Использование компьютерных программ в обучении иностранному языку
4 Введение. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений - каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д. Как показывает российская практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах и педвузах пока еще ограничено и слабо увязано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии. Применение ПК в обучении иностранного языка значительно облегчает работу как ученика так и учителя. Но этот метод обучения еще не оценен по достоинству. В своей работе я докажу, что ПК может быть использован как вспомогательное средство, как любое другое техническое средство обучения или учебник. А так же приведу примеры компьютерных программ, помогающих изучать ИЯ. Преимущества и недостатки обучения ИЯ с помощью ПК. Персональный компьютер может применяться учителем для решения личных дидактических задач в течение урока: а) предъявление информации в различных формах (в нем сочетается видео-аудио информация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей самокоррекции произношения); б) формирование у учеников общеучебных и специальных знаний и умений по предмету; в) контроль, оценка и коррекция результатов обучения; г) организация индивидуального и группового обучения; д) управление процессом обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Обучение иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ: интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения; ученики охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и языковая культура; индивидуализация обучения; возможность обеспечения непосредственной обратной связи; компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок: объективность отметки; обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок. При его использовании нельзя потерять коллективный и соревновательный характер обучения, то есть учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих одноклассников. Преимущества использования ПК для самостоятельной проработки учебного материала: * неограниченное время работы, определяемое потребностями самого учащегося; * свободный режим работы (выбор времени работы, определение пауз в работе и темпа усвоения материала); * исключение воздействия субъективных факторов в работе (отсутствие предвзятости к кому-либо из учащихся, оценивание ответа на основе четких критериев без сравнения с результатами работы других обучаемых, неограниченное терпение, неразглашение недостатков работы). Характерные недостатки обучения с помощью компьютера: злоупотребление компьютерными эффектами, избыточность красок; готовые учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптировать традиционному уроку, поскольку они не всегда соответствуют школьной программе, методическим целям и дидактическим принципам в обучении. Принципы использования ТСО. Выделяют следующие принципы использования ТСО: * обусловленности; * необходимости; * информативности; * надежности. Принцип обусловленности. Предписывает четкое определение условий применения ПК в зависимости от содержания, целей и этапа обучения, возрастных особенностей пользователей, а также используемой методики обучения. Принцип необходимости. Обуславливает применение ПК только в том случае, если это позволяет повысить эффективность учебного процесса по какому-либо параметру, а именно: увеличить скорость усвоения материала, активизировать речевую деятельность, достичь учебной цели наиболее рациональным способом, облегчить работу преподавателя или обучаемого, сократить время обучения и т.д. Принцип информативности. Раскрывает преимущества компьютера в качестве средства справочно-информационного обеспечения учебного процесса, поскольку ПК позволяет пользователю получить максимальное количество информации за кратчайшее время. Кроме того, среди ТСО компьютер наиболее всего соответствует информативно-речевому характеру обучения ИЯ. Принцип надежности. Указывает на необходимость проведения экспериментальной проверки каждой компьютерной программы для обучения, а также на наличие этапа организационной подготовки к занятию с использованием ПК. Методические функции, которые может выполнять компьютер при обучении ИЯ. Выделим основные методические функции, реализуемые средствами компьютера: - информативная - практически любая КОП (кроме контролирующих) включает в себя либо информационные кадры (базовая информация для презентации нового учебного материала), либо кадры информационной поддержки (подсказки и разъяснения в ходе выполнения упражнений). Но возможности такого справочного режима ограничены рамками учебного материала (конкретные тексты и упражнения, заложенные в КОП); - тренировочная - применение компьютера для тренировки с целью формирования прочных навыков оставалось до недавних пор основной областью внедрения вычислительной техники в учебный процесс по ИЯ. Отмечаются даже некоторые преимущества персонального компьютера по сравнению с преподавателем в процессе тренировки и закрепления учебного материала: неограниченное количество времени, полная беспристрастность, объективность и безграничное терпение; - контролирующе-коррегирующая - применение персонального компьютера для текущего и итогового контроля результатов учебной деятельности дает следующие преимущества: реализация дифференцированного и индивидуального подходов в условиях проведения фронтального контроля; осуществление сильной обратной связи; воплощение требования максимальной объективности контроля; сокращение временных затрат на проведение контроля; освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов контроля. - коммуникативная - возможно общение на зарубежных чатах; - организационно-стимулирующая - в настоящее время компьютер привлекает своей новизной и сам по себе является стимулирующим фактором. Функции компьютера в качестве инструмента деятельности обучаемого: 1) принятие и распознавание ответа обучаемого; 2) анализ и определение правильности ответа; 3) запоминание результата и/или сообщение о нем учащемуся. Функции компьютера в качестве инструмента деятельности обучающего: * получение информационной поддержки; * диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения; * работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание); * организация коллективной работы; * осуществление дистанционного обучения По отношению к учащемуся компьютер может выполнять многочисленные функции, выступая в роли: * преподавателя; * эксперта; * партнера по деятельности; * инструмента деятельности; * обучаемого. При самостоятельной работе с КОП обучаемый может: * получить учебное задание; * запросить дополнительную информацию, необходимую для его выполнения; * уяснить способ выполнения задания; * ввести ответ; * получить анализ и оценку ответа. Конкретные цели применения ПК при обучении ИЯ? При обучении фонетике: * формирование навыков различения звуков ИЯ; * формирование артикуляционных произносительных навыков; * формирование ритмико-интонационных произносительных навыков. При обучении грамматике: * формирование рецептивных грамматических навыков чтения и аудирования; * формирование продуктивных грамматических навыков преимущественно письменной речи; * контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ; * оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях). При обучении лексике: * формирование рецептивных лексических навыков чтения и аудирования; * формирование продуктивных лексических навыков преимущественно письменной речи; * контроль уровня сформированности лексических навыков на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; * расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; * оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). При обучении чтению: * формирование навыков установления звукобуквенных соответствий; * обучение технике чтения вслух; * совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста и т.д.; * закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения; * овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей); * обучение различным видам анализа текста; * формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей; * оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий); * контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста. При обучении аудированию: * формирование фонетических навыков аудирования; * контроль правильности понимания прослушанного текста. При обучении говорению: * формирование фонетических навыков говорения; При обучении переводу: * формирование лексических и грамматических навыков перевода; * контроль правильности перевода; * овладение умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода; * оказание справочно-информационной поддержки (применение автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов). При обучении письму и письменной речи: * обучение каллиграфии с помощью оптического пера; * выработка продуктивных лексических и грамматических навыков письменной речи; * формирование орфографических навыков с применением тренировочных обучающих программ, спеллеров и систем коррекции орфографии; * контроль уровня сформированности орфографических навыков с помощью систем обнаружения орфографических ошибок; Организационные формы работы в условиях компьютеризированного учебного процесса. 1) ПК применяется как дополнительное техническое средство обучения для организации самостоятельной работы обучаемых в классе под руководством преподавателя. 2) Автономная работа обучаемого с компьютером в индивидуальном режиме. 3) Дистанционное обучение, при котором ПК является средством связи между преподавателем и обучающим. 4) Коллективная творческая работа учащихся (создание газеты, написание рассказа) 5) Организованное преподавателем общение разных групп обучаемых с использованием телекоммуникационных компьютерных средств (электронная почта) 6) Работа учащихся за одним ПК (при обучении говорению) Сохраняют ли свое значение основные дидактические принципы при обучении ИЯ с помощью ПК?
Страницы: 1, 2
|