на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Разработка и отладка программного обеспечения виртуальной лаборатории "Программирование микроконтроллерных систем"

Разработка и отладка программного обеспечения виртуальной лаборатории "Программирование микроконтроллерных систем"

17

Міністерство освіти і науки України

Національний технічний університет

"Харківський політехнічний інститут"

Реферат науково-дослідницькой роботи магістра

Розробка та відлагодження програмного забезпечення (ПЗ) вiртуальноп лабораторiп "Програмування мiкроконтролерних систем".

Виконала:

студ. групи xxxxx

xxxxxxxxx.

Науковий керiвник

підготовки магістра

проф. xxxxxxxxxxx

Харків 2008

Содержание

  • Введение
    • 1. Концепция построения виртуальной лаборатории “Программирование микроконтроллерных систем"
    • 1.1 Разработка концепции построения виртуальной лаборатории
    • 1.2 Принцип построения лабораторного практикума
    • 1.2.1 Концепция построения лабораторного практикума
    • 1.2.2 Структура лабораторных работ
    • 1.3 Архитектура аппаратного обеспечения ВЛ
    • 1.4 Архитектура ПО ВЛ "Программирование икроконтроллерных систем"
    • 2. Реализация ГСПФ на основе програмно-отладочного стенда „AVR MicroLAB"
    • 2.1 Аппартные способы реализации ГСПФ
    • 2.2 Программные средства для реализации ГСПФ
    • Выводы
    • Список литературы
Введение

Подготовка специалистов для проектирования и эксплуатации автоматизированных систем измерений, испытаний и управления требует организации лабораторных практикумов, позволяющих изучать компоненты этих систем, приобретать соответствующие практические навыки. Огромная, непрерывно обновляющаяся номенклатура средств автоматизации и инструментария для интеграции их в системы ставит перед техническими вузами практически неразрешимые проблемы внедрения методик ускоренного обучения и постоянного совершенствования лабораторной базы. Создание современных учебных лабораторий требует значительных финансовых затрат на приобретение технических средств, поддержание их в работоспособном состоянии, разработку методических материалов. Более перспективным представляется создание хорошо оснащённых центров коллективного пользования с возможностью удалённого доступа через глобальную информационную сеть. Известные примеры таких центров, называемых также Web лабораториями, базируются, как правило, на программных симуляторах, реализованных на Java, или на технологии виртуальных инструментов, содержащих встроенный Web_сервер. При разработке Web лаборатории "Микроконтроллеры и сигнальные процессоры" наряду с виртуальными инструментами использованы и другие технологии, что обеспечило возможность организации удалённого эксперимента на реальном оборудовании при снижении требований к качеству каналов связи. Известно, что дисциплина "Проектирование микропроцессорных систем" с учётом её аналогов с несколько иными названиями является одной из самых распространённых в технических вузах, и на примере этой дисциплины наглядно проявляются проблемы и перспективы дистанционного образования.

1. Концепция построения виртуальной лаборатории “Программирование микроконтроллерных систем"

1.1 Разработка концепции построения виртуальной лаборатории

"Программирование микроконтроллерных систем”.

Нас интересует ВЛ “Программирование микроконтроллерных систем”. Это виртуальная учебная лаборатория, которая поможет, во-первых, в создании на специальном лабораторном стенде микроконтроллерного устройства, во-вторых, в создании ПО для него, в-третьих, в программировании микроконтроллерного устройства, в-четвертых, в проведении исследования работы микроконтроллерного устройства (в многопользовательском режиме) и отладки ПЗ, в-пятых, в отображении процесса работы и отладки с помощью графического интерфейса ВЛ.

С того, что ВЛ, которая проектируется, является учебной, выплывают дополнительные требования относительно процесса учебы. В частности, на всех этапах учебного процесса должна обеспечиваться поддержка учебы (это отображено на рис.1).

Рис.1. ВЛ как учебный мультимедиа-комплекс.

Исходя из заданий, которые перед нами стоят, из требований, которые ставятся перед нами, можно однозначно определить концепцию построения вышеуказанной ВЛ:

максимальное использование современных возможностей ЕОТ и применение последних разработок в сфере информационных технологий (ІТ);

выполнение производственно-экономических требований к разработкам - снижение материально-технических затрат на приобретение и эксплуатацию;

многопользовательский интерфейс, с часовым разделением работы пользователей и возможностью наблюдать ход опыта всеми пользователями одновременно;

развитой, понятный и адекватный (поведение максимально приближено к реальной, что является чрезвычайно важным) интерфейс пользователя, что должно способствовать правильному восприятию фактов и правильному их осмыслению;

возможность достаточно быстро и достаточно просто завладеть информационными технологиями, которые используются у ВЛ;

наличие инструкций по выполнению работ;

наличие предметной справочной информационной базы с простым доступом к ней;

наличие вопросов и фактов, на которые следует обратить особенное внимание;

пользователь должен иметь возможность использовать при работе с ВЛ современные пакеты автоматизации инженерного труда в заданной предметной области (интеграция с существующими популярными пакетами САПР).

1.2 Принцип построения лабораторного практикума

1.2.1 Концепция построения лабораторного практикума

Предлагается следующая концепция построения нового лабораторного практикума
:

1. Сначала используется ряд лабораторных работ, связанных с обретением практических привычек программирования внутренней структуры МК и основных периферийных устройств, которые входят в его состав (порты ввода\вывода, память данных, таймеры-счетчики, система прерываний и т.п.).

2. На втором уровне обучения разрабатываются простые микроконтроллерные устройства с использованием некоторых внешних устройств (клавиатуры, разнообразных индикаторов, цифро-аналоговых преобразователей и других датчиков входных сигналов). Эти периферийные устройства могут входить в состав учебно-отладочных стендов или находиться извне. При этом должны применяться также программные модули, разработанные и отлаженные на предыдущем уровне обучения.

3. На третьем уровне обучения разрабатываются более сложные микроконтроллерные устройства и системы с участием персональных компьютеров (например, виртуальные измерительные устройства).

4. Отладка микроконтроллерных устройств на втором и третьем этапах обучения практически невозможна без использования измерительных приборов (генераторов сигналов, осциллографов, логических анализаторов, и других), в качестве таких с успехом могут использоваться виртуальные приборы на основе ПК.

5. Аппаратные и программное средства ЛП должны разрешать студенту использовать для разработки микроконтроллерных пристроил разные типы МК (AVR, PIC или MCS-51).

6. Лабораторный практикум должен разрешать выполнение задач в дистанционном режиме. Это снова же таки диктует необходимость использования в структуре аппаратных средств виртуальных приборов, которые будут доступными пользователю (студенту). При этом также необходимо организовать работу пользователя с методическими материалами, аппаратными и программными средствами. А это в свою очередь требует наличие простого и наглядного графического интерфейса ЛП.

1.2.2 Структура лабораторных работ

Лабораторные работы составленные блочно-
иерархичным подходом. Согласно которому, первые лабораторные работы которые стоят на низшей иерархической степени, самые малые за сложностью и объемом. Они включают у себя работу по одним периферийным прибором МК. Так возможно больше углубить знание путем детального рассматривания отдельной задачи. На следующей степени рассматриваются задачи с дополнительными задачами, которые нуждаются в, готовые уже на предыдущем этапе, алгоритмы и решения, а те в свою очередь представляют фундамент для следующего иерархического уровня. Так до тех пор, пока не реализуется задача сконструировать некоторый многофункциональный микроконтроллерный прибор или систему.

1.3 Архитектура аппаратного обеспечения ВЛ

Учебно-отладочные стенды "AVR-Microlab" разрешают выполнять весь список лабораторных работ по лабораторному практикуму, имеют малую стоимость и имеют возможность использовать МК не только фирмы Atmel, а и Microchip (при условии небольшой заделы). Объект исследования ВЛ использует "AVR-Microlab". На основе этого стенда строятся микроконтроллерные устройства и МКС. Стенд построен по блочно-модульному принципу, поддерживает интерфейсы USB и RS232. Важным плюсом является возможность использования USB.

Используя такие стенды, можно научиться и усвоить общие принципы функционирования, которые было заложено в основу при создании целого класса МК (от разных производителей). МК, которые поддерживает стенд, разрешают реализовать широкую гамму простых устройств автоматизации, среди которых может быть собственный модуль ввода/вывода.

Анализ существующих аналогов ВЛ показывает, что объект исследования соединяется с ПК через посредничество многофункционального модулю ввода/вывода (БМВВ), которым может быть готовый контролер, сигнальный процессор или устройство собственной разработки. Модуль выполняет управление объектом за счет вывода и считывает состояние объекту за счет ввода. Важным недостатком готовых решений для таких модулей есть их стоимость.

Проблема может быть решена за счет использования в качестве БМВВ аппаратных средств ВВК [13-15]. ВВК построенный на основе открытой архитектуры, а его технических возможностей довольно для удовлетворения требований лабораторного практикума, стоимость значительно низшая. В отличие от готовых решений, ПО ВВК легко может быть приспособленное к использование во ВЛ. ВВК использует аппаратные возможности учебно-отладочного стенда "AVR-Microlab".

Аппаратное обеспечение изображено на рисунке 2.

17

Рисунок 2 - Архитектура аппаратного обеспечения ВЛ

Таким образом, использование двух учебно-отладочных стендов дает возможность реализовать лабораторный практикум в полном объеме. Аппаратное обеспечение может быть легко подсоединено ко всем современным ПК через интерфейс USB.

1.4 Архитектура ПО ВЛ "Программирование икроконтроллерных систем"

Рассмотрим открытую архитектуру ПО (рисунок 3). Открытость достигается за счет введения в структуру ВЛ адаптеров, которые свободно могут прибавляться к ВЛ, подключаться к шине сообщений (это можно реализовать через ПО администрирование).

ВЛ с открытой архитектурой состоит из следующих компонентов:

Ядро - центральный компонент ВЛ, основной задачей которого являются предоставления компонентам системы набора сервисов, необходимых для реализации;

Шина сообщений - обеспечивает интерфейс взаимодействия компонент ВЛ;

Адаптеры ВЛ - реализуют зависимые от типа ВЛ операции взаимодействия с native-службами операционной системы (или систем) и физическими ресурсами за специальными протоколами;

Клиентское ПО - web-интерфейс пользователя; ПО складывается из 2 частей - общей оболочки и реализации клиентских частей протоколов взаимодействия с ресурсами ВЛ;

Программное обеспечение администрирования - программа, которая разрешает централизованно руководить одним или несколькими серверами ВЛ.

17

Рисунок 3 - Открытая архитектура программного обеспечения ВЛ

Как видим взаимодействие " человек-оборудование" в ВЛ нуждается в реализации клиент-серверной системы. Сервер должен руководить оборудованием. Также нужно выполнять визуализацию на стороне клиента. Эти задачи выполняет ПО.

Технологии программирования, которые используются при создании ПО ВЛ, должны удовлетворять следующим требованиям:

иметь возможности реализации клиент-серверной системы;

иметь возможность работы с аппаратными ресурсами серверного ПК, к которым подсоединено другое оборудование;

иметь возможность графического вывода на стороне клиента.

Остановимся на первом критерии. Клиент - Серверную систему можно построить двумя способами:

прямая коммуникация между клиентом и сервером (рисунок 4)

коммуникация между клиентом и сервером на основе идеологии Web

17

Рисунок 4 - Прямая коммуникация между клиентом и сервером

Эту задачу можно реализовать с помощью Trac - инструмент управления проектами и отслеживания ошибок в программном обеспечении.

Trac является открытым программным обеспечением, разработанным и поддерживаемым компанией Edgewall Software.

Trac использует минималистичный веб-интерфейс, основанный на технологии wiki, и позволяет организовать перекрёстные гиперссылки между базой данных зарегистрированных ошибок, системой управления версиями и wiki-страницами. Это даёт возможность использовать Trac в том числе и как веб-интерфейс для доступа к ВЛ

Основой для Trac'а является SVN репозиторий. Один из самых распространенных методов использования TRAC

Рисунок 5 - Работа Trac

Также возможны и другие способы, например без Apache - Trac будет работать как standalone сервер. Можно еще подключить LDAP для аутентификации. Работа с системой ведется через веб-интерфейс. Для входа нужен логин и пароль. Основные элементы интерфейса:

Рисунок 6 - Интерфейс системы Trac

Основные функции.

Управление проектом:

разделение проекта на этапы (milestones)

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.