на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Моделирование рассуждений в ИИС
p align="left">В отличие от моделей других типов во фреймовых моделях фиксируется жесткая структура информационных единиц, называемых фреймами. Фрейм является формой представления некоторой ситуации, которую можно (или целесообразно) описывать некоторой совокупностью понятий и сущностей. В качестве идентификатора фрейму присваивается имя фрейма. Это имя должно быть единственным во всей фреймовой системе.

Фрейм имеет определенную внутреннюю структуру, состоящую из множества элементов, называемых слотами, которым также присваиваются имена. Каждый слот в свою очередь представляется определенной структурой данных. В значение слота подставляется конкретная информация, относящаяся к объекту, описываемому этим фреймом.

Значением слота может быть практически что угодно: числа, формулы, тексты на естественном языке или программы, правила вывода или ссылки на другие слоты данного фрейма или других фреймов. В качестве значения слота может выступать набор слотов более низкого уровня, что позволяет реализовывать во фреймовых представлениях "принцип матрешки".

Связи между фреймами задаются значениями специального слота с именем "Связь". Часть специалистов по системам ИИ считают, что нет необходимости выделять фреймовые модели представления знаний, так как в них объединены все основные особенности моделей остальных типов.

Глава 2. Моделирование рассуждений

Представление знаний - одно из наиболее сформировавшихся направлений искусственного интеллекта. Традиционно к нему относилась разработка формальных языков и программных средств для отображения и описания так называемых когнитивных структур. Сегодня к представлению знаний причисляют также исследования по дескриптивной логике, логикам пространства и времени, онтологиям.

Пространственные логики позволяют описывать конфигурацию пространственных областей, объектов в пространстве; изучаются также семейства пространственных отношений. В последнее время эта область, из-за тесной связи с прикладными задачами, становится доминирующей в исследованиях по представлению знаний.

Объектами дескриптивной логики являются так называемые концепты, (базовые структуры для описания объектов в экспертных системах) и связанные в единое целое множества концептов (агрегированные объекты). Дескриптивная логика вырабатывает методы работы с такими сложными концептами, рассуждений об их свойствах и выводимости на них. Дескриптивная логика может быть использована, кроме того, для построения объяснительной компоненты базы знаний.[4]

Наконец, онтологические исследования посвящены способам концептуализации знаний и методологическим соображениям о разработке инструментальных средств для анализа знаний.

Различные способы представления знаний лежат в основе моделирования рассуждений, куда входят: моделирование рассуждений на основе прецедентов (case-based reasoning, CBR), аргументации или ограничений, моделирование рассуждений с неопределенностью, рассуждения о действиях и изменениях, немонотонные модели рассуждений, и другие. Остановимся на некоторых из них.

2.1 Рассуждения на основе прецедентов

Моделирование рассуждений на основе прецедентов также называют методом "ближайшего соседа" ("nearest neighbour") относится к классу методов, работа которых основывается на хранении данных в памяти для сравнения с новыми элементами. При появлении новой записи для прогнозирования находятся отклонения между этой записью и подобными наборами данных, и наиболее подобная (или ближний сосед) идентифицируется.

Например, при рассмотрении нового клиента банка, его атрибуты сравниваются со всеми существующими клиентами данного банка (доход, возраст и т.д.). Множество "ближайших соседей" потенциального клиента банка выбирается на основании ближайшего значения дохода, возраста и т.д.

При таком подходе используется термин "k-ближайший сосед" ("k-nearest neighbour"). Термин означает, что выбирается k "верхних" (ближайших) соседей для их рассмотрения в качестве множества "ближайших соседей". Поскольку не всегда удобно хранить все данные, иногда хранится только множество "типичных" случаев. В таком случае Прецедент - это описание ситуации в сочетании с подробным указанием действий, предпринимаемых в данной ситуации.

Подход, основанный на прецедентах, условно можно поделить на следующие этапы:

· сбор подробной информации о поставленной задаче;

· сопоставление этой информации с деталями прецедентов, хранящихся в базе, для выявления аналогичных случаев;

· выбор прецедента, наиболее близкого к текущей проблеме, из базы прецедентов;

· адаптация выбранного решения к текущей проблеме, если это необходимо;

· проверка корректности каждого вновь полученного решения;

· занесение детальной информации о новом прецеденте в базу прецедентов.

Таким образом, вывод, основанный на прецедентах, представляет собой такой метод анализа данных, который делает заключения относительно данной ситуации по результатам поиска аналогий, хранящихся в базе прецедентов.

Данный метод по своей сути относится к категории "обучение без учителя", т.е. является "самообучающейся" технологией, благодаря чему рабочие характеристики каждой базы прецедентов с течением времени и накоплением примеров улучшаются. Разработка баз прецедентов по конкретной предметной области происходит на естественном для человека языке, следовательно, может быть выполнена наиболее опытными сотрудниками компании - экспертами или аналитиками, работающими в данной предметной области.

Однако это не означает, что CBR-системы самостоятельно могут принимать решения. Последнее всегда остается за человеком, данный метод лишь предлагает возможные варианты решения и указывает на самый "разумный" с ее точки зрения.

Преимущества метода

· Простота использования полученных результатов.

· Решения не уникальны для конкретной ситуации, возможно их использование для других случаев.

· Целью поиска является не гарантированно верное решение, а лучшее из возможных.

Недостатки метода

· Данный метод не создает каких-либо моделей или правил, обобщающих предыдущий опыт, - в выборе решения они основываются на всем массиве доступных исторических данных, поэтому невозможно сказать, на каком основании строятся ответы.

· Существует сложность выбора меры "близости" (метрики). От этой меры главным образом зависит объем множества записей, которые нужно хранить в памяти для достижения удовлетворительной классификации или прогноза. Также существует высокая зависимость результатов классификации от выбранной метрики.

· При использовании метода возникает необходимость полного перебора обучающей выборки при распознавании, следствие этого - вычислительная трудоемкость.

· Типичные задачи данного метода - это задачи небольшой размерности по количеству классов и переменных.

Методы CBR уже применяются во множестве прикладных задач - в медицине, управлении проектами, для анализа и реорганизации среды, для разработки товаров массового спроса с учетом предпочтений разных групп потребителей, и т.д. Следует ожидать приложений методов CBR для задач интеллектуального поиска информации, электронной коммерции (предложение товаров, создание виртуальных торговых агентств), планирования поведения в динамических средах, компоновки, конструирования, синтеза программ.

2.2 Моделирование рассуждений на основе ограничений

Наиболее интересны задачи моделирования рассуждений, основанных на процедурных динамических ограничениях. Они мотивированы сложными актуальными задачами - например, планированием в реальной обстановке.

Под задачей удовлетворения ограничений понимается четверка множеств: множество переменных, множество соответствующих областей переменных, множество ограничений на переменные и множество отношений над областями. Решением проблемы удовлетворения ограничений называется набор значений переменных, удовлетворяющих ограничениям на переменные, такой, что при этом области, которым принадлежат эти значения, удовлетворяют отношениям над областями.

2.3 Немонотонные модели рассуждений

Сюда относятся исследования по логике умолчаний (default logic), по логике "отменяемых" (Defeasible) рассуждений, логике программ, теоретико - аргументационой характеризации логик с отменами, характеризации логик с отношениями предпочтения, построению эквивалентных множеств формул для логик с очерчиванием (circumscription) и некоторые другие.

Такого рода модели возникают при реализации индуктивных рассуждений, например, по примерам; связаны они также с задачами машинного обучения и некоторыми иными задачами. В частности, в задачах моделирования рассуждений на основе индукции источником первоначальных гипотез служат примеры. Если некоторая гипотеза Н возникла на основе N положительных примеров (например, экспериментального характера), то никто не может дать гарантии, что в базе данных или в поле зрения алгоритма не окажется N+1 - й пример, опровергающий гипотезу (или меняющий степень ее истинности). Это означает, что ревизии должны быть подвержены и все следствия гипотезы H.

2.4 Рассуждения о действиях и изменениях

Большая часть работ в этой области посвящена применениям ситуационного исчисления - формализма, предложенного Джоном Маккарти в 1968 году для описания действий, рассуждений о них и эффектов действий. Для преобразования плана поведения робота в исполняемую программу, достигающую с некоторой вероятностью фиксированной цели, вводится специальное логическое исчисление, основанное на ситуационной логике.

Для этой логики предложены варианты реализации на языке pGOLOG - версии языка GOLOG, содержащей средства для введения вероятностей. Активно исследуются логики действий, применение модальных логик для рассуждений о знаниях и действиях.

2.5 Рассуждения с неопределенностью

Сюда относится использование байесовского формализма в системах правил и сетевых моделях. Байесовские сети - это статистический метод обнаружения закономерностей в данных. Для этого используется первичная информация, содержащаяся либо в сетевых структурах либо в базах данных. Под сетевыми структурами понимается в этом случае множество вершин и отношений на них, задаваемое с помощью ребер. Содержательно, ребра интерпретируются как причинные связи. Всякое множество вершин Z, представляющее все пути между некоторыми двуми иными вершинами X и Y соответствует условной зависимости между этими двуми последними вершинами.

Далее задается некоторое распределение вероятностей на множестве переменных, соответствующих вершинам этого графа и полученная, но минимизированная (в некотором смысле) сеть называется байсовской сетью.

На такой сети можно использовать, так называемый байесовский вывод, т.е. для вычисления вероятностей следствий событий можно использовать (с некоторой натяжкой) формулы теории вероятностей.

Иногда рассматриваются так называемые гибридные байесовские сети, с вершинами которых связаны как дискретные, так и непрерывные переменные. Байесовские сети часто применяются для моделирования технических систем.

Глава 3. Логическое программирование

Проблемы с логической интерпретацией человеко-машинного взаимодействия имеют весьма серьезные причины, основной из которой является фундаментальное противоречие, существующее между понятием взаимодействия и декларативной семантикой логических программ. Дело в том, что программа, взаимодействующая с человеком, является частным случаем так называемых реагирующих систем, отвечающих на сообщения извне.

Характерной особенностью реагирующей системой является ее последовательный переход из одних состояний в другие под воздействием внешних событий. В то же время каждая логическая программа имеет декларативную семантику и может быть представлена в виде формулы (является статической системой).

Следует отметить, что в процессе развития логического программирования было предложено большое количество способов имитации объектов с изменяемым состоянием, основанных на использовании задержанных вычислений и параллельных стратегий исполнения логических программ.

Основные преимущества и особенности логической парадигмы программирования:

- программа, построенная на основе логического подхода, не является алгоритмом, а представляет собой запись условия задачи на языке формальной логики;

- данный подход наиболее удобен для решения логических задач;

-логическое программирование требует особого стиля мышления программиста.

Применение логических языков программирования осуществляется для описания различных утверждений, логики, рассуждений, а также для создания средств искусственного интеллекта. Известен ряд способов, позволяющих реализовать основные базовые алгоритмы на языке логического программирования.

Наиболее известный пример языка логического программирования - это PGOLOG, был разработан в середине 1970-х во Франции в рамках проекта по пониманию естественного языка.

Язык ПРОЛОГ предназначен для представления и использования знаний в различных предметных областях. Математическую основу языка составляет исчисление предикатов первого порядка (ИППП), при этом объекты предметной области, их свойства и связи представляются конъюнкцией правильно построение формул специального вида, называемых дизъюнктами Хорна. Для решения задачи получения новой информации об отношениях предметной области, формулируемой как задача доказательства теоремы, в интерпретаторе системы программирования ПРОЛОГ реализован метод резолюции.[6]

Программа на языке ПРОЛОГ состоит из утверждений (предложений, дизъюнктов Хорна), составляющих базу фактов и базу правил, к которым допустимо обращение с запросами. Запросы называются также целевыми утверждениями или просто целями.

Программирование на ПРОЛОГ состоит из следующих этапов:

1. Объявление некоторых фактов об объектах и отношениях между ними.

2. Объявление некоторых правил об объектах и отношениях между ними.

3. Формулировка вопросов об объектах и отношениях между ними.

Большинство существующих систем программирования ПРОЛОГ являются комбинированными в том смысле, что допускают как интерпретацию программ, так и их компиляцию.

3.1 Арифметика

Для описания арифметических операций в языке ПРОЛОГ используются структуры, функторами которых выступают знаки арифметических действий, а компонентами - термы, являющиеся операндами. В качестве операндов могут использоваться числа, переменные и структуры. Последние, в свою очередь, должны представлять собой арифметические выражения. С точки зрения ИППП знаки арифметических операций в таких структурах выступают в качестве функциональных букв.

Арифметические операции могут также использоваться для вычислений. Например, если имеются сведения о населении и площади некоторой страны, то можно вычислить среднюю плотность населения для этой страны. Средняя плотность населения показывает, сколь тесно было бы в данной стране, если бы ее население было равномерно распределено по всей ее территории.

Рассмотрим следующую базу данных, содержащую сведения о населении и площади некоторых стран в 1976 г. Для представления связи между страной и ее населением будет использоваться предикат нас. В наши дни население обычно характеризуется довольно большими числами. Не все версии Пролога позволяют работать с такими числами. Поэтому будем исчислять население в миллионах: нас (Х, Y) означает, что население страны X составляет примерно «Y миллионов» людей. Предикат площадь будет обозначать связь между страной и ее площадью (в миллионах квадратных километров):

нас(сша,203).

нас(индия, 548).

нас(китай,800).

нас(бразилия,108).

площадь(сша,8).

площадь(индия,3).

площадь(китай,9).

площадь(бразилия,8).

Теперь для того, чтобы найти среднюю плотность населения некоторой страны, мы должны использовать правило, гласящее, что значение плотности получается делением числа, представляющего население, на число, представляющее площадь.

Введем предикат плотность(Х, Y), где X - это страна, a Y - плотность населения в данной стране, и запишем соответствующее правило на Прологе:

плотность(X,Y):-нас(Х,Р), площадь(Х,А), Y is Р/А.

Данное правило читается следующим образом:

«Плотность населения страны X представляется числом Y, если: Население X - это Р, и Площадь X - это A, и Y вычисляется делением Р на A.»

В правиле используется оператор деления '/' введенный в предыдущем разделе. Операция деления выполняется на самом деле как целочисленное деление, сохраняющее только целую часть результата.

3.2 Запросы

Введенные элементы языка ПРОЛОГ позволяют рассмотреть более сложные типы запросов к базе фактов. В общем виде запрос (целевое утверждение) формулируется в следующем виде:

?-<структура-1>,..., <структура-N>.

Здесь каждая структура представляет собой предикат, возможно содержащий переменные. Причем областью действия переменной является всё утверждение в целом, то есть одна и та же переменная в пределах утверждения означает один и тот же объект. Символ "," (запятая) между предикатами трактуется как логическая связка И, то есть запрос необходимо рассматривать как требование на поиск в базе фактов информации, удовлетворяющей одновременно всем предикатам целевого утверждения. Предикаты, объединенные связкой И в таком запросе, называются подцелями (имея в виду весь запрос целью).

Пример. Пусть необходимо получить из базы фактов информацию о наличии строительных блоков высотой более 2 и менее 5. Тогда соответствующий диалог с интерпретатором ПРОЛОГа будет иметь следующий вид (рисунок 1):

Рисунок 1.Диалог

Получив запрос (целевое утверждение), состоящий из нескольких предикатов, интерпретатор пытается выполнить его, используя линейную по входу стратегию метода резолюции, реализуя следующую схему вычислений, поясняемую последним рассмотренным примером.

Выбирается первый в последовательности запроса предикат и делается попытка (если этот предикат не встроенный) согласовать его с базой фактов, для чего выполняется сопоставление этого предиката последовательно со всеми утверждениями базы до тех пор, пока оно не даст положительного результата. Если этого не происходит, интерпретатор выдает в качестве ответа No. В ходе согласования возможна конкретизация переменных значениями. В нашем примере на этом этапе будет выполнено согласование предиката block(F,H) с третьим утверждением базы фактов, при этом переменная F получит значение cyl, переменная Н - 5, а маркер будет установлен на утверждении 3.

Удовлетворив один предикат (подцель) запроса, интерпретатор переходит к соседнему справа (у нас это H>2). Этот предикат - встроенный, для его проверки нет необходимости обращаться к базе фактов, поскольку интерпретатор в состоянии сам установить его истинность (5>2). Далее следует проверка (попытка "согласовать") последнего предиката в запросе, которая заканчивается неудачей. Здесь включается в работу механизм бэктрекинга (возврата), который заставляет интерпретатор, передвигаясь по предикатам целевого утверждения справа налево, вновь согласовывать эти предикаты, но уже на новых утверждениях базы фактов. Если попытка пересогласовать какой-либо предикат (подцель) интерпретатору удается, то он продолжает рассмотрение подцелей от данной в обычном порядке (слева направо). В нашем примере бэктрекинг достигнет предиката block(F,H), это приведет к расконкретизации переменных F и H и поиску нового утверждения, согласующегося с ним, начиная со следующего после отмеченного маркером (то есть начиная с четвертого) факта.

Этот (четвертый) факт согласуется с подцелью, F получает значение cyl, H - 3, и это значение H удовлетворяет двум оставшимся в запросе предикатам. Таким образом, будет найден первый ответ на запрос. Ввод пользователем символа ";" инициирует механизм бэктрекинга и, следовательно, дальнейший поиск с использованием рассмотренной схемы.

3.3 Правила

Правило представляет собой дизъюнкт Хорна, содержащий один положительный литерал и несколько отрицательных, и записывается следующим образом:

<структура-0>:- <структура-1>,..., <структура-N>.

Здесь каждая структура представляет собой предикат, областью действия переменных является все правило. Предикат, стоящий слева от атома ":-", называется заголовком правила, все остальные предикаты образуют его тело. Правило может трактоваться следующим образом: предикат, являющийся заголовком правила, истинен (удовлетворен) тогда, когда истинен каждый из предикатов тела правила.

Правила в Прологе используются для описания определений, запросов к базам данных, а также обращений к другим правилам и процедурам. Пример записи правил представлен на рисунке 2.

Рисунок 2.Пример записи правил

Наличие правил в программах на языке ПРОЛОГ позволяет интерпретатору находить ответ на запросы, не касающиеся непосредственно содержимого базы фактов.

В Прологе правила используются в том случае, когда необходимо сказать, что некоторый факт зависит от группы других фактов. В естественном языке для выражения правила мы можем использовать слово если. Например:

* Я пользуюсь зонтом, если идет дождь.

* Джон покупает вино, если оно дешевле, чем пиво.

В Прологе правило состоит из заголовка и тела правила. Заголовок и тело соединяются с помощью символа:-, который состоит из двоеточия: и тире -. Символ ':-' читается если.

Заголовок правила описывает факт, для определения которого предназначено это правило. Тело правила описывает конъюнкцию целей, которые должны быть последовательно согласованы с базой данных, для того чтобы заголовок правила был истинным.

Заключение

Анализируя историю ИИ, можно выделить такое обширное направление как моделирование рассуждений. Долгие годы развитие этой науки двигалось именно по этому пути, и теперь это одна из самых развитых областей в современном ИИ. Моделирование рассуждений подразумевает создание символьных систем, на входе которых поставлена некая задача, а на выходе требуется её решение.

В настоящее время разработано большое количество различных методов, подходов и путей к моделированию рассуждений.

Чтобы манипулировать знаниями из реального мира с помощью компьютера, необходимо осуществлять их моделирование.

Рассмотрев данную темы, мы пришли к выводу, что моделирование рассуждений способствует облегчению труда при создании программы на основе знаний. Так как при решение какой-либо проблемы мы ищем различные пути решения, то есть мы рассуждаем. Но бывают случаи, что задача сложная и представляет собой большой труд.

Список использованной литературы

1. Андрейчиков, А.В. Интеллектуальные информационные системы: учебник / А. В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 250 с.

2. Астахова, И.С. Системы искусственного интеллекта. Практический курс: учеб. пособие / И.С. Астахова, А.С. Потапов, В.А. Чулюков. - М.: Бином, Лаборатория знаний, 2008. - 276 с.

3. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Интеллектуальные информационные технологии: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. - 304 с.

4. Гаврилова, Т.А. Базы знаний интеллектуальных систем: учебник / Т.А. Гаврилова. - СПб.: Питер, 2008.

5. Гаскаров, Д.В. Интеллектуальные информационные системы: учебник / Д.В. Гаскаров. - М.: Высшая школа, 2008.

6. Девятков, В.В. Системы искусственного интеллекта: учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Девятков. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 254 с.

7. Золотов С.И. Интеллектуальные информационные системы: учебное пособие / С.И. Золотов - Воронеж: Научная книга, 2007. - 140 с.

8. Избачков, Ю.С. Информационные системы: учеб. пособие для ВУЗов / Ю.С. Избачков, В. Н. Петров. - СПб.: Питер, 2008.

9. Люгер Джордж Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем, 4-е издание.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. - 864 с.

10. Пескова, С.А. Сети и телекоммуникации: учебное пособие для ВУЗов России / С.А. Пескова, А.Н. Волков, А.В. Кузин. - М.: Академия, 2007.

11. Путькина, Л.В. Интеллектуальные информационные системы: учебное пособие / Л.В. Путькина, Т.Г. Пискунова. - СПб.: СПбГУП, 2008.

12. Рассел С. Искусственный интеллект: современный подход. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006.- 258 с.

13. Тельнов, Ю.Ф. Интеллектуальные информационные системы в экономике: учеб. пособие / Ю. Ф. Тельнов. - М.: Синтег, 2008.

14. Ясницкий Л.Н. Введение в искусственный интеллект: учебное пособие / Л.Н. Ясницкий. - М.: Академия, 2008.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.