Развитие современных информационных технологий
Оглавление - Введение
- 1. Основы методологии проектирования ИС
- 1.1 Жизненный цикл по ИС
- 1.2 Модели жизненного цикла ПО
- 1.3 Методологии и технологии проектирования ИС
- 1.3.1 Общие требования к методологии и технологии
- 1.3.2 Методология RAD
- 2. Структурный подход к проектированию ИС
- 2.1 Сущность структурного подхода
- 2.2 Методология функционального моделирования SADT
- 2.2.1 Состав функциональной модели
- 2.2.2 Иерархия диаграмм
- 2.2.3 Типы связей между функциями
- 2.3 Моделирование потоков данных (процессов)
- 2.3.1 Внешние сущности
- 2.3.2 Системы и подсистемы
- 2.3.3 Процессы
- 2.3.4 Накопители данных
- 2.3.5 Потоки данных
- 2.3.6 Построение иерархии диаграмм потоков данных
- 2.4 Моделирование данных
- 2.4.1 Case-метод Баркера
- 2.4.2 Методология IDEF1
- 2.4.3 Подход, используемый в CASE-средстве Vantage Team Builder
- 2.5 Пример использования структурного подхода
- 2.5.1 Описание предметной области
- 2.5.2 Организация проекта
- 3. Программные средства поддержки жизненного цикла ПО
- 3.1 Методологии проектирования ПО как программные продукты. Методология DATARUN и инструментальное средство SE Companion
- 3.1.1 Методология DATARUN
- 3.1.2 Инструментальное средство SE Companion
- 3.2 CASE-средства. Общая характеристика и классификация
- 4. Технология внедрения CASE-средств
- 4.1 Определение потребностей в CASE-средствах
- 4.1.1 Анализ возможностей организации
- 4.1.2 Определение организационных потребностей
- 4.1.3 Анализ рынка CASE-средств
- 4.1.4 Определение критериев успешного внедрения
- 4.1.5 Разработка стратегии внедрения CASE-средств
- 4.2 Оценка и выбор CASE-средств
- 4.2.1 Общие сведения
- 4.2.2 Процесс оценки
- 4.2.3 Процесс выбора
- 4.2.4 Критерии оценки и выбора
- 4.2.5 Пример подхода к определению критериев выбора CASE-средств
- 4.3 Выполнение пилотного проекта
- 4.4 Переход к практическому использованию CASE-средств
- 5. Характеристики CASE-средств
- 5.1 Silverrun+JAM
- 5.2 Vantage Team Builder (Westmount I-CASE) + Uniface
- 5.2.1 Vantage Team Builder (Westmount I-CASE)
- 5.2.2 Uniface
- 5.3 Designer/2000 + Developer/2000
- 5.4 Локальные средства (ERwin, BPwin, S-Designor, CASE.Аналитик)
- 5.5 Объектно-ориентированные CASE-средства (Rational Rose)
- 5.6 Вспомогательные средства поддержки жизненного цикла ПО
- 5.6.1 Средства конфигурационного управления
- 5.6.2 Средства документирования
- 5.6.3 Средства тестирования
- 5.7 Примеры комплексов CASE-средств
- Литература
- Введение
- Тенденции развития современных информационных технологий приводят к постоянному возрастанию сложности информационных систем (ИС), создаваемых в различных областях экономики. Современные крупные проекты ИС характеризуются, как правило, следующими особенностями:
· сложность описания (достаточно большое количество функций, процессов, элементов данных и сложные взаимосвязи между ними), требующая тщательного моделирования и анализа данных и процессов; · наличие совокупности тесно взаимодействующих компонентов (подсистем), имеющих свои локальные задачи и цели функционирования (например, традиционных приложений, связанных с обработкой транзакций и решением регламентных задач, и приложений аналитической обработки (поддержки принятия решений), использующих нерегламентированные запросы к данным большого объема); · отсутствие прямых аналогов, ограничивающее возможность использования каких-либо типовых проектных решений и прикладных систем; · необходимость интеграции существующих и вновь разрабатываемых приложений; · функционирование в неоднородной среде на нескольких аппаратных платформах; · разобщенность и разнородность отдельных групп разработчиков по уровню квалификации и сложившимся традициям использования тех или иных инструментальных средств; · существенная временная протяженность проекта, обусловленная, с одной стороны, ограниченными возможностями коллектива разработчиков, и, с другой стороны, масштабами организации-заказчика и различной степенью готовности отдельных ее подразделений к внедрению ИС. Для успешной реализации проекта объект проектирования (ИС) должен быть, прежде всего, адекватно описан, должны быть построены полные и непротиворечивые функциональные и информационные модели ИС. Накопленный к настоящему времени опыт проектирования ИС показывает, что это логически сложная, трудоемкая и длительная по времени работа, требующая высокой квалификации участвующих в ней специалистов. Однако до недавнего времени проектирование ИС выполнялось в основном на интуитивном уровне с применением неформализованных методов, основанных на искусстве, практическом опыте, экспертных оценках и дорогостоящих экспериментальных проверках качества функционирования ИС. Кроме того, в процессе создания и функционирования ИС информационные потребности пользователей могут изменяться или уточняться, что еще более усложняет разработку и сопровождение таких систем. В 70-х и 80-х годах при разработке ИС достаточно широко применялась структурная методология, предоставляющая в распоряжение разработчиков строгие формализованные методы описания ИС и принимаемых технических решений. Она основана на наглядной графической технике: для описания различного рода моделей ИС используются схемы и диаграммы. Наглядность и строгость средств структурного анализа позволяла разработчикам и будущим пользователям системы с самого начала неформально участвовать в ее создании, обсуждать и закреплять понимание основных технических решений. Однако, широкое применение этой методологии и следование ее рекомендациям при разработке конкретных ИС встречалось достаточно редко, поскольку при неавтоматизированной (ручной) разработке это практически невозможно. Действительно, вручную очень трудно разработать и графически представить строгие формальные спецификации системы, проверить их на полноту и непротиворечивость, и тем более изменить. Если все же удается создать строгую систему проектных документов, то ее переработка при появлении серьезных изменений практически неосуществима. Ручная разработка обычно порождала следующие проблемы: · неадекватная спецификация требований; · неспособность обнаруживать ошибки в проектных решениях; · низкое качество документации, снижающее эксплуатационные качества; · затяжной цикл и неудовлетворительные результаты тестирования. С другой стороны, разработчики ИС исторически всегда стояли последними в ряду тех, кто использовал компьютерные технологии для повышения качества, надежности и производительности в своей собственной работе (феномен "сапожника без сапог"). Перечисленные факторы способствовали появлению программно-технологических средств специального класса - CASE-средств, реализующих CASE-технологию создания и сопровождения ИС. Термин CASE (Computer Aided Software Engineering) используется в настоящее время в весьма широком смысле. Первоначальное значение термина CASE, ограниченное вопросами автоматизации разработки только лишь программного обеспечения (ПО), в настоящее время приобрело новый смысл, охватывающий процесс разработки сложных ИС в целом. Теперь под термином CASE-средства понимаются программные средства, поддерживающие процессы создания и сопровождения ИС, включая анализ и формулировку требований, проектирование прикладного ПО (приложений) и баз данных, генерацию кода, тестирование, документирование, обеспечение качества, конфигурационное управление и управление проектом, а также другие процессы. CASE-средства вместе с системным ПО и техническими средствами образуют полную среду разработки ИС. Появлению CASE-технологии и CASE-средств предшествовали исследования в области методологии программирования. Программирование обрело черты системного подхода с разработкой и внедрением языков высокого уровня, методов структурного и модульного программирования, языков проектирования и средств их поддержки, формальных и неформальных языков описаний системных требований и спецификаций и т.д. Кроме того, появлению CASE-технологии способствовали и такие факторы, как: · подготовка аналитиков и программистов, восприимчивых к концепциям модульного и структурного программирования; · широкое внедрение и постоянный рост производительности компьютеров, позволившие использовать эффективные графические средства и автоматизировать большинство этапов проектирования; · внедрение сетевой технологии, предоставившей возможность объединения усилий отдельных исполнителей в единый процесс проектирования путем использования разделяемой базы данных, содержащей необходимую информацию о проекте. CASE-технология представляет собой методологию проектирования ИС, а также набор инструментальных средств, позволяющих в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать эту модель на всех этапах разработки и сопровождения ИС и разрабатывать приложения в соответствии с информационными потребностями пользователей. Большинство существующих CASE-средств основано на методологиях структурного (в основном) или объектно-ориентированного анализа и проектирования, использующих спецификации в виде диаграмм или текстов для описания внешних требований, связей между моделями системы, динамики поведения системы и архитектуры программных средств. Согласно обзору передовых технологий (Survey of Advanced Technology), составленному фирмой Systems Development Inc. в 2006 г. по результатам анкетирования более 1000 американских фирм, CASE-технология в настоящее время попала в разряд наиболее стабильных информационных технологий (ее использовала половина всех опрошенных пользователей более чем в трети своих проектов, из них 85% завершились успешно). Однако, несмотря на все потенциальные возможности CASE-средств, существует множество примеров их неудачного внедрения, в результате которых CASE-средства становятся "полочным" ПО (shelfware). В связи с этим необходимо отметить следующее: · CASE-средства не обязательно дают немедленный эффект; он может быть получен только спустя какое-то время; · реальные затраты на внедрение CASE-средств обычно намного превышают затраты на их приобретение; · CASE-средства обеспечивают возможности для получения существенной выгоды только после успешного завершения процесса их внедрения. Ввиду разнообразной природы CASE-средств было бы ошибочно делать какие-либо безоговорочные утверждения относительно реального удовлетворения тех или иных ожиданий от их внедрения. Можно перечислить следующие факторы, усложняющие определение возможного эффекта от использования CASE-средств: · широкое разнообразие качества и возможностей CASE-средств; · относительно небольшое время использования CASE-средств в различных организациях и недостаток опыта их применения; · широкое разнообразие в практике внедрения различных организаций; · отсутствие детальных метрик и данных для уже выполненных и текущих проектов; · широкий диапазон предметных областей проектов; · различная степень интеграции CASE-средств в различных проектах. Вследствие этих сложностей доступная информация о реальных внедрениях крайне ограничена и противоречива. Она зависит от типа средств, характеристик проектов, уровня сопровождения и опыта пользователей. Некоторые аналитики полагают, что реальная выгода от использования некоторых типов CASE-средств может быть получена только после одно- или двухлетнего опыта. Другие полагают, что воздействие может реально проявиться в фазе эксплуатации жизненного цикла ИС, когда технологические улучшения могут привести к снижению эксплуатационных затрат. Для успешного внедрения CASE-средств организация должна обладать следующими качествами: · Технология. Понимание ограниченности существующих возможностей и способность принять новую технологию; · Культура. Готовность к внедрению новых процессов и взаимоотношений между разработчиками и пользователями; · Управление. Четкое руководство и организованность по отношению к наиболее важным этапам и процессам внедрения. Если организация не обладает хотя бы одним из перечисленных качеств, то внедрение CASE-средств может закончиться неудачей независимо от степени тщательности следования различным рекомендациям по внедрению. Для того, чтобы принять взвешенное решение относительно инвестиций в CASE-технологию, пользователи вынуждены производить оценку отдельных CASE-средств, опираясь на неполные и противоречивые данные. Эта проблема зачастую усугубляется недостаточным знанием всех возможных "подводных камней" использования CASE-средств. Среди наиболее важных проблем выделяются следующие:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|