на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Интерфейсы экспертных систем

Интерфейсы экспертных систем

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Курсовая работа

по дисциплине «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ»

на тему: «Интерфейсы экспертных систем»

2008 г.

Введение

Целью индивидуальной работы является рассмотрение интерфейсов экспертных систем.

На основании изученных литературных источников, была разработана следующая структура презентации:

§ Во первых рассмотрены понятие экспертной системы, требования предъявляемые к ним, области применения, важность применения ЭС, и структура ЭС (кратко описаны основные блоки, входящие в состав ЭС)

§ Во вторых рассмотрена модель гибкого интерфейса в ЭС: определение гибкого интерфейса, требования, структура (построение модели диалога для ввода данных и модель объяснения результатов ЭС)

§ В третьих была рассмотрен экспертные системы нового поколения, а именно описаны: определение, отличительные особенности в построении, основные преимущества предлагаемого подхода, а также рассмотрен интерфейс экспертной системы нового поколения

1. Экспертные системы. Требования и особенности экспертных систем

Экспертная система - это интеллектуальная программа, способная делать логические выводы на основании знаний в конкретной предметной области и обеспечивающая решение специфических задач. Для этого ее необходимо наделить функциями, позволяющими решать задачи, которые в отсутствие эксперта (специалиста в данной конкретной предметной области) невозможно правильно решить. Поэтому необходимым этапом в ее разработке является приобретение соответствующих знаний от эксперта.

К экспертным системам предъявляются следующие требования:

l Использование знаний, связанных с конкретной предметной областью;

l Приобретение знаний от эксперта;

l Определение реальной и достаточно сложной задачи;

l Наделение системы способностями эксперта.

Знания о предметной области, необходимые для работы ЭС, определенным образом формализованы и представлены в памяти ЭВМ в виде базы знаний, которая может изменяться и дополняться в процессе развития системы. Главное достоинство ЭС - возможность накапливать знания, сохранять их длительное время, обновлять и тем самым обеспечивать относительную независимость конкретной организации от наличия в ней квалифицированных специалистов. Накопление знаний позволяет повышать квалификацию специалистов, работающих на предприятии, используя наилучшие, проверенные решения. [1]

Важность экспертных систем состоит в следующем:

l технология экспертных систем существенно расширяет круг практически значимых задач, решаемых на компьютерах, решение которых приносит значительный экономический эффект;

l технология ЭС является важнейшим средством в решении глобальных проблем традиционного программирования: длительность и, следовательно, высокая стоимость разработки сложных приложений;

l высокая стоимость сопровождения сложных систем, которая часто в несколько раз превосходит стоимость их разработки; низкий уровень повторной используемости программ и т.п.;

l объединение технологии ЭС с технологией традиционного программирования добавляет новые качества к программным продуктам за счет: обеспечения динамичной модификации приложений пользователем, а не программистом; большей «прозрачности» приложения (например, знания хранятся на ограниченном ЕЯ, что не требует комментариев к знаниям, упрощает обучение и сопровождение); лучшей графики; интерфейса и взаимодействия.

По мнению ведущих специалистов, в недалекой перспективе ЭС найдут следующее применение:

l ЭС будут играть ведущую роль во всех фазах проектирования, разработки, производства, распределения, продажи, поддержки и оказания услуг;

l технология ЭС, получившая коммерческое распространение, обеспечит революционный прорыв в интеграции приложений из готовых интеллектуально-взаимодействующих модулей. [2]

Области применения экспертных систем:

а) Медицинская диагностика.

б) Прогнозирование.

в) Планирование.

г) Интерпретация.

д) Контроль и управление.

е) Диагностика неисправностей в механических и электрических устройствах.

ж) Обучение.

Большинство ЭС включают знания, по содержанию которых их можно отнести одновременно к нескольким типам. Например, обучающая система может также обладать знаниями, позволяющими выполнять диагностику и планирование. Она определяет способности обучаемого по основным направлениям курса, а затем с учетом полученных данных составляет учебный план. Управляющая система может применяться для целей контроля, диагностики, прогнозирования и планирования. Система, обеспечивающая сохранность жилища, может следить за окружающей обстановкой, распознавать происходящие события (например, открылось окно), выдавать прогноз (вор-взломщик намеревается проникнуть в дом) и составлять план действий (вызвать полицию). [3]

2. Структура экспертной системы

Структура экспертной системы представлена следующими структурными элементами:

База знаний

Она содержит факты, описывающие проблемную область, а также логическую взаимосвязь этих фактов. Центральное место в базе знаний принадлежит правилам.

Правило определяет, что следует делать в данной конкретной ситуации, и состоит из двух частей: условия, которое может выполняться или нет, и действия, которое следует произвести, если условие выполняется.

Все используемые в экспертной системе правила образуют систему правил, которая даже для сравнительно простой системы может содержать несколько тысяч правил.

Все виды знаний в зависимости от специфики предметной области и квалификации проектировщика (инженера по знаниям) с той или иной степенью адекватности могут быть представлены с помощью одной либо нескольких семантических моделей.

Интерпретатор

Это часть экспертной системы, производящая в определенном порядке обработку знаний (мышление), находящихся в базе знаний. Технология работы интерпретатора сводится к последовательному рассмотрению совокупности правил (правило за правилом). Если условие, содержащееся в правиле, соблюдается, выполняется определенное действие, и пользователю предоставляется вариант решения его проблемы.

Модуль создания системы

Он служит для создания набора (иерархии) правил. Существуют два подхода, которые могут быть положены в основу модуля создания системы: использование алгоритмических языков программирования и использование оболочек экспертных систем.

Для представления базы знаний специально разработаны языки Лисп и Пролог, хотя можно использовать и любой известный алгоритмический язык.

Оболочка экспертных систем представляет собой готовую программную среду, которая может быть приспособлена к решению определенной проблемы путем создания соответствующей базы знаний. В большинстве случаев использование оболочек позволяет создавать экспертные системы быстрее и легче в сравнении с программированием.

Интерфейс пользователя

Менеджер (специалист) использует интерфейс для ввода информации и команд в экспертную систему и получения выходной информации из нее. Команды включают в себя параметры, направляющие процесс обработки знаний. Информация обычно выдается в форме значений, присваиваемых определенным переменным.

Менеджер может использовать четыре метода ввода информации: меню, команды, естественный язык и собственный интерфейс.

Технология экспертных систем предусматривает возможность получать в качестве выходной информации не только решение, но и необходимые объяснения. Различают два вида объяснений:

l объяснения, выдаваемые по запросам. Пользователь в любой момент может потребовать от экспертной системы объяснения своих действий;

l объяснения полученного решения проблемы. После получения решения пользователь может потребовать объяснений того, как оно было получено. Система должна пояснить каждый шаг своих рассуждений, ведущих к решению задачи.

Хотя технология работы с экспертной системой не является простой, пользовательский интерфейс этих систем является дружественным и обычно не вызывает трудностей при ведении диалога.

Кроме того, во многих экспертных системах вводятся дополнительные блоки: база данных, блок расчета, блок ввода и корректировки данных. Блок расчета необходим в ситуациях, связанных с принятием управленческих решений. При этом важную роль играет база данных, где содержатся плановые, физические, расчетные, отчетные и другие постоянные или оперативные показатели. Блок ввода и корректировки данных используется для оперативного и своевременного отражения текущих изменений в базе данных. [4]

3. Модель гибкого интерфейса в экспертных системах

В данной работе под интерфейсом понимается ввод исходных данных задачи и объяснение результатов работы ЭС. Гибким будем называть интерфейс, который, обеспечивая дружественное взаимодействие с пользователем ЭС, позволяет на этапе проектирования и эксплуатации ЭС учитывать, с одной стороны, изменяющиеся потребности пользователя, а с другой, изменение знаний о предметной области.

Сформулируем требования к разработке интерфейса.

Интерфейс должен обеспечивать «удобный ввод» данных в ЭС. Под «удобным вводом» подразумевается предоставление пользователю возможности выбора варианта данных, относящихся к выполняемой задаче, простых запросов об объектах и их характеристиках, если их набор конечен, либо возможности введения необходимой информации с предоставлением синтаксической формы для этой информации. Это требование вытекает из того, что основной интерес пользователя лежит в прикладной части системы, он является непрофессионалом в области использования программных систем, не имеет необходимого опыта работы с ними.

Сочетание инициативы пользователя и ЭС в управлении диалогом по вводу данных. Большинство ЭС поддерживают машино-управляемый диалог, в котором ЭС управляет диалогом. Такой диалог имеет много ограничений. Поэтому более предпочтительно сочетание инициативы пользователя и ЭС в диалоге для ввода исходных данных. В этом случае ЭС должна предоставлять пользователю информацию о структуре и вариантах вводимых данных на основе которой пользователь может инициировать диалог, удовлетворяющий целям этого пользователя.

ЭС должна обеспечивать доступ к введенным данным и возможность их редактирования. В процессе работы с ЭС может возникнуть необходимость изменения введенных данных, либо ввода дополнительных данных; пользователь также может совершать ошибки при вводе данных, которые требуют исправления. Поэтому пользователю необходимо дать возможность просматривать введенные данные, возвращаться назад к предыдущим состояниям его диалога всякий раз, когда он сделал ошибку или хочет что-либо изменить в этих состояниях.

Обеспечение легкой модифицируемости интерфейса. При проектировании интерфейса необходимо учитывать, что не только на этапе разработки, но также и в процессе эксплуатации знания о предметной области, и, как следствие, знания об исходных данных могут изменяться. А это ведет к необходимости частой модификации интерфейса. «Легкая модифицируемость» интерфейса - понятие относящееся к так называемым «нечетким понятиям»: его невозможно точно определить или выразить количественно, но совершенно очевидно, что если модифицирование интерфейса требует внесение изменений в базу знаний или машину логического вывода, то его модифицирование представляет собой значительные трудности. Поэтому под «легкой модифицируемостью» интерфейса будем понимать модифицируемость интерфейса, не затрагивающую при этом «ядро» ЭС - базу знаний и машину логического вывода, а также внесение изменений в интерфейс, не требующих при этом модификации программ системы.

5. Объяснение в ЭС должно строиться в соответствии с потребностями пользователя. Интерфейс в ЭС должен иметь средства для построения объяснений, настраиваемых на конкретного пользователя в зависимости от его требований относительно содержания объяснения и в зависимости от этих требований формировать более или менее детальные объяснения, краткую или развернутую форму объяснения и т.д.

6. Обеспечение пользователя неинтерактивным объяснением в виде структурированного текста, в которых имеются также средства создания таблиц, отчетов и т.д. Задачей практических ЭС является получение цели: конечному пользователю необходимо получить цель и понять действия системы. Более того, при практическом использовании ЭС часто необходим протокол работы ЭС - печатный документ, отражающий результаты работы ЭС и их объяснение. При этом важно, чтобы структура и содержание такого объяснения имели вид, общепринятый в данной предметной области.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.