на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Создание структурированного курса дистанционного обучения в среде Moodl
p align="left">В SCORM используется язык XML для представления содержимого модулей, определяются связи с программной средой и API, даны спецификации создания метаданных.

SCORM включает три части (рисунок 1.5):

1. Введение (общая часть), в котором описываются основы концепции SCORM и перспективы ее развития;

2. Модель агрегирования модулей CAM (Content Aggregation Model) в законченные учебные пособия;

3. Описание среды исполнения (Run Time Environment), представляющей собой интерфейс между содержательной и управляющей частями и использующей Веб-технологии и язык JavaScript. Эта часть опирается на модель данных и концепцию API, разработанную в AICC.

Рисунок 1.5 - Структура SCORM

CAM включает:

· Метаданные (Metadata Dictionary) с описанием назначения и типа содержимого модуля, сведениями об авторах, цене, требованиями к технической платформе и др.; эта часть САМ заимствована из спецификаций IEEE.

· XML-данные (Content Structure) о структуре контента. Язык XML в SCORM используется в виде версии CSF (Course Structure Format). С помощью CSF представляется структура учебного курса, определяются все элементы и внешние ссылки, необходимые для интероперабельности в рамках концепций IMS, IEEE и AICC. CSF основан на модели AICC Content Model.

· Данные (Content Packaging) о способах объединения модулей в пособия на базе спецификации IMS Content Packaging specification. При этом каждый элемент автоматически получает уникальный идентификатор.

Система управления LMS состоит из нескольких компонентов, выполняющих одноименные функции:

· управление контентом (Content Management Service);

· визуализация (Delivery Service);

· упорядочение материала (Sequencing Service);

· администрирование курсов (Course Administration Service);

· тестирование (Testing/Assessment Service);

· моделирование обучаемых (Leaner Profile Service);

· определение траектории обучения (Tracking Service);

· коммуникация с системной средой (API Adapter).

Предусмотрено тестирование SCORM материалов, заключающееся в проверке адекватности представления материала с помощью CSF.

Благодаря модульной структуре, многократному использованию модулей в разных версиях учебных пособий и адаптации пособий к особенностям обучаемых достигается уменьшение стоимости обучения на 30-60%, времени обучения на 20-40%, повышается степень усвоения материала.

Следует отметить еще одну версию XML, используемую в КОС. Это созданная компанией Saba Software версия Universal Learning Format (ULF) [13]. Она также основана на концепциях IMS, ADL, IEEE. Ее назначение - реализация обменов учебными материалами между различными приложениями. На ULF разработаны каталоги метаданных, профили обучаемых, библиотеки классов и т.п.

Спецификация AECMA 1000D - технология представления технической документации, признанная в авиационной промышленности (AECMA - European Association of Aerospace Constructors). В основе AECMA 1000D, как и в старших классах ИЭТР, лежит декомпозиция представляемого материала на модули. Модули включают идентификационную и содержательную секции, записанные на языках SGML или HyTime с иллюстрациями в форматах CGM или JPEG, и хранятся в специальной БД - Common Source Data Base (CSDB). Предусмотрена автоматическая простановка гиперссылок (для этого имеются соответствующие программные средства).

SCORM (http://www.adlnet.gov/Pages/Default.aspx) - это набор спецификаций и стандартов. Практически все спецификации и стандарты представлены разными организациями. Они все сгруппированы в 3 основных категории: модель объединения содержания ("Content Aggregation Model (CAM)"), средства управления работой программы ("Run-Time Environment (RTE)") и последовательность и навигация ("Sequencing and Navigation (SN)) (представлена в SCORM 2004).

1.4 Критерии качества учебных материалов

Документы, методики и процедуры, используемые в управлении качеством, называются системой управления качеством.

Показатель качества (системный элемент) - атрибут или группа атрибутов, характеризующие качество дистанционного образования (или обучения). В системе управления качеством имеется несколько групп показателей, характеризующих качество ДО.

Показатели качества можно классифицировать по ряду признаков.

Так, среди показателей качества ДО имеются показатели как числовые (типов real и integer), так и качественные (типов enumeration, string или boolean). Очевидно, что количественная оценка качества станет возможной после выбора способа перевода неколичественных показателей в количественные.

Согласно концепции информатизации образования качество образования характеризуется следующими группами показателей:

· показатели качества содержания образования;

· показатели качества технологий обучения;

· показатели качества результатов образования.

Этому делению показателей на группы соответствует и предлагаемое группирование показателей качества по следующим аспектам и свойствам обеспечения, организации и проведения учебного процесса:

· учебные планы и программы;

· база учебных материалов;

· техническое обеспечение;

· методики и технологии проведения учебных занятий, включая тестирование обучаемых (процедуры промежуточного и итогового контроля, возможно использование результатов анкетирования обучаемых).

· возможности производственной подсистемы;

· кадровое обеспечение;

· организационное обеспечение.

Выбор групп показателей и конкретных показателей качества должен быть подчинен следующим требованиям: нужно учитывать основные показатели, которые, во-первых, существенно влияют на качество процесса ДО, во-вторых, могут быть оперативно оценены для практического использования в системе управления качеством.

В группу "Учебные планы и программы" входят следующие показатели:

· Соответствие учебных планов существующим стандартам профессионального образования;

· Наличие учебных программ, их соответствие стандартам профессионального образования, современному состоянию предметной области и дидактическим требованиям.

В настоящее время разработаны примерные учебные программы по всем дисциплинам высшего образования, прилагаемые к стандартам профессионального образования. Поэтому речь должна идти о рабочих программах дисциплин.

В группу "База учебных материалов" входят следующие элементы качества электронных учебников:

· Соответствие содержания учебника утвержденной учебной программе;

· Соответствие объема материала установленным нормам;

· Соответствие содержания учебника и его формы;

· Полнота состава (комплектация) учебника;

· Современность учебного материала;

· Принятый в учебнике способ самотестирования обучаемых.

Поскольку не все свойства учебника охватывает приведенный перечень показателей, можно список показателей расширить, введя в него экспертные оценки методического, содержательного и технологического уровней учебного материала.

Более подробно эти показатели рассматриваются далее.

Показатели группы "Техническое обеспечение ДО":

· Достаточность в количественном отношении компьютерного оснащения учебных классов, степень его соответствия требованиям, предъявляемым к ПК для систем ДО.

· Пропускная способность каналов передачи данных.

В группу "Методики и технологии проведения учебных занятий в системе ДО" входят элементы качества, характеризующие технологии общения преподаватель-студент, студент-студент и проведения контрольных мероприятий:

· Степень доступности преподавателей;

· Удобство формы общения преподаватель-студент и студент-студент;

· Объективность и полнота экспертизы подготовки обучаемых при проведении контрольных мероприятий (экзаменационных и зачетных сессий, защит проектов);

· Обеспеченность цикла лабораторных работ и курсового проектирования необходимыми программными средствами.

Наряду с технологиями, предусматривающими работу студентов под постоянным контролем и руководством со стороны людей-преподавателей, находят применение технологии обучения под руководством виртуальных преподавателей, в качестве которых выступают интеллектуальные обучающие системы. В этом случае на первый план выходят показатели качества сетевых учебников, характеризующих их роль, как "виртуальных преподавателей".

Показатели группы "Возможности производственной подсистемы":

· характеристики инструментальных средств для разработки электронных (сетевых) учебников и учебных пособий;

· наличие и производительность оборудования для изготовления твердых копий, видеокурсов, компакт-дисков.

Показатели группы "Кадровое обеспечение":

· процентное соотношение преподавателей с учеными степенями доктора и кандидата наук и без степени,

· наличие научных и/или методических публикаций у преподавателей, авторство в курсах ДО, рекомендованных к тиражированию.

Показатели группы "Организационное обеспечение":

· наличие автоматизированной системы управления документами, часто именуемой электронным деканатом,

· наличие системы управления качеством обучения.

Система управления качеством в соответствии со стандартами ISO 9000 является документальной системой, включающей:

· описание политики учебного заведения в области обеспечения качества,

· различные документы по регламентации обязанностей и полномочий лиц, связанных с обеспечением качества,

· требования к используемым ресурсам ДО и к показателям качества учебных материалов и процедур учебного процесса,

· планы действий по обеспечению этих требований и т.п.

Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. В настоящее время имеются системы управления обучением, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.

Система управления обучением -- основа системы управления учебной деятельностью (англ. Learning Managment System), используется для разработки, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа. Создаются данные материалы в визуальной учебной среде с заданием последовательности изучения. В состав системы входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные элементы для всех студентов, основанные как на содержательной компоненте, так и на коммуникативной.

Известные системы управления обучением: Moodle, ILIAS, aTutor, Blackboard Learning System, CCNet, Claroline, Desire2Learn, Dokeos и многие друие.

1.5 Система управления обучением Moodle

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) распространяется свободно, как программное обеспечение с открытым исходным кодом (в соответствии с GNU Public License). Система Moodle прошла сертификацию соответствия стандарту SCORM 1.2.

Moodle - это система управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), специально разработанная для создания онлайн-курсов преподавателями. Такие е-learning системы часто называются системами управления обучением (Learning Management Systems - LMS) или виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments - VLE).

Moodle - это инструментальная среда для разработки как отдельных онлайн-курсов, так и образовательных -сайтов. В основу проекта положена теория социального конструктивизма и ее использование для обучения.

Автор Moodle - Martin Dougiamas. По завершению курса обучения в университете по специальности Computer Science и Education подготовил и защитил диссертацию (Ph.D.) "The use of Open Source software to support a social constructionist epistemology of teaching and learning within Internet-based communities of reflective inquiry". Идея создания платформы поддержки обучения с использованием информационных технологий возникла у него в 1999 году после продолжительного опыта администрирования коммерческой платформы ВебCT в одном из крупных университетов - Curtin University (Австралия). Moodle задумывался как инструментарий расширения возможностей преподавания, а не как бесплатная замена распространенных коммерческих e-learning платформ ВебCT и BlackBoard. Однако, архитектура Moodle и заложенные в эту платформу принципы оказались настолько удачными, что Moodle завоевала признание мирового сообщества.

Постановка задачи

В мировом сообществе особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества образования. Поэтому определены факторы, влияющие на качество образования, в том числе установлено влияние стандартизации на качество обучения. Рассмотрены существующие стандарты, особенно SCORM (http://www.adlnet.gov/Pages/Default.aspx) - набор спецификаций и стандартов, которые представлены разными организациями. Они все сгруппированы в три основных категории: модель объединения содержания ("Content Aggregation Model (CAM)"), средства управления работой программы ("Run-Time Environment (RTE)") и последовательность и навигация ("Sequencing and Navigation (SN)) (представлена в SCORM 2004).

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.