p align="center">Рисунок 3.2 - Реализации иерархической модели данных Достоинством иерархической модели является эффективное использование памяти, однако такие модели сложны для понимания. В таких моделях отсутствует механизм поддержки целостности данных между записями различных ветвей и обработка информации со сложными логическими связями довольно громоздка. Использование данной модели не рационально, так как невозможно определить связь типа многие ко многим. Изображенная на рисунке схема отображает вырожденное дерево, у которого каждый объект имеет не более одного ребенка. Основным недостатком иерархической модели для данного программного продукта являются громоздкая форма записи реляционной модели, что, в свою очередь, приводит к осложнению понимания пользователем базы. 3.2.3 Сетевая модель данных Сетевая модель позволяет отображать разнообразные взаимосвязи элементов данных в виде произвольного графа, обобщая тем самым иерархическую модель данных. В СМ используются два основных понятия: тип записи и тип набора. Записи определяются записями владельца и члена, которые логически связаны. Диаграмма структуры данных СМ состоит из прямоугольников, представляющих типы записей и стрелок, устанавливающих отношения между типами записей. Эти отношения получают имена и называются типами наборов. Схема сетевой модели данных для данной БД показана на рисунке 3.3. Рисунок 3.3 - Схема сетевой модели данных СМД выгодны по параметрам использования памяти, быстродействия и дают возможность образования произвольной связи, однако имеют ослабленный контроль целостности данных и являются довольно сложными. Использование такой модели также не будет эффективным при выполнении поставленных задач. 3.2.4 Реляционная модель данных Предпочтение было отдано реляционной модели по следующим причинам: - реляционная модель является более простой моделью, чем сетевая; схема данных позволяет представить структуру в виде таблиц (после некоторых преобразований); в настоящее время реляционные базы данных являются более распространенными, чем сетевые; использование реляционных баз данных удобнее, чем сетевых; сетевая модель данных сложна для изучения пользователем, проще разобраться с реляционной МД; реляционная МД нагляднее представляет структуру данных. В отличие от ИМД и СМД, РМД обеспечивает логический доступ к данным, не зависящий от физической реализации. Недостатками реляционных моделей являются сложность в описании иерархических, сетевых связей и отсутствие стандартных средств идентификации отдельных записей. Для проектируемой БД реляционная модель представлена на рисунке 3.4. |
1 1 1 1 Студент Группа Специализация Диагноз #К.С ФИО Место жит-ва Дата рожд № зач Дата оконч. ВУЗ Группа #К.Г Аббревиатура # К.Сп Область спец-ии #К.Д Название счетч симв симв дата/вр текст дата/вр дл.цл дл.цл. счет текст счет текст счет текст 1 1 ВУЗ Врач #К.В. Название ВУЗа Адрес ВУЗа Аббревиатура ФИО ректора Телефон #К.Вр. ФИО № кабинета Специализация счет текст текст текст текст текст счет текст текст числ Диагностика #К.Дг ФИО врача Название диагноза Фио студента Дата начала заболев Дата олконч. заболев Тип лечения Комментарии счет числ числ числ дл.цл дл.цл текст текст | | Рисунок 3.4 - Реляционная модель | | |
5 УРОВНИ ДОСТУПА К СУБД Описание групп пользователей В разработанной СУБД выполнены три уровня доступа: для медсестры ВУЗа, для медсестры больницы и для врача, аналогичные типам: гость, пользователь и администратор. Медсестра ВУЗа может заходить в базу без пароля. Данный уровень доступа не позволяет вносить или редактировать какую-либо информацию. Доступными являются лишь просмотр информации и ее распечатывание. Медсестра больницы может зайти в базу лишь под паролем. Данный доступ отличается от предыдущего доступа. Этому типу пользователя позволяется вносить и корректировать изменения в базе, но «Архив» студентов остается закрытым. Врач (аналог администратор).Вход в базу осуществляется под паролем администратора. Имеет полный доступ ко всей базе. Права врача неограниченны. Он может редактировать структуры таблиц, изменять и удалять любые данные. Далее - более подробно о правах пользователей. Медсестра ВУЗа Как сказано ранее, этот пользователь заходит в базу без пароля и не имеет в ней никаких прав на изменение данных - лишь их просмотр и печать на принтере. На всех формах кнопки «Добавить запись», «Сохранить запись» и «Удалить запись» недоступны. Кнопки «Добавить Студента» и «Архив» в форме «Вход» так же недоступны. Область действий - просмотр данных из базы и распечатка их на принтере. Медсестра больницы Для входа в базу под правами медсестры больницы необходимо знать пароль. Права Пользователя отличаются от прав предыдущего пользователя лишь тем, что медсестра больницы имеет доступ к кнопке «Добавить студента», «Архив», «Диагностика студента», так как медсестры в больнице работают со студентами, то могут добавлять новых студентов в базу. Врач Для входа в базу под правами врача необходимо знать пароль администратора. Врач не имеет никаких ограничений в базе. Он может изменять, добавлять и удалять любые данные в базе, изменять структуру таблиц и форм. ВЫВОДЫ За время создания курсового проекта и написания пояснительной записки была досконально изучена предметная область проекта; разработана концептуальная модель БД: объект-отношение; выбрана реляционная модель для создания эффективной БД; разработаны основные модели запросов для работы с данными БД. В БД была организована целостность данных посредством ввода каскадного удаления между некоторыми объектами. Была обеспечена защита данных посредством ввода различных групп пользователей и запроса пароля. Также была организована архивация данных. В результате создания данной системы, требования, изложенные в постановке задачи, выполнены. Разработка имеет дружественный интуитивно понятный графический интерфейс, позволяющий даже с минимальным знанием компьютера провести автоматизацию учета студентов в больнице. Таким образом, система готова к эксплуатации. Она может обеспечить пользователю поступление необходимой информации, а также облегчить получение статистических наблюдений. Разрабатываемая база позволяет получить всю необходимую информацию о студентах больницы, принимающих врачах , отчеты: по заболеваемости студентов, по временному периоду и по приму врачей; при необходимости позволяет получить информацию о проектировщике базы. Приложение А ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ А 1 Общие сведения А.2 Этапы разработки и сроки выполнения Сроки выполнения приведены в таблице А.1. А 3 Назначение и цели создания проекта БД разрабатывается для систематизации обработки данных о больных студентах, обучающихся в ВУЗах. Целью создания базы данных является обеспечение целостности и компактности хранимых данных, увеличение скорости получения информации об интересующих студентах, понижение трудозатрат по обработке данных. А 3 Характеристика объекта автоматизации А 3.1 Сведения об объекте автоматизации Объектом автоматизации данного курсового проекта является процесс анализа, обработки, поиска, удаления и учета информации о больных студентах. А 3.2 Сведения об условиях эксплуатации КП Данная БД разрабатывается с использованием СУБД Access, которая оснащена инстинктивно понятным интерфейсом и может использоваться широким кругом пользователей нуждающихся в учете информации о студентах. Данной БД может пользоваться любой пользователь, умеющий пользоваться компьютером. А 4 Требования к проекту А 4.1 Требования к КП в целом КП в целом должен : -иметь обширную систему помощи, включающую сведения о КП в целом, руководство по использованию отдельных частей, корректные сообщения об ошибках пользователя, если таковые имеются; осуществлять добавление, изменение, удаление и поиск информации из имеющейся БД; обеспечить не избыточность, компактность, целостность хранимых данных. А 4.2 Требования к задачам и функциям КП Проектируемый программный продукт должен реализовывать следующие задачи: - иметь систему помощи, т.е. выдавать корректные сообщения при ошибках, возникающих в процессе работы; - позволять получать информацию по определённым запросам пользователя. (запросы на выборку, на добавление и удаление записей в архиве, запросы для создания пользовательских форм и отчетов. Отчетов: «Заявка о начале учета в больнице», «Прием врачей», форм: больных студентов определенного врача, заболевания определенного студента), а так же: хранить информацию о больных студентах; хранить информацию о ВУЗах; хранить информацию о группе; хранить информацию о заболевании; хранить информацию о лечащем враче; хранить информацию о диагностике; корректный выбор информации по какой-либо характеристике; поиск по ключевым словам. А 4.3 Требования к видам обеспечения А 4.3.1 Требования к программному обеспечению К программному обеспечению (ПО) предъявляются следующие требования: -монитор типа SVGA; -операционная система- Microsoft Windows 98 и выше; - установленная прикладная программа Access 2003 из программного пакета Microsoft Office. А 4.3.2 Требования к техническому обеспечению Техническое обеспечение должно удовлетворять следующим требованиям: -тип компьютера- INTEL 5x 86; -объем памяти RAM 16Мб; А 4.3.3 Требования к организационному обеспечению К программной документации предъявляются следующие требования: -наличие технического задания; -пояснительной записки, включающей приложения. Приложение Б ЗАПОЛНЕННЫЕ ТАБЛИЦЫ |
Врач | | #КВ | ФИО | № кабинета | специализация | | 1 | Василюк А.Г. | 14 | хирург | | 2 | Сидоров Б.П. | 25 | окулист | | 3 | Петров Ю.К. | 12 | травматоло | | 4 | Версетилова Н.П. | 16 | окулист | | 5 | Бочкарева Ю.П. | 19 | терапевт | | 6 | Вишневская А.Ю. | 22 | лор | | 8 | Абдулова А.О. | 36 | терапевт | | |
Страницы: 1, 2, 3
|