на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Разработка программного продукта для автоматизации учета оплаты договоров за обучение
p align="left">управление разделением памяти;

поддержка фрагментации таблиц и индексов на нескольких дисках;

распараллеливание запросов;

зеркалирование данных;

двухфазное завершение транзакций и др.

Клиентские приложения могут создаваться с использованием C, C++, Java, Visual Basic, Delphi. Помимо этого существует собственное средство разработки Informix 4GL и Informix Client Software Developer's Kit. [5]

Одним из серверных продуктов фирмы Sybase является продукт под названием Adaptive Server Enterprise. Этот продукт существует для Windows NT и некоторых версий UNIX и предназначен для обслуживания крупных предприятий. Другим продуктом этой фирмы является Adaptive Server Anywhere. Этот сервер предназначен для обслуживания небольших рабочих групп, для применения в портативных компьютерах в качестве персонального сервера с периодическим копированием информации в общую БД. [5]

Для реализации архитектуры клиент / сервер в дипломном проекте был использован сервер InterBase компании Inprise (прежнее название - Borland). Выбор в пользу именно этого сервера был сделан по следующим причинам.

InterBase - «родной» сервер для Delphi и для доступа к нему не нужно устанавливать дополнительных драйверов. Продукция фирмы Inprise (Borland) давно зарекомендовала себя с положительной стороны.

InterBase весьма прост в установке и не требует дополнительных усилий по настройке. InterBase относительно прост в администрировании по сравнению с другими SQL-серверами. Установка программного обеспечения клиента также чрезвычайно проста.

Сервер InterBase использует ряд уникальных технологий. Например, активное ядро сервера реализует блокировку данных на уровне отдельных записей. Кроме того, сервер не прихотлив и практически не требует администрирования. Этот сервер обладает прекрасными функциональными возможностями [3]. Также InterBase работает практически со стандартным SQL (дополнения и изменения невелики).

За работой сервера внимательно следит утилита InterBase Guardian, ее пиктограмма видна на нижней панели Windows. Эта утилита осуществляет начальный запуск сервера, а также его перезапуск, если по каким-либо причинам сервер «рухнул». Фактически восстановление работоспособности сервера происходит за считанные доли секунды, так что многие пользователи даже, возможно, не заметят сбоя в работе. [3]

Кроме того, в вариант поставки Delphi Enterprise входит InterBase 4.2 для Windows 32, что делает его доступным для большинства пользователей.

В Delphi 5 для работы с данными, когда в качестве сервера баз данных задействуется InterBase, поддерживается технология InterBase Express (IBX), с помощью которой компоненты IBX связываются с сервером минуя BDE через программный интерфейс IB DataBase API, который предоставляется клиентской частью IB DataBase. Созданные прикладные системы будут обладать максимально возможной производительностью, способностью работать при минимально доступных ресурсах и смогут использовать специфические возможности этого сервера баз данных: сигнализаторы событий, поля BLOB, средства двухфазного завершения транзакций и т.п.

2.4 Построение математической модели

Разработанный программный продукт предназначен для использования его в архитектуре клиент / сервер. Предполагается, что сеть будет включать сервер и 3 клиентских компьютера. Рассмотрим следующую схему обработки сервером запросов от клиентских компьютеров.

80

Рисунок 3

От рабочих станций к серверу поступают запросы. Сервер должен обслуживать запросы, приходящие от клиентов. При чем в каждый момент времени сервер может выполнять запрос только от одной рабочей станции. Если рабочая станция при обращении к серверу застает его в этот момент свободным, то ее заявка обслуживается немедленно. В противном случае, она становится в очередь и ждет пока сервер не освободится и не выполнит ее запрос.

Для рабочих станций возможны следующие состояния:

работа в локальном режиме;

обмен информацией с сервером, который включает:

обращение к серверу;

получение информации от сервера;

ожидание;

ожидание в очереди.

Для сервера возможны следующие состояния:

ожидание запросов;

обмен информацией с одной из рабочих станций, включающий:

прием информации от клиента;

обработка информации для клиента;

передача информации клиенту.

Как нетрудно убедиться, эта система обслуживания сервером клиентских компьютеров представляет собой замкнутую систему массового обслуживания (рис. 4). Заявки (запросы от рабочих станций), обслуженные системой, опять возвращаются в источник заявок и дополняют его, вновь становясь потенциальными источниками появления заявок.

Система состоит из одного канала обслуживания (сервер) и трех источников заявок (рабочие станции). Сервер может одновременно обслуживать только одну заявку (запрос рабочей станции). На вход системы из ограниченного источника поступает поток заявок, поэтому в системе может находиться не более 3 заявок. Заявки, которые поступили в систему и застали канал обслуживания свободным, сразу же идут на обслуживание. Если же при поступлении заявки канал обслуживания занят, то заявка становится в очередь и ждет до тех пор, пока канал не освободится.

80

Время появления заявок в системе, т.е. время обращения рабочих станций к серверу, является случайной величиной. Примем, что поток поступающих заявок является пуассоновским. Интенсивность потока требований каждой рабочей станции равна 0, а интервал времени между обращениями к серверу имеет показательное распределение с плотностью:

.

Интенсивность потока заявок, поступающих к серверу, зависит от того, сколько рабочих станций в данный момент работают в локальном режиме. Если в системе N потенциальных источников заявок и n из них обслуживаются в среднем в единицу времени или ожидает очереди для обслуживания (т.е. находится в системе), то плотность потока заявок в системе будет равна:

.

Тогда для нашей системы имеем:

. (1)

Время обслуживания заявки, т.е. продолжительность обработки сервером данных для рабочих станций, также является случайной величиной и в общем случае ее закон распределения может быть отличен от показательного. Если считать, что имеет показательное распределение:

,

то рассматриваемая замкнутая система массового обслуживания относится к классу марковских систем и ее параметры могут быть оценены аналитически.

80

Рисунок 5

Изобразим процесс перехода компьютерной сети в процессе работы из одного состояния в другое в виде графа состояний (рис. 5).

Возможные состояния системы:

все станции работают в локальном режиме, сервер «простаивает»;

одна станция обслуживается сервером, остальные работают локально;

одна станция обслуживается сервером, одна станция ждет обслуживания в очереди, одна станция работает локально;

одна станция обслуживается сервером, две другие станции ждут обслуживания в очереди.

Напишем линейные алгебраические уравнения для финальных вероятностей состояний данной системы (их существование вытекает из того, что из каждого состояния можно перейти в каждое другое, и число состояний конечно) [8]. Для состояния 0 имеем:

. (2)

Для состояния 1:

.

В силу формулы 2 это равенство приводится к виду:

.

Аналогично можно вывести формулы для остальных состояний. Тогда получим следующую систему уравнений:

Вводя в систему нормировочное условие

P0 + P1 + P2 + P3 = 1,

решим эту систему уравнений и получим выражения для нахождения финальных вероятностей.

Величина называется интенсивностью обслуживания. Тогда получим следующие формулы:

, (3)

, (4)

, (5)

. (6)

Приведем расчетные формулы для некоторых других характеристик системы:

среднее число заявок в системе в единицу времени:

; (7)

коэффициент «простоя» сервера:

; (8)

среднее время между обращениями рабочих станций к серверу:

; (9)

среднее время пребывания заявки в системе (время ожидания рабочей станцией данных от сервера):

. (10)

Зададим численные значения интенсивностей 0 и и найдем характеристики системы.

Пусть 0 = 0.2 ( = 5 сек.),

= 0.5 ( = 2 сек.).

Тогда .

Вычислим финальные вероятности системы (по формулам 3-6):

,

;

;

Найдем значения других характеристик системы:

интенсивность обращения рабочих станций к серверу (по формуле 1):

.

среднее число заявок в системе в единицу времени (по формуле 7):

;

коэффициент «простоя» сервера (по формуле 8):

среднее время между обращениями рабочих станций к серверу (по формуле 9):

время ожидания рабочей станцией данных от сервера (по формуле 10):

.

Таким образом, по полученным значениям характеристик системы можно сделать вывод, что при заданных значениях 0 и наиболее вероятным будет состояние, при котором сервер обслуживает одну станцию, а две другие работают локально. Среднее время ожидания рабочими станциями данных 3,33 секунды, т.е. рабочие станции ждут относительно недолго. Все это говорит о том, что сервер справляется с нагрузкой.

3. Специальный раздел

3.1 Описание информационной модели

Логическая модель базы данных:

Информационная модель объекта автоматизации включает следующие объекты:

факультеты;

группы;

студенты;

лицевые счета студентов;

выписки банка;

архивы.

Данные объекты можно представить в виде таблиц, связанных между собой и образующих реляционную базу данных.

В спроектированной БД используются следующие таблицы:

справочник факультетов;

справочник групп;

справочник студентов;

книга лицевых счетов;

книга выписок банка;

книга оплат;

файл параметров.

С учетом требований эффективности программной реализации необходимо учитывать, что, несмотря на схожесть структуры текущих таблиц и архивов, размещать все данные о студентах, их лицевых счетах, о выписках и оплатах и архивы в одних таблицах нецелесообразно, так как со временем разросшиеся данные существенно замедлят скорость работы с таблицами. Поэтому кроме текущих таблиц, которые хранят часто используемые данные, необходимо использовать архивные таблицы, где будет содержаться устаревшая и редко используемая информация. Такими таблицами в БД являются:

архив справочника студентов;

архив книги лицевых счетов;

архив книги выписок банка;

архив книги оплат.

При проведении архивации (закрытие периода) в архив из текущих таблиц удаляются:

студенты, для которых дата окончания учебы относится к архивируемому периоду и сальдо которых имеет нулевое значение;

лицевые счета, относящиеся к указанным студентам;

выписки банка, дата которых меньше даты архивации;

все оплаты, относящиеся к удаляемым выпискам.

Так как в удаляемых выписках банка могут быть оплаты студентов, которые еще находятся в текущих таблицах, то для того, чтобы не обращаться постоянно к архивам, необходимо сохранять для каждого студента в дополнительном поле сумму оплат, которые содержатся в архиве.

Физическая модель базы данных:

Для реализации физической модели БД использовано СУБД была выбрана СУБД InterBase.

Таблица 1. Структура таблиц БД

Поле

Тип

Описание

Ограничения

1

2

3

4

Справочник факультетов S_Facul

KodFacul

VarChar(5)

Краткое наименование факультета (Primary Key)

Not Null

NameFacul

VarChar(60)

Полное наименование факультета

Not Null

Справочник групп S_Group

NoGroup

VarChar(5)

Номер группы (Primary Key)

Not Null

KodFacul

VarChar(5)

Краткое наименование факультета

Not Null

Список студентов S_Student

KodStudent

Integer

Код студента (Primary Key)

Not Null

NameStudent

VarChar(80)

Ф.И.О. студента

Not Null

NoGroup

VarChar(5)

Номер группы студента

NoDogovor

VarChar(10)

Номер заключенного договора

DateDogovor

Date

Дата заключения договора

DateEnd

Date

Дата окончания учебы

>DateDogovor

Saldo

Float

Сальдо

Значение по умолчанию = 0

Not Null

ArhOplat

Float

Сумма оплат, находящихся в архиве

Значение по умолчанию = 0

Not Null

Книга лицевых счетов Book_Schet

IdSchet

Integer

Идентификатор счета (Primary Key)

Not Null

KodStudent

Integer

Код студента

Not Null

DateOpen

Date

Начальная дата периода оплаты

Not Null

DateDogovor

DateClose

Date

Конечная дата периода оплаты

Not Null

>DateOpen

DateEnd

Summa

Float

Сумма для оплаты

Not Null

>0

Таблица 1(продолжение)

1

2

3

4

Книга выписок банка Book_Vypis

IdVypis

Integre

Идентификатор выписки (Primary Key)

Not Null

NoVypis

Integre

Номер выписки банка

Not Null

>0

DateVypis

Date

Дата выписки

Not Null

>DateArh

Книга оплат Book_Oplat

IdOplat

Integer

Идентификатор оплаты (Primary Key)

Not Null

IdVypis

Integer

Идентификатор выписки

Not Null

KodStudent

Integer

Код студента

Not Null

SummaOplat

Float

Сумма оплаты

Not Null

>0

Primech

VarChar(100)

Примечание

Значение по умолчанию = Null

Файл параметров Params

Id

Integer

Идентификатор (Primary Key)

Not Null

ShortName

VarChar(30)

Краткое наименование организации

Not Null

FullName

VarChar(100)

Полное наименование организации

Not Null

Adres

VarChar(100)

Адрес организации

Not Null

Rukovod

VarChar(80)

Руководитель

Not Null

Buhgalter

VarChar(80)

Главный бухгалтер

Not Null

INN

Char(10)

ИНН организации

Not Null

Schet

Char(20)

Расчетный счет организации

Not Null

BankName

VarChar(80)

Наименование банка

Not Null

BankKorSchet

Char(10)

Корреспондентский счет банка

Not Null

BankRasSchet

Char(20)

Расчетный счет банка

Not Null

BankBIK

Char(20)

БИК банка

Not Null

DateArh

Date

Дата последней архивации

Not Null

Архив списка студентов Arh_Student

KodStudent

Integer

Код студента (Primary Key)

Not Null

Таблица 1(продолжение)

1

2

3

4

NameStudent

VarChar(80)

Ф.И.О. студента

Not Null

NoGroup

VarChar(5)

Номер группы

NoDogovor

VarChar(10)

Номер заключенного договора

DateDogovor

Date

Дата заключение договора

DateEnd

Date

Дата окончания учебы

>DateDogovor

Архив книги лицевых счетов Arh_Schet

Архив книги выписок банка Arh_Vypis

Архив книги оплат Arh_Oplat

Имеют структуру аналогичную структуре текущих таблиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.