на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Использование компьютерных программ в обучении иностранному языку

Использование компьютерных программ в обучении иностранному языку

4

Введение.

Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений - каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д.

Как показывает российская практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах и педвузах пока еще ограничено и слабо увязано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии. Применение ПК в обучении иностранного языка значительно облегчает работу как ученика так и учителя. Но этот метод обучения еще не оценен по достоинству.

В своей работе я докажу, что ПК может быть использован как вспомогательное средство, как любое другое техническое средство обучения или учебник. А так же приведу примеры компьютерных программ, помогающих изучать ИЯ.

Преимущества и недостатки обучения ИЯ с помощью ПК.

Персональный компьютер может применяться учителем для решения личных дидактических задач в течение урока:

а) предъявление информации в различных формах (в нем сочетается видео-аудио информация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей самокоррекции произношения);

б) формирование у учеников общеучебных и специальных знаний и умений по предмету;

в) контроль, оценка и коррекция результатов обучения;

г) организация индивидуального и группового обучения;

д) управление процессом обучения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Обучение иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ:

интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения;

ученики охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и языковая культура;

индивидуализация обучения;

возможность обеспечения непосредственной обратной связи;

компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок:

объективность отметки;

обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок. При его использовании нельзя потерять коллективный и соревновательный характер обучения, то есть учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих одноклассников.

Преимущества использования ПК для самостоятельной проработки учебного материала:

* неограниченное время работы, определяемое потребностями самого учащегося;

* свободный режим работы (выбор времени работы, определение пауз в работе и темпа усвоения материала);

* исключение воздействия субъективных факторов в работе (отсутствие предвзятости к кому-либо из учащихся, оценивание ответа на основе четких критериев без сравнения с результатами работы других обучаемых, неограниченное терпение, неразглашение недостатков работы).

Характерные недостатки обучения с помощью компьютера: злоупотребление компьютерными эффектами, избыточность красок; готовые учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптировать традиционному уроку, поскольку они не всегда соответствуют школьной программе, методическим целям и дидактическим принципам в обучении.

Принципы использования ТСО.

Выделяют следующие принципы использования ТСО:

* обусловленности;

* необходимости;

* информативности;

* надежности.

Принцип обусловленности.

Предписывает четкое определение условий применения ПК в зависимости от содержания, целей и этапа обучения, возрастных особенностей пользователей, а также используемой методики обучения.

Принцип необходимости.

Обуславливает применение ПК только в том случае, если это позволяет повысить эффективность учебного процесса по какому-либо параметру, а именно: увеличить скорость усвоения материала, активизировать речевую деятельность, достичь учебной цели наиболее рациональным способом, облегчить работу преподавателя или обучаемого, сократить время обучения и т.д.

Принцип информативности.

Раскрывает преимущества компьютера в качестве средства справочно-информационного обеспечения учебного процесса, поскольку ПК позволяет пользователю получить максимальное количество информации за кратчайшее время. Кроме того, среди ТСО компьютер наиболее всего соответствует информативно-речевому характеру обучения ИЯ.

Принцип надежности.

Указывает на необходимость проведения экспериментальной проверки каждой компьютерной программы для обучения, а также на наличие этапа организационной подготовки к занятию с использованием ПК.

Методические функции, которые может выполнять компьютер при обучении ИЯ.

Выделим основные методические функции, реализуемые средствами компьютера:

- информативная - практически любая КОП (кроме контролирующих) включает в себя либо информационные кадры (базовая информация для презентации нового учебного материала), либо кадры информационной поддержки (подсказки и разъяснения в ходе выполнения упражнений). Но возможности такого справочного режима ограничены рамками учебного материала (конкретные тексты и упражнения, заложенные в КОП);

- тренировочная - применение компьютера для тренировки с целью формирования прочных навыков оставалось до недавних пор основной областью внедрения вычислительной техники в учебный процесс по ИЯ. Отмечаются даже некоторые преимущества персонального компьютера по сравнению с преподавателем в процессе тренировки и закрепления учебного материала: неограниченное количество времени, полная беспристрастность, объективность и безграничное терпение;

- контролирующе-коррегирующая - применение персонального компьютера для текущего и итогового контроля результатов учебной деятельности дает следующие преимущества: реализация дифференцированного и индивидуального подходов в условиях проведения фронтального контроля; осуществление сильной обратной связи; воплощение требования максимальной объективности контроля; сокращение временных затрат на проведение контроля; освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов контроля.

- коммуникативная - возможно общение на зарубежных чатах;

- организационно-стимулирующая - в настоящее время компьютер привлекает своей новизной и сам по себе является стимулирующим фактором.

Функции компьютера в качестве инструмента деятельности обучаемого:

1) принятие и распознавание ответа обучаемого;

2) анализ и определение правильности ответа;

3) запоминание результата и/или сообщение о нем учащемуся.

Функции компьютера в качестве инструмента деятельности обучающего:

* получение информационной поддержки;

* диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения;

* работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание);

* организация коллективной работы;

* осуществление дистанционного обучения

По отношению к учащемуся компьютер может выполнять многочисленные функции, выступая в роли:

* преподавателя;

*  эксперта;

*  партнера по деятельности;

*  инструмента деятельности;

* обучаемого.

При самостоятельной работе с КОП обучаемый может:

* получить учебное задание;

* запросить дополнительную информацию, необходимую для его выполнения;

* уяснить способ выполнения задания;

* ввести ответ;

* получить анализ и оценку ответа.

Конкретные цели применения ПК при обучении ИЯ?

При обучении фонетике:

* формирование навыков различения звуков ИЯ;

* формирование артикуляционных произносительных навыков;

* формирование ритмико-интонационных произносительных навыков.

При обучении грамматике:

* формирование рецептивных грамматических навыков чтения и аудирования;

* формирование продуктивных грамматических навыков преимущественно письменной речи;

* контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ;

* оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).

При обучении лексике:

* формирование рецептивных лексических навыков чтения и аудирования;

* формирование продуктивных лексических навыков преимущественно письменной речи;

* контроль уровня сформированности лексических навыков на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности;

* расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых;

* оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов).

При обучении чтению:

* формирование навыков установления звукобуквенных соответствий;

* обучение технике чтения вслух;

* совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста и т.д.;

* закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения;

* овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей);

* обучение различным видам анализа текста;

* формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей;

* оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий);

* контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста.

При обучении аудированию:

* формирование фонетических навыков аудирования;

* контроль правильности понимания прослушанного текста.

При обучении говорению:

* формирование фонетических навыков говорения;

При обучении переводу:

* формирование лексических и грамматических

навыков перевода;

* контроль правильности перевода;

* овладение умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода;

* оказание справочно-информационной поддержки (применение автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов).

При обучении письму и письменной речи:

* обучение каллиграфии с помощью оптического пера;

* выработка продуктивных лексических и грамматических навыков письменной речи;

* формирование орфографических навыков с применением тренировочных обучающих программ, спеллеров и систем коррекции орфографии;

* контроль уровня сформированности орфографических навыков с помощью систем обнаружения орфографических ошибок;

Организационные формы работы в условиях компьютеризированного учебного процесса.

1) ПК применяется как дополнительное техническое средство обучения для организации самостоятельной работы обучаемых в классе под руководством преподавателя.

2) Автономная работа обучаемого с компьютером в индивидуальном режиме.

3) Дистанционное обучение, при котором ПК является средством связи между преподавателем и обучающим.

4) Коллективная творческая работа учащихся (создание газеты, написание рассказа)

5) Организованное преподавателем общение разных групп обучаемых с использованием телекоммуникационных компьютерных средств (электронная почта)

6) Работа учащихся за одним ПК (при обучении говорению)

Сохраняют ли свое значение основные дидактические принципы при обучении ИЯ с помощью ПК?

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.