p align="left"> {нисходящая гамма} for k:=3 downto 0 do for n:=12 downto 1 do begin Sound (Round (F[n]*(1 shl k))); Delay (Temp); NoSound end end. В следующей программе перемножается матрица на вектор, основу которой составляет ранее рассмотренные Program Prim 29 i Prim 29а. Здесь максимальные размеры матрицы - 1010 элементов типа byte. Ввод информации производится в окне светло-бирюзового цвета, вывод результатов - в окне малинового цвета, цвет букв - желтый. Программа в начале работы издает звуки частотой от 130 до 2130 Гц, затем при вводе величины a - частотой 2000 Гц, b - 1500 Гц длительностью n=100 мс. В конце работы программа издает звуки от 2130 до 130 Гц. Программа использует подпрограмму Wind, написанную на основе Prim 52. Program Prim53; Uses CRT; var i,j,n,m,k,l:integer; a:array[1..50,1..70] of byte; b:array[1..10] of byte; c:array[1..10] of longint; cv:byte; {$i C:\TURBO\ wind.pas} BEGIN Clrscr; {очистить экран } cv:=11; {цвет 11, светло-бирюзовый} wind(1,1,50,7); { открыть окно, обращения к процедуре} Sound(330); { включить звук, частотой 330 гц } Delay(1000); { задержать на 1000 миллисекунд } NoSound; { выключить звук } writeln ('ввести количество строк и столбцов'); GotoXY(2,3); l:=4; {l устанавливает курсор по y} readln(n,m); for i:=1 to n do for j:=1 to m do begin GotoXY(2,l); writeln(' введите a[',i,',',j,'] элемент матрицы а '); GotoXY(34,l); { перевести курсор в конец текста:} {ввести a[i,j] - элемент матрицы'} ClrEol; { удалить конец строки до границы окна} readln(a[i,j]); { ввести очередное а в конце текста } end; L:=L+1;{} for j:=1 to m do begin GotoXY(2,l); writeln(ввести b[',j,'] элемент вектора b'); GotoXY(33,l); ClrEol; readln(b[j]); end; cv:=5; { фиолетовый цвет для нового окна } wind(20,2,80,18); GotoXY(2,2); l:=3; for i:=1 to n do { начало перемножения матрицы на векторы } begin c[i]:=0; for j:=1 to m do c[i]:=c[i]+ a[i,j]*b[j]; end; { конец перемножения матрицы на вектор } writeln(' распечатка массива а '); for i:=1 to n do begin GotoXY(2,l); l:=l+1; { начать новую строку } for j:=1 to m do write(a[i,j]:5); end; GotoXY(2,l); l:=l+1; writeln('распечатка массива b'); GotoXY(2,l); for j:=1 to m do write(' ',b[j]); L:=L+1; GotoXY(2,L); L:=L+1; writeln('результирующий массив с'); GotoXY(2,L); for i:=1 to n do write(' ',c[i]); readln; END. 12. Графика в Паскале12.1. Инициализация графического режима Для вывода графических изображений на экран турбо Паскаль предоставляет пользователю библиотеку Graph. Общий вид программы с использованием Graph имеет следующий вид: Program имя; Uses Graph; var grDriver, grMode, errCode: integer; begin grDriver:= Detect; {определение номера, установленного в системе драйвера} initGraph (grDriver, grMode,''); {инициализация графического режима} if errCode= grOK then begin { режим открыт и можно работать} end else begin {графический режим не удалось открыть, проанализируйте содержание переменной errCode} end. Замечание. Две кавычки в initGraph правомочны только тогда, когда графическая программа находится в том же каталоге, что и библиотека Graph. В противном случае в кавычках должен стоять путь - указание, где находится библиотека Graph. 12.2. Процедуры и функции библиотеки Graph Функции GetMaxX и GetMaxY возвращают значения типа Word, содержащие максимальные координаты, соответственно, X и Y относительно левого верхнего угла в пикселах (точках). Различные мониторы имеют различную разрешающую способность, например: VGA - 640480 точек, IBM 8514Hi - 1024768 точек. Функции GetX и GetY возвращают текущие координаты указателя. Процедура SetViewPort (Х1, Y1, Х2, Y2, Clipon); устанавливает прямоугольное окно на графическом экране, X1, Y1 - координаты левого верхнего угла; Х2, Y2 - координаты нижнего правого угла окна. Если выражение Clipon имеет значение true и элементы изображения не помещаются в окне, то они отсекаются, если - false, то отсечка игнорируется. Процедура MoveTo (Х, Y); устанавливает новое текущее положение указателя. Процедура MoveRel (Ox, Dy); устанавливает приращения новых координат указателя относительно старых. Процедура ClearDevice, очищает графический экран, указатель устанавливается в левый верхний угол, экран заполняется цветом, заданным процедурой SetBkColor. Процедура PutPixel (Х, Y, Color); выводит на экран точку Color цвета. Процедура LineTo (Х, Y); вычерчивает линию от текущего положения указателя до точки Х, Y. Процедура SetLineStyle (Туре, Pattern, Thick); Где Туре - тип линии. Pattern - образец линии. Thick - толщина линии. Тип линии: 0 - сплошная, 1 - точечная, 2 - штрихпунктирная, 3 - . . . . . . . . 4 - узор линии определяет пользователь параметром pattern. Thick=l - толщина линии в 1 пиксел. Thick=2 - толщина линии в 3 пиксела. Процедура Rectangle (Х1, Y1, Х2, Y2); вычерчивает прямоугольник с использованием текущего цвета и текущего стиля линий. Процедура DrawPoly (N, Р); вычерчивает произвольную ломаную линию. N - количество точек излома, включая крайние; Р - переменная типа PointType, которая в Graph имеет вид: type PointType=record X, Y: Word end; При вычерчивании используются текущий цвет и текущий стиль линий. Процедура Circle (Х, Y, R); вычерчивает окружность с центром X, Y и радиусом R. Процедура Arc (Х, Y, Beg А, End А, R); вычерчивает дугу окружности Beg А и End А, соответственно, начальный и конечный углы дуги. Процедура Ellipse (Х, Y, Beg А, End А, RX, RY); вычерчивает дугу эллипса с центром X, Y; Beg А, End А - начальный и конечный угол, RX и RY - горизонтальный и вертикальный радиусы. Процедура Bar (Х1, Y1, Х2, Y2); заполняет прямоугольную область экрана образцом узора и текущим цветом, которые устанавливаются процедурой SetFillStyle. Процедура Ваr3D (Х1, Y1, Х2, Y2, Depth, Тор); вычерчивает трехмерное изображение параллелепипеда и закрашивает его переднюю грань. Depth - глубина третьего измерения, Top=true - верхняя грань вычерчивается, false - нет. Процедура FillPoly (n, Coords); обводит линией и закрашивает замкнутый многоугольник; n - количество вершин, Coords - переменная типа PointType, содержащая координаты вершин (см. DrawPoly). Процедура FillEllipse (Х, Y, Rx, Ry); обводит линией и заполняет эллипс. Процедура Sector (Х, Y, Beg А, End А, Rx, Ry); вычерчивает и заполняет эллипсный сектор. Процедура PieSlice (Х, Y, Beg А, End А, R); вычерчивает и заполняет сектор окружности. Процедура SetColor (Color); устанавливает текущий цвет для выводимых линий и символов. Процедура SetbkColor (Color); устанавливает цвет фона окна. Процедура SetFillStyle (Fill, Color); устанавливает стиль Fill и цвет заполнения Color. Значения Fill: заполнение фоном (узор отсутствует); сплошное заполнение; заполнение - - - - -; - « - /////// ; - « - утолщенными ///////; - « - утолщенными \\\\\\ ; - « - \\\\\\ ; - « - + + + + + +; - « - ******; - « - прямоугольной клеточкой; - « - редкими точками ; - « - частыми точками ; - « - узор определяется пользователем. Процедура FloodPill (Х, Y, Color); заполняет произвольную замкнутую линию (точки соединения должны совпадать, например, концы линий не могут пересекаться) текущим стилем и текущим цветом. X, Y - координаты точки внутри фигуры, Color -- цвет ограничений линии. Если линии разомкнуты или пересекаются и концы «торчат», то цвет «разольется» по всему окну. Функция ImageSize (X1, Y1, X2, Y2); возвращает размер памяти в байтах, необходимый для размещения прямоугольного фрагмента изображения (например, окна с рисунком). Процедура GetImage (X1, Y1, X2, Y2, Buf); помещает в память копию прямоугольного фрагмента изображения. Buf -- переменная или участки кучи, куда будет помещена копия видеопамяти с фрагментом изображения. Размер Buf должен быть не меньше значения, возвращаемого функцией ImageSize с теми же координатами X1...Y2. Процедура PutImage (X, Y, Buf, Mode); выводит в заданное место экрана копию фрагмента изображения, ранее помещенную в память процедурой GetImage.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
|