p align="left"> Корпоративные компьютеры (иногда называемые мини-ЭВМ или main frame) представляют собой вычислительные системы, обеспечивающие совместную деятельность многих работников в рамках одной организации, одного проекта, одной сферы инфор-мационной деятельности при использовании одних и тех же ин-формационно-вычислительных ресурсов. Это многопользовательс-кие вычислительные системы, имеющие центральный блок с большой вычислительной мощностью и значительными информаци-онными ресурсами, к которому подсоединяется большое число рабочих мест с минимальной оснащенностью (видеотерминал, клавиатура, устройство позиционирования типа «мышь» и, воз-можно, устройство печати). В принципе в качестве рабочих мест, соединенных с центральным блоком корпоративного компьюте-ра, могут быть использованы и персональные компьютеры. Об-ласть применения корпоративных компьютеров - реализация ин-формационных технологий обеспечения управленческой деятель-ности в крупных финансовых и производственных организациях, создание информационных систем, обслуживающих большое чис-ло пользователей в рамках одной функции (биржевые и банковс-кие системы, бронирование и продажа билетов и т. п.). Суперкомпьютеры представляют собой вычислительные сис-темы с предельными характеристиками вычислительной мощнос-ти и информационных ресурсов. Они используются в военной и космической областях деятельности, в фундаментальных научных исследованиях, глобальном прогнозировании погоды. Данная классификация достаточно условна, поскольку ин-тенсивное развитие технологий производства электронных ком-понентов, значительный прогресс в совершенствовании компь-ютеров и их наиболее важных составляющих элементов приво-дят к размыванию границ между указанными классами средств вычислительной техники. Кроме того, приведенная классификация учитывает только автономное использование вычислительных систем. В настоящее время преобладает тенденция их объединения и вычислительные сети, что позволяет интегрировать информационно-вычислитель-ные ресурсы для наиболее эффективной реализации информа-ционных технологий. «Сетевые технологии» и преимущества их использования в обеспечении управленческой деятельности В области компьютерных технологий в последние два десяти-летия не было, наверное, более активно развивающеюся направ-ления, чем становление и развитие вычислительных сетей, соста-вивших основу так называемых сетевых технологий. Наблюдав-шийся все эти годы бурный технологический прогресс микро-электроники проявился не только в чисто компьютерной сфере, но и в производстве средств связи, с помощью которых распре-деленные в пространстве компьютеры объединяются в единую систему -- вычислительную сеть. Можно указать следующие основные причины широкого распространения локальных вычисли-тельных сетей (ЛВС) в сфере управления. Во-первых, повсеместное распространение относительно не-дорогих персональных компьютеров (ПК), вычислительные мощ-ности которых сегодня позволяют с успехом решать большинство практических задач. Во-вторых, объективно существующие потребности пользо-вателей ПК одной организации обмениваться между собой ин-формацией, совместно использовать общие сетевые программ-ные, аппаратные и информационные ресурсы, а также получать доступ к ресурсам вычислительных сетей других организаций или учреждений. В-третьих, появление на рынке широкого спектра аппаратных и программных коммуникационных средств, позволяющих легко и относительно дешево соединять ПК в ЛВС. Следует иметь в виду и то, что немаловажными факторами, определяющими преимущество сетевого использования компью-теров, являются: * устранение дублирования информации и проблем, связан-ных с актуализацией данных для отдельных пользователей одной организации; * более экономичное коллективное использование в сети относительно дорогих ресурсов, таких как программное обес-печение, принтеры, дисковые массивы памяти большого объема и т. п.; * общесистемное повышение производительности за счет вве-дения в сети специализированных компонентов, таких как файл-серверы, серверы баз данных, телекоммуникационные серверы и другие серверы приложений; * наличие дополнительные сетевых услуг, таких как органи-зация электронной почты, проведение телеконференций и т. п.; * более высокая надежность при наличии в сети дублирую-щих элементов единой распределенной системы обработки дан-ных, а также потенциал ее расширяемости. Отметим и то, что хотя первые компьютерные сети 70-х гг. возникали в первую очередь как крупномасштабные (глобаль-ные) вычислительные сети, в конце 80-х и в начале 90-х гг. наиболее массовое распространение получили именно ЛВС от-дельных организаций или их структурных подразделений. По-зднее на базе ЛВС стали возникать более крупные -- корпора-тивные сети. Повсеместное распространение ЛВС, их расшире-ние, накопленный опыт, а также новые теоретические иссле-дования, в свою очередь, активизировали дальнейшее разви-тие крупномасштабных сетей. Весьма убедительным примером достигнутого сегодня прогресса в области проектирования и использования крупномасштабных сетей является всемирная компьютерная сеть Интернет, объединяющая в себе множество глобальных сетей. Cостав и назначение системного программного обеспечения вычислительной техники, используемой для поддержки управленческой деятельности: Системные программные средства предназначены для обеспе-чения деятельности компьютерных систем как таковых. В их со-ставе выделяют: * тестовые и диагностические программы; * антивирусные программы; * операционные системы; * командно-файловые процессоры (оболочки). Тестовые и диагностические программы предназначены для проверки работоспособности отдельных узлов компьютера, ком-понентов программно-файловых систем и устранения выявлен-ных неисправностей. Антивирусные программы предназначены для выявления и ус-транения вирусных программ, нарушающих нормальную работу вычислительной системы, Операционные системы являются основными программными комплексами, выполняющими следующие основные функции: * тестирование работоспособности вычислительной системы и ее настройка при первоначальном включении; * обеспечение синхронного и эффективного взаимодействия всех аппаратных и программных компонентов вычислительной си-стемы в процессе ее функционирования; * обеспечение эффективного взаимодействия пользователя с вычислительной системой. Операционные системы классифицируются следующим образом: однопользовательские однозадачные системы (MC-DOC, DR-DOC); однопользовательские многозадачные системы (ОS/2, Windows 95/98); * многопользовательские системы (системы семейства UNIX). Командно-файловые процессоры (оболочки) предназначены для организации взаимодействия пользователя с вычислитель-ной системой. В компьютерах Нового поколения оно осуществля-ется более простыми методами, чем в ранних операционных сис-темах (например, Norton Commander или Windows 8 версий до 3.11). Часто программные оболочки создаются не просто с целью об-легчения работы, но и для предоставления пользователю дополнительных возможностей, которые отсутствуют в стандартном про-граммном обеспечении. Состав и назначение прикладного программного обеспечения вычислительной техники, используемой для поддержки управленческой деятельности: Прикладные программные средства обеспечения управленчес-кой деятельности классифицируются следующим образом: * системы подготовки текстовых документов; * системы обработки финансово-экономической информации; * системы управления базами данных; * личные информационные системы; * системы подготовки презентаций; * системы управления проектами; * экспертные системы и системы поддержки принятия решений; * системы интеллектуального проектирования и совершенствова-ния систем управления; * прочие системы. Системы подготовки текстовых документов предназначены для создания управленческих документов и различных информацион-ных материалов текстового характера. Они включают в себя: * текстовые редакторы; * текстовые процессоры; * настольные издательские системы. Системы обработки финансово-экономической информации предназначены для обработки числовых данных, характеризую-щих различные производственно-экономические и финансовые явления и объекты, и для составления соответствующих управ-ленческих документов и информационно-аналитических материа-лов. Они включают в себя: * универсальные табличные процессоры; * специализированные бухгалтерские программы; * специализированные банковские программы (для внутри-банковских и межбанковских расчетов); * специализированные программы финансово-экономического анализа и планирования. Системы управления базами данных предназначены для созда-ния, хранения и манипулирования массивами данных большого объема. Разные системы этого класса различаются способами орга-низации хранения данных и обработки запросов на поиск инфор-мации, а также характером хранящихся в базе данных. Личные информационные системы предназначены для инфор-мационного обслуживания рабочего места управленческого работника и, по существу, выполняют функции секретаря. Они, в частности, позволяют: * планировать личное время на различных временных уров-нях, при этом система может своевременно напоминать о наступ-лении запланированных мероприятий; * вести персональные или иные картотеки и автоматически выбирать из них необходимую информацию; * вести журнал телефонных переговоров и использовать фун-кции, характерные для многофункциональных телефонных аппа-ратов; * вести персональные информационные блокноты для хране-ния разнообразной личной информации. Системы подготовки презентаций предназначены для квали-фицированной подготовки графических и текстовых материалов, используемых в целях демонстрации на презентациях, деловых переговорах, конференциях. Для современных технологий подго-товки презентаций характерно дополнение традиционных графи-ки и текста такими формами информации, как видео- и аудио-информация, что позволяет говорить о реализации гипер-медиа технологий. Системы управления проектами предназначены для управления ресурсами различных видов (материальными, техническими, фи-нансовыми, кадровыми, информационными) при реализации слож-ных научно-исследовательских и проектно-строительных работ. Экспертные системы и системы поддержки принятия реше-ний предназначены для реализации технологий информационно-го обеспечения процессов принятия управленческих решений на основе применения экономико-математического моделирования и принципов искусственного интеллекта. Системы интеллектуального проектирования и совершенство-вания управления предназначены для использования так назы-ваемых CASE-технологий (Computer Aid System Engineering), ориентированных на автоматизированную разработку проектных решений по созданию и совершенствованию систем организаци-онного управления. Заключение: Таким образом, информационные технологии включают в себя методы пре-образования информации по заданному свойству в заданном на-правлении, что реализуется соответствующими средствами, на-зываемыми инструментальными. Также включают в себя необходи-мый технический комплекс и соответствующее программное обес-печение, образуя сложные программно-аппаратные компьютер-ные системы с разнообразными функциями и возможностями поддержки управленческой деятельности. На настоящий момент существует достаточно широкий спектр продукции, призванной удовлетворить самые разнообразные нужды, как небольших компаний, так и компаний-гигантов. Эти программные продукты в полной мере охватывают все аспекты деятельности предприятий, от логистики, маркетинга, производства, сбыта, до бухгалтерского учета и управления персоналом. Литература 1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учеб-ник./Под ред. проф. Г.А.Титоренко. -- М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2001. 2. Годин В.В., Корнеев И.К. Управление информационными ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организа-ции». Модуль 17. -- М.: «ИНФРА-М», 1999. 3. Информационные системы в экономике: Учебник. / Под ред. проф. В.В. Дика. -- М.: Финансы и статистика, 2002. 4. Корнеев И.К., Година Т.А. Информационные технологии в управлении: Учеб. пособие для вузов/ ГУУ. -- М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.
Страницы: 1, 2
|