интернатного типа
На
сегодняшний день в Украине действует 699 школ-интернатов, из них 341
общеобразовательная, 489 – для детей с физическими отклонениями, 69 санаторных
школ-интернатов. Всего 26 типов школ-интернатов. С целью защиты интересов
детей-сирот и детей, которые не имеют соответствующей родительской заботы,
открыто 69 домов семейного типа, условия в которых максимально приближены к
домашним [17].
Государственная
система опеки и воспитания детей, лишенных родительской заботы представляет
собой систему различных типов учреждений, таких как дома ребенка, дошкольные
детские дома, школы-интернаты, интернатные учреждения смешанного типа,
специальные школы- интернаты для детей с отклонениями в развитии, приюты.
Каждый тип учреждений рассчитан на определенное количество и возраст детей (см.
ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Рассмотрим
подробнее каждый из указанных типов учреждений.
Общеобразовательная санаторная школа-интернат - это общеобразовательное
учебное заведение 1-2,1-3 степеней с соответствующим медицинским профилем,
который обеспечивает реализацию права детей, которые требуют продолжительного
лечения и реабилитации, на общее среднее образование.
Главной задачей санаторной школы-интерната является восстановление
и укрепление здоровья детей в объединении с общеобразовательной подготовкой,
предоставлением им квалифицированной медико-педагогической помощи, их
самоопределение. Соответственно профилю заболевания в Украине функционируют
такие санаторные школы-интернаты: для детей с психоневрологическими
заболеваниями, больных сколиозом, с заболеваниями сердечно- сосудистой системы,
с хроническими неспецифичными заболеваниями органов дыхания. С хроническими
неспецифичными заболеваниями органов пищеварения, больных сахарным диабетом, с
малыми и неактивными (фаза угасания) формами туберкулеза.
Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, находятся в
санаторной школе-интернате на полном государственном содержании соответственно
установленным нормам [2].
Детский
дом семейного типа - это
отдельная семья, которая создаются по желанию супругов или отдельной
личности, которая не состоит в браке. Такая семья берет на воспитание и
совместное проживание не менее 5 детей- сирот, или детей лишенных родительской
заботы [10,c.56].
Дом ребенка - детское учреждение для содержания и воспитания детей возрастом
от 1 месяца до 3 лет, от которых отказались родители в родильном доме или
покинули их на произвол судьбы. Эти дома находятся в ведомстве Министерства
охраны здоровья [10].
Детский дом - государственное воспитательное учреждение для детей- сирот
и детей, лишенных родительской опеки. Существует 3 типа детских домов:
дошкольные - для детей 3-7 лет; школьные - для детей 7-17 лет; смешанного типа
для детей дошкольного и школьного возраста [4].
Школа-интернат
для детей-сирот -
государственное воспитательное учреждение для детей-сирот, детей с неполных
семей, а также детей, которые требуют помощи от государства вследствие болезни
родителей, потери с ними связи, лишения родительских прав, в котором дети могут
воспитываться и обучаться от 3 до 17 лет.
Специальная
школа-интернат
для детей с отклонениями в развитии - это общеобразовательное учебное заведение
1-2, 1-3 степеней с соответствующим медицинским профилем, который обеспечивает
реализацию права детей, которые требуют продолжительного лечения и
реабилитации, на общее среднее образование.
Приют - социальное учреждение, в котором ребенок может находиться
круглосуточно, обеспечивается питанием и необходимой помощью. Вид помощи
зависит от типа приюта.
Приют общего типа (открытый) основан на принципе добровольности.
Ребенок сам определяет время своего прихода, а также сроки своего пребывания в приюте.
Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых
(по желанию ребенка) консультаций и тип профессионального обучения определяются
организаторами конкретного приюта.
Приют диагностического типа называют место круглосуточного
пребывания детей с диагностическими целями. Такой приют в основном рассчитан на
детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на
детей, убегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта этого типа
является диагностика ситуации, в которой находится ребенок, и определения его
дальнейшей судьбы. Здесь намечают программу реабилитации и затем отправляют
ребенка в реабилитационный приют с целью последующего возвращения в семью,
усыновления и т.п. В эти приюты ребенка чаще всего определяют служащие органов
опеки, социальные работники, работники интернатного учреждения [16].
1.2 Психолого-педагогические
особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Известно,
что дети с раннего возраста находящиеся в учреждениях интернатного типа, по
ряду существенных психолого-педагогических характеристик отличаются от детей,
воспитывающихся в семье. Для детей дошкольного возраста, воспитывающихся в
учреждениях данного типа, характерным является то, что у них зачастую наблюдается
сниженная познавательная активность, отставание в развитии речи, задержка
психического развития, отсутствие навыков общения, возникают конфликты во взаимоотношениях
со сверстниками [8].
По
своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей,
отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их
развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностях, которые
отмечаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового и дальше
[8].
Отсутствие
для ребенка близкого и значимого взрослого является предпосылкой развития
асоциальных форм поведения. Дефицит общения со взрослыми не способствует
развитию у ребенка чувства привязанности. Отсутствие привязанности замедляет
развитие познавательной активности, делает ребенка пассивным и эмоционально
малоразвитым [21].
Страницы: 1, 2, 3, 4
|