Реферат: Жанр в искусстве, литературе и журналистике
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ МАССМЕДИА
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по курсу: ОСНОВЫ
ЖУРНАЛИСТИКИ
ТЕМА: ЖАНР В
ИСКУССТВЕ, ЛИТЕРАТУРЕ И ЖУРНАЛИСТИКЕ
План
работы:
Введение
Глава 1
«Жанр в искусстве и литературе»
Глава 2
«Жанр в журналистике»
Заключение
Выполнила
:
студентка 1-го курса дневного обучения
Окулова Е.С.
Научный
руководитель:
Бойков Г.С.
М о с к в а - 2002
Введение
В своей работе я попытаюсь дать общее определение понятию
жанр, установить взаимосвязь между понятиями «искусство», «литература» и
«журналистика», выявить и сравнить значение и способы жанровой дифференциации
для этих трёх явлений.
Проблема заключается в том, что не существует
единого определения понятия жанр, как и единой системы жанрового деления.
Причин этому несколько: жанр, вид и род являются смежными понятиями, в
результате чего их путают (то, что в одном источнике называют жанром, в другом
относят к видам, и наоборот); жанры менялись, исчезали и появлялись в процессе
исторического развития искусства, литературы и журналистики, поэтому границы
между ними порой весьма расплывчаты; некоторые ученые выделяют несколько плоскостей
жанровой дифференциации, каждая из которых отвечает какой-либо грани сложного
строения и функционирования художественного произведения. Поэтому в своей
работе я буду подходить к вопросу о жанрах с нескольких точек зрения,
освещенных в выбранной мною литературе.
Но для этого нужно решить вопрос соотношения трёх
основных понятий: искусства, литературы и журналистики. Во-первых, их можно
рассматривать как отдельные понятия. Но в большинстве источников литература
называется видом искусства, поэтому их разделение будет некорректным. Второй
вариант – считать литературу составляющей искусства, а журналистику отделить.
Опять-таки но: художественная публицистика общепризнанно считается
жанром литературы. Нельзя забывать, что журналистика – это не только печать, а
ещё радио и телевидение. Учитывая всё вышеизложенное, я выстроила следующую
схему.
Искусство
Литература
Вид вид
жанр Худ.публицистика радио
телевидение
ж у р н а л и с т и к а
Если исходить из того, что жанр – условная категория внутривидовой
дифференциации искусства, то литературу, телевидение и радио мы назовём видами
искусства, которые в свою очередь делятся на жанры. Например, художественная
публицистика является жанром литературы, и в то же время составляющей
журналистики. Таким образом, журналистика относится к искусству и в частности
к литературе, плюс обладает собственным своеобразным жанровым делением.
Глава 1
Жанр в искусстве и литературе
Жанр – общность художественных произведений,
складывающаяся в процессе исторического развития искусства на основе их
самоопределения по предметному смыслу – в результате взаимодействия
гносеологической (познавательной) и аксиологической (оценочной) функций
художественной деятельности. Другая, онтологическая сторона творчества
(обуславливающая существование произведений искусства в их материальной форме)
составляет основу разделения искусства по видам; аксиологическая в единстве с
синергетической, преобразующей человека, - по творческому методу и стилю. Жанр
– подразделение каждого вида искусства, обусловленное многообразием конкретных
возможностей художественного освоения действительности.
Жанр
отражает свойство избирательности искусства, его прагматическую, утилитарную
сторону приспособления к обстоятельствам жизни. Художник, как правило,
вынужден для реализации своих идей выбирать из множества путей, решений,
способов какой-то один, наиболее реальный, достижимый; в большинстве случаев
именно тот, который требуют заказчики или за который можно получить вознаграждение.
Поэтому жанровая определенность — в значительной степени «функция мастерства,
нежели таланта».
В отличие от других близких понятий, жанр
точнее всего отражает актуальность искусства, отклик
творческих усилий художников на запросы времени, исторической обстановки. Сначала
появляется потребность в некоторых идеях, затем формируется функция, а потом
подыскивается нужный предмет. Поэтому жанр является предметно-функциональным
понятием, его границы расплывчаты, подвижны, и разные жанры непрерывно
переходят один в другой, соединяются и разделяются. Это порождает различные типы
жанрового деления – тематические, структурные и функциональные. Системный
анализ искусства приводит к заключению, что существует несколько плоскостей
жанровой дифференциации. С этой точки зрения в литературе жанрами являются: и
роман, повесть, поэма, стихотворение; и психологический роман, исторический
роман, приключенческий роман; и трагедия, комедия, мелодрама, водевиль; и ода,
памфлет, эпитафия, эпиграмма. Соответственно многообразны жанровые членения в
других видах искусства, а каждый жанр распадается на несколько поджанров. В
результате одно и то же произведение можно отнести к нескольким жанровым
группам. Скажем, скульптура «Медный всадник» Фальконе – это памятник, это
конный памятник, это портрет, это аллегорическая скульптура.
Многообразие жанров в развитии искусства порождено
потребностью художественного отображения различных сторон и проявлений
действительности. Обращаясь к тем или иным конкретным явлениям общественной
жизни, природы и т.п., искусство вырабатывает специфические формы отражения
этих явлений (роды и жанры), постоянно изменяющиеся в зависимости от изменения
исторических условий, но сохраняющие всё же известную устойчивость и
преемственность. Так, например, античная трагедия, трагедия Шекспира, трагедия
эпохи классицизма, трагедия А.С. Пушкина и А.Н. Островского при всём их
исторически конкретном различии принадлежат к жанру трагедии. Басни Эзопа, Ж.
Лафонтена, А.П. Сумарокова, И.А. Крылова различны по идейному содержанию, тематике
и социальной направленности, однако им присущи общие жанровые черты басни:
иносказательность, аллегоризм, сжатый и законченный сюжет, наличие морали. И
хотя конкретное художественное произведение, его содержание, безотносительно к
жанру, всегда является неповторимым, основные признаки жанра отличаются
устойчивостью и характеризуют произведения разных веков. Это объясняется прежде
всего тем, что они являются продуктом длительного исторического развития
искусства.
Термин «жанр» возник в эстетике французского Классицизма середины XVII в., хотя жанровое
самоопределение существовало много раньше. В XVI в. теоретики
академического искусства разделили его на «высокий» и «низкий» жанр в
зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Это деление укрепилось в
практике европейских художественных академий XVII-XIX вв. В живописи «высоким»
считались исторический (героический) и мифологический жанры, «низким» —
портрет (за исключением парадного, церемониального, статуарного), пейзаж,
натюрморт. В литературе существовало противопоставление трагедии и комедии
Церковь со своей стороны канонизировала иконографию иконописи, алтарной
живописной и скульптурной композиции, картины на библейские сюжеты. В
протестантской Голландии XVII в., напротив, «низкие» жанры — пейзаж, портрет,
натюрморт, бытовые сценки — оказались ведущими, именно они обеспечивали
художнику успех.
Разделение на «высокие» и «низкие» жанры существовало уже в
античном искусстве. По сообщениям Плиния Старшего, наряду с художниками,
выполнявшими ответственные «официальные» заказы, существовали рипарографы
(греч. «грязнописцы»; Плиний называет их жанр «minoris picturae» — лат. «малая
живопись») и «гриллы» (греч. grylos — свинья, поросенок), представители комического
жанра.
По концепции
М.Соколова, появление «низких» жанров в искусстве XV-XVII вв. связано не с
критическим отношением к жизни или классическому наследию и даже не с народной
«смеховой культурой», а с формирующимся культом природы, пантеистическим мироощущением,
идеи которого были заложены в эпоху Итальянского Возрождения и противостояли
традиционному теоцентризму. Новое натурфилософское мышление складывалось еще в
проторенессансную эпоху, оно послужило идеологической основой обновления иконографии,
обмирщения религиозных тем и сюжетов. Таковы поэтические и «крестьянские»
образы, темы любви, жизни и смерти, народных праздников, сказок и преданий,
акроаматические композиции И.Босха и П.Брейгеля Старшего.
Жанровая
определенность по темам и сюжетам дополнялась, окрашивалась отношением,
оценкой, настроением художника. Так появлялись героический и трагический жанр,
бестиарий, гротеск, дролери, каприччи, былинный, или эпический, жанр,
«моралитэ».
Выбор
предмета и отношение к нему художника определяют метод, способы и приемы изображения.
Отсюда иное направление жанровой определенности: сюжетная картина, мотив
(этюд), аллегория, эмблема, знак. Границы между этими понятиями непосредственно
связаны с типологией композиционных форм. Возникновение разных
жанров (определение которых бесконечно) зависит от конкретного взаимодействия
исторических типов искусства, художественных направлений, течений,
стилей и школ. Так, на рубеже XVI-XVII вв. канонизированная иконография «официальных
сюжетов» была заметно потеснена свободным выбором просвещенного художника.
Даже в крупных, заказных произведениях благочестивые темы соседствовали с
вольнодумными, ученые — с фольклорными, серьезные — с озорными,
автохтонные — с заимствованными из иных, экзотических, культур. Содержание
эпохи отражалось сочетанием «возвышенного стиля» (итал. «in bono») и «низменного,
дурного» («in malo»). Этот конфликт заложен столкновением и дальнейшим
одновременным развитием классицистических и романтических тенденций в стилях
Классицизма и Барокко.
Особый
вкус художники находили в смешении жанров: портрет и автопортрет стали
вводить в религиозные композиции (ранее, в XIV-XV вв., донаторы
изображались либо отдельно, либо в отдельном пространственном плане алтарных
картин). Случайные по смыслу, интересные лишь своей живописностью фигуры
помещались в центр композиции на библейский сюжет. Евангельские сцены
терялись на фоне «космических» альпийских пейзажей. Поэтому можно сказать,
что искусство XVI-XVII вв. после необычайного взлета в эпоху Возрождения
характеризуется не спадом, снижением духовности, символичности, а расширением
жанровых границ, включением тем, ранее не освоенных искусством. Этому
способствовал стиль Барокко, разрушивший многие каноны и оказавший влияние
на итальянских караваджистов, на искусство французских, голландских,
фламандских художников. Искусство Рембрандта стали называть «живописью
реальности». Сложившаяся в XVI в. оппозиция «Рафаэль или Караваджо» (идеализм
или натурализм) была тут же дополнена деятельностью
римских
«бамбоччьянти», последователей П. фан Лара и «художников реальности». В
Нидерландах отвлеченный идеализм «утрехтских караваджистов» сочетался с
натурализмом фламандских живописцев бытового жанра. Художникам венецианской
Террафермы противостояли тенебристы, а возвышенному фламандскому барокко П.
Рубенса — загадочный философский романтизм Рембрандта. Характерными примерами
жанровой неопределенности являются картины Рембрандта «Возвращение блудного
сына», «Польский всадник».
В живописи
XVII-XIX вв. произведения
батального жанра соединялись с портретными (Военная галерея Зимнего дворца в
Петербурге), «охотничьего» с натюрмортом, натюрморт с бытовым жанром или
философской аллегорией, появляются нравоучительные картины в жанре «пикареск»,
портрет в интерьере и портрет в пейзаже, «морализованный пейзаж». В конце XIX в. необычно
разветвленными стали жар «эротического искусства», а тонкое и нежное «ню»
соединялось с портретом.
Страницы: 1, 2
|