на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Компьютерные технологии в юридической деятельности
особую стадию информационного процесса на рис.2 выделено хранение информации. Данная стадия является промежуточной между другими и может реализовываться практически на любом этапе информационного процесса. Стадия хранения имеет особое значение: на способности ЭВМ и других технических устройств хранить в неизменном виде и в полном объеме введенную в них информацию строятся все автоматизированные информационные системы, в том числе правового характера.

1.3 Информационные системы

Понятие "система" широко распространено как в научной литературе, так и в повседневной жизни. Обычно оно используется в качестве синонима совокупности, комплекса определенных реальных объектов. Не являются исключением в этом смысле право и юридическая деятельность.

Юристы привыкли к выражениям "система норм права", "система доказательств" и т.п. Под ними понимается упорядоченное определенным образом (для каждой системы по-своему) множество элементов, которые связаны между собой и в совокупности образуют нечто целое.

С такого рода понятием системы тесно соприкасается другое понятие - "структура", которым обычно обозначают способ внутренней организации системы, способ связи ее элементов в некое целостное образование.

Каждый элемент системы обычно качественно обособлен, самостоятелен в рамках целого. Вместе с тем он во многом зависит от других элементов системы и связан с ними, чем и определяется его место в целостном образовании (системе), а также его качественные и количественные характеристики. Наиболее сложные системы называют кибернетическими.

Есть ряд определений понятия системы. Однако наиболее универсальным следует признать то, в котором под системой понимается совокупность взаимосвязанных объектов, подчиненных определенной единой цели с учетом условий окружающей среды. Структура и функционирование системы определяются поставленными перед ней целями и задачами1.

Итак:

система представляет собой упорядоченную (а не хаотическую) совокупность элементов. Поясним этот признак системы примером: подобно тому, как совокупность всех деталей, из которых состоит автомобиль, будучи сложена в кучу, не образует автомобиль как систему, так и совокупность всех норм, определяющих условия и размер наказания за различные виды преступлений, без соответствующей их систематизации не образует систему, именуемую "Уголовный кодекс" (УК);

элементы системы взаимосвязаны и взаимодействуют в рамках этой системы, являясь ее подсистемами. Каждый элемент системы, будучи подсистемой, характеризуется самостоятельностью, качественной обособленностью, в силу чего может рассматриваться как самостоятельная система другого уровня;

система как целое выполняет определенную функцию, которая не может быть сведена к функциям каждого отдельно взятого ее элемента;

элементы системы (как подсистемы) могут взаимодействовать как в рамках определенной системы, так и с внешней средой и изменять при этом свое содержание или внутреннее строение.

Под средой в данном случае понимаются внешние по отношению к конкретной системе объекты, которыми могут быть предметы, явления, отношения и т.п. В результате взаимодействия этих объектов с системой они воздействуют тем или иным образом на ее организацию или функционирование, изменяясь при этом и сами. Так, если обратиться к нашему примеру с УК и рассматривать последний как элемент системы "человек - закон", то лицо, совершившее определенное противоправное деяние, "вступает во взаимодействие" с определенной нормой, которая при определенных условиях (например, установление ее малой эффективности) может быть изменена. Вместе с тем взаимодействие происходит и с системой в целом, т.е. с УК, поскольку помимо конкретных норм он содержит и общие принципы их применения.

Однако характеристика кибернетической системы будет неполной, если не добавить к сказанному, что она является информацией в рамках пространства и времени. Поэтому она может быть рассмотрена, во-первых, с позиций ее прошлого (возникновение, эволюция), настоящего (тип, внутреннее строение, организация) и будущего; во-вторых - с позиций ее "репертуара* и "календаря". При этом под репертуаром системы понимаете" множество ее состояний в данное время; под календарем же - множество моментов времени, каждый из которых соответствует какому-либо из состояний репертуара системы.

Кроме того, каждая информационная система существует в рамках не только времени, но и пространства, т.е. взаимодействует с окружающей ее средой (или другой системой). В основе такого взаимодействия лежат информационные процессы и способность системы через свои входы и выходы воспринимать и выдавать информацию.

Помимо отмеченных выше, характерной особенностью сложных динамических информационных систем является их способность изменять свое состояние, т.е. значение определенных параметров, которые характеризуют систему в целом или отдельные ее элементы (подсистемы). Перевод системы из одного состояния в другое путем воздействия на параметры ее элементов и есть управление системой.

Задача (цель) управления либо ставится в самом начале управления, либо вырабатывается в процессе его.

Из сказанного вытекает ряд весьма важных положений.

Во-первых, всякое управление предполагает наличие управленческого воздействия, которое должно исходить от субъекта управления.

Во-вторых, кроме субъекта управления должен быть объект управления.

В-третьих, воздействие субъекта управления на объект управления должно быть целенаправленным.

Поскольку и субъект и объект управления сами по себе обычно являются Сложными системами, то их совокупность, рассматриваемая в аспекте управления, именуется сложной системой управления. При этом субъект управления называют управляющей системой, а объект управления - управляемой системой. Что же касается цели воздействия, которую преследует субъект управления, то она образует задачу управления.

Задачи управления могут быть различными как по характеру, так и по объему. Весьма важна также сфера управления.

Обычно в литературе, посвященной управляемым системам, выделяют три основные сферы управления:

управление орудиями труда, системами машин, производственными и иными процессами;

управление деятельностью коллективов, решающих ту или иную задачу;

управление процессами, происходящими в живых организмах.

Анализируя сущность сложных информационных систем управления, необходимо также иметь в виду, что они могут быть классифицированы и по характеру составляющих их элементов.

При такой классификации выделяются следующие виды (классы) систем:

Управляющая система

Управляемая система

человек

человек

машина

человек

машина

машина

Совершенно очевидно, что приведенные выше системы различны по своей природе. Вместе с тем в них есть определенная общность, что и позволяет подойти к их изучению с некоторой общей точки зрения. Таковой в компьютерных системах являются общие закономерности протекания информационных процессов, которые лежат в основе управления системами любой природы. В зависимости от направления воздействующих сигналов такие процессы протекают по принципу прямой и обратной связи.

Прямой связью называется связь между выходом элемента (А) системы и входом какого-либо другого элемента (В, С) той же системы. В зависимости от структуры системы могут быть различные варианты прямой связи между ее элементами, в частности простая прямая связь; параллельная распределительная; параллельная соединительная.

Обратной связью называется связь между выходом и входом определенного элемента системы. И здесь могут быть различные варианты.

Обычно для сложных компьютерных систем характерны комбинации связей, которые тоже могут иметь различную структуру. При этом в разомкнутых системах управления используются только прямые связи. В замкнутых же системах могут быть как прямые, так и обратные связи.

Обратные связи являются важнейшим атрибутом функциональных систем любой природы, в том числе систем государственно-правового характера.

1.4 Правовая информация и функциональные информационные системы государственно-правового характера

1.4.1 Правовая информация. Ее виды, источники и носители

В научной литературе и практике юридической деятельности термин
"правовая информация" начал активно использоваться лишь в конце 60-х годов, что хронологически совпадает с периодом развития исследований по использованию компьютеров для решения конкретных правовых задач.

В нем как бы аккумулировались такие понятия, как "источник права", "правовой материал", "правовые акты", "правовые документы" и другие, которые ранее использовались при анализе информационных проблем права и юридической деятельности.

В широком смысле под правовой информацией следует понимать содержание данных (сообщений), использование которых предопределяет решение той или иной правовой задачи или способствует ее решению.

Множественность таких задач и комплексность функций права с одной стороны предопределяют многообразие видов правовой информации и ее источников, с другой - порождают определенные трудности в ее отграничении от иных типов информации (научной, экономической, политической и др.). Этим и объясняется тот факт, что как в отечественной, так и в зарубежной литературе можно встретить различные трактовки термина "правовая информация".

Многое зависит от того, какой аспект этой проблемы выдвигается на первый план, поскольку правовая информация, как, кстати, и любая другая, может рассматриваться как в ее семантическом (смысловом), так и прагматическом аспектах. Обычно правовой информацией признается смысловое содержание правовых норм. При этом считается, что последние содержатся не только в актах высших и местных органов власти и управления, но и в ведомственных нормативных актах. В качестве источника правовой информации рассматривают также судебную, арбитражную и нотариальную практику.

Такой подход к анализу правовой информации правилен, но явно недостаточен. Смысловое содержание правовой информации весьма существенно влияет и на ее прагматический аспект, ибо общеобязательность правовых норм априори предопределяет ценность, практическую значимость правовой информации. Кроме того, в сфере юридической деятельности, в частности при решении конкретных правовых задач, используется информация, содержащаяся не только в правовых нормах, не и в ряде других источников. Возьмем, например, такой вид юридической деятельности, как раскрытие и расследование преступлений. Здесь наряду с информацией, содержащейся в нормах УПК, которые регулируют процессуальный порядок данного вида деятельности, весьма широко используется информация, содержащаяся в источниках, именуемых следами преступления и преступника, а также в образах, запечатлевшихся в сознании людей (потерпевшего, свидетеля и самого преступника). Это источники криминалистической информации, которая есть не что иное, как разновидность правовой информации, поскольку именно на ее основе решаются задачи раскрытия и расследования преступлений.

Самостоятельным видом правовой информации является криминологическая информация. Она выявляется и анализируется при производстве криминологических исследований, представляющих собой одну из разновидностей юридической деятельности. Но предметом исследования здесь является не механизм конкретного преступления и его криминалистическая характеристика, как это имеет место в криминалистических исследованиях, а преступность как социальное явление, заключающееся в общественно опасном поведении людей, противоречащим требованиям уголовного закона, причины преступности, т.е. социальные факторы, явления и процессы, которые влияют на преступность в целом и на совершение конкретных преступлений.

Совершенно очевидно, что в качестве источников информации здесь будут использоваться как нормы уголовного законодательства, определяющие понятие преступления и его виды, так и источники, в которых содержатся количественные и качественные характеристики преступности, ее состояние, структура, динамика, территориальное распределение и другие параметры. Если рассматривать такого рода информацию лишь с семантической точки зрения, она имеет социально-правовой характер. С позиций же прагматического ее анализа это правовая информация, так как используется в одном из видов юридической деятельности.

Таким образом, конкретный вид юридической деятельности налагает определенный отпечаток на используемую в нем информацию и предопределяет источники, из которых она может быть получена.

Все многообразие источников правовой информации принято подразделять на два основных класса: официальные и неофициальные.

К официальным источникам правовой информации относятся акты высших органов государственной власти и управления, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно-правовые решения местных органов власти, а также акты высших судебных и арбитражных органов.

Под неофициальными источниками правовой информации следует понимать приказы и распоряжения руководителей учреждений, предприятий и организаций; судебные приговоры, решения и определения; арбитражные решения и определения; акты нотариальных органов; акты, фиксирующие результаты научной и практической юридической деятельности (например, протоколы допросов, осмотров мест преступлений и другие источники, содержащие данные, используемые при решении правовых задач).

Что же касается собственно правовой информации, то она подразделяется на документальную и не документальную.

К документальной информации относятся данные, закрепленные любым способом и на любом носителе. С этой точки зрения правовым документом признается любой материальный объект, в котором фиксируются самого разнообразного свойства знания (данные) о праве и юридической деятельности, предназначенные для передачи во времени и пространстве и используемые в общественной практике.

К не документальной правовой информации относится та, которая материально не выражена (например, устные высказывания свидетеля преступления).

Традиционным материальным выражением правового документа является бумажный носитель. Вместе с тем в условиях научно-технического прогресса, когда в процесс управления обществом все решительнее вмешиваются электронно-вычислительные машины, в частности автоматизированные системы управления всех уровней и автоматизированные информационно-правовые системы, появились новые виды носителей правовой информации. Правовая информация в управленческом процессе ЭВМ закрепляется, хранится, движется на различных магнитных носителях (дисках, дискетах, лентах и т.п.). Им предшествовали специфические виды бумажных носителей (перфокарты, перфоленты и распечатки). Кроме того, правовая информация может закрепляться и храниться на фотопленках для последующего ее размножения в виде фотокопий. Своеобразным носителем правовой информации является экран дисплея, поскольку он служит лишь средством изображения информации, находящейся в памяти ЭВМ.

Независимо от того, из какого источника получена правовая информация и на каком носителе она представлена, к ней предъявляются определенные требования. Она должна быть достоверной, т.е. строго соответствовать действующему законодательству и правоприменительным документам правоохранительных органов. Кроме того, она должна быть полной, т.е. отражать все важнейшие аспекты правового явления или объекта правового исследования и результаты их познания. И, наконец, полная и достоверная информация потеряет свое практическое значение, если она не будет своевременно поступать к тому или иному субъекту юридической деятельности.

1.4.2 Правовая информация как основа функционирования правовых систем

Юридическая деятельность во всем ее многообразии реализуется через совокупность систем государственно-правового характера
.

Такие системы, как правило, имеют сложную организацию, то есть состоят из комплекса подсистем, каждая из которых выполняет определенную функцию. В тех случаях, когда та или иная подсистема выполняет функцию управления, ее именуют функциональной системой управления. Если функции подсистемы ограничены информационным обеспечением юридической деятельности, ее называют системой информационного обеспечения.

Системы государственно-правового характера относятся к числу Целенаправленных механизмов управления. Они тесно связаны с правом и в силу этого выполняют функцию регулятора общественных отношений. Они имеют субъекты и объекты воздействия, каналы прямых и обратных связей, посредством которых и осуществляются процессы сбора, обработки и использования информации и в конечном итоге процессы управления.

Таким образом, функциональные государственно-правовые системы - достаточно сложный вид общественных образований. Как часть общества, как его правовая надстройка функциональные государственно-правовые системы представляют собой живой организм в его функционировании и развитии. В связи с этим указанные системы иногда определяют как более или менее значительные объединения государственных органов, норм права, актов поведения субъектов правоотношений и других объектов и явлений. В качестве системных образований здесь могут выступать глобальные социально-правовые образования (государственно-правовая система общества в целом, правовая надстройка как часть политической системы) и их различных подсистем, элементами которых могут быть, скажем, органы прокуратуры, суда, юстиции, внутренних дел, механизмы правосознания, правотворчества, поддерживания правопорядка. Важнейшими системами такого рода являются механизмы правового регулирования хозяйственных, финансовых, трудовых и иных общественных отношений.

В качестве подсистемы функциональных государственно-правовых систем могут выступать и процессы, например принятие законов, разрешение хозяйственных споров, рассмотрение дел в судах.

Итак, функциональные системы в сфере юридической деятельности выступают как материализованные целостные механизмы для решения задач, возникающих в связи с необходимостью достижения установленных целей. Поэтому их структура и функции увязаны со структурой целей. В свою очередь цели различных элементов, подсистем государственно-правовых систем определенным образом увязаны между собой. В этом смысле вся совокупность целей социальных систем образует некое иерархическое "дерево" целей, реализация которых и составляет содержание того или иного вида юридической деятельности.

Заключение

Все управляемые системы, функционирующие в сфере юридической деятельности, структурно можно подразделить на субъектов и объекты управления или на управляющие и управляемые подсистемы. Управляющие подсистемы осуществляют управляющие, регулирующие и иные воздействия. К ним относятся соответствующие органы государственной власти, управления, суда, прокуратуры, общественные организации и т.д. Управляемые системы подвергаются управленческим воздействиям. Объектом управления (управляемой подсистемой) служит поведение субъекта - предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и т.д. Управляющие и управляемые подсистемы имеют каналы прямых и обратных информационных связей. Каналы прямых связей идут от управляющей подсистемы к управляемой, а обратной связи - от управляемой подсистемы к управляющей. Вне информационного обмена невозможно ни функционирование системы, ни управление ею.

Поясним это на примере такой государственно-правовой системы, как система "Юстиция".

Одна из задач этой системы - борьба с правонарушениями. Как целостный механизм она имеет следующую структуру: специфические государственные органы, объединенные понятием гражданской, уголовной и административной юстиции; юридические и иные нормы; действия людей.

Субъектами этой системы являются органы внутренних дел, прокуратуры, суда и др.; объектом воздействия - поведение людей. Выполняя свою функцию, данная система взаимодействует с другими функциональными системами, с такими, в частности, как механизм правового регулирования, механизм правотворчества.

Связи между субъектами и объектами воздействия этой системы - информационные. Органы юстиции имеют специфические программы функционирования - юридические и иные нормы. В этих нормах содержится информация о целях и задачах органов юстиции, о формах и методах их деятельности, о порядке рассмотрения дел, о неправомерном поведении граждан и др.

Органы системы "Юстиция" руководствуются этими программами в своей непосредственной деятельности. Осуществляя ежедневно свои функции, эти органы выявляют преступления, административные проступки, неправомерные акты и др. Следовательно, по каналам прямой связи к субъекту воздействия поступает разнородная социально-правовая информация, касающаяся поведения людей Органы юстиции (каждый по своей линии и в пределах своей компетенции) собирают и обрабатывают поступающую информацию, на ее основе возбуждают и расследуют уголовные дела, проводят дознание, предварительное следствие, судебное разбирательство, рассматривают административные проступки и т.п. По каналам обратной связи в систему поступает информация о результатах ее деятельности. Таким образом, функционирование любой системы правового характера "всегда связано со сбором, обработкой и использованием информации

Ознакомившись с важнейшими понятиями правовой информатики, рассмотрим детально технические средства, обеспечивающие процесс компьютеризации юридической деятельности и являющиеся важнейшими элементами современных информационных технологий.

Литература

1. Бирюков Б.В. Кибернетика и методология науки. М., 2004, с.243, 248.

2. Винер Н Кибернетика и общество М, 1998, с.31.

3. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М., 2003, с.9.

4. Смолян Г.Л. Человек и компьютер. М., 2001, с.5.

5. Терминологический словарь по автоматике, информатике и вычислительной технике. М., 1999, с.66.

6. Урсул 'АД Отражение и информация М., 2003, с 114.

7. Шалютин С.М. Об объективных предпосылках кибернетики и ее перспективах. В кн.: Кибернетика и диалектика. М., 2000, с.36.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.