p align="left">Тема урока. Графические режимы программной среды QBasic. Тип урока: теоретико-практический. Цели урока: - познакомить учащихся с инициализацией графического режима программной среды QBasic; - научить использовать операторы графики для создания рисунков; - способствовать развитию у учащихся технического, логического и образного мышления, имеющего большое значение в обучении и творчестве; - развивать творческие возможности и эстетические вкусы учеников при работе над своей программой. - формировать навыки внимательности, аккуратности и самостоятельности. Таблица 5 Ход урока |
Время | Действие учителя | Действие учеников | | 1 мин | - Здравствуйте! Продолжим изучение среды программирования QBasic. Ранее мы работали только с текстом с текстом в этой среде, а сегодня на уроке начнем знакомство с графическими возможностями языка Basic. | Ученики записывают тему в тетрадь. И внимательно слушают учителя. | | 3 мин 14 мин | - С какими видами графики вы знакомы? (Растровая графика, векторная графика) - Каковы особенности каждого вида графики? Изложение нового материала ведётся с помощью мультимедиа курса (Приложение №2). Содержание: Экран монитора можно рассматривать как совокупность точек, или их еще называют пикселями. Pixcel - наименьший элемент, который может отобразить дисплей в данном графическом режиме. Местоположение всех точек на экране образует прямоугольную систему координат из горизонтальных строк по х и вертикальных колонок у. Количество точек, которое может быть размещено на экране, зависит от разрешающей способности. При средней разрешающей способности горизонтальная строка содержит 320 точек, а вертикальная - 200 точек. Верхняя точка с координатами (0,0), является началом системы координат. Если мы хотим изобразить точку, то надо указать её координаты (x,y). При загрузке системы QBasic дисплей устанавливается системой в текстовый режим работы. Для задания графического режима работы используется команда Screen N, где N - номер графического режима (таблица режимов). Так же можно изменить цвет фона при помощи оператора Color,c, где c - номер цвета в палитре (таблица палитры цветов). Чтобы на экране изобразить точку надо воспользоваться оператором Pset (x, y), c , где: (x, y) - координаты точки на экране, c - номер цвета Оператор рисующий отрезок Line (x1,y1) - (x2,y2), c, где (x1,y1) - координаты начальной точки отрезка, (x2,y2) - координаты конечной точки отрезка, c - номер цвета линии. Прямоугольник: Line (x1,y1) - (x2,y2), c, B, где (x1,y1) - координаты начальной точки диагонали прямоугольника, (x2,y2) - координаты конечной точки диагонали прямоугольника. Закрашенный прямоугольник: Line (x1,y1) - (x2,y2), c, BF Пример 1. Screen 12 Line (10,10) - (200,10) Line (10,20)-(200,40),2,B Line (10,50)-(200,70),2,BF End. | Ученики активно участвуют в опросе Ученики смотрят и слушают, записывают в тетрадь ключевые моменты | | 18 мин | Задания. Изобразить на экране: 1) Российский флаг, флаг состоит их трех полос, поэтому рисовать их надо, используя оператор вывода закрашенного прямоугольника. 2) Домик с окошечком. | Ученики пересаживаются за компьютеры, приступают к практическому заданию. | | 4 мин | - Сегодня мы познакомились, как работать с графикой в QBasic, а именно познакомились с оператором вывода графического режима Screen, с операторами рисования точки, линии и прямоугольника. Запишите домашнее задание: 1. Выучить операторы графики. 2. Составить программу вывода на экран изображения робота. | Ученики садятся на свои места, записываю домашнее задание. | | |
Приведем пример одного план-конспект урока с применением мультимедиа курса в 10-х классах. Тема урока. Знакомство с модулем Graph ABC и с некоторыми его командами. Тип урока: теоретико-практический. Цели урока: - познакомить учащихся с инициализацией графического режима программной среды Pascal ABC; - научить использовать операторы графики для создания рисунков; - способствовать развитию у учащихся технического, логического и образного мышления, имеющего большое значение в обучении и творчестве; - развивать творческие возможности и эстетические вкусы учеников при работе над своей программой. - формировать навыки внимательности, аккуратности и самостоятельности. Таблица 6 Ход урока |
Время | Действие учителя | Действие учеников | | 1 мин | - Здравствуйте! Продолжим изучение среды программирования Pascal ABC. Ранее мы работали только с текстом с текстом в этой среде, а сегодня на уроке начнем знакомство с графическими возможностями языка Pascal ABC. | Ученики записывают тему в тетрадь. И внимательно слушают учителя. | | 3 мин 14 мин | - С какими видами графики вы знакомы? (Растровая графика, векторная графика) - Каковы особенности каждого вида графики? Изложение нового материала ведётся с помощью мультимедиа курса (Приложение №2). Содержание: При работе в графическом режиме весь экран разбивается на отдельные точки «пиксели». Положение пикселя задается двумя координатами - x и y. Координата x увеличивается слева на право, а координата y - сверху вниз. Для работы графики, её надо подключить. Для включения графического режима используется процедура uses GraphABC. Модуль Graph содержит процедуры и функции для управления графическим режимом работы экрана. Можно создавать разнообразные графические изображения и выводить на экран текстовые надписи. Вывод точки осуществляется процедурой PutPixel (x,y, color); где x,y - координаты точки,Color - цвет точки. Цвет задается символическими константанами. Для построения отрезков прямых имеется специальная процедура Line (x1,y1,x2,y2); где x1,y1 - координаты начала линии, x2,y2 - координаты конца линии. Пример программы: изобразить треугольник. uses GraphABC; begin line (40,80,120,80,); line (120,80,40,20); line (40,20,40,80); end. Для построения прямоугольных фигур имеется процедура Rectangle (x1, y1, x2, y2), где x1, y1- координаты верхнего левого угла, x2, y2 - координаты нижнего правого угла прямоугольника. | Ученики активно участвуют в опросе Ученики смотрят и слушают, записывают в тетрадь ключевые моменты | | 18 мин | Для закрепления изученного материала выполнить программу, в результате выполнения которой будет нарисован аквариум с рыбкой. | Ученики пересаживаются за компьютеры, приступают к практическому заданию. | | 4 мин | - Сегодня мы познакомились, как работать с графикой в Pascal ABC, а именно познакомились с выводом графического режима, с операторами рисования точки, линии и прямоугольника. Запишите домашнее задание: 3. Выучить операторы графики. 4. Составить программу изображения робота. | Ученики садятся на свои места, записываю домашнее задание. | | |
Экспериментальное внедрение мультимедиа курса в учебный процесс проводилось в период педагогической практики с 2 ноября по 30 ноября 2009 года в школе №26 города Нижнекамска. Программа проведения опытно-экспериментальной части работы предусматривала три главных этапа: констатирующий; формирующий; контрольный. Для сравнительного эксперимента нам потребовалось четыре группы. В качестве этих групп выступили учащиеся 8 «а», 8 «б», 10 «а» и 10 «б» классов. Учащиеся 8-го «а» (рисунок 17) и 10-го «а» (рисунок 19) класса в количестве 14-ти человек выступили в качестве экспериментальной группы, а учащиеся 8 «б» (рисунок 18) и 10-го «б» (рисунок 20) класса в количестве 14-ти человек выступили в качестве контрольной группы. На первом этапе, констатирующем, апробации проводилось исследование в виде тестовых заданий, направленное на определение качества знаний учеников по разделам «Графические возможности языка программирования (на примере Basic и Pascal)». Тест состоял из 15 вопросов (Приложение №1), включающий все темы и основные понятия разделов. Оценим знания учащихся двух групп 8-х классов по критерию Стьюдента [27, c.63]. Таблица 7 Обработка данных экспериментальной группы |
№ | | | | | | | | 1 | 15 | 1 | 15 | 9,93 | 98,6049 | 98,6049 | | 2 | 10 | 1 | 10 | 4,93 | 24,3049 | 24,3049 | | 3 | 7 | 1 | 7 | 1,93 | 3,7249 | 3,7249 | | 4 | 5 | 3 | 15 | -0,07 | 0,0049 | 0,0147 | | 5 | 3 | 8 | 24 | -2,07 | 4,2849 | 34,2792 | | Всего | - | 14 | 71 | - | - | 160,9286 | | |
Найдем среднее арифметическое , Находим дисперсию , . Таблица 8 Обработка данных контрольной группы |
№ | | | | | | | | 1 | 15 | 1 | 15 | 10 | 100 | 100 | | 2 | 9 | 1 | 9 | 4 | 16 | 16 | | 3 | 7 | 2 | 14 | 2 | 4 | 8 | | 4 | 4 | 2 | 8 | -1 | 1 | 2 | | 5 | 3 | 8 | 24 | -2 | 4 | 32 | | Всего | - | 14 | 70 | - | - | 158 | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|