p align="left">В SCORM используется язык XML для представления содержимого модулей, определяются связи с программной средой и API, даны спецификации создания метаданных.SCORM включает три части (рисунок 1.5): 1. Введение (общая часть), в котором описываются основы концепции SCORM и перспективы ее развития; 2. Модель агрегирования модулей CAM (Content Aggregation Model) в законченные учебные пособия; 3. Описание среды исполнения (Run Time Environment), представляющей собой интерфейс между содержательной и управляющей частями и использующей Веб-технологии и язык JavaScript. Эта часть опирается на модель данных и концепцию API, разработанную в AICC.Рисунок 1.5 - Структура SCORMCAM включает: · Метаданные (Metadata Dictionary) с описанием назначения и типа содержимого модуля, сведениями об авторах, цене, требованиями к технической платформе и др.; эта часть САМ заимствована из спецификаций IEEE. · XML-данные (Content Structure) о структуре контента. Язык XML в SCORM используется в виде версии CSF (Course Structure Format). С помощью CSF представляется структура учебного курса, определяются все элементы и внешние ссылки, необходимые для интероперабельности в рамках концепций IMS, IEEE и AICC. CSF основан на модели AICC Content Model. · Данные (Content Packaging) о способах объединения модулей в пособия на базе спецификации IMS Content Packaging specification. При этом каждый элемент автоматически получает уникальный идентификатор. Система управления LMS состоит из нескольких компонентов, выполняющих одноименные функции: · управление контентом (Content Management Service); · визуализация (Delivery Service); · упорядочение материала (Sequencing Service); · администрирование курсов (Course Administration Service); · тестирование (Testing/Assessment Service); · моделирование обучаемых (Leaner Profile Service); · определение траектории обучения (Tracking Service); · коммуникация с системной средой (API Adapter). Предусмотрено тестирование SCORM материалов, заключающееся в проверке адекватности представления материала с помощью CSF. Благодаря модульной структуре, многократному использованию модулей в разных версиях учебных пособий и адаптации пособий к особенностям обучаемых достигается уменьшение стоимости обучения на 30-60%, времени обучения на 20-40%, повышается степень усвоения материала. Следует отметить еще одну версию XML, используемую в КОС. Это созданная компанией Saba Software версия Universal Learning Format (ULF) [13]. Она также основана на концепциях IMS, ADL, IEEE. Ее назначение - реализация обменов учебными материалами между различными приложениями. На ULF разработаны каталоги метаданных, профили обучаемых, библиотеки классов и т.п. Спецификация AECMA 1000D - технология представления технической документации, признанная в авиационной промышленности (AECMA - European Association of Aerospace Constructors). В основе AECMA 1000D, как и в старших классах ИЭТР, лежит декомпозиция представляемого материала на модули. Модули включают идентификационную и содержательную секции, записанные на языках SGML или HyTime с иллюстрациями в форматах CGM или JPEG, и хранятся в специальной БД - Common Source Data Base (CSDB). Предусмотрена автоматическая простановка гиперссылок (для этого имеются соответствующие программные средства). SCORM (http://www.adlnet.gov/Pages/Default.aspx) - это набор спецификаций и стандартов. Практически все спецификации и стандарты представлены разными организациями. Они все сгруппированы в 3 основных категории: модель объединения содержания ("Content Aggregation Model (CAM)"), средства управления работой программы ("Run-Time Environment (RTE)") и последовательность и навигация ("Sequencing and Navigation (SN)) (представлена в SCORM 2004). 1.4 Критерии качества учебных материаловДокументы, методики и процедуры, используемые в управлении качеством, называются системой управления качеством. Показатель качества (системный элемент) - атрибут или группа атрибутов, характеризующие качество дистанционного образования (или обучения). В системе управления качеством имеется несколько групп показателей, характеризующих качество ДО. Показатели качества можно классифицировать по ряду признаков. Так, среди показателей качества ДО имеются показатели как числовые (типов real и integer), так и качественные (типов enumeration, string или boolean). Очевидно, что количественная оценка качества станет возможной после выбора способа перевода неколичественных показателей в количественные. Согласно концепции информатизации образования качество образования характеризуется следующими группами показателей: · показатели качества содержания образования; · показатели качества технологий обучения; · показатели качества результатов образования. Этому делению показателей на группы соответствует и предлагаемое группирование показателей качества по следующим аспектам и свойствам обеспечения, организации и проведения учебного процесса: · учебные планы и программы; · база учебных материалов; · техническое обеспечение; · методики и технологии проведения учебных занятий, включая тестирование обучаемых (процедуры промежуточного и итогового контроля, возможно использование результатов анкетирования обучаемых). · возможности производственной подсистемы; · кадровое обеспечение; · организационное обеспечение. Выбор групп показателей и конкретных показателей качества должен быть подчинен следующим требованиям: нужно учитывать основные показатели, которые, во-первых, существенно влияют на качество процесса ДО, во-вторых, могут быть оперативно оценены для практического использования в системе управления качеством. В группу "Учебные планы и программы" входят следующие показатели: · Соответствие учебных планов существующим стандартам профессионального образования; · Наличие учебных программ, их соответствие стандартам профессионального образования, современному состоянию предметной области и дидактическим требованиям. В настоящее время разработаны примерные учебные программы по всем дисциплинам высшего образования, прилагаемые к стандартам профессионального образования. Поэтому речь должна идти о рабочих программах дисциплин. В группу "База учебных материалов" входят следующие элементы качества электронных учебников: · Соответствие содержания учебника утвержденной учебной программе; · Соответствие объема материала установленным нормам; · Соответствие содержания учебника и его формы; · Полнота состава (комплектация) учебника; · Современность учебного материала; · Принятый в учебнике способ самотестирования обучаемых. Поскольку не все свойства учебника охватывает приведенный перечень показателей, можно список показателей расширить, введя в него экспертные оценки методического, содержательного и технологического уровней учебного материала. Более подробно эти показатели рассматриваются далее. Показатели группы "Техническое обеспечение ДО": · Достаточность в количественном отношении компьютерного оснащения учебных классов, степень его соответствия требованиям, предъявляемым к ПК для систем ДО. · Пропускная способность каналов передачи данных. В группу "Методики и технологии проведения учебных занятий в системе ДО" входят элементы качества, характеризующие технологии общения преподаватель-студент, студент-студент и проведения контрольных мероприятий: · Степень доступности преподавателей; · Удобство формы общения преподаватель-студент и студент-студент; · Объективность и полнота экспертизы подготовки обучаемых при проведении контрольных мероприятий (экзаменационных и зачетных сессий, защит проектов); · Обеспеченность цикла лабораторных работ и курсового проектирования необходимыми программными средствами. Наряду с технологиями, предусматривающими работу студентов под постоянным контролем и руководством со стороны людей-преподавателей, находят применение технологии обучения под руководством виртуальных преподавателей, в качестве которых выступают интеллектуальные обучающие системы. В этом случае на первый план выходят показатели качества сетевых учебников, характеризующих их роль, как "виртуальных преподавателей". Показатели группы "Возможности производственной подсистемы": · характеристики инструментальных средств для разработки электронных (сетевых) учебников и учебных пособий; · наличие и производительность оборудования для изготовления твердых копий, видеокурсов, компакт-дисков. Показатели группы "Кадровое обеспечение": · процентное соотношение преподавателей с учеными степенями доктора и кандидата наук и без степени, · наличие научных и/или методических публикаций у преподавателей, авторство в курсах ДО, рекомендованных к тиражированию. Показатели группы "Организационное обеспечение": · наличие автоматизированной системы управления документами, часто именуемой электронным деканатом, · наличие системы управления качеством обучения. Система управления качеством в соответствии со стандартами ISO 9000 является документальной системой, включающей: · описание политики учебного заведения в области обеспечения качества, · различные документы по регламентации обязанностей и полномочий лиц, связанных с обеспечением качества, · требования к используемым ресурсам ДО и к показателям качества учебных материалов и процедур учебного процесса, · планы действий по обеспечению этих требований и т.п. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. В настоящее время имеются системы управления обучением, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению. Система управления обучением -- основа системы управления учебной деятельностью (англ. Learning Managment System), используется для разработки, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа. Создаются данные материалы в визуальной учебной среде с заданием последовательности изучения. В состав системы входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные элементы для всех студентов, основанные как на содержательной компоненте, так и на коммуникативной. Известные системы управления обучением: Moodle, ILIAS, aTutor, Blackboard Learning System, CCNet, Claroline, Desire2Learn, Dokeos и многие друие. 1.5 Система управления обучением MoodleMoodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) распространяется свободно, как программное обеспечение с открытым исходным кодом (в соответствии с GNU Public License). Система Moodle прошла сертификацию соответствия стандарту SCORM 1.2. Moodle - это система управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), специально разработанная для создания онлайн-курсов преподавателями. Такие е-learning системы часто называются системами управления обучением (Learning Management Systems - LMS) или виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments - VLE). Moodle - это инструментальная среда для разработки как отдельных онлайн-курсов, так и образовательных -сайтов. В основу проекта положена теория социального конструктивизма и ее использование для обучения. Автор Moodle - Martin Dougiamas. По завершению курса обучения в университете по специальности Computer Science и Education подготовил и защитил диссертацию (Ph.D.) "The use of Open Source software to support a social constructionist epistemology of teaching and learning within Internet-based communities of reflective inquiry". Идея создания платформы поддержки обучения с использованием информационных технологий возникла у него в 1999 году после продолжительного опыта администрирования коммерческой платформы ВебCT в одном из крупных университетов - Curtin University (Австралия). Moodle задумывался как инструментарий расширения возможностей преподавания, а не как бесплатная замена распространенных коммерческих e-learning платформ ВебCT и BlackBoard. Однако, архитектура Moodle и заложенные в эту платформу принципы оказались настолько удачными, что Moodle завоевала признание мирового сообщества. Постановка задачиВ мировом сообществе особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества образования. Поэтому определены факторы, влияющие на качество образования, в том числе установлено влияние стандартизации на качество обучения. Рассмотрены существующие стандарты, особенно SCORM (http://www.adlnet.gov/Pages/Default.aspx) - набор спецификаций и стандартов, которые представлены разными организациями. Они все сгруппированы в три основных категории: модель объединения содержания ("Content Aggregation Model (CAM)"), средства управления работой программы ("Run-Time Environment (RTE)") и последовательность и навигация ("Sequencing and Navigation (SN)) (представлена в SCORM 2004).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|