p align="left">1) В чем разница между типом, именем и значением переменной? 2) Определить, какой диапазон чисел может храниться в переменной типа {тип} с учетом выделения одного байта для хранения знака числа. 3) Определить, какое количество ячеек памяти потребуется для хране-ния строк “ЭВМ”, “информатика”. 1.3.2. арифметические, строковые и логические выражения При-сваивание В параграфе описаны выражения, которые можно составить с основными типами данных - числовой, логический, строковый. Арифметические выражения В состав арифметических выражений могут входить кроме переменных чи-слового типа, также и числа, над переменными и числами могут произво-диться различные арифметические операции, выраженные с помощью функ-ций. Строковые выражения В состав строковых выражений могут входить переменные строкового типа, строки и строковые функции. Над переменными и строками может производиться операция конкатенации, она заключается в объединении строки или значения строковых переменных в единую строку. Операция обозначается знаком «+». Логические выражения В состав логических выражений кроме логических переменных могут входить числа, числовые или строковые переменные или выражения, которые сравни-ваются между собой при помощи операций сравнения. Например (5>3) = true; (2*2 = 5) = false; Над элементами логических выражений могут производиться логические опе-рации - логическое умножение(and), логическое сложение(or), логическое от-рицание(not). Задания по разделу 1) Могут ли в состав одного выражения входить переменные различ-ных типов? 2) В чем разница между операцией логического сложения и опера-цией конкатенации? 1.3.3. Функции в языке Visual Basic В этом параграфе описаны основные функции, употребляемые для каждого из используемых типов данных. Функции перевода типов данных Применительно к Pascal в этом разделе можно упомянуть такие процедуры, как STR(a); VAL(s,a,b); Математические функции Здесь упомянуты такие математические числовые функции, как Sin, cos, tan, atn, sqr, sqrt, log, exp, random, abs. Строковые функции - Функция длины строки - Функция вырезания подстроки Функции ввода и вывода Аналог в паскале - readln, writeln 1.3.4. массивы Изложение материала мало отличается от предыдущих учебников. Задания по разделу 1. в чем различие между переменной и массивом
1.4. Вывод Сравнительная характеристика вышеописанных учебников по изучаемым те-мам приведена в таблице: |
учебники темы | учебник Кузнецова | учебник Семакина | учебник|Угриновича | | Основные поня-тия | раскрытие темы в равной степени наблюдается во всех учебниках, да-ется определение основных понятий, перечислены и охарактеризованы основные числовые типы | | Арифметические выражения | перечислены 4 основ-ных операции (+,-,/,*) и правила их записи, операторы ввода, вы-вода, присваивания кратко - раздел опи-сания | 4 основных операции + sin, cos, ln, sqr, sqrt,abs, пример за-писи выражения, раз-дел описания, опера-торы ввода, вывода, присваивания | даны все, используе-мые в среде VB, типы, их диапазоны, применяемые опера-ции, в том числе пре-образования типов | | логические выра-жения | не вводится как тип, но показаны примеры использования логи-ческих выражений в условиях циклов и условного оператора | не вводится как тип, но рассмотрены ос-новные логические операции и примене-ние их в сложных ус-ловиях | выделен логический тип, рассмотрены все правила логики и их применение в коде программы | | массивы (1-о и 2-мерные) | определение 1мерного массива, его описание, ввод-вывод данных, нахождение среднего значения. | определение 1,2мерного массива, ввод, вывод, описание, задачи на нахождение суммы, наи-большего элемента, упорядочивание и поиск | | строки | не вводятся как тип, используются только как подсказки для операторов вывода и ввода | определение типов char и string, операции объединения, срав-нения, присваивания, удаления части строки | определение строко-вого типа, опера-ции сложения, опре-деле-ния длины, выре-зания подстроки, преобра-зования типов | | записи | Не рассматриваются | Определение, при-меры описания и ис-пользования | не рассматриваются | | файлы | | определение, описа-ние, операции чтения, записи, функция конца файла, при-меры | | | |
Более полное раскрытие тем наблюдается в учебнике Кузнецова. В учебнике Семакина изложение ведется применительно к нескольким разде-лам (программирование, БД и Электронные таблицы). В процессе изучения типов данных более полно во всех учебниках изучаются числовые типы данных - integer и real. Также, в каждом учебнике изучаются одномерные массивы, даются основные понятия и неявное применение пере-менных логического типа. В учебнике Кузнецова, в отличие от Семакина, рассматриваются двумерные массивы, строки, записи и файлы. В обоих учебниках, в отличие от учебника Угриновича, тема раскрывается параллельно с другими структурами языка, по мере необходимости примене-ния нового материала, есть разделы, которые можно дополнить, расширить и систематизировать. В качестве контрольных заданий применяются, вместе с теоретическими во-просами на знание материала такие задания, как: - Написать программу для реализации какой либо ситуации - Определить результат действия программы. На основании сделанных выводов решено создать дополнительное обучаю-щее средство в виде обучающей программы, поддерживающей индивидуаль-ное изучение всех вопросов темы, а также, дополнительные сведения о типах данных. Кроме того, в программу будет встроен блок самоконтроля, поддер-живающий проверку усвоения каждой изучаемой темы. Глава 2. Описание и принцип работы обучающей программы по теме «структуры данных» 2.1. Общие сведения о программе Программа представляет собой электронный учебник со встроенным средством самокон-троля и проверки знаний. После запуска программы открывается окно регистра-ции, в котором пользователь может зарегистрироваться, нажав соответствующую кнопку, или продолжить ра-боту, выбрав свое имя из списка и введя свой пароль. Для контроля работы пользователей, в про-грамме пре-дусмотрена функция «показать оценки». Далее, после регистрации, пользователю предлагается выбрать тему для изу-чения. Здесь также показаны оценки за каждую из изученных тем. Предполагается, что изучение тем происходит в порядке их расположения в списке тем. При нарушении этого условия пользователю будет выведено со-общение об ошибке. После выбора темы открывается окно с обучающим текстом. Процесс работы с ним мало отличается от просмотра страниц Internet. Переходы по страницам материала осуществляются тремя способами: 1. кнопки «назад» и «вперед» 2. гиперссылки в тексте материала 3. список тем и разделов в левой части формы Функции всех кнопок дублируются в строке меню программы. Пользователю доступен также словарь, составленный из новых слов, упот-ребляемых в тексте. После прочтения очередного раздела программа предлагает пройти тест для проверки усвоения темы. В программе предусмотрено 5 вариантов теста для каждой темы, вариант вы-бирается случайно при каждом открытии теста. Количество вопросов и вариантов ответа может быть различным (в зависимо-сти от составленного теста), оценка выставляется по формуле: (5*кол-во верных ответов)div(кол-во вопросов). Пройдя тест и нажав на кнопку «проверить», пользователь может увидеть не только оценку за тест, но и список тем, которые нужно повторить, чтобы улучшить результаты. Список правильных ответов НЕ выводится. Время прохождения теста также ограничено и определяется при его составле-нии. Во время работы пользователь может контролировать время решения теста по таймеру и двум прогрессбарам (первый показывает время решения текущего задания, второй - всего теста). Во время работы с тестом обучающий материал недоступен, но, при необхо-димости, пользователь может его увидеть, нажав кнопку «подсказка». В этом случае результаты теста не засчитываются, но оценка за тест и темы для по-вторения выводятся. В ситуации, когда время, отведенное на тест, истекло, а пользователь еще не нажал кнопку «проверить», система спрашивает, надо ли проверять резуль-таты. При положительном ответе происходит выход из теста с подсчетом оценки, при отрицательном - выход из теста не производится. В этом случае результаты теста также не засчитываются, но оценка за тест и темы для по-вторения выводятся. Прервать выполнение теста пользователь может в любой момент, нажав соот-ветствующую кнопку. Для корректировки мелких ошибок оформления и со-дер-жания материала в про-грамме предусмотрен ре-жим редакти-рования, войти в который можно при по-мощи выбора соответст-вующего пункта в главном меню формы изуче-ния. (па-роль редактора: 9091433506). Процесс редактирования прост и нагляден, не требует дополнительного пояс-нения. Для редактирования других модулей программы (тестов и определе-ний) созданы вспомогательные программы: Testmaker.exe и Defedit.exe, вход в которые также осуществляется по паролю 9091433506. 2.2. Принцип работы программы Программа состоит из трех главных модулей: § Модуль регистрации пользователей; § Модуль изучения материала; § Тестовый модуль (проверка знаний) И пяти вспомогательных, на которых, для краткости, останавливаться не бу-дем. 2.2.1. Модуль регистрации пользователей Принцип работы модуля основан на записи и чтении из файла «users.dat» ос-новной информации о пользователях: § Имя § Пароль для входа в программу § Оценки за выполнение каждого раздела программы. Структура реализована в форме файла из записей. После выбора пользователя и ввода пароля на форме регистрации имя и мас-сив оценок отображаются на форме списка тем. 2.2.2. Модуль изучения материала Основан на файле «forms.dat» и файлов вида «mn.rtf», где m, n - номер темы и раздела соответственно, которым принадлежит материал файла. Вся информация об отображаемом на форме материале хранится в файле «forms.dat», а именно: § Название раздела § Имена, положение гиперссылок и номера разделов, на которые они ссылаются § Положение, размер, и адрес картинок, отображаемых на форме § Количество разделов в теме Данные организованы в форме массива записей, обращение к материалу про-исходит по его порядковому номеру.
2.2.3. Модуль проверки знаний Основан на текстовых файлах с вопросами теста. Ответы на тест располага-ются ОТДЕЛЬНО от вопросов в файле «test.dat», в котором хранится массив записей - данных для отображения нужного вопроса теста. Поля записи: § Имя файла с вопросом теста § Время на выполнение каждого вопроса § Массив ответов § Номер верного ответа § Адрес страницы обучающего материала, на которой рассмотрено и решение вопроса. § Адрес картинки, подгружаемой, при необходимости к вопросу ирррррр теста. Это основные принципы работы программы, более детально их можно рас-смотреть, ознакомившись с кодом программы. Программу можно скачать по адресу: fizmath.net\kurs.rar
Страницы: 1, 2, 3, 4
|