p align="left">33. Аналитические доклады и обзоры информационного характера и деятельности ФОИВ. 34. Сведения о взаимодействии ФОИВ, его территориальных органов и подведомственных ему организаций с иными органами государственной власти РФ, общественными объединениями, политическими партиями, профессиональными союзами и другими организациями, в том числе международными. 35. Обзоры обращений граждан и организаций в ФОИВ, обобщенная информация о результатах рассмотрения таких обращений и принятых мерах. 36. Сведения об основных показателях, характеризующих ситуацию в отрасли, входящей в сферу ведения ФОИВ, и динамику ее развития. 37. Прогнозы, подготовленные ФОИВ, его территориальными органами и подведомственными ему организациями в соответствии с их компетенцией. 38. Официальная статистическая информация, собранная и обработанная ФОИВ и его территориальными органами. 39. Сведения об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экспертизах и других мероприятиях, проводимых ФОИВ, его территориальными органами и подведомственными ему учреждениями, в том числе: · условия их проведения; · порядок участия в них физических и юридических лиц; · составы конкурсных комиссий, создаваемых ФОИВ, его территориальными органами и подведомственными ему учреждениями для проведения конкурсов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд; · протоколы заседаний конкурсных комиссий; · порядок обжалования решений, принятых ФОИВ, его территориальными органами и подведомственными ему учреждениями. 40. Формы заявлений, принимаемых ФОИВ и его территориальными органами к рассмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с нормативными правовыми актами ФОИВ. 41. Перечни информационных систем общего пользования и банков данных, находящихся в ведении ФОИВ, его территориальных органов и подведомственных ему учреждений, а также перечни информационных ресурсов и услуг, предоставляемых гражданам и организациям. 42. Сведения об исполнении федерального бюджета ФОИВ. 43. Сведения о направлениях расходования средств иностранной технической помощи, предоставляемой по проектам, осуществляемым с участием ФОИВ. 44. Сведения о результатах проверок, проведенных ФОИВ, его территориальными органами и подведомственными ему учреждениями в пределах их компетенции, а также проверок, проведенных в этих органах и организациях. 45. Сведения о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и о принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иные сведения, подлежащие доведению ФОИВ до граждан организаций в соответствии с федеральными законами. 46. Сведения о государственной службе в ФОИВ. 47. Сведения о руководителях ФОИВ, его структурных подразделений, зарубежных представительств, территориальных органов и подведомственных ему организаций (фамилии, имена, отчества и по согласованию с указанными лицами - биографические данные). 48. Структура ФОИВ, сведения о задачах и функциях его структурных подразделений, телефоны справочной службы и адресные реквизиты ФОИВ, его структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных ему организаций. 49. Сведения об организациях, подведомственных ФОИВ. 50. Телефоны и адресные реквизиты подразделений по работе с обращениями граждан ФОИВ, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, сведения о порядке работы этих подразделений. 51. Перечень зарубежных представительств ФОИВ, их телефоны и адресные реквизиты. 52. Сведения об участии ФОИВ в реализации международных договоров РФ, межведомственных международных договоров и программ международного сотрудничества. 53. Перечень международных организаций, в деятельности которых принимает участие ФОИВ. Понятно, что полное выполнение этих требований в существенной степени повысит прозрачность российского государства. Нужно в то же время признать, что это Постановление выполняется совершенно недостаточно. К концу 2003г. лишь несколько ведомств (точнее, 6 из 50) более или менее полно отразили на своих сайтах требуемую информацию. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ, ЦЕНТРАЛИЗОВАННО ФОРМИРУЕМЫЕ ДЛЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ИР для обеспечения органов государственной власти федерального и регионального уровней до 2002г. формировались Главным управлением информационных систем (ГУИС) и Главным управлением информационных ресурсов (ГУИР) ФАПСИ при Президенте РФ. После проведенной в 2003г. реорганизации основная часть подразделений ГУИС и ГУИР была передана в Специальную службу связи и информации (Связь России) при Федеральной службе охраны России. По имеющимся сведениям, функции указанных структур в части формирования ресурсов после реорганизации существенно не изменились. Информационные ресурсы включают фонды: · социально-экономической информации о РФ и ее регионах; · информации о чрезвычайных ситуациях на территории РФ; · правовой информации; · социально-экономической информации, который, в свою очередь, объединяет три фонда: информационно-аналитических документов - ФИАД; показателей информационной телекоммуникационной системы специального назначения - ФПИТКС; результатов анализа общественного мнения «Барометр». ФИАД имеет режим удаленного доступа (включая режим реального времени) к информации, находящейся в центральной базе Главного информационно-аналитического центра НИИ «Контур», что дает возможность органам власти создать на его основе собственные информационные фонды в рамках ситуационных, региональных и ведомственных аналитических центров. ФИАД состоит из 3 тематических разделов. Первый - «Аналитические документы» включает порядка 3000 материалов. Массив предназначен для обеспечения пользователей информационно-аналитическими документами о социально-экономической и общественно-политической ситуации в России, ее регионах, странах СНГ и ближнего зарубежья. Раздел содержит информацию по аспектам: · проблемы экономики России и ее регионов; · состояние отраслей экономики и социальной сферы; · социально-экономическое положение регионов накануне и после выборов органов государственной власти субъектов РФ; · проблемы безопасности России; · финансово-кредитная сфера, инвестиции внешнеэкономические связи; · кризисные ситуации в экономике, политике, социальной сфере, финансах, в том числе чрезвычайные ситуации и экология. Второй раздел - «Региональная статистика» предназначен для обеспечения пользователей информационно-аналитическими документами по вопросам социально-экономического и общественно-политического развития регионов России, подготовленными по результатам анализа статистической информации, представляемой региональными органами государственной статистики. Раздел содержит информацию по аспектам: · общие сведения; · промышленное производство; · финансы, капиталовложения; · агропромышленный и строительный комплексы; · транспорт и связь; · внешнеэкономические связи, торговля; · рыночная инфраструктура; · чрезвычайные ситуации. Третий раздел - «Портрет региона» имеет объем порядка 300 документов. Массив предназначен для обеспечения пользователей информационно-аналитическими документами по вопросам социально-экономического и общественно-политического развития регионов России. Раздел включает подразделы: · общие сведения, · социально-экономическая и общественно-политическая ситуация, · социальная сфера, · кризисная ситуация. Ежемесячно пользователям по их запросам предоставляется информация объемом от 500 до 5000 документов. Количество пользователей в 75 субъектах РФ - 176. Фонд показателей ИТКС основан на перечне, включающем данные о социально-экономической и общественно-политической ситуации, по топливно-энергетическому комплексу (ТЭК), по разделам «Финансы», «Внешнеэкономическая деятельность». Он предназначен для хранения числовых значений по показателям, характеризующим социально-экономическое и общественно-политическое положение регионов России и РФ в целом. Фонд содержит цифровые данные более чем по 900 показателям, структурированным в двенадцати разделах: макроэкономика; финансы, кредит, бизнес; приватизация; внешнеэкономическая деятельность; промышленность; сельское хозяйство; капитальное строительство; транспорт; уровень жизни; потребительский рынок; демография и занятость населения; экология. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕГИСТРЫ И КАДАСТРЫ Важнейшей частью системы государственных информационных ресурсов РФ являются государственные регистры и кадастры. До сих пор не существовало единого перечня государственных регистров и кадастров, хотя отдельными законами и постановлениями принимались решения о создании тех или иных кадастров. Впервые такой перечень появился в проекте «Концепции использования информационных технологий и деятельности федеральных органов государственной власти до 2010г.», опубликованной в ноябре 2003г. Регистры выступают в качестве основного источника информации об объектах государственного управления, совместно используемых заинтересованными органами государственной власти. Огромное значение для решения широкого спектра экономических, социальных, политических задач имеет информация о субъектах (т.е. об юридических и физических лицах), фиксируемая в разного рода регистрах и реестрах. К таким информационным ресурсам относятся: · Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО), · Государственный реестр общественных объединений и религиозных организаций, · регистры отдельных групп населения, · регистр научных организаций, · регистр промышленных предприятий, · регистр сельскохозяйственных предприятий, · регистр подрядных организаций, · реестр экспортеров и импортеров РФ, а также другие многочисленные системы учета юридических и физических лиц. Практически все эти информационные ресурсы носят ведомственный характер. В то же время часто возникает необходимость использования разноплановой информации об одних и тех же субъектах. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ Управление регионом сводится к решению нескольких комплексов самостоятельных задач, взаимосвязанных единством стратегических целей: определение приоритетов развития региона, разработка стратегии социально-экономической эволюции, формирование консолидированного бюджета и контроль за его исполнением, управление социальной сферой, содействие деятельности и регулирование отношений хозяйствующих субъектов региона, управление использованием региональных ресурсов. Основой информационного обеспечения задач управления являются первичные информационные ресурсы, характеризующие регион или муниципальное образование как объект, обладающий природно-географическими, социально-демографическими, экономическими, инфраструктурными и иными характеристиками и особенностями. На базе этих ресурсов осуществляется обработка и агрегирование данных по объектам, субъектам, функциям, процессам и др. Готовится аналитическая, прогнозная, справочная, другая агрегированная информация, необходимая органам власти как для оперативного мониторинга социально-экономической ситуации в регионе и стране, так и для выработки стратегии управления. В течение 3-5 лет в региональных и муниципальных органах управления субъектов РФ было создано большое количество разнообразных информационных ресурсов в виде массивов документов, баз данных и информационных массивов функциональных автоматизированных информационных системах (АИС), эксплуатируемых в основном на базе локальных вычислительных сетей. Ведомственные подразделения региональных органов управления и органы местного самоуправления зачастую формируют информационные ресурсы независимо друг от друга, действуя либо в инициативном порядке, либо в рамках федеральных программ ведомственного характера. Основные направления развития информационных ресурсов региональных органов управления проиллюстрированы следующими примерами. Создание системы информационного обеспечения руководителей администрации Ярославской области осуществляется в строгом соответствии с областным Законом «Об информационном обеспечении органов власти Ярославской области» и постановлением губернатора «О политике в сфере информатизации». Формирование ИР осуществляется путем интеграции разноаспектной управленческой информации на каждом уровне. Сеть органов государственной власти Ярославской области возглавляют Управление информатизации и технических средств и Аналитический центр. Аналитический центр ведет системы информационного анализа, важнейшими из которых являются: · информационно-графическая система анализа региональной инфраструктуры «TERRA» - систематизированный свод данных о земельных, водных, лесных ресурсах, сырьевых источниках, промышленном и сельскохозяйственном комплексе, объектах социальной сферы; · информационная система анализа экономической и финансовой деятельности хозяйствующих субъектов «FACT», которая содержит сведения о более чем 300 крупнейших предприятиях и фирмах области, определяющих экономическую ситуацию в регионе; · эталонная база данных нормативных актов Ярославской области - БД «АСТ»; · информационно-поисковая система «Ярославия», выполненная в технологии гипертекста с элементами мультимедиа; · система социологического мониторинга в регионе. По заказам администраций в Туле, Калуге и Серпухове созданы электронные экологические базы данных, которые используются административно-управленческими структурами городов, госархитектурой, санитарно-эпидемиологическими службами, налоговыми инспекциями, службами охраны окружающей среды, проектами и научно-исследовательскими институтами региона. В Краснодаре совершенствование информационного обеспечения связано с начавшейся земельной реформой и приватизацией объектов недвижимости, их систематизацией, анализом и регистрацией. Руководство города поставило задачу объединения информационных ресурсов территории в единый блок по недвижимости. В стадии формирования и оптимизации находятся ресурсы: · департамента информационных ресурсов мэрии, который становится организационно-аналитическим центром по информации мэрии; · департамента по муниципальным ресурсам, который ведет реестр муниципальных объектов недвижимости (зданий, сооружений); · земельного кадастра Городского комитета по земельным ресурсам и землеустройству, который работает в тесном сотрудничестве с органами архитектуры и градостроительства и федеральным земельным органом; · бюро технической информатизации города, которое имеет огромные объемы информации по объектам недвижимости, в основном индивидуальной застройки. В Воронежской области под руководством Комитета по информационным ресурсам и коммуникациям при администрации региона начал выпускаться сборник «Информационные ресурсы Воронежской области», в котором собраны ресурсы, продукты, услуги, технологии и органов власти, организаций, предприятий и фирм, расположенных на ее территории. В регионах России создаются кадастры и базы данных о природных ресурсах и экологии. В части использования региональными органами власти и управления внешней (нерегиональной) информации большую роль играют различные информационные службы, как государственные, так и коммерческие, а также ИР межрегиональных телекоммуникационных сетей, предлагающих на территории региона комплексы своих услуг и продукции. Важным направлением для совершенствования информационного обеспечения территориальных органов власти и управления является внутритерриториальная интеграция и оптимизация ИР региона независимо от формы собственности этих ресурсов и статуса владельцев, так как только в этом случае обеспечиваются комплексность, оперативность, полнота и актуальность информации, необходимой для жизнедеятельности региона и его органов власти и управления в первую очередь. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Государственные информационные ресурсы [10] - это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства. Государственные ресурсы делятся на следующие группы: · федеральные ресурсы; · информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ; · информационные ресурсы субъектов РФ. Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на выполнение всех функций государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач: · государственного управления; · обеспечение прав и безопасности граждан; · поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д. Ряд федеральных органов управления можно назвать чисто «информационными», поскольку их главной задачей или, по крайней мере, одной из главных задач является формирование государственных информационных ресурсов. В число этих органов входят: Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат), Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт), Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и др. Особое место среди универсальных «информационных» ведомств занимает Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), формирующее информационные ресурсы для высших органов власти. ФАПСИ генерирует более 40 баз данных по очень широкому тематическому спектру и на основе самых разнообразных источников, включая данные Госкомстата, СМИ, ведомственных и региональных источников, а также на основе деятельности собственных информационных служб. Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы: 1. информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена; 2. информационные ресурсы, ориентированные на внешнего использователя. Ресурсы второй группы формируются, как правило, информационными или информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами. Список использованных источников и литературы 1. Антопольский, А.Б. Государственная политика в сфере информационных ресурсов/ А.Б. Антопольский. - М.: НТЦ Информрегистр, 2001. - 230 с. 2. Арский, Ю. Опыт работы ВИНИТИ на информационном рынке/ Ю. Арский, В. Цветкова, Т. Полунина// Информ. ресурсы России. - 2000. - №4 - С. 5-6 3. Белоногов, Г.Г. Языковые средства автоматизированных информационных систем/ Г.Г. Белоногов, Б.А. Кузнецов. - М.: Наука, 1983. - 157 с. 4. Когаловский, М.Р. Энциклопедия технологий баз данных/ М.Р. Когаловский. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 222 с. 5. Юдина, Т.Н. Научный Интернет - ресурс для социально-гуманитарных исследований/ Т.Н. Юдина// Всероссийская научная конференция «Электронные библиотеки - 2001». - Петрозаводск, 2001. - 267 с.
Страницы: 1, 2
|