на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Культура в зеркале прессы

Раскрывая,  реализуя  сущностный  смысл  бытия  человека,  культура  одновременно  формирует  и  развивает  саму  эту  сущность.  "Человек  не  рождается  социальным,  а  лишь  в  процессе  деятельности  становится  таковым.  Образование  и  воспитание  -  это  нечто  иное,  как  овладение  культурой,  процесс  передачи  ее  от  одного  поколения  к  другому.  Следовательно,  культура  означает  приобщение  человека  к  социуму,  обществу.»3

Подпись: 1  Философский  энциклопедический  словарь.  -  М.: Большая Советская Энциклопедия,  1983.  -  С.  292-293.
2 Заболоцкий  Н.А.  Стихотворения  и  поэмы./ Н.А. Заболоцкий. - М.: Современник,  1981.  -  С.  258. 
3  Сорокин  П.А.  Человек.  Цивилизация.  Общество./ П.А. Сорокин.  -  М.: Наука,  1992.  -  С.  218-219.
 
Современный  исследователь  проблем  философии  В.Ф.  Шаповалов  трактует  понятие  культуры  следующим  образом.  Он  пишет,  что  существует  множество  различных  формулировок  культуры,  каждая  из  которых  раскрывает  разные  стороны  этого  многогранного  явления. 

Целесообразно  выделить  три  главных  аспекта  понятия  культуры.  «Во-первых,  культура  есть  сфера  свободной  самореализации  личности,  сфера  творчества,  где  наиболее  полно  реализуются  творческие  потенции  человека  -  это,  прежде  всего,  искусство,  наука,  образование.  Во- вторых,  культура  есть  ценностное отношение  к  реальности,  т.е.  в  ней  всегда  присутствует  то,  что  свято  и  признается  безусловной  ценностью.  В-третьих,  культура  есть  искусственный,  созданный  мыслью,  духом  и  руками  человека  мир,  отличный  от  «натуры»  (природы).»4

Подлинная  культура  немыслима  без  бережного  отношения  к  ценностям  универсального  характера.  Совокупность  представлений  о  ценностях  и  идеалах,  отличает  ее  от  нигилизма,  т.е.  от  отрицания  безусловных  ценностей  идеалов.  Идеал  -  это  эталон,  по  которому  можно  сверять  свою  жизнь,  свои  помыслы  и  поступки,  результаты  своего  труда.  Кроме  того,  в  ценностях  и  идеалах  всегда  присутствует  момент,  обнаруживающий  их  тесную  связь  с  религией.  Это  момент  веры,  внутренней  убежденности  людей  в  правильности  и  незыблемости  исповедуемых  идеалов  и  ценностей.  Если  они  воспринимаются  как  нечто  непрочное  и  неустойчивой,  то  утрачивают  свою  основную  функцию  -  быть  ориентирами  и  вдохновляющими  образцами  для  деятельности  человека.  Идеал  создает  «вертикаль»  человеческого  бытия:  он  формирует  устремленность  человека  к  высшему,  непреходящему,  вечному.

Как  идеалы,  так  и  ценности  во  многом  обусловлены  особенностями  той  или  иной  национальной  группы,  культурной  эпохи.  Поэтому  можно  выделить  универсальные  (общечеловеческие)  ценности.  К  ним,  в  первую  очередь,  относятся:  уважение  к  жизни  и  достоинству  личности,  долг,  честь,  справедливость,  совесть,  уважение  к  предкам,  а,  следовательно,  к  истории  страны.  Все  эти  ценности  предлагают  благоговейное  к  себе  отношение.

«В  современном  обществе  универсальные  ценности  подвергаются  мощному  отрицательному  давлению  под  действием  многих  факторов.  Утрате  ценностей  способствует,  в  частности,  массовый  характер  современного  общества,  а  также  усложнение  человеческого  бытия  в  целом.»5

Академик  Д.С. Лихачев  рассматривает  культуру,  как  «некоторое  органическое  целостное  явление,  как  своего  рода  среду,  в  которой  существуют  свои  общие  для  разных  аспектов  культуры  тенденции,  законы,  взаимопритяжения  и  взаимооталкивания.  А  также,  как  определенное  пространство,  сакральное  поле,  из  которого  нельзя изъять одну  какую-либо  часть,  не  сдвинув  остальные.»6

Одним  из  самых  главных  проявлений  культуры,  -  считает  академик,  -  это  язык.  Язык  не  только  средство  коммуникации,  но  прежде  всего  творец,  созидатель.  Не  только  культура,  но  и  весь  мир  берет  свое  начало  в  Слове.  Слово,  язык  помогают  нам  видеть,  замечать  и  понимать  то,  чего  мы  без него  не  увидели  бы  и  не  поняли,  открывают  человеку  окружающий  мир.

«Сфера  русского  языка  -  это  не  только  гигантский  запас  слов,  но  и  богатство  значений  этих  слов,  обилие  идиоматических  выражений,  возникших  на  литературной,  церковной,  философской,  научной,  фольклорной  основе.  Отсюда  ясно,  какое  огромное  значение  имеет  для  народа  богатство  языка,  определяющее  богатство  «культурного  осознания»  мира.»7


Подпись: 5 Там же. -  с.  531-532.
6Лихачев  Д.С.  Русская  культура./ Д.С. Лихачев.  -  М.: Искусство,  2000.  -  С.  14.
7Там же. – С. 83.  


§2  Культура сегодня

 

Культура  как  духовность  есть  непременное  условие,  без  которого  всякое  общество  и  любая  страна  обречены.  Современная  культура  характеризуется  разнообразием  идеалов  и  ценностей.  Увы,  чувство  подавленности  происходящим  и  неуверенности  в  завтрашнем  дне  не  исчезает,  а  напротив,  усиливается.

Рассматривая  состояние  культуры  российского  общества  в  современных  условиях,  следует  сказать,  что  процессы  реформирования  страны  внесли  в  сферу  духовной  жизни  как  позитивные,  так  и  негативные  моменты.  Нельзя  не  признать,  что  в  области  культуры  свобода  проявляется  в  большей  степени,  чем  в  других  областях  общественной  жизни.  Это  просматривается  в  многообразии  тематики  и  сюжетов,  и  идейного  содержания  художественных  произведений.  Происходит  духовное  раскрепощение  общества.

Вместе  с  тем  эти  процессы  противоречивы.  «Возвращение  обществу  забытых,  запрещенных  имен  (публикация  произведений  М.  Булгакова,  К.  Паустовского,  А.  Платонова,  Е.  Замятина,  Б.  Пастернака,  В.  Гроссмана  и  др.)  сопровождается  изъятием  других.  Яростным  атакам  подвергается  М.  Горький  за  то,  что  является  «основоположником  метода  социалистического  реализма»,  хотя  подобные  обвинения  давно  продемонстрировали  свою  несостоятельность.  М.  Шолохова  обвиняют  в  присвоении  чужого  труда…»1

В начале  90-х  годов  ХХ  века  происходит  размывание  традиционных  форм  освоения  культуры:  посещаемость  различных  учреждений  культуры  резко  сокращается.  В  то  же  время  широкое  распространение  бытовой  техники  приводит  к  освоению  домашних  форм  досуга,  носящих  лишь  развлекательный  характер.

Подпись: 1  Зезина  М.Р.  История  русской  культуры: Учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. История./ М.Р. Зезина, Л.В. Кошман, В.С. Шульгин.  -  М.: Высш. шк.,  1990.  -  С.  273.

На  состояние культуры  негативно  воздействует  не  только  формирующийся  рынок.  Российская  культура  испытывает  все  возрастающую  экспансию  англо-американской  культуры.  Происходит  коммерциализация  культуры,  что  в  свою  очередь  ведет  не  только  к  сокращению  культурного  пространства  в  обществе,  но  и  созданию  атмосферы  конкуренции.  Культурные  учреждения  под  напором  рынка  начали  превращаться  в  коммерческие  структуры.  На  базе  государственных,  профсоюзных,  колхозных  учреждений  начали  возникать  видеосалоны,  пункты  проката  аудио-  и   видеокассет.  Коммерческие  структуры  делают  ставку  на  боевики,  вестерны,  триллеры,  эротические  ленты,  которые  начинают  пользоваться  успехом  у  значительной  части  зрительской  аудитории.

Рынок  превратил  продукт  духовной  деятельности  в  товар,  который  должен  быть  продан  по  цене,  обеспечивающей  продавцу  максимальную  прибыль.  Разрушительным  оказалось  воздействие  рыночных  отношений  и  на  книгоиздательскую  деятельность.  Государственные  и  коммерческие  издательства  выпускают  в  свет  литературу  приблизительно  одного  и  того  же  плана:  фантастика,  детективы,  эротика,  а  подчас  и  просто  порнография.

В  связи  с  ростом  цен  на  бумагу  и  желанием  дельцов  заработать  на  издании  литературы,  книга  становится  товаром,  в  значительной  степени  недоступным  для  широких  слоев  населения,  и  прежде  всего  молодежи.

Итак,  в  результате  внедрения  рыночных  отношений  в  сферу  культуры  оказалось  практически  полностью  разрушенной  ее  инфраструктура.  Резко  уменьшились  объем  и  качество  духовной  продукции,  сузился  круг  культурных  образцов,  находившихся  в  культурном  обороте.  Уменьшилось  число  каналов,  по  которым  обеспечивалось  распространение  духовных  благ,  резко  сократилась  сфера  любительского  художественного  творчества.  Практически  оказалась  свернутой  культурная  жизнь  в  провинции  и, особенно  на  селе,  «где  приезд  кинопередвижки  можно  сравнить  с  эпохальным  событием,  не  говоря  уже  о  выездном  спектакле  или  шефском  концерте  артистов  областной  филармонии.»2

В  90-е  годы  никаких  компаний  по  возрождению  не  случалось,  но  культура  стала  возрождаться  сама  именно  так,  как  это  нынешнему  поколению  интересно  и  понятно.  Это  фольклорные  фестивали,  которые  пользуются  огромной  популярностью,  народные  эпосы,  которые  впервые  получают  театральное  воплощение, и выставки  актуального  искусства,  посвященные  героям  национальных  преданий.  Сегодня  возрождаются  уникальные  народные  промыслы  и  удивительные  народные  традиции,  которые,  как  и  прежде, помогают  людям  выжить.

Широкое  распространение  получает  культурно-исторический  туризм.  Началось  широкое  общественное  движение  по  охране  памятников  истории  и  культуры.  Все  это  дает  основание  говорить  о  начале  нового  этапа  в  освоении  российской  культурой  духовных  ценностей  прошлого.

По-новому  стали  работать  средства  массовой  информации.  Если  раньше  на  страницах  газет  и  журналов,  в  передачах  радио  и  телевидения  создавался  мир  показного  благополучия,  критические  публикации  строго  дозировались.  То  сейчас  средства  массовой  информации  стали  не  только  отражать  реальные  проблемы  жизни  страны,  но  и  активно  вмешиваться,  помогать  их  решению.  Прекратилась  практика  мелочной  опеки  средств  массовой  информации  со  стороны  вышестоящих  инстанций,  возросла  самостоятельность  и  ответственность  редакций.  Возрастает  роль  и  значение  общественных  наук.

Подпись:   2 Гаврилина Л.М. Русская культура: Проблемы, феномены, историческая типология: Учеб. пособие/ Л.М. Гаврилина. - Кал-д: КГУ., 1999. - С.  79. Характерной  особенностью  духовной  жизни  общества  в  настоящее  время  является  возросший  интерес  к  публицистике.  Судьба  страны,  события  недавнего  прошлого,  методы  руководства  экономикой,  состояние  общественной  нравственности  -  эти и  многие  другие проблемы  дискутируются  на  страницах  «Знамени»,  «Нового  мира»,  «Огонька»,  «Литературной  газеты»,  тиражи  которых  свидетельствуют  об  их  растущей  популярности.  Документальные  и  оперативные  жанры  выступают  на  первый  план  во  всех  видах  искусства.  Возрождается  плакат,  дающий  возможность  художнику  мгновенно  откликаться  на  злободневные  проблемы.  Новое  дыхание  получает  кинодокументалистика.

В  современную  музыкальную  культуру  возвращено  творчество  А.  Шнитке,  М.  Ростроповича  и  других  выдающихся  музыкантов  современности.  В  целом  отношение  к  культурному  наследию  прошлого  стало  меняться.  Отмена  ограничений  на  информацию  из-за  рубежа,  расширение  личных  контактов,  восстановление  связей  с  деятелями  отечественной  культуры  в  эмиграции  ведет  к  интенсификации  культурного  обмена  и  взаимообогащению  культур.

Нет  необходимости  доказывать,  что  «любой  народ,  любая  нация  могут  существовать  и  развиваться  только  тогда,  когда  они  сохраняют  свою  национально-культурную  идентичность.  Когда,  находясь  в  постоянном  взаимодействии  с  другими  народами  и  нациями,  обмениваясь  с  ними  культурными  ценностями,  не  теряют  своеобразия  своей  культуры».3  В  истории  можно  найти  многочисленные  примеры  того,  как  исчезли  государства,  когда  народ  забывал  свой  язык  и  культуру.  Если  же  культура  сохранялась,  то,  несмотря  на  все  трудности  и  поражения,  народ  поднимался  с  колен,  обретая  себя  в  новом  качестве  и  занимая  достойное  место  среди  других  народов.

Подпись:   3 Лихачев  Д.С.  Русская  культура./ Д.С. Лихачев. - М.: Искусство, 2000. - С. 118. Подобная  опасность  сегодня  подстерегает  и  русскую  нацию,  ибо  цена  на  западную  технологию  может  оказаться  слишком  высокой.  Не  только  резко  возрастет  социальное  неравенство  внутри  русского  общества  со  всеми  отрицательными  последствиями,  но  и  углубится  национальное  неравенство  между  русским  народом  и,  так  называемыми,  западными  этносами.  Вернуть  же  утраченные  позиции  в  мировой  культуре  крайне  сложно,  а  смириться  с  утратой  -  значит  оказаться  на  краю  пропасти  в  культурно-историческом  развитии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.