на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Сочинение: Жанр интервью в региональной прессе (на примере городской газеты Чапаевский рабочий)

Журналисты «Чапаевского рабочего» этим руководствуются и предполагают реакцию скептически настроенных людей, стремясь избегать в интервью высказываний типа «ожидается, что».., «известно, что…», говорят, что…» Ведь иначе скептик обязательно заметит с сарказмом: «Ожидается кем?», «Известно кому?», «Говорят кто?»…

Разные журналисты готовят интервью для «Чапаевского рабочего». Отсюда – отличия в комбинации разного рода вопросов, их чередовании, последовательности.

Это подтверждает высказывание Г.В. Лазутиной о том, что интервью оказывается вполне удачным, с точки зрения информационной насыщенности, если журналист:

« 1. Основательно подготовился к беседе (освоил предмет обсуждения, имеет представление о собеседнике как индивидуальности);

            2. Научился контролировать ход беседы, своевременно замечая возникновение барьеров и оперативно нейтрализуя их;

            3.Владеет достаточным количеством приемов, способных стимулировать общение1».

Валерий Аграновский в своей книге «Ради единого слова» тоже изложил ряд принципиальных позиций поведения журналиста:

«1. Истинный журналист должен идти к собеседнику, во-первых, с мыслью, а во-вторых, за мыслью (наши вопросы должны побуждать собеседника думать и говорить).

           2. Чтобы беседа была плодотворной, собеседник как минимум должен быть в ней заинтересован. В самом деле, журналист может задавать вопросы и по обязанности. Но получать на них ответы он может только при желании собеседника.

            3. Сам журналист как личность должен быть интересен собеседнику»2.

Анализируя интервью в «Чапаевском рабочем», замечаешь, что журналисты предварительно обдумывают концепцию интервью, вопросы выстраивают так, чтобы соблюдалась последовательность в ответах.», учитывают, что «… следует развивать в себе умение трудное, но очень выгодное для интервью (жанра личностного, интересного именно «персонификацией» любой проблемы»); умение представить интервьюируемого в выгодном свете, подчеркивать его лидерство в беседе, стараться передать его манеру общения, стиль речи, скрывая, по возможности, намеченные заранее контуры диалогического единства, выстраивать переход от одной мини-темы к другой и т.д.»1.

В каждом источнике информации есть свои возможности и ограничения. Что касается интервью, то это – самый субъективный источник информации. Ведь разные люди, очевидцы одного и того же события, по разному о нем рассказывают и часто даже расходятся во мнении. Но в этом заключается и положительное свойство этого источника информации – возможность узнать иной взгляд на проблему, расценить ситуацию с другой точки зрения.

Журналисты городской газеты помнят, что покушение на чью-то репутацию равнозначно вторжению в частную жизнь. При определенных обстоятельствах репутация может пострадать от одного неосторожного замечания или неумело обработанного ответа интервьюируемого, неточно переданного сказанного человеком выражения. Особенно если интервьюер и интервьюируемый живут в одном небольшом городе, как Чапаевск. В редакции «Чапаевского рабочего» считают правилом пригласить интервьюируемого, чтобы он прочитал текст интервью до выхода в свет, сверил цифры и фамилии в своих ответах. И подписал оригинал интервью, дав тем самым согласие на его публикацию.

В журнале «Профессия – журналист» было опубликовано выступление Сергея Титова «Визави, визави, визави…» с пометкой «Ода интервью». Так убедительно написал автор: «Интервью – мой любимый жанр. Самый лучший. Самый классный, самый красивый. Я говорю про настоящее интервью, когда собеседник – незаурядный человек»1. И журналиста Сергей Титов сравнивает с актером. Потому, что «каждый раз должен быть разным. Ведь это не я должен быть перед моим визави. Лично я ему не нужен. Не для меня это интервью, не обо мне. Я лишь сконцентрированный читатель, телезритель, я – его лицо, каждый раз разное. Потому что разные собеседники интересуют совершенно разных людей. Я пишу вопросы и чувствую, что я – режиссер, я готовлю грандиозный спектакль, поскольку все это – слова, слова, как говорил Гамлет.

На самом деле слова – это музыка. После встречи, ночью, усядусь за клавиатуру, чтобы перевести все метаморфозы на музыку слов. Хорошее интервью – это симфония»2. Но "весь талант журналиста в финальном аккорде. Одна неверная нота – и смажется все. Именно финальный аккорд будет еще долго звучать в душе читателя».

Всеволод Богданов, секретарь Союза журналистов РФ, как-то сказал: «Сейчас на разных каналах ТВ есть во многих вариантах интервью с человеком в маске… Интервью дают бандит, проститутка, политик, бизнесмен. Все это завлекательно, как игра, но порой начинаешь сомневаться в достоверности, в искренности того, кто в маске. Серьезные диалоги в телевизионном эфире для меня, как зрителя, сослужили огромную службу. Они помогли мне разобраться, кто есть кто в нашем обществе, кому можно доверять и насколько, помогли сделать выбор»3. В региональной прессе, к которой относится и «Чапаевский рабочий», нет возможности кого-нибудь скрыть под маской. Читатели этого не примут. Им нужен честный и открытый диалог. И четкая оценка фактов, событий.

Заключение

Жанр интервью имеет поистине неограниченные возможности. Недаром журналисты высказывают такую точку зрения на интервью: «Это возможность продемонстрировать высший пилотаж, естественно не превращая его в самоцель»1. В интервью проявляются характеры, время. И даже то, что не всегда могут объяснить историки и философы. Жанр интервью многофункционален. Он позволяет быстро и точно рассказать о взволновавшем событии, задав несколько вопросов очевидцам, и выйдя на авторитетного собеседника, развеять взбудоражившие многих слухи…

Для верного поведения, гибкости интервьюера важны зоркость наблюдения за поведением и реакциями собеседника. Но это не помешает самой беседе. Интервьюируемый должен высказаться. Но неопытный журналист может допустить ошибку: не добившись внятных высказываний, передаст их, во многом присочиняя. А одно из главных качеств хорошего интервью -  реализованное, хотя бы отчасти, отражение высказываний интервьюируемого»2.

При полном доверии к интервьюеру может получиться исповедальный характер у интервью. И не поверить напечатанному будет уже невозможно. Только бы не слетались, как воронье, журналисты на беду, случившуюся в жизни человека или потрясшую страну, как было в Норд-Осте, только бы не смаковали леденящие душу подробности…

И тогда достоверность будет обеспечена. А именно достоверность позволяет жанру интервью оставаться доступным и понятным для читателя с любым образовательным уровнем.

В отношении интервью справедлива оценка журналистов-профессионалов и читателей: самый востребованный сегодня жанр в СМИ.

Список использованной литературы:

1    Аграновский В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999.

2    Антонов В.И. Информационные жанры журналистики. Саратов, 1994.

     3   Введение в теорию журналистики. /Сост. Прохоров Е.П. – М., 1992.

     4   Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник СПб., 2001

     5   Гаврилов Э. Законодательство и практика СМИ. М., 2000.

     6   Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

     7   Отт У.И. Вопрос+ответ=интервью. М ., 1993.

     8   Шостак М. Интервью. Метод и жанр. М., 1997.

     9 Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. М. 2000.

    10 Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики. 2т Издание СЖ России, 1998.

11  Профессия-журналист». 2002г. №№7,8…

12  Киселева Н.В. «Интервью как речевой жанр» -http://www.journ.ru/linkjournstud.shtml

     13 Газета «Чапаевский рабочий». Выпуски номеров с 1 января по 30 июня 2002 года.



1 Аграновский В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999.

2 Антонов В.И. Информационные жанры журналистики. Саратов, 1994.

3 Введение в теорию журналистики. /Сост. Прохоров Е.П. – М., 1992.

4 Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник СПб., 2001

1 Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. М. 2000.

2 Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

3 Отт У.И. Вопрос+ответ=интервью. М ., 1993.

4 Шостак М. Интервью. Метод и жанр. М., 1997.

1 Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. М. 2000. С. 165

1 Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. М. 2000. С. 168

1 Газета «Чапаевский рабочий». «Вдохновение Валерия Щежина»». Приложение №2. С.26

1 «Профессия – журналист». «Дирижирование беседой». №10. 2002. С. 48

2 Газета «Чапаевский рабочий». «Новик – значит «новый»». Приложение №3. С.27

3 Газета «Чапаевский рабочий». «Его Величество Случай». Приложение №6. С.30

4 Газета «Чапаевский рабочий». «Печальный день». Приложение №4. С.28

[1] Газета «Чапаевский рабочий». «И звезды становятся ближе». Приложение №5. С.29

1 Девятко В.В. «Как подготовиться к интервью» www.arsenalgroup.ru 1999.

1 «Профессия – журналист.» «Дирижирование беседой». 2002. №10. С. 47

2 «Профессия – журналист». «Дирижирование беседой». 2002. №10. С. 47

1 Газета «Чапаевский рабочий». «Его величество случай».  Приложение №6. С.30

2 Газета «Чапаевский рабочий». «Его величество случай».  Приложение №6. С.30

1 «Власть, зеркало или служанка?» Энциклопедия жизни современной российской журналистики. Т. 2. Издание СЖ России.

2 Отт У.И. Вопрос + ответ = интервью. М. 1993. с. 9

1 Лазутина В.Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С. -55

2 Аграновский В. Ради единого слова. М. 1988.

1 Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. «Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты». М. 2000. С. 198

1 Титов С. «Визави, визави, визави…» «Профессия - журналист». 2002. №7-8

2 Титов С. «Визави, визави, визави…» «Профессия - журналист». 2002. №7-8

3 «Репортаж и интервью: с чего начинается журналистика». Власть, зеркало или служанка. Энциклопедия жизни современной российской журналистики, издание СЖ России, 1998. С.180

1 Т. Мишина. «Убийство жанра». Профессия-журналист. 2002. №9 С.45

2 Шостак М. «Дирижирование беседой». «Профессия-журналист» 2002. №10 С.47


Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.