на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Разработка интернет-ресурса для системы дистанционного образования по курсу "Медицинская информатика"
целом Интернет-технологии, электронные средства коммуникаций позволяют перейти на новый этап развития распределенного сотрудничества и интеграции университетов в организационной, учебно-методической и научно-исследовательской областях как различных регионов России, так и стран СНГ. В этой связи можно говорить о формировании на локальном, региональном, межрегиональном, национальном и межгосударственном уровнях распределенного образовательного Интернет-сообщества.

1.3 Дистанционное обучение в образовательной системе Российской Федерации

В последние годы в образовательной системе России стали активно внедряться и использоваться информационные технологии, Интернет, методы дистанционного и телеобучения. Это касается не только появления новых форм и методов управления университетами и организации учебного процесса, но и сопровождается трансформацией принципов организации, контроля и управления образовательными процессами, расширения границ и возможностей доступа преподавателей и студентов к мировым базам научных данных, качественного изменения характера обучения и содержания получаемых знаний.

В процессе реализации Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России важную роль призваны сыграть Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании», законодательные акты и нормативные материалы Правительства Российской Федерации, Министерства образования РФ. Среди них следует выделить следующие нормативные документы:

* Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 30.01.98 № 253 «О мерах по созданию единой системы дистанционного образования в России»;

* Положение о Координационном совете в сфере дистанционного обучения;

* Инструктивное письмо от 03.07.98 № 41 «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании»;

* Информационное письмо от 07.06.99 № 14-55-282ин/15 «О реализации дистанционного обучения в регионах РФ» и др.

Координацией работ по реализации Концепции и формированию единой системы дистанционного образования в России занимается ряд организаций и учреждений: Центр информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования Минобразования России, Координационный совет в сфере дистанционного обучения при Минобразования России, Центр информатизации и Межвузовский центр дистанционного образования Минобразования России.

Для распространения технологий дистанционного образования важное значение имеет проведение научных симпозиумов, конференций, выставок. Среди них - всероссийские и региональные выставки «Информационные технологии в образовании». Например, в апреле 2000 года Минобразования РФ, ГНИИ информационных технологий и телекоммуникаций, ГАО ВВЦ, ВК «Наука и образование» при поддержке Российского союза ректоров и Московского комитета образования провели вторую международную выставку-конференцию «Информационные технологии и телекоммуникации в образовании». В октябре этого же года в рамках работы по реализации решений Всемирной конференции ЮНЕСКО по науке прошел международный конгресс «Наука и образование на пороге III тысячелетия».

В последнее время в России также начали активно формироваться новые институциональные образования, негосударственные учреждения и онлайновые виртуальные университетские сообщества. Создана и активно функционирует Российская академия Интернета (РАИ), которая совместно с компанией Intel ежегодно присуждает национальные Intel-Интернет премии. В 2000 году победителем в номинации «Наука и образование» стал сайт «Экзамены Online».

Весной 2000 года Федерация Интернет-образования (http://www.fio.ru), созданная при поддержке Минобразования РФ, нефтяной компании ЮКОС и межрегиональной организации «Новая цивилизация», вручила первые дипломы группе выпускников (52 педагога из Новосибирска, Томска, Самары, Воронежа и Санкт-Петербурга), прошедших курсы повышения квалификации по программе обучения с использованием информационных технологий в рамках проекта «По-ко-ле-ние.ru». Целью данного проекта было - обучить к 2005 году пользованию компьютером и Интернет-технологиями десять миллионов молодых людей в возрасте от 10 до 20 лет. Для этого по всей стране предполагается создать центры, которые помогут учителям повысить свою квалификацию, чтобы затем передать знания ученикам. За пять лет в рамках проекта подготовку в региональных центрах прошли 276 тысяч учителей.

Можно также отметить успешную деятельность в этой сфере Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании; Центра дистанционного обучения для выпускников образовательных программ Информационного Агентства США (USIA); Научно-исследовательского института дистанционного образования МЭСИ; Российской системы дистанционного обучения риэлтеров; Центра дистанционного образования «Эйдос»; Учебного центра «Сетевая Академия» при компании ЛАНИТ и др.

Использование информационных технологий и Интернета в образовательном процессе касается не только федеральных органов системы образования Российской Федерации, но и университетов российских регионов, во многих из которых созданы научные и учебные центры информационных технологий и дистанционного образования.

Значимый проект по распространению технологий дистанционного обучения в классических университетах России реализует Институт Всемирного Банка. В рамках этого проекта было разработано программное обеспечение для виртуального университета и переведены в дистанционный формат вводный и промежуточный курсы по микро- и макроэкономике, подготовленные при участии Лондонской школы экономики и ряда российских университетов.

С сентября 1999 года для ряда государственных университетов России осуществляется пилотный проект «Дистанционное образование в экономике», реализуемый Институтом Всемирного Банка при поддержке Московского Общественного Научного Фонда и Министерства образования Российской Федерации. Одним из участников пилотного проекта стал Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (http://www.finec.ru). С 2000 года началась реализация подобной образовательной программы Институтом Всемирного Банка для университетов стран Средней Азии.

Электронные средства общения, мультимедиа на основе Интернет-технологий, электронные курсы по экономике не только являются важными средствами для преподавания современной экономической теории в университетах, но и способствуют развитию сотрудничества между ними. Оболочка электронного курса имеет следующие инструменты получения информации и общения: доска объявлений, электронная почта, электронная конференция, обмен файлами, виртуальный класс, библиотека web-сайтов.

В настоящее время электронный учебник с программным обеспечением, разработанный специалистами Института Всемирного Банка и реализуемый в рамках пилотного проекта, является, на наш взгляд, наиболее удачным, так как учитывает особенности системы образования в России. Он удобен при использовании, его электронная оболочка полностью адаптирована к среде и Интернета, и Интранета, электронные средства отличаются гибкостью, что позволяет реализовать весь комплекс образовательных функций.

Учебный материал представлен в наиболее наглядной форме, которая способствует ее лучшему усвоению студентами, а также позволяет студенту быть соучастником процесса управления учебным процессом, потоком учебной информации, что повышает степень его интерактивности. Хотя основной акцент делается на самостоятельной работе студента с учебным материалом, нагрузка на преподавателя не снижается, а увеличивается за счет возрастания управляющей и контрольной функций, предварительной подготовки заданий, проведения дополнительных консультаций по дистанционному обучению. У студентов меняется психология восприятия учебного материала и отношение к процессу обучения - они проявляют больше инициативы, интереса, самостоятельности, организованности.

Электронные средства общения типа электронной почты, обмена файлами расширяют каналы коммуникации и повышают оперативность получения, отправления и обмена нужной информацией. Электронная конференция дает дополнительные возможности распределенного онлайнового сотрудничества преподавателям и студентам разных вузов в сфере обучения и совместной научно-исследовательской работы.

В качестве примера можно назвать состоявшуюся в конце 1999 - начале 2000 гг. электронную конференцию, посвященную методологическим и методическим проблемам преподавания курсов микро- и макроэкономики. В ней участвовали представители ряда российских университетов и университета Лондона. В апреле 2000 года при поддержке Института Всемирного Банка и журнала «Экономика образования» успешно прошла Первая всероссийская студенческая научная Интернет-конференция «Пути активизации инвестиционной деятельности в регионах России», в которой приняли участие студенты региональных университетов Омска, Санкт-Петербурга, Саратова, Томска и Республики Башкортостан (http://194.84.38.77/conf.htm, http://makro.nm.ru). Данной конференции оказали поддержку эксперты МГУ им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета. Ее материалы были опубликованы, а все команды региональных университетов получили сертификаты Института Всемирного Банка.

С сентября 2000 года корпорация Intel начала реализацию в нашей стране фирменной программы обучения российских специалистов ведению электронного бизнеса. Программа рассчитана на специалистов, отвечающих за проектирование, создание и поддержку решений для электронной коммерции, оценку потребностей клиентов, автоматизацию процессов заказа и доставки, послепродажное обслуживание клиентов, и осуществляется через авторизованный Учебный центр Intel «Сетевая Академия ЛАНИТ» (http://www.aca-aca-demy.ru). Успешно окончившим учебный курс выдаются соответствующие сертификаты, действующие во всех странах мира.

1.4 Телемедицина и особенности дистанционного обучения в сфере здравоохранения

Применение дистанционных образовательных технологий в обучении по медицинским специальностям является весьма актуальным и очень востребованным. На базе дистанционных образовательных технологий для обучаемых появляется возможность, помимо изучения теоретического материала, получить опыт работы с реальными техническими средствами. Обучающиеся могут не только видеть систему глазами обучающегося, смогут поработать в роли разработчика и преподавателя. И в этом смысле дистанционные образовательные технологии являются одной из составляющих нового направления, основанного на использовании телекоммуникаций для адресного обмена медицинской информацией между специалистами, - телемедицины.

Телемедицина - это средство, позволяющее врачам и пациентам получать дистанционный доступ к современным медицинским ресурсам и услугам, в том числе и международным. Интерес к телемедицинским технологиям отмечается в нашей стране уже больше десяти лет. После многочисленных публикаций в прессе наступило длительное затишье, которое только в последнее время сменяется некоторой активностью.

Надо отметить, что внедрение телемедицинских технологий в России никогда не относилось к приоритетам ни здравоохранения, ни коммерческих компаний, ни государства в целом. Появление новых телемедицинских центров, разработка передовых решений осуществлялись стихийно и не координировались ни государством, ни какой-либо незавсимой организацией. В последнее время ситуация начала медленно, но изменяться к лучшему. В рамках федеральных информатизационных программ, в частности, ФЦП «Электронная Россия» и аналогичных региональных программ, запланированы проекты создания телемедицинских сетей. Совсем недавно Минсвязи РФ выступило с инициативой о разработке федерального закона «Государственная программа (Генеральный план) создания национальной телемедицинской сети России» и предложением сделать телемедицину одним из приоритетных национальных проектов. Появились неправительственные организации, которые ставят своей целью продвижение телемедицинских технологий в России и создание соответствующих организационных структур. В частности, несколько лет назад при содействии НИИ Сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева образована Российская ассоциация телемедицины, которая, пожалуй, наиболее серьезно приступила к созданию единой и главное реально работающей телемедицинской сети в России.

Значительную активность последнее время проявляют регионы. Телемедицинские центры создаются в Центральном, Уральском и Южном округах, в Эвенкии и Архангельской области, Екатеринбурге, Якутии и многих других областях. Значительный шаг вперед сделал Ханты-Мансийский автономный округ, реализующий эти проекты в рамках ФЦП "Электронная Россия" для 33 населенных пунктов округа. В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе уже действуют около 20 телемедицинских пунктов. В частности, только зимой 2005 г . Российская ассоциация телемедицины и компания «Энвижн Груп» включили в сеть областную клиническую больницу в Ханты-Мансийске, четыре медицинских центра в Сургуте, а также Окружную детскую больницу в Нижневартовске.

Значительно укрепились контакты с иностранными телемедицинскими центрами и организациями. В частности, с 2002 г. ведутся консилиумы, консультации и трансляции хирургических операций с использованием современных телекоммуникационных технологий между Россией и Германией. Примерно тогда же осуществлялось сотрудничество по разработке технологии телемедицинских консультаций с борта международной космической станции в рамках международного проекта TEMOS (Telemedicine Emergency Service). В нем участвовали университеты Майнца, Эрлангена, Международный университет Страсбурга, Германское аэрокосмическое агентство, а с российской стороны -- Российская Ассоциация телемедицины, Центр подготовки космонавтов, Институт медико-биологических проблем и Центр управления полетами.

В 2005 г. в Ганновере по рекомендации Межправительственной российско-германской комиссии по высоким технологиям был подписан договор между Российской ассоциацией телемедицины и Медицинским факультетом университета Регенсбурга (Германия) о создании первого совместного российско-германского телемедицинского центра. Аналогичное сотрудничество налаживается с Великобританией, Норвегией, Израилем и рядом других стран.

Во всем мире телемедицинские системы и комплексы развиваются очень интенсивно, при этом во многих странах для координации развития телемедицины созданы общественные и правительственные организации. В Канаде для координации развития программы телемедицины создано Общество телемедицины, объединяющее медиков, преподавателей, ИТ-компании. В США активно работает Ассоциация телемедицины. Для координации работ по телемедицине в Японии создан директорат при Министерстве здравоохранения. Аналогичная ситуация в Западной Европе. Китай при активном участии оператора связи ChinaSatCom планирует создание в странах Юго-Восточной Азии спутниковой сети для предоставления телемедицинских услуг. Индийское управление по космическим исследованиям в ближайшие несколько лет собирается вывести на орбиту специальный телекоммуникационный спутник Healthsat, который будет использоваться исключительно в интересах телемедицины.

Все эти процессы инициируются не только развитием новых технологий, в том числе и в медицине, но и проявляющимися в последнее время масштабными эпидемиями, такими как атипичная пневмония или птичий грипп, которые угрожают смертью множеству людей и поэтому требуют быстрого реагирования, в том числе в тех районах, где отсутствуют медицинские центры и трудно обеспечить качественные медицинские услуги.

Сегодня телемедицинские технологии применяются для:

* удаленной диагностики и консультирования, неотложной экспертной помощи в трудных медицинских случаях;

* медицины катастроф, для получения быстрого доступа к квалифицированной медицинской помощи в труднодоступных местах либо местах с разрушенной инфраструктурой;

* наблюдения и консультирования больных после сложных оперативных вмешательств;

* и, конечно же, для дистанционного медицинского обучения.

Внедрение новейших технологий, препаратов и медицинского оборудования, необходимость поддерживать актуальность специальных знаний делают проблему дистанционного непрерывного обучения и переподготовки медицинских кадров на местах чрезвычайно актуальной. Сюда же можно отнести необходимость обеспечения быстрого постоянного доступа специалистов-медиков к новейшей медицинской информации и возможности непосредственного контакта со специалистами высокого уровня.

Дистанционное обучение в рамках телемедицины сегодня включает в себя:

* обучение студентов-медиков и медперсонала, повышение квалификации врачей;

* работу с заочными аспирантами и докторантами;

* семинары для оперативного обмена информацией о новых методах диагностики и лечения, доступной в настоящее время только специализированным учреждениям здравоохранения;

* дистанционную трансляцию операций;

* тренинг пользователей при освоении новых медицинских технологий, оборудования и т.п.;

* получение доступа к услугам централизованных и интернациональных медицинских центров и центров обучения.

Сегодня в России используются различные способы организации дистанционного обучения медиков на базе новых информационных технологий. В последнее время все большее распространение получают три вида дистанционного обучения, основанные на:

* технологиях видеоконференцсвязи (ВКС);

* компьютерных телекоммуникационных технологиях;

* сочетании первого и второго.

Обучение, базирующееся на ВКС, сегодня является наиболее привлекательным, обеспечивая непосредственный визуальный контакт с удаленной аудиторией. Особенно это относится к системе повышения квалификации медицинских кадров, поскольку обучаемые могут стать не просто сторонними свидетелями, но и активными участниками использования новых медицинских технологий (операций, методов обследования), дискуссий и т.д. Данная форма дистанционного обучения интерактивна по своей сути и, безусловно, может считаться весьма перспективной. Большим достоинством подобной формы обучения является возможность одновременного подключения к оборудованию ВКС медицинского оборудования разного типа и трансляция по видео, одновременно с изображением пациента, медицинских параметров (графической информации, рентгенограмм и много другого).

Кроме того, именно подобная технология телеобучения, позволяет наиболее эффективно использовать возможность включения в процесс обучения или повышения квалификации международные медицинские центры и западных специалистов, обладающих знаниями и технологиями, пока еще трудно доступными в России.

Современное телемедицинское решение является сложным комплексом, и включает в себя:

* технические средства доступа в телекоммуникационные сети,

* каналы связи и сетевые средства доступа к ним,

* оборудование видеоконференцсвязи,

* цифровое медицинское оборудование, датчики и другие преобразователи медицинской информации в данные для передачи по каналам связи,

* медицинские информационные, экспертно-диагностические системы и базы данных,

* обучающие дистанционные системы.

Стандартный набор оборудования для проведения медицинских видеоконференций, как правило, включает:

* Канал IP или ISDN (не ниже 128 Кбит/c, рекомендуется 256 Кбит/с),

* Компьютер,

* Оборудование ВКС,

* Оборудование и программы ввода, обработки и хранения изображений, кривых ЭКГ и др. (сканер, плата ввода видеосигнала в компьютер, программа обработки и хранения изображений; программа ведения базы данных с записями о пациентах),

* Видеомагнитофон,

* Систему аудиосвязи.

В настоящее время для создания телемедицинских центров обучения может использоваться оборудование ВКС различных производителей, техника которых представлена на российском рынке и обладает схожими характеристиками - TANDBERG , Polycom , Sony , VCON. Если учитывать ряд параметров, в частности, стоимость, русификацию, производительность, удобство использования, совместимость с различным оборудованием и т.д., то компания «Энвижн Груп» сегодня ориентируется на TANDBERG.

Решения для дистанционного обучения в зависимости от назначения (объема помещений, количества слушателей, количества одновременно подключающихся дистанционных точек и т.п.) могут основываться на различных системах (кодеках). Например, это может быть TANDBERG 6000 (система, обладающая максимальной гибкостью и производительностью) или менее мощный TANDBERG 3000, либо вообще можно использовать более компактные кодеки в комплекте с обычными телевизорами или плазменными панелями. При этом, в зависимости от необходимости, такое решение может снабжаться дополнительным оборудованием, которое, как правило, не входит в стандартную поставку. Это, например, контрольная панель с сенсорным экраном (touch screen), т.е. устройство, позволяющее легко управлять всей системой дистанционного обучения методом нажатия кнопок графического интерфейса прямо на экране панели. В список управляемых устройств входят камеры, записывающие устройства любого типа, документальные камеры и микрофоны. Среди такого оборудования и специальный микрофон, размещаемый на потолке и позволяющий включать в разговор всех присутствующих в помещении. Это и Locator Mat, специальный коврик, наступив на который, преподаватель автоматически перенаправляет камеры в ранее запрограммированное место, например, на подиум или доску. Это и видео-электронные доски (Whiteboard), позволяющие транслировать написанное прямо на компьютеры и подключенную к ним систему ВКС.

В настоящее время дистанционное обучение в рамках телемедицинских программ осуществляют различные организации. Например, Российская ассоциация телемедицины регулярно проводит так называемую Академию телемедицины, в рамках которой специалисты медицинских центров России и ближайшего зарубежья обучаются современным технологиям, дистанционно обмениваются опытом с различными зарубежными и отечественными специалистами, обсуждают новые возможности.

Еще один пример. В 2003 году Тульской областной больницей был приобретен высокопроизводительный комплект видеоконференцсвязи и подключен цифровой ISDN канал, что позволило организовать телемедицинский центр. С октября 2003 проведено более 180 консультаций по различным патологиям (пороки сердца, стенозы, ИБС, ревматологические заболевания). Тульская областная больница давно и успешно сотрудничает с РНЦХ РАМН.

Будущее телемедицинских технологий в России видится сегодня достаточно оптимистичным, но при этом необходимо отметить, что и проблем в телемедицине и, соответственно, в дистанционном обучении медицинского персонала, пока очень много. Основная сложность заключается в том, что телемедицинские центры не могут существовать сами по себе, они обязаны действовать в некой организационной структуре, телемедицинской сети или нескольких сетях, именно в этом и заключается смысл использования коммуникационных технологий в медицине.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.