на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Таблицы, их виды и редакционно-техническое оформление

Малоцелесообразна с точки зрения удобства чтения, хотя и допустима, замена в словосочетании одного первого снова либо только вторых или третьих слов. Порой замена кавычками заголовков боковика неприменима.

Замена повторяющегося текста словосочетанием То же

Такая замена применяется в нескольких вариантах.

Полный повтор заголовка. При повторении подряд двух-, трех- и многострочного заголовка боковика 1-й повторяющийся заголовок рекомендуется заменять словосочетанием То же, а последующие — кавычками. Например:

Республиканские общестроительные Сварочные агрегаты постоянного организации тока

То же Та же

""

Частичный повтор заголовка. Если повторяется только часть заголовка, а другая его часть меняется, то повторяющуюся часть можно заменить сочетанием То же. Например:

Желатино-глицериновая вальцмасса незадубленная………

То же задубленная …………………………………………….

К этому приему целесообразно прибегать тогда, когда он дает большую экономию, чем вынос повторяющейся части в заголовок старшей ступени. В приведенном выше примере прием с использованием сочетания То же экономит 1 строку по сравнению с выносом в рубрику старшей ступени. Ср.:

Желатино-глицериновая вальцмасса:

незадубленная

задубленная

Если с помощью То же (1-й прием) достигнуть экономии нельзя, то предпочтительнее 2-й прием, как более наглядный и выразительный. Например:

Допустимо: Предпочтительно:

Ремонт зданий одноэтажных Ремонт зданий:

То же двухэтажных одноэтажных

двухэтажных

Знаки препинания. Отточие

Не является обязательным. Ставится для того, чтобы не дать глазу читателя соскользнуть на нижнюю или верхнюю строчку при отрыве заголовка боковика от начала табличной строки в прографке. Решение ставить или не ставить отточие, должно быть единым для всей книги.

Недопустимо проставлять отточие:

1) после двух- или многострочного заголовка при выравнивании табличной строки по его верхней строке;

2) после чисел в цифровой форме, составляющих боковик (в этом случае боковик может быть легко придвинут к прографке);

3) если после заголовка боковика умещается меньше трех точек.

Нумерация табличных строк

Необходима: 1) для упрощения ссылок на табличные строки;

2) для различения заголовков боковика разных ступеней.

Если нет этих оснований, табличные строки нумеровать не рекомендуется.

Приемы упрощения прографки

Вынос общих данных за пределы прографки

Данные, общие для каждой ячейки графы (напр., единицу величины), выносят в заголовки графы; данные, общие для всех ячеек таблицы, — в ее тематический заголовок..

Указание единицы величины у числа в прографке

Если у одного из чисел графы или строки другая единица величины, чем у всех остальных, то эту единицу как исключение оставляют у числа в прографке. Это позволяет не вводить лишнюю почти пустую графу.

То же делают, если у одного-двух чисел прографки другая единица величины, чем у всех остальных чисел прографки. Благодаря этому не нужно повторять общую для большинства чисел единицу величины в заголовке каждой графы.

Место указания сокращенных обозначений единиц углов (градусы, минуты и секунды)

Единицы углов принято ставить у верхней строки графы в сокращенном обозначении рядом с числовым значением. Например:

Если числовые значения углов и т.д. образуют табличную строку, то единицы обычно ставят после заголовка боковика или в 1-й графе. Например:

Угол (градусы, минуты, секунды) 5 45 30 30 15 45 15 45 25

Угол 5°45'30 30 15 45 15 45 25

Место указания сокращенных обозначении рублей и копеек, часов и минут, других аналогичных обозначений

В графах, содержащих числа в рублях и копейках, часах и минутах, обозначение единиц ставят либо у верхней строки графы, как и сокращенные обозначения градусов, минут и секунд (см.выше), либо в заголовке графы, но таким образом, чтобы читателю было ясно значение каждого из чисел в колонке. Например:

Округление многозначных чисел

Это делается для того, чтобы упростить чтение таблицы, помочь читателю быстрее схватить ее суть. Такая обработка противопоказана в тех случаях, когда читателю важно знать не округленные числа.

Однотипные числовые данные рекомендуется, как правило, округлять с одинаковой степенью точности. В разных графах или строках это можно делать по-разному, выбирая наиболее рациональный способ.

В статистических таблицах, в случаях, когда это не влияет на точность данных, принято:

1. Округлять абсолютные числа так, чтобы они содержали не более четырех значащих цифр.

2. Значения относительных величин округлять так, чтобы они содержали не более трех значащих цифр. Например:

Рациональный выбор кратной или дольной единицы величины

Этот прием может быть успешно использован вместо округления для замены многозначных чисел четырехзначными. Выбирают такую кратную или дольную единицу величины, при которой числовые значения величин в таблице не будут более четырехзначных. Например:

Вынос за пределы прографки постоянного множителя. Прием позволяет из многозначных чисел сделать двух-, трехзначные. Например:

Постоянный множитель всех чисел таблицы переносят в тематический заголовок, всех чисел графы — в заголовок графы. При этом надо изменить знак перед ним, т. к. перенос означает, что множитель из правой части уравнения передвинут в левую.

Объединение в одну ячейку нескольких ячеек с одинаковыми данными.

Такой прием облегчает чтение и изучение таблицы.


Использование горизонтальных линеек, разделяющих строки таблицы

Такие горизонтальные линейки целесообразно использовать:

1) в распашных продольных таблицах, чтобы дефекты полигр. исполнения не вводили в заблуждение читателя при несовпадении строк на развороте;

2) при сложных многострочных текстовых ячейках, когда сдвиг строки может привести к неверному прочтению таблицы;

3) при необходимости объединения в одну ячейку нескольких ячеек с одинаковыми данными, когда при одном разрыве вертикальных линеек чтение таблицы будет затрудненным.

Редакционно-техническое оформление прографки

Повышение выразительности прографки оформительскими приемами

Для этого:

1. При сдваивании, страивании таблиц разделяют сдвоенные, строенные части, как правило, двойной линейкой.

2. Выделяют шрифтом важнейшие данные (в т. ч. итоговые).

3. Набирают десятичные знаки в десятичных дробях на нижнюю линию шрифта 583,5).

Указание об отсутствии сведений

Ставят многоточие (...) или пишут: Нет свед. (сведений).

Указание об отсутствии явления

Если явление не наблюдается, т. е. нет и не будет возможности проставить в ячейке таблицы какие-либо сведения, то взамен ставят тире. Оставлять ячейку пустой не рекомендуется.

Расположение чисел в графах

Определяется следующими условиями:

1. Числовые значения одной величины. Располагают в графах так, чтобы единицы находились под единицами, десятки — под десятками, сотни — под сотнями и т. д.

2. Числовые значения неодинаковых величин. Выключают в графах посередине (в красную строку).

3. Диапазон значений величин (через тире или многоточие). Тире/многоточие выключают посередине формата графы, а числа ровняют по тире/многоточию.

4. Смешанная графа (из отдельных чисел и диапазона значений). Отдельные числа ровняют по тире с выключкой числовых значений однородных величин по принципу единицы под единицами.

Расположение строк по отношению к двух- или многострочным заголовкам боковика

Располагают их следующим образом:

1. Все строки таблицы из однострочных элементов равняют по последней строке заголовка боковика.

2. Табличные строки с двух- или многострочными текстовыми элементами ровняют по верхней строке заголовка боковика.

3. Сочетание строк с однострочными элементами и строк с двух- и многострочными элементами. Ровняют все строки по верхней строке, даже если строка с двух- и многострочными элементами одна в таблице.

4. Строки с номером по порядку в отдельной левой крайней графе предпочтительно ровнять по верхней строке заголовка боковика, чтобы легко соотносить однострочные элементы табличной строки с номером.

Таким образом, расположение табличных строк относительно многострочного заголовка боковика следует унифицировать в пределах двух групп таблиц:

·  1-й — со всеми однострочными элементами в прографке (строки прографки помещают против последней строки заголовка боковика);

·  2-й — хотя бы с одним двух- или многострочным элементом (строки прографки ровняют по верхней строке заголовка боковика).

Оформление текста в прографке

Оформляют его следующим образом:

Начальная буква текста. Прописная, за исключением случаев, когда текст должен служить образцом написания и первое слово не является именем собственным.

Падеж ведущего слова. Если оно существительное, то ставится в им. падеже ед. или мн. ч. (число — по смыслу).

Пунктуация. В конце точку ставить не принято. Внутри текста знаки препинания — по современным правилам.

Замена повторяющихся слов и словосочетаний кавычками

Если в соседних строках графы текст повторяется, то поступают следующим образом:

1.  Когда текст умещается в одну строку, он заменяется кавычками (число кавычек по числу слов).

2.  Когда текст не умещается в одну строку, он заменяется выражением То же, которое при дальнейшем подряд повторении текста заменяется одной парой кавычек.

3.  Когда начальная часть текста повторяется в соседних строках, а конец текстового элемента — изменяющаяся часть, то допустима частичная замена текста словосочетанием То же.

Нерекомендуемые случаи замены текста таблицы кавычками.

Не принята замена кавычками 1) цифр и знаков, 2) обозначений единиц величин, 3) инициальных аббревиатур (МХАТ), 4) марок машин и механизмов, включающих инициальную аббревиатуру (ПОК-2), 5) сокращенных обозначений нормативных документов (ТУ, ГОСТ, ОСТ и т.д.) с номерами, 6) при переносе повторяющегося текста на новую полосу (в этом случае даже если повторяющийся текст был в конце предшествующей полосы заменен кавычками, и начале новой полосы он для удобства чтения должен быть полностью повторен)

Примечание 1. Поскольку при обработке таблицы редактор заранее не знает, где именно при верстке будет разделена таблица переходом на новую полосу (для этого нужен точный расчет набора таблицы, что не входит в круг обязанностей и задач редактора) то технический редактор должен письменно предупредить типографию о том что при переходе на новую полосу надо полностью набирать повторяющийся текст не ставить ни кавычки, ни словосочетание То же.

Примечание 2. Во многих издательствах к числу нерекомендуемых случаев замены кавычками повторяющегося текста таблиц в прографке относят случаи когда повторяющийся текст разделен горизонтальной линейкой. Формально для этого есть основания, повторяющийся текст не следует непосредственно за таким же — их разделяет линейка. Но замена кавычками допустима и в таких случаях, поскольку линейка не мешает читателю понимать, какой текст заменен кавычками.


Глава 3. Анализ таблиц и их связи с текстом в учебных изданиях

3.1 Связь таблицы с текстом

Условия применения ссылки на таблицу в тексте

Если таблица является частью текста, ссылка на нее в тексте обязательна, читатель должен знать, когда и в связи с чем ему надлежит прочитать таблицу, и к тому же при верстке очень часто таблицы не могут быть размещены непосредственно после текста, к которому они относятся.

Основные требования к анализу таблицы в тексте

Они сводятся к следующему.

1. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, необходимо не пересказывать ее содержание, а формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или подчеркивать какую-нибудь их особенность, или вводить дополнительные данные, резче выявляющие основные закономерности, выводимые из таблицы (например, относительные числа, если в таблице приведены только абсолютные, и т.п.)

2. Комментарий к таблице и анализ ее в тексте должны отвечать фактическому и смысловому содержанию таблицы, не вступать в противоречие с ним. Нередко соответствие нарушается. Например, в тексте сообщается: Слюна различных желез по составу неодинакова (табл 1). А по табл 1 видно, что состав слюны один и тот же, различно же соотношение составных частей в слюне, причем одной железы, а не разных. Иногда относительные числа в тексте не соответствуют абсолютным в таблице.

Таблицы в специализированных изданиях

Таблицы как и любой элемент учебного издания, несут определенную информацию, однако их главное назначение — не предметно-содержательное, а организационно-процессуальное. Причем табличная форма здесь сама становится ценностью — необходимым средством овладения учащимися методами научного мышления и рациональной организации учебной деятельности.

В зависимости от конкретного назначения таких способов таблицы делятся на две группы. Первую составляют таблицы, созданные облегчить учащимся усвоение, главным образом запоминание. Такие таблицы не представляют какой-то новый, более сложный способ структурирования учебного материала, наоборот, они сокращают его, т. е. вводят минимум учебного материала и по этому принципу группируют его. Обоснованно отвергнув узкоинформационный тип учебной книги, современное учебное книгоиздание выбросило его частные полезные решения, в том числе достаточно развитую систему таблиц, облегчающих запоминание. При всей своей простоте и кажущемся примитивизме они просто необходимы в густо насыщенных разной информацией современных учебных книгах. Например, курс новой истории (первый период) содержит множество фактов, с которыми связаны изменения во всех сферах жизни общества эпохи утверждения капиталистического строя. Запомнить все эти факты, установить связи между ними, применить такое понимание фактов для решения новых, более сложных учебных задач, пользуясь только текстом и иллюстративным материалом учебника, подросткам очень трудно.

Вторую группу составляют таблицы качественно иного уровня. Они структурируют учебный материал в новой логике, отличной от той, которая использовалась при раскрытии содержания учебного предмета. В эту группу входят систематизирующие, обобщающие и интегрирующие таблицы. Уже само табличное построение, наличие графпризнаков (параметров) вооружает учащихся самыми сложными учебными умениями. А сама таблица, помимо своего прямого назначения, становится образцом, эталоном их осуществления. Анализ таблиц в учебных изданиях

1. Данная таблица взята из университетского издания "Лекции по истории" и содержит сведения о возникновении древнейших государств.


Таблица полосная, продольная, закрытая. Все необходимые элементы присутствуют, подлежащее соответствует сказуемому.

Пункты сравнения Урарту (Закавказье) Средняя Азия Северное Причерноморье
Время существования IX-VI века до н.э. Сер.Iтыс.-2 пол. VI в. До н.э. V – I вв. до н.э.
Хозяйство Ирригационное земледелие, скотоводство, садоводство, ремесла, архитектура Орошаемое земледелие, разведение хлопка, торговля (выгодное геогр.положение), ремесла, архитектура Посредническая торговля (между Грецией и местными племенами), с/х (зерно, масло, вино), ремесло
Госуд. устройство Деспотии с неограниченной властью верховного владения Монархия Города – полисы с демократической формой правления (Ольвия, Херсонес). Боспорское царство - монархия
Внешняя политика и историческая судьба Войны против Ассирии и соседних племен. Пало под ударами скифов и др.соседей Были завоеваны персами, затем А. Македонским, потом вошли в состав др.государств Престали быть самостоятельными. Стали вассалами Рима. Уничтожены в дальнейшем гуннами

2. Цветное издание "Английский язык в таблицах". Таблицы клочковые, закрытые, головки и боковики выделены цветом, отличным от основного. Также выделяются сопутствующие таблицы, подставленные для сравнения. Не совсем удобочитаемы, перегруженные одни прографки и заполненные прочерками другие затрудняют восприятие.


3. "Таблицы по русскому языку". Все таблицы в издании подобны этой: полосные, закрытые, простые, расположенные на полосе лежа, поперек текста. Зачастую вклиниваются прографки, подобные "Запомни!", нарушающие стройность таблиц, но привлекающие внимание учащегося.


4. "Таблицы физических величин". Из-за сложности представляемого предмета таблицы присутствуют всех видов: клочковые, полосные, распашные, комбинированные; расположенные стоя и лежа; закрытые, полузакрытые, открытые; с примечаниями и без и т.д. Издание самое богатое на табличный материал.

5. Учебное пособие "Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы". Привычных таблиц как таковых мало, их место занимают различные схемы.

Присутствующие таблицы представлены клочковыми, реже – полосными и комбинированными видами. Все закрытые, располагаются стоя на полосе, шрифт заголовков выделен полиграфическими средствами. С текстом не связаны, так как текст отсутствует.


3.2 Типичные ошибки редакционно-технической обработки таблиц.

Соответствие содержания таблицы ее задаче

Нередко правильно сформулированной в тематическом заголовке и в основном тексте задаче таблицы не отвечает ее построение, а значит, и содержание. Читателю приходится мысленно переделывать таблицу, чтобы разобраться в ее сути.

Единообразие построения однотипных таблиц

Когда однотипные таблицы построены по-разному, удобочитаемость падает, т. к. каждое новое построение читателю надо осваивать заново. Наоборот, при одинаковом построении однотипных таблиц читателю разобраться в каждой последующей таблице; суть ее отношений им уже освоена. Поэтому надо при разнобое привести однотипные таблицы к единообразному построению, выбрав наиболее экономичный и удобочитаемый вариант.


Рациональная методика редакционно-издательской обработки таблиц в изданиях с большим их числом

Как видно из примеров переработки таблиц, их перестройка требует хорошо развитого пространственного воображения и чрезвычайно трудоемка. Ведь для того, чтобы нерационально и неудобно для читателя построенную таблицу можно было набрать в новой, исправленной форме, ее необходимо элементарно переписать от руки, или на пишущей машинке, или с помощью компьютера.

Если таких таблиц много, издательству, которое стремится дать читателю книгу в наилучшем виде и с наименьшей затратой печатной площади, придется только на редакционно-издательскую обработку таблиц затратить уйму времени, намного растянув редакционно-издательский процесс. Как же совместить стремление к совершенству и необходимость выпускать издания в сжатые сроки? В тех случаях, когда предстоит выпустить издание с большим числом сложных таблиц, издательству прежде всего стоит проверить, насколько владеет искусством и техникой построения таблиц автор намечаемого к изданию произведения, т е. попросить его представить для редакторской оценки образцы построенных им таблиц для будущего издания пли аналогичных из ранее изданных. Если эти образцы удовлетворят основные требованиям к таблицам, изложенным, в частности, в настоящем справочнике, значит, все в порядке.

Если же среди образцов окажется много построенных нерационально, при заключении договора надо вписать в него основного требования к таблицам, опираясь на данную главу. Тогда оригинал не придется серьезно перерабатывать.


Заключение

В заключении подведем основные итоги курсовой работы.

Сколь бы ни было сложным составление таблиц, оно необходимо для систематизации однородных данных. Как показали примеры, наличие табличного материала необходимо для изданий учебного характера. Несомненно, таким способом гораздо удобнее сопоставлять показатели, следить за динамикой изменений, экономить место в издании.

Современным книгам без таблиц не обойтись.

Целью курсовой работы являлось изложение характеристики таблиц и способов их оптимизации. Задачами было выявить, насколько табличное отображение материала удобнее текстового и как правильно им распорядиться.

Объектом исследования выступила деятельность редактора, направленная на создание и правку таблиц.

Цель и задачи курсовой работы обусловили выбор ее структуры. Курсовая работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной при написании работы литературы.

В первой части "Таблицы: общая характеристика" изложили определения видов и составных частей таблиц.

Во второй главе "Современные подходы к редакционно-технической обработке таблиц" раскрыли вторую тему работы, касающуюся непосредственно роли редактора в преобразовании текста в таблицу.

В третьей части "Анализ таблиц и их связи с текстом в учебных изданиях" рассмотрели примеры применения таблиц на практике.

В заключении мы подвели основные итоги курсовой работы.


Список использованной литературы

1.  Базанова А. Е. Литературное редактирование: Учеб. пособие. — Ч. 1. — М.: Изд-во РУДН, 2006.

2.  Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания. — М.: Олимп: ООО "Фирма "Изд-во ACT", 1999. — 688 с.

3.  Драбкина М.Л., Курс лекций.

4.  http://educational-literature.ru/c-tablicy/p-tablicy.html#more-30

Иллюстративный материал (гл.3).

1.  З.Н. Губков. Лекции по истории России. – Спб.: Издво-во Питер, 2008.

2.  А. Васильев. Английский язык в таблицах - Спб: Олма-пресс, 2007.

3.  Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. – М.: ТЦ Сфера , 2008.

4.  Таблицы физических величин. Справочник. Под ред. акад. И. К. Кикоина. - М., Атомиздат, 1976.

5.  Попков В. П., Евстафьева Е. В. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. — СПб.: Питер, 2007. — 352 с.: ил.


Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.