на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конститутивные признаки компьютерной коммуникации
p align="left">Важнейшей характеристикой креолизованных текстов следует считать их "паралингвистическую активность", которая выражается в месте и роли невербальных средств в текстовом пространстве. Эти средства выступают в качестве содержательных элементов, привлекают внимание реципиента и стимулируют интерпретацию с его стороны. Таким образом, с позиций лингвистики текста можно определить креолизованный текст как "особый лингвовизуальный феномен, текст, в котором вербальный и изобразительный компоненты образуют одно визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, обеспечивающее его комплексное прагматическое воздействие на адресата" (Анисимова, 1992: 73).

Невербальная составляющая креолизованных текстов обладает универсальной функциональной нагрузкой: паралингвистические средства выполняют техническую, информативную и эстетическую функции. Техническая функция проявляется в "организации визуального восприятия текста: привлечения внимания адресата, обеспечения четкости композиционного решения текста и его "удобочитаемости" (Анисимова, 1996). Информационная - заключается в процессе передачи содержания текста, а эстетическая - в актуализации художественной интенции автора.

Говоря о креолизованном тексте и о гипертексте, следует заметить, что несмотря на их сходства, это разные феномены. Сходство заключается в том, что они имеют ряд характеристик помимо текстов в традиционном понимании. Так, например, креолизованный текст включает интертекстуальные ориентиры (т.е. осуществляет связь этого текста с другими текстами) в виде сносок или комментариев, в то время как гипертекст предполагает последовательность операций по преобразованию текста, таких, как расширение, стирание и замена. Специфика компьютерных текстов заключается в том, что они наделены как гипертекстовыеми характеристики, так и элементами креолизованных текстов (на данном этапе существующих, как правило, в виде картинок).

В настоящее время все более актуальной становится проблема компьютерного общения. Множество людей оказывается включенным в международную систему общения, которая связывает представителей разных культур, традиций и этических норм.

Участвуя в компьютерной коммуникации, необходимо знать о том, что здесь, как и в любом общении действуют определенные этические правила и нормы поведения, без соблюдения которых невозможно понимание и взаимодействие людей. Рассмотрение специфики компьютерного этикета необходимо начать с самого понятия "этикет".

"Этикет - свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах; в переносном значении - это форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе" (БСЭ, 1978: 293).

"Этикет" происходит от французского etiquette (ярлык, этикетка) и означает: “совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в обществе, манеры и одежда) (Словарь по этике, 1989: 427).

Существует понимание речевого этикета как микросистемы национально специфичных вербальных единиц, принятых и предписываемых обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения в желательной тональности соответственно правилам речевого поведения (Формановская, 1979: 2).

Этикет - составная часть культуры человека и общества. Он хранит самые дорогие ценности - нравственные. “Доброе отношение к человеку - стержень, главная основа этикета" (Бушелева, 1993: 36).

Понятие "этикет" совпадает с общими требованиями вежливости и такта. Тактичность - не только знание и выполнение норм этикета, но и умение сообразовывать свои действия с обстановкой, с учетом психологии разных людей. Смысл приличий в том, что они являются условными формами поведения, в которых как бы зашифровано, закодировано положительное отношение к человеку.

Этика в широком смысле слова - совокупность принципов человеческого поведения. Компьютерная этика - совокупность принципов и правил поведения людей, общающихся в компьютерной среде. Она позволяет рассматривать и оценивать взаимоотношения общающихся людей с точки зрения соответствия принятым в обществе принципам поведения.

Специфика компьютерного этикета представляется весьма интересной для лингвистического изучения, поскольку компьютерное общение в настоящее время стало одним из ведущих способов коммуникации. Оно имеет свои характеристики и конвенции, которые еще не были предметом специального исследования. Социолингвистическое изучение этикета включает, по мнению В.И. Карасика (1992: 89), освещение как языковых, так и внеязыковых средств общения для выявления социально значимых различий в коммуникативных ситуациях, установление универсальных и национально-специфических характеристик этикетного поведения, определение параметров этикетной вариативности.

Для компьютерного общения огромное значение имеет человеческий фактор, так как за каждым компьютером работают люди с определенной культурной традицией, взглядами, возрастом, доходом и привычками, имея при этом ограниченный набор из 256 символов для выражения своих эмоций.

При общении с помощью компьютера впечатление, производимое на других людей, определяется тем, что именно и каким образом сообщается в посланиях. По мнению Ю.М. Горностаева, очевидно, что “придерживаясь естественного “кодекса поведения", работу в сетях можно сделать более приятной и продуктивной как для себя, так и для партнеров, читающих сообщения" (Горностаев, 1997: 132). Поэтому, прежде чем посылать какое-либо сообщение, в ту или иную группу новостей, отправлять письмо по электронной почте или участвовать в компьютерных конференциях, необходимо не только знать о существовании установленных правил компьютерного этикета, но и соблюдать их. В случае их нарушения в ответ могут прийти письма неприятного содержания, получившие в компьютерной среде название "flames". "A flame - an angry remark or message on a newsgroup or mailing list, often aimed at a user who has violated netiquette in some way" (Internet Encyclopedia - Flame).

Каждому жанру присущи определенные правила и нормы общения. В частности, в компьютерных конференциях существует правило, суть которого - пройти предварительную подготовку перед участием в компьютерном общении. На наш взгляд, данный факт сближает компьютерный дискурс с научной сферой общения, для которой также характерно наличие глубоких знаний в той или иной предметной области и соблюдение существующих в научном общении правил и норм поведения.

Компьютерный этикет очень часто формулируется в виде правил, следуя которым можно избежать многих неприятностей, общаясь в интернетовской среде. Приведем самые основные из них.

Прежде чем задавать вопрос, обратитесь к FAQ (Frequently Asked Questions / Часто задаваемые вопросы), которые существуют у многих групп новостей (FAQ - Internet terms).

Ваша статья должна соответствовать выбранной группе новостей. Запрещается распространять письма-цепочки (chain-letters), так как они нелегальны. Chain-letters - это письма о том, как быстро заработать деньги, предупреждения или признания о приходе конца света, а также письма с просьбой переслать содержание письма определенному количеству пользователей.

Статью можно посылать не более чем в одну понравившуюся группу новостей.

Прежде чем посылать первое сообщение, изучите характерные для каждой группы неписаные правила и стиль.

Посылать рекламу продукта или услуги можно только в определенную группу новостей, при этом адрес и информация о продукте должны быть краткими.

При ответе следует цитировать необходимый отрывок из предыдущей статьи.

Не спешите отвечать на заданные вопросы, сначала выясните, не ответил ли уже кто-либо на них.

Подпись не должна быть длинной.

Не следует отвечать на грубые сообщения.

Общаясь в компьютерной среде, мы не видим выражения лица, позы, не слышим интонации и не чувствуем эмоциональное состояние собеседника. Поэтому возникла необходимость передачи эмоций и мимики пишущего (что в обычном тексте сделать достаточно сложно) с помощью специфических знаков, "смайликов". Эмотикон был придуман Скоттом Фахлманом в 1980 году. Позже он писал: "I wish I had saved the original post, or at least recorded the date for posterity, but I had no idea that I was starting something that would soon pollute all the world's communication channels" (Internet Dictionary - Smiley).

Для чтения "смайликов" следует немного наклонить голову влево - тогда можно увидеть стилизованный портрет абстрактного компьютерщика в соответствующем состоянии духа. Они передают эмоции, мимику и различные чувства, которые испытывает пишущий (гнев, печаль, радость и т.д.). "Смайлик" представляет собой комбинацию различных знаков, таких, как:),; -) и т.д., и обычно ставится после высказывания, к которому он относится, либо в конце фразы.

Чаще всего используются следующие "смайлики":

форма: -) - двоеточие, тире и правая скобка - означает улыбку и обычно используется для выражения радости, удовольствия (иногда встречается <g> или <grin>, т.е. "усмешка");

форма: - ( - двоеточие, тире и левая скобка - изображает несчастное лицо, полное сожаления и разочарования.

форма; -) - точка с запятой, тире и правая скобка - изображает подмигивающее лицо и обычно свидетельствует об ироничном отношении к высказыванию.

Кроме смайликов существует еще несколько специфических синтаксических соглашений. Так, например, текст между двумя символами “___ ” считается подчеркнутым, а между символами * * - набранным *Курсивом*. Слово, набранное заглавными буквами (если это не заголовок), воспринимается как КРИК. Квадратными скобками выделяются комментарии, которые не относятся к основному содержанию сообщения. Если это необходимо, ударение в слове может выделяться заглавной буквой. Набор слов с беспорядочной сменой регистра употребляется традиционно в краткой информации (подписях) программистских “пиратских” групп.

Существует также ряд правил этикета, содержащихся на сервере rambler под названием Netiquette и затрагивающих следующие моменты: адреса и персональные имена; тема письма (Subject); длина, содержание и формат письма; ответы; подписи; простые правила вежливости. Приведем лишь некоторые из них. Говоря о персональном имени, следует прежде всего заметить, что это не то же самое, что подпись. Персональное имя - это произвольная строка, которую многие программы позволяют присоединять к вашим сообщениям в качестве текстового комментария. Согласно правилу компьютерного этикета следует использовать осмысленные имена, а выражения типа “догадайся сам" могут не только помешать определить автора письма, но и оскорбить адресата.

Очень часто пользователь, просматривая свою почту, ориентируется на названия, именно поэтому одно из условий написания письма - точный заголовок.

Существует также ряд правил, затрагивающих длину, содержание и формат письма. Например:

1) длина письма должна отвечать стилю беседы;

2) разбивайте письмо на логические абзацы;

3) несмотря на то, что электронная почта и общение в компьютерны конференциях - это быстрый способ общения, не следует пренебрегать правилами правописания;

4) избегайте публичных флеймов - писем, составленных под влиянием эмоций. Послания, составленные в момент душевных переживаний, могут только ухудшить ситуацию (Mail Netiquette).

Электронная почта, общение в компьютерных конференциях и группах новостей - это общение в нереальном времени, и адресат может забыть содержание предыдущего письма, особенно, если ведет активную переписку. Поэтому необходимо включать отрывки оригинального текста в ответ, отделяя текст послания от цитируемых писем знаком >.

Подведем некоторые итоги.

Компьютерную коммуникацию характеризуют следующие конститутивные признаки:

1) электронный сигнал как канал общения;

2) виртуальность;

3) дистантность, т.е. разделенность в пространстве и во времени;

4) опосредованность (так как осуществляется с помощью технического средства);

5) высокая степень проницаемости;

6) наличие гипертекста;

7) креолизованность компьютерных текстов;

8) статусное равноправие участников;

9) передача эмоций, мимики, чувств с помощью "смайликов";

10) объединение различных типов дискурса;

11) специфическая компьютерная этика.

Под компьютерной этикой в данной работе понимается совокупность принципов и правил поведения людей, общающихся в компьютерной среде. Для компьютерного общения, наряду с принятыми в обществе принципами и правилами поведения, характерны и специфичные, среди которых мы выделяем: требование не отклоняться от темы; использование "смайликов" для передачи эмоций и мимики пользователей; форматные ограничения, связанные с длиной письма; запреты на определенные виды писем (chain-letters); существование писем неприятного содержания, получивших в компьютерном общении название флейм (англ. flame - “вспышка”); требование пройти предварительную подготовку перед участием в компьютерных конференциях.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.