Журналисты «Чапаевского
рабочего» этим руководствуются и предполагают реакцию скептически настроенных
людей, стремясь избегать в интервью высказываний типа «ожидается, что»..,
«известно, что…», говорят, что…» Ведь иначе скептик обязательно заметит с
сарказмом: «Ожидается кем?», «Известно кому?», «Говорят кто?»…
Разные журналисты готовят
интервью для «Чапаевского рабочего». Отсюда – отличия в комбинации разного рода
вопросов, их чередовании, последовательности.
Это подтверждает высказывание
Г.В. Лазутиной о том, что интервью оказывается вполне удачным, с точки зрения
информационной насыщенности, если журналист:
« 1. Основательно подготовился
к беседе (освоил предмет обсуждения, имеет представление о собеседнике как
индивидуальности);
2. Научился контролировать ход беседы,
своевременно замечая возникновение барьеров и оперативно нейтрализуя их;
3.Владеет достаточным количеством приемов,
способных стимулировать общение1».
Валерий Аграновский в своей
книге «Ради единого слова» тоже изложил ряд принципиальных позиций поведения
журналиста:
«1. Истинный журналист должен
идти к собеседнику, во-первых, с мыслью, а во-вторых, за мыслью (наши вопросы
должны побуждать собеседника думать и говорить).
2. Чтобы беседа была плодотворной, собеседник
как минимум должен быть в ней заинтересован. В самом деле, журналист может
задавать вопросы и по обязанности. Но получать на них ответы он может только
при желании собеседника.
3. Сам журналист как личность должен быть
интересен собеседнику»2.
Анализируя интервью в
«Чапаевском рабочем», замечаешь, что журналисты предварительно обдумывают
концепцию интервью, вопросы выстраивают так, чтобы соблюдалась
последовательность в ответах.», учитывают, что «… следует развивать в себе
умение трудное, но очень выгодное для интервью (жанра личностного, интересного
именно «персонификацией» любой проблемы»); умение представить интервьюируемого
в выгодном свете, подчеркивать его лидерство в беседе, стараться передать его
манеру общения, стиль речи, скрывая, по возможности, намеченные заранее контуры
диалогического единства, выстраивать переход от одной мини-темы к другой и
т.д.»1.
В каждом источнике информации
есть свои возможности и ограничения. Что касается интервью, то это – самый
субъективный источник информации. Ведь разные люди, очевидцы одного и того же
события, по разному о нем рассказывают и часто даже расходятся во мнении. Но в
этом заключается и положительное свойство этого источника информации –
возможность узнать иной взгляд на проблему, расценить ситуацию с другой точки
зрения.
Журналисты городской газеты
помнят, что покушение на чью-то репутацию равнозначно вторжению в частную
жизнь. При определенных обстоятельствах репутация может пострадать от одного
неосторожного замечания или неумело обработанного ответа интервьюируемого,
неточно переданного сказанного человеком выражения. Особенно если интервьюер и
интервьюируемый живут в одном небольшом городе, как Чапаевск. В редакции
«Чапаевского рабочего» считают правилом пригласить интервьюируемого, чтобы он
прочитал текст интервью до выхода в свет, сверил цифры и фамилии в своих
ответах. И подписал оригинал интервью, дав тем самым согласие на его
публикацию.
В журнале «Профессия –
журналист» было опубликовано выступление Сергея Титова «Визави, визави,
визави…» с пометкой «Ода интервью». Так убедительно написал автор: «Интервью –
мой любимый жанр. Самый лучший. Самый классный, самый красивый. Я говорю про
настоящее интервью, когда собеседник – незаурядный человек»1. И
журналиста Сергей Титов сравнивает с актером. Потому, что «каждый раз должен
быть разным. Ведь это не я должен быть перед моим визави. Лично я ему не нужен.
Не для меня это интервью, не обо мне. Я лишь сконцентрированный читатель,
телезритель, я – его лицо, каждый раз разное. Потому что разные собеседники
интересуют совершенно разных людей. Я пишу вопросы и чувствую, что я –
режиссер, я готовлю грандиозный спектакль, поскольку все это – слова, слова,
как говорил Гамлет.
На самом деле слова – это
музыка. После встречи, ночью, усядусь за клавиатуру, чтобы перевести все
метаморфозы на музыку слов. Хорошее интервью – это симфония»2. Но
"весь талант журналиста в финальном аккорде. Одна неверная нота – и
смажется все. Именно финальный аккорд будет еще долго звучать в душе читателя».
Всеволод Богданов, секретарь
Союза журналистов РФ, как-то сказал: «Сейчас на разных каналах ТВ есть во
многих вариантах интервью с человеком в маске… Интервью дают бандит,
проститутка, политик, бизнесмен. Все это завлекательно, как игра, но порой
начинаешь сомневаться в достоверности, в искренности того, кто в маске.
Серьезные диалоги в телевизионном эфире для меня, как зрителя, сослужили
огромную службу. Они помогли мне разобраться, кто есть кто в нашем обществе,
кому можно доверять и насколько, помогли сделать выбор»3. В
региональной прессе, к которой относится и «Чапаевский рабочий», нет
возможности кого-нибудь скрыть под маской. Читатели этого не примут. Им нужен
честный и открытый диалог. И четкая оценка фактов, событий.
Заключение
Жанр интервью имеет поистине
неограниченные возможности. Недаром журналисты высказывают такую точку зрения
на интервью: «Это возможность продемонстрировать высший пилотаж, естественно не
превращая его в самоцель»1. В интервью проявляются характеры,
время. И даже то, что не всегда могут объяснить историки и философы. Жанр
интервью многофункционален. Он позволяет быстро и точно рассказать о
взволновавшем событии, задав несколько вопросов очевидцам, и выйдя на авторитетного
собеседника, развеять взбудоражившие многих слухи…
Для верного поведения, гибкости
интервьюера важны зоркость наблюдения за поведением и реакциями собеседника. Но
это не помешает самой беседе. Интервьюируемый должен высказаться. Но неопытный
журналист может допустить ошибку: не добившись внятных высказываний, передаст
их, во многом присочиняя. А одно из главных качеств хорошего интервью -
реализованное, хотя бы отчасти, отражение высказываний интервьюируемого»2.
При полном доверии к
интервьюеру может получиться исповедальный характер у интервью. И не поверить
напечатанному будет уже невозможно. Только бы не слетались, как воронье,
журналисты на беду, случившуюся в жизни человека или потрясшую страну, как было
в Норд-Осте, только бы не смаковали леденящие душу подробности…
И тогда достоверность будет
обеспечена. А именно достоверность позволяет жанру интервью оставаться
доступным и понятным для читателя с любым образовательным уровнем.
В отношении интервью
справедлива оценка журналистов-профессионалов и читателей: самый востребованный
сегодня жанр в СМИ.
Список
использованной литературы:
1
Аграновский В.А. Вторая
древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999.
2 Антонов В.И. Информационные жанры
журналистики. Саратов, 1994.
3 Введение в теорию журналистики.
/Сост. Прохоров Е.П. – М., 1992.
4 Ворошилов В.В. Журналистика.
Учебник СПб., 2001
5 Гаврилов Э. Законодательство
и практика СМИ. М., 2000.
6 Лазутина Г.В. Основы
творческой деятельности журналиста. М., 2000.
7 Отт У.И.
Вопрос+ответ=интервью. М ., 1993.
8 Шостак М. Интервью. Метод и
жанр. М., 1997.
9 Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические
основы журналистики. М. 2000.
10 Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской
журналистики. 2т Издание СЖ России, 1998.
11 Профессия-журналист». 2002г. №№7,8…
12 Киселева Н.В. «Интервью как речевой
жанр» -http://www.journ.ru/linkjournstud.shtml
13
Газета «Чапаевский рабочий». Выпуски номеров с 1 января по 30 июня 2002 года.
1 Аграновский В.А. Вторая древнейшая.
Беседы о журналистике. М., 1999.
2 Антонов В.И. Информационные жанры
журналистики. Саратов, 1994.
3 Введение в теорию журналистики. /Сост.
Прохоров Е.П. – М., 1992.
4 Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник
СПб., 2001
1 Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова
М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. М. 2000.
2 Лазутина Г.В. Основы творческой
деятельности журналиста. М., 2000.
3 Отт У.И. Вопрос+ответ=интервью. М .,
1993.
4 Шостак М. Интервью. Метод и жанр. М.,
1997.
1 Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова
М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. М. 2000. С. 165
1 Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова
М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. М. 2000. С. 168
1 Газета «Чапаевский рабочий».
«Вдохновение Валерия Щежина»». Приложение №2. С.26
1
«Профессия – журналист». «Дирижирование беседой». №10. 2002. С. 48
2 Газета «Чапаевский рабочий». «Новик –
значит «новый»». Приложение №3. С.27
3 Газета «Чапаевский рабочий». «Его
Величество Случай». Приложение №6. С.30
4 Газета «Чапаевский рабочий». «Печальный
день». Приложение №4. С.28
[1]
Газета «Чапаевский рабочий». «И звезды становятся ближе». Приложение №5. С.29
1 Девятко В.В. «Как подготовиться к
интервью» www.arsenalgroup.ru 1999.
1
«Профессия – журналист.» «Дирижирование беседой». 2002. №10. С. 47
2
«Профессия – журналист». «Дирижирование беседой». 2002. №10. С. 47
1 Газета «Чапаевский рабочий». «Его
величество случай». Приложение №6. С.30
2 Газета «Чапаевский рабочий». «Его
величество случай». Приложение №6. С.30
1 «Власть,
зеркало или служанка?» Энциклопедия жизни современной российской журналистики.
Т. 2. Издание СЖ России.
2 Отт У.И. Вопрос + ответ = интервью. М.
1993. с. 9
1 Лазутина В.Г. Основы творческой деятельности
журналиста. М., 2000. С. -55
2
Аграновский В. Ради единого слова. М. 1988.
1 Смелкова
З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. «Риторические основы
журналистики. Работа над жанрами газеты». М. 2000. С. 198
1 Титов С. «Визави, визави, визави…»
«Профессия - журналист». 2002. №7-8
2 Титов С. «Визави, визави, визави…»
«Профессия - журналист». 2002. №7-8
3 «Репортаж и интервью: с чего начинается
журналистика». Власть, зеркало или служанка. Энциклопедия жизни современной
российской журналистики, издание СЖ России, 1998. С.180
1 Т.
Мишина. «Убийство жанра». Профессия-журналист. 2002. №9 С.45
2 Шостак М. «Дирижирование беседой».
«Профессия-журналист» 2002. №10 С.47
|