Однако работа с документами
обязательно предполагает как проверку их на подлинность, так и определение
достоверности и надёжности заключённых в них данных. При возникновении
сомнений в подлинности документа, т. е. В его действительном происхождении от
того автора и при тех обстоятельствах, которые предполагает текст документа,
необходимо специальным образом проанализировать его. Этот анализ предполагает
внимание к содержательным характеристикам документа, его внешней стороне, в
целях выявления признаков подлинности или несоответствия им. Иногда довольно
трудно при помощи подобных приёмов определить подлинность источника, тогда на
помощь приходят специалисты – историко-источниковеды, текстологи, криминалисты.
При этом важно различать
документально подтверждённые сведения (завизированный текст) и факты типа «как
стало известно из заслуживающих доверия источников». Оперирование такими
сведениями требует специальных оговорок.[13]
Чтобы убедиться в достоверности
информации, содержащейся в источнике, журналисты прибегают к правилам проверки
достоверности документов, принятым в социологии. Согласно им необходимо:
1.Различать
описание событий и их интерпретацию (факты и мнения);
2.Определять,
какими источниками информации пользовался составитель документа, является она
первичной или вторичной;
3.Выявлять
намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь;
4.Учитывать,
как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался.[14]
Не менее полезным является
также проверка источника путём сравнения его с другими сведениями, а при
ситуации, когда документ становится базой для серьёзных выводов и обобщений,
журналисту необходима консультация специалиста, способного выступить в качестве
эксперта в той или иной области.
Предметно-вещевая среда как источник журналистской
информации.
Под предметно-вещевой средой
понимается обстановка, которая нас окружает. Предметы и вещи могут рассказать о
событиях иной раз не меньше, чем человек. Главный вопрос для журналиста: где
отыскать эти источники. На данный момент в обществе утвердилось понимание
необходимости оказывать средствам массовой информации организационную
информационную поддержку.
Сегодня у нас в стране существует
достаточно развёрнутая система информирования журналистов о происходящих
событиях. К основным его формам Г. В. Лазутина относит
следующие:
1. Брифинги –
короткие совещания работников средств массовой информации, на которых идёт
ознакомление с позицией властных структур по тому или иному вопросу;
2. Презентации
– торжественные встречи представителей каких-либо государственных, общественных
или частных структур с общественностью, в том числе с представителями прессы,
для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией, новыми результатами
деятельности;
3. Пресс-конференции
– встречи государственных или общественных деятелей, представителей науки,
культуры и т.д. с журналистами для информирования их в связи с актуальными
событиями или для ответов на их вопросы;
4. Пресс-релизы
– специальные сводки сообщений для прессы о существенных фактах в той или иной
сфере действительности, подготовленные соответствующими пресс-службами;
5. Специальные
информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы деятельности,
создаваемые корпоративными информационными агентствами;
6. Экстренные
сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в органы массовой
информации от пресс-секретарей, пресс-служб. Пресс-центров различных ведомств и
общественных объединений.[15]
Они поставляют редакциям СМИ
деловые сведения, которые в дальнейшем находят отражение в материалах печатной
и эфирной журналистики. Отдельно следует упомянуть клубы и ассоциации
журналистов. Они фактически не являются производителями информации, но
способствуют обмену и распространению важных сообщений, заключению контрактов и
соглашений в этой сфере. «Примером может служить ассоциация корреспондентов
зарубежных СМИ, аккредитованных в Москве, число которых с либерализацией
внешней политики России возросло в геометрической прогрессии.»[16]
Из различия информационных
каналов следует, что наибольшего взаимопонимания с аудиторией они достигают
лишь, если они действуют сообща, как элементы единой системы. Ведь необходимо
принимать во внимание, что человек и общество находиться под влиянием сразу
нескольких источников информации, и естественно, что потребители продукции СМИ
испытывают некий дискомфорт, когда эти источники либо повторяют друг, либо,
наоборот, высказывают диаметрально противоположные точки зрения.
В высшей степени существенно
и то, что сегодня законодательно предусмотрено право журналистов запрашивать и
получать информацию от государственных органов и организаций, общественных
объединений и должностных лиц.
И всё-таки своевременная добыча
сведений о существенных изменениях действительности, о тех сторонах жизни,
знание о которых для аудитории – необходимость, остаётся для средств массовой
информации проблемой номер один. Прежде всего, необходимо хорошо представлять
себе всю совокупность естественных «накопителей информации», сложившихся в
обществе на тот или иной период. Оказывается, что для информации о
неблагоприятных событиях и для информации о событиях благоприятных в обществе
существуют разные «накопители», причём первые (милиция, «скорая помощь»,
пожарная служба, аварийные службы, ГАИ, народные суды и так далее) в силу
естественных причин известны людям гораздо больше, а потому и журналистами
освоены лучше. Информация же о благоприятных фиксируется с большей или меньшей
степенью отчётности в соответствующих управленческих службах муниципальных
округов. К сожалению, это происходит не так оперативно, как в случаях
неприятного свойства. Поэтому достаточно важно представлять себе структуру
органов управления, как страны, так и города и области. На данный момент
издаётся невероятное количество периодических справочников, содержащих
информацию такого рода. Такой справочник является неплохим помощником в
нелёгком деле добычи информации.
Отдельно стоит поговорить о
таком источнике журналистской информации, как информационные агентства, в силу
их специфичности. Это информационные службы обеспечивают журналистскую
деятельность, поставляя им «сырой», фактический материал, материал оформленный
по типу жёсткой новости, но сами они, как правило, не вступают в контакт с
аудиторией.
Идея подобного рода предприятий
зародилась в начале 19 века, ей журналисты всего мира обязаны французу Шарлю
Гавасу, который первым раскинул сеть своих представительств в разных
местностях, продавая газетам и журналам добытые им факты.
На данный момент наибольшей
популярностью на мировом рынке информации пользуются следующие агентства: «Associated Press»
и «United Press International» (США), «Agance France-Press» (Франция), «Reuters»
(Великобритания) и ИТАР-ТАСС (Россия). Эти информационные агентства являются
наиболее мощными источниками информации в мире, они представлены на
информационном рынке большинства стран. С. Г. Корконосенко приводит следующий
пример: доля информационной продукции американского информационного агентства «Associated Press»
на рынке Европы достигает 80%.[17]
В пределах крупных регионов
земного шара разворачивают свою деятельность региональные агентства. Далее по
величине идут национальные агентства, областные, городские, а так же те, что
создаются при издательствах и вещательных компаниях.
Предметом гордости как для
российских профессионалов, так и для всей нации служит то, что на уровне с
мировыми гигантами «Associated Press» и «Reuters» в течение
десятилетий работает крупнейшая фабрика новостей – ИТАР-ТАСС. У него было
немало прямых и отдалённых предшественников: Российское телеграфное
агентство(1894), Торгово-телеграфное агентство(90-е годы), Санкт-петербургское
телеграфное агентство(1904), государственное Российское телеграфное агентство
на базе ВЦИК(1918). Последнее считается его прямым предшественником, так как в
1925 году РОСТА превратилось в Телеграфное агентство Советского Союза, которое
и вошло позднее в число мировых лидеров. Сейчас ИТАР-ТАСС работает на пяти
континентах, в России действуют его отделения и корреспондентские пункты во
всех региональных центрах. На масштабы производства этого агентства указывает
хотя бы такой приведённый статистическими исследованиями факт, что оно в
течение суток готовит и предлагает потребителям – другим представителям прессы
–более 150 газетных полос текста первичной новостной информации.
В начале 60-х годов появилось
ещё одно уже негосударственное информационное агентство – Агентство печати
«Новости» (АПН), которое впоследствии стало РИАНом – Российским информационным
агентством «Новости».
Как пишет В.В. Ворошилов в
своей книге «Типология журналистики», возрастание значения нового вида
информации, связанного с потребностями бизнеса, частного сектора экономики,
стало одной из причин, приведших к созданию альтернативных ИТАР-ТАСС и РИАН
негосударственных информационных агентств.[18]
Первым – в 1989 году – возник «Постфактум». Вначале это была информационная
служба «Факс», созданная для информирования первых частных предприятий и
кооперативов. В мае того же года агентство было зарегистрировано в качестве
независимой службы «Постфактум». На данный момент это информационное агентство
располагает обширной сетью корреспондентов по всей России и в СНГ, поддерживает
деловые связи не только с отечественными и зарубежными средствами массовой
информации, но и с органами государственной власти, банками, промышленными
фирмами и т. д. «Журналисты имеют возможность получать информацию в виде
тематических сводок и вестников по вопросам экологии, культуры, экономики,
военного дела, авиации и космонавтики и т. д. Кроме этого агентство предлагает
сервисные услуги: пользование базой данных, в которой содержатся публикации
сотен российских СМИ, ежедневные анонсы событий предстоящего дня, непрерывно
обновляемые подборки «горячих» новостей.»[19]
Ещё одним крупным
информационным агентством России является «Интерфакс», первыми клиентами
которого стали иностранные журналисты, посольства и западные фирмы,
размещённые в Москве. Хотя для многих западных журналистов экономическая
информация уже давно стала важнейшим «товаром», российской экономике он тогда
ещё практически никем не предлагался. Сегодня агентство поддерживает с частным
бизнесом тесные отношения, имея около двух тысяч подписчиков в России и свыше
тысячи иностранных. Как источник журналистской информации это агентство
является по сути одним из самых надёжных и проверенных. Информацию, полученную
из этого агентства, используют самые видные журналисты нашей страны.
В настоящее время действуют
немало средних и мелких информационных агентств (Сибинформ, Урал-акцент и
другие). Только в Санкт-Петербурге в 1996 году работало 13 агентств:
«Северо-Запад». «Дело - Информ», «ИТАП - ПРЕСС», «ИНМИР» (информация –
мобилизация интеллектуальных ресурсов ), «Эксклюзив», «СФИНКС - ПОСТИНФОРМ»
(учредитель - Студенческая федерация информационных контактов «СФИНКС- пост») и
др. Кроме того, в городе распространяется 18 различных информационных
бюллетеней: «За безопасность движения», «Закон», «Жизнь», «Информация для
предпринимателей», «Налоги и бизнес», «Страдания предпринимателя», «Наш район»,
«Приморские новости» и т. д.
В целях повышенной
оперативности крупнейшие информационные агентства пользуются всеми видами
связи, в том числе и космической, имеют мощные компьютерные центры, служащие
для подготовки, обработки и хранения информации, которая непрерывно поступает
потребителям по телетайпу, либо в виде оперативных бюллетеней новостей,
пресс-релизов, выходящих часто несколько раз в день.
Итак информационные агентства
передают журналистам самую оперативную и актуальную социальную, политическую, экономическую
информацию, тем самым они в значительной степени сокращают временные и
финансовые затраты работников прессы, на посылку своих корреспондентов в
отдалённые географические точки, на получение новейшей информации из
правительственных источников, добыча которой подчас является проблематичной, на
информирование о ситуации в «горячих точках» и зонах вооружённых конфликтов и
др.
Интернет как источник журналистской информации.
Конец двадцатого столетия
ознаменован возникновением уникального и чрезвычайно перспективного источника
информации –глобальной компьютерной сети Интернет. Интернет - недорогой, мощный
механизм, который может оказать значительную помощь в развитии независимой
журналистики в России. Трудно переоценить то количество полезной для журналиста
информации, которое содержит сеть Интернет. Но кроме этого он может укрепить
связь и согласованность между журналистами и их информационными издательствами
в России. Он также обеспечивает быстрые и надежные связи между журналистами и
их информационными источниками, даже если между ними лежит несколько тысяч
километров. Он может соединить средства массовой информации в России с быстро
развивающимися электронными сетями за границей (в основном в США и Европе). Как
уже упоминалось, Интернет предоставляет альтернативные методы публицистики во
времена кризиса, или в случае восстановления цензуры. И для нации, проходящей
через тяжелые экономические изменения, Интернет предоставляет возможности
нового финансирования, через электронное распространение новостей, публикаций и
реклам.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|