p align="left">По-настоящему рынок информационных товаров и услуг расцвел после широкого внедрения микрокомпьютеров и, основанных на их использовании, телекоммуникационных систем. Кроме того, решающее значение для формирования рынка имело создание баз данных по множеству направлений знаний и человеческой деятельности. Процесс этот принял массовый характер в 80-х годах ушедшего века. К этому времени появились первые признаки глобализации данного рынка, начался международный обмен на нем товарами и услугами. Ведущими странами на рынке информационных товаров и услуг в настоящее время являются США, Япония и ряд стран Западной Европы. 1.4 Экономика и структура труда в информационном обществе
Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с прямого материального (сельскохозяйственного и промышленного) производства на оказание услуг, включая информационные. Вторая половина ХХ века, благодаря информатизации, сопровождалась перетеканием людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Промышленные рабочие, составлявшие в середине ХХ века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, который называют «белые воротнички» - люди наемного труда, но не производящие непосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т.д. Так, к 1980 г. в сельском хозяйстве США было занято 3% работающих, в промышленности - 20%, в сфере обслуживания - 30%, и 48% людей было занято в информационной сфере. Более того, информатизация изменила и характер труда в традиционных отраслях промышленности. Появление робототехнических систем, повсеместное внедрение элементов микропроцессорной техники является основной причиной этого явления. Приведем разительный пример: в станкостроительной отрасли в США в 1990 г. было занято 330 тыс. человек, а к 2015 г., по официальным прогнозам, останется 14 тыс. человек. Эго произойдет за счет массового сокращения людей на сборочных линиях, вследствие внедрения вместо них роботов и манипуляторов. Важнейшей стороной экономики информационного общества стала ее глобализация. Глобальная экономика, в отличие от той взаимосвязанной мировой экономики, которая реально существует уже несколько веков, способна работать как целостная система в режиме, говоря принятым в информатике языком, «реального времени», в масштабах всей планеты. Термин «режим реального времени» означает, что принятие и реализация решений об управлении системой, работающей в этом режиме, происходит со скоростью, превышающей скорость технологических процессов в этой системе. Глобальность экономики реализуется на основе новых информационных и коммуникационных технологий и была совершенно невозможна до их создания и широкого внедрения. Новые технологии позволяют за очень короткое время реально перемещать капиталы по миру, из одной национальной или региональной экономики в другую, связывая национальные и транснациональные финансовые институты в единую сеть. Экономике информационного общества соответствуют новые формы организации производства. Информационные технологии сделали возможным, так называемые, гибкие производства, перенастраиваемые в короткий срок на выпуск измененной продукции. Поскольку такие системы позволяют много быстрее, чем традиционные, реагировать на изменения спроса на рынке, они экономически эффективнее. Другое следствие информатизации - изменения в структурах крупных корпораций, рост числа и повышение жизнеспособности средних и мелких фирм, наблюдаемое в конце ХХ века в развитых странах. Такие фирмы создают сети производителей, обмениваются заказами и товарами в темпе, недоступном традиционной крупной корпорации середины ХХ века со сложно организованным иерархически выстроенным управлением, неспособным быстро принимать решения. Разумеется, гигантские корпорации типа IBM существуют, но уже в наши дни они образуют работающие в режиме on-line сети с огромным количеством мелких и средних фирм. В целом, в процессе перехода к информационному обществу возникла форма организации, которую называют «сетевое предприятие». Известный американский социолог М.Кастельс определяет ее следующим образом: специфическая форма предприятия, система средств которого составлена путем пересечения сегментов автономных систем целей. Поясняя это определение, заметим, что отдельные элементы такого обобщенного предприятия могут работать как в автономном режиме, так и, в различных проектах, в различных фрагментах сети. Огромное число таких малых и средних предприятий уже есть во всех развитых странах. Еще одна характерная черта экономики информационного общества - появление развитого рынка информационных продуктов и услуг. Этот рынок включает секторы: · деловой информации (биржевая, финансовая, статистическая, коммерческая информация); · профессиональной информации (по отдельным профессиям, научно-технической информации, доступа к первоисточникам); · потребительской информации (новости, всевозможные расписания, развлекательной информации); · услуг образования и другие. Рынок товаров и услуг при движении по пути к информационному обществу также становится все более глобальным, несмотря на сохраняющиеся проявления государственного протекционизма. Уже в наши дни доминирующие в мировой экономике сегменты тесно связаны с мировым рынком; достаточно посмотреть на рынки энергоресурсов, важнейших видов сырья, транспортных услуг, в глобализации которых Россия принимает самое непосредственное участие. При движении по пути к информационному обществу меняется и структура занятости населения. При этом утверждения типа того, что мир движется к «обществу мудрецов», и ему подобные, не имеют под собой никаких реальных оснований. Вновь напомним: не следует делать из информационного общества очередную утопическую сказку. Даже среди лиц, занятых в так называемой информационной сфере, немало тех, кто имеет не очень высокий уровень образования и квалификацию. Реальный анализ изменений в структуре занятости населения в развитых странах, более всего продвинувшихся по пути к информационному обществу в конце ХХ века, приводит к следующим результатам: продолжает уменьшаться доля населения, занятого сельскохозяйственным и традиционным промышленным трудом; увеличивается доля населения, занятого в сфере услуг, нарастает разнообразие видов деятельности в этой сфере; быстро растет число управленческих и технических рабочих мест; уменьшается доля работников со средней профессиональной квалификацией с одновременным ростом на верхнем и нижнем уровнях квалификации; доля занятий, которые требуют высокого уровня образования, растет быстрее, чем для категории низкого уровня. Различия по этим показателям в разных развитых странах существенны, но влияние на каждый из них массового внедрения информационных технологий несомненно. Не подтверждаются, к счастью, предсказания о том, что массовое внедрение информационных технологий приведет к массовой безработице. В конце ХХ века в развитых странах в этой сфере не происходило никаких драматических событий; напротив, во многих из них безработица была ниже, чем в середине века. Наблюдался естественный для быстро меняющегося общества переток рабочей силы из одного сегмента экономики в другой. Появились такие новые формы организации труда как гибкий рабочий день, работа на дому (в том числе и интеллектуальная) и т.д. 1.5 Проблема информационной безопасности личности, общества и государства
Как уже отмечалось, информационное общество отнюдь не есть общество всеобщего благоденствия. Те же технологические факторы, которые порождают его позитивные черты, порождают и новые, специфические опасности. Рассмотрим некоторые из них. По мере продвижения к информационному обществу все более острой становится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность (т.е. секретность) определенных видов информации. Уже сегодня в странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что она не будет разглашена или использована ему во вред. Проблемы нарушения информационной безопасности актуальны и для отдельных граждан, и для всевозможных фирм и организаций, и для страны в целом. В последние годы мы имели возможность видеть, сколь тяжкими могут быть последствия нарушения информационной безопасности личности, связанные с использованием современных технологий. Перечислим более конкретно некоторые опасности и проблемы, возникшие на пути к информационному обществу: · реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций; · опасность все большего влияния на общество со стороны средств массовой информации, и тех, кто эти средства контролирует; · проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме; · проблема адаптации многих людей к среде информационного общества, к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень; · столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность, создает у некоторых людей, особенно молодых, мало изученные, но явно неблагоприятные, психологические проблемы; · переход к информационному обществу не сулит каких-либо перемен в социальных благах и сохраняет социальное расслоение людей; более того, информационное неравенство может добавиться к существующим видам неравенства и, тем самым, усилить социальную напряженность; · сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран, не компенсируемое полностью созданием новых рабочих мест в информационной сфере, может привести к опасному социальному недугу - массовой безработице. Государственную политику России в обсуждаемой сфере отражает Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, принятая в 2000 г. Рассмотрим основные ее положения. К объектам информационной безопасности РФ относятся: все виды информационных ресурсов; права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту информации и интеллектуальной собственности; система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии и т.д. информационная инфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей; система формирования общественного сознания (мировоззрение, моральные ценности, нравственные оценки, социально допустимые стереотипы поведения и взаимоотношения между людьми), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды. Национальные интересы РФ включают в себя: а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечение духовного становления России, сохранение и укрепление ценностей общества; б) информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ; в) развитие современных информационных технологий отечественной индустрии информации; г) защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем. В доктрине формулируются методы обеспечения информационной безопасности страны, включая правовые, организационно-технические и экономические, а также особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, в сфере обороны, науки и техники и др. Особенно актуальной для современной России является проблема обеспечения информационной безопасности в области науки и техники, в частности, проблема «утечки мозгов». Дело в том, что многие отечественные, в основном, молодые ученые эмигрируют за границу, имея перспективой хорошо оплачиваемую научную деятельность. Часть этих ученых являются носителями важной научно-технической, экономической, оборонной информации. Ряд государств, в том числе и не дружественных России, прилагают специальные усилия, чтобы привлечь научных работников из стран, входивших ранее в СССР. В связи с этим, возникает проблема защиты научного потенциала нашей страны.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|