на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Структуры и объединения
ассивы структур

Рассмотрим программу, определяющую число вхождений каждого ключевого слова в текст Си-программы. Нам нужно уметь хранить ключевые слова в виде массива строк и счетчики ключевых слов в виде массива целых. Один из возможных вариантов - это иметь два параллельных массива:

char *keyword[NKEYS];

int keycount[NKEYS];

Однако именно тот факт, что они параллельны, подсказывает нам другую организацию хранения - через массив структур. Каждое ключевое слово можно описать парой характеристик

char *word;

int count;

Такие пары составляют массив. Объявление

struct key {

char *word;

int count;

} keytab[NKEYS];

объявляет структуру типа key и определяет массив keytab, каждый элемент которого является структурой этого типа и которому где-то будет выделена память. Это же можно записать и по-другому:

struct key {

char *word;

int count;

};

key keytab[NKEYS];

Так как keytab содержит постоянный набор имен, его легче всего сделать внешним массивом и инициализировать один раз в момент определения. Инициализация структур аналогична ранее демонстрировавшимся инициализациям - за определением следует список инициализаторов, заключенный в фигурные скобки:

struct key {

char *word;

int count;

} keytab[] = {

"auto", 0,

"break", 0,

"case", 0,

"char", 0,

"const", 0,

"continue", 0,

"default", 0,

/*...*/

"unsigned", 0,

"void", 0,

"volatile", 0,

"while", 0

};

Инициализаторы задаются парами, чтобы соответствовать конфигурации структуры. Строго говоря, пару инициализаторов для каждой отдельной структуры следовало бы заключить в фигурные скобки, как, например, в

{ "auto", 0 },

{ "break", 0 },

{ "case", 0 },

...

Однако когда инициализаторы - простые константы или строки символов и все они имеются в наличии, во внутренних скобках нет необходимости. Число элементов массива keytab будет вычислено по количеству инициализаторов, поскольку они представлены полностью, а внутри квадратных скобок "[]" ничего не задано.

Программа подсчета ключевых слов начинается с определения keytab. Программа main читает ввод, многократно обращаясь к функции getword и получая на каждом ее вызове очередное слово. Каждое слово ищется в keytab. Для этого используется функция бинарного поиска. Список ключевых слов должен быть упорядочен в алфавитном порядке.

#include <stdio.h>

#include <ctype.h>

#include <string.h>

#define MAXWORD 100

int getword(char *, int);

int binsearch(char *, struct key *, int);

/* подсчет ключевых слов Си */

main()

{

int n;

char word[MAXWORD];

while(getword(word, MAXWORD) != EOF)

if (isalpha(word[0]))

if ((n=binsearch(word, keytab, NKEYS))>=0)

keytab[n].count++;

for (n = 0; n < NKEYS; n++)

if (keytab[n].count > 0)

printf("%4d%s\n",keytab[n].count, keytab[n].word);

return 0;

}

/* binsearch: найти слово в tab[0]...tab[n-1] */

int binsearch(char *word, struct key tab[], int n)

{

int cond;

int low, high, mid;

low = 0;

high = n-1;

while (low <= high) {

mid = (low + high)/2;

if ((cond = strcmp(word, tab[mid].word)) < 0)

high = mid - 1;

else if (cond > 0)

low = mid + 1;

else

return mid;

}

return -1;

}

Чуть позже мы рассмотрим функцию getword, а сейчас нам достаточно знать, что при каждом ее вызове получается очередное слово, которое запоминается в массиве, заданном первым аргументом.

NKEYS - количество ключевых слов в keytab. Хотя мы могли бы подсчитать число таких слов вручную, гораздо легче и безопасней сделать это с помощью машины, особенно если список ключевых слов может быть изменен. Одно из возможных решений -- поместить в конец списка инициализаторов пустой указатель (NULL) и затем перебирать в цикле элементы keytab, пока не встретится концевой элемент.

Но возможно и более простое решение. Поскольку размер массива полностью определен во время компиляции и равен произведению количества элементов массива на размер его отдельного элемента, число элементов массива можно вычислить по формуле

размер keytab / размер struct key

В Си имеется унарная операция sizeof, которая работает во время компиляции. Его можно применять для вычисления размера любого объекта. Выражения

sizeof объект

и

sizeof (имя типа)

выдают целые значения, равные размеру указанного объекта или типа в байтах. (Строго говоря, sizeof выдает беззнаковое целое, тип которого size_t определена заголовочном файле <stddef.h>.) Что касается объекта, то это может быть переменная, массив или структура. В качестве имени типа может выступать имя базового типа (int, double ...) или имя производного типа, например структуры или указателя.

В нашем случае, чтобы вычислить количество ключевых слов, размер массива надо поделить на размер одного элемента. Указанное вычисление используется в инструкции #define для установки значения NKEYS:

#define NKEYS (sizeof keytab / sizeof(struct key))

Этот же результат можно получить другим способом - поделить размер массива на размер какого-то его конкретного элемента:

#define NKEYS (sizeof keytab / sizeof keytab[0])

Преимущество такого рода записей в том, что их не надо коppектировать при изменении типа.

Поскольку препроцессор не обращает внимания на имена типов, оператор sizeof нельзя применять в #if. Но в #define выражение препроцессором не вычисляется, так что предложенная нами запись допустима.

Теперь поговорим о функции getword. Мы написали getword в несколько более общем виде, чем требуется для нашей программы, но она от этого не стала заметно сложнее. Функция getword берет из входного потока следующее "слово". Под словом понимается цепочка букв-цифр, начинающаяся с буквы, или отдельный символ, отличный от символа-разделителя. В случае конца файла функция возвращает EOF, в остальных случаях ее значением является код первого символа слова или сам символ, если это не буква.

/* getword: принимает следующее слово или символ из ввода */

int getword (char *word, int lim)

{

int c, getch(void);

void ungetch(int);

char *w = word;

while (isspace(c = getch()))

;

if (c != EOF)

*w++ = c;

if (!isalpha(c)) {

*w = '\0';

return c;

}

for ( ; --lim > 0; w++)

if (!isalnum(*w = getch())) {

ungetch(*w);

break;

}

*w = '\0';

return word[0];

}

Функция getword обращается к getch и ungetch. По завершении набора букв-цифр оказывается, что getword взяла лишний символ. Обращение к ungetch позволяет вернуть его назад во входной поток. В getword используются также isspace - для пропуска символов-разделителей, isalpha - для идентификации букв и isalnum - для распознавания букв-цифр. Все они описаны в стандартном заголовочном файле <ctype.h>.

2. Объединения

Объединение - это переменная, которая может содержать (в разные моменты времени) объекты различных типов и размеров. Все требования относительно размеров и выравнивания выполняет компилятор. Объединения позволяют хранить разнородные данные в одной и той же области памяти без включения в программу машинно-зависимой информации. Эти средства аналогичны вариантным записям в Паскале.

Объединения похожи на структуры, но выполняют несколько иные функции. В объединении все переменные начинаются с одного адреса, они совмещены в памяти, что позволяет интерпретировать одну и ту же область памяти, как данные разного типа. Размер объединения определяется максимальным размером переменной.

Формат объединения отличается от структуры только служебным словом union:

union имя {

тип1 имя переменной 1;

тип2 имя переменной 2;

};

Объединение, как и структура, определяет новый тип данных и описывается, как правило, вне описания функции, а переменные описываются, используя его имя как имя нового типа. Точка с запятой в конце описания объединения должна обязательно присутствовать.

Доступ к элементам объединения осуществляется так же, как к элементам структуры - через точку для имени объединения, или по стрелке для обращения через указатель.

Пример 1. Например, имеется 4 флага, и мы хотели бы сократить время для операций с несколькими флагами сразу. Для простоты рассмотрим, как можно обнулить все флаги одной операцией:

union Flag{

long g;

char ch[4];

};

void main()

{

Flag fl;

fl.ch[0] = 1;

fl.ch[1] = 2;

fl.ch[2] = 4;

fl.ch[3] = 8;

printf("Flag = %x\n",fl.g);

fl.g = 0; //Все флаги равны 0

printf("Flag = NULL\n");

for (int i = 0; i < 4; i++)

printf("%d\n",(int)fl.ch[i]);

}

Мы описали объединение, как переменную типа long и, одновременно, в виде массива типа char. Теперь, для переменной типа Flag, мы можем работать с каждым флагом независимо, или, используя операцию с переменной типа long, обнулить все флаги простой операцией присваивания fl.g = 0;.

В следующем операторе вывода мы хотели вывести каждый символ в виде целого числа, поэтому мы поставили оператор явного преобразования типа: (int)fl.ch[i].

3. Практические задания

Задание 3.1

Рассмотреть пример однонаправленного списка, построенного на структуре List. Измените структуру так, чтобы получить возможность передвигаться по списку не только вперед, но и назад (двунаправленный список).

Задание 3.2.

Записи в линейном списке содержат ключевое поле типа int. Сформировать однонаправленный список. Удалить из него элемент с заданным номером, добавить элемент с заданным номером.

Задание 3.3.

Записи в линейном списке содержат ключевое поле типа *char(строка символов). Сформировать двунаправленный список. Удалить элемент с заданным ключом. Добавить К элементов перед элементом с заданным номером.

4. Лабораторные задания

Написать программу, в которой необходимо объявить структуру данных в соответствии с вариантом. Написать все необходимые функции для работы со структурой:

- функцию, которая размещает структуру в памяти и возвращает указатель на нее;

- функцию, удаляющую структуру из памяти;

- функцию для установки полей структуры, например:

- функции, возвращающие значения полей, например:

- функцию для просмотра структуры (вывода значений ее полей).

Разместить структуры в динамической памяти, объединив их в список. Написать все необходимые функции для работы со списком:

- функцию, добавляющую структуру в список;

- функцию, удаляющую структуру из списка;

- функцию, возвращающую количество элементов в списке.

Написать функцию, выполняющую запрос (пример запроса для каждого варианта приведен в таблице). Сохранить список в файле.

Таблица.

Примеры вариантов

Вариант

Структура

Поля структуры

Пример запроса

1

СТУДЕНТ

имя char*

Имена студентов указанного курса

курс int

пол bool

2

СЛУЖАЩИЙ

имя char*

Количество служащих со стажем не меньше заданного

профессия char*

рабочий стаж int

3.

АВТОМОБИЛЬ

марка - char*

Марки автомобилей мощностью не более заданной

мощность - int

стоимость - float

4

КАДРЫ

имя char*

Имена рабочих заданного разряда

номер цеха int

разряд int

5

ЦЕХ

имя char*

Наименование продукции, количество которой не менее заданного

начальник char*

кол-во рабочих int

6

ИЗДЕЛИЕ

наименование char*

Наименования изделий, количество которых не более заданного

шифр char*

количество int

7

БИБЛИОТЕКА

имя char*

Количество книг указанного автора

автор char*

стоимость real

8

ЭКЗАМЕН

имя студента char*

Имена студентов, сдававших экзамен в заданный день

дата int

оценка int

9

АДРЕС

имя char*

Имена живущих на четной стороне заданной улицы

улица char*

номер дома int

10

ТОВАР

имя char*

Наименование товара, стоимостью не выше заданной

количество int

стоимость real

11

КВИТАНЦИЯ

номер int

Общая сумма всех квитанций указанной даты

дата int

сумма real

12

СТРАНА

название char*

Название стран, площадью не меньше заданной

денежная единица char*

площадь float

13

ПОЕЗД

номер char*

Номера всех поездов указанного типа

тип char*

кол-во вагонов int

14

ИГРА

наименование char*

Наименование игры указанного типа и со стоимостью не выше заданной

тип char*

стоимость float

15

ПЛАНЕТА

имя char*

Имя планет с расстоянием от Земли не больше заданной

размер real

расстояние от Земли real

16

ЖИВОТНОЕ

имя char*

класс char*

средний вес float

Имена всех животных заданного класса

17

ФОТОАППАРАТ

модель char*

Модели фотоаппаратов с размером матрицы не меньше заданной

изготовитель char*

размер матрицы int

18

КОРАБЛЬ

имя char*

Среднее водоизмещение кораблей заданного типа

тип char*

водоизмещение int

19

РЕКА

имя char*

Среднюю длину реки на указанном континенте

континент char*

длина float

20

БЛЮДО

название char*

Общую стоимость заказа

тип char*

стоимость float

5. Дополнительные задания

Задание 5.1.

Напишите программу, которая читает текст Си-программы и печатает в алфавитном порядке все группы имен переменных, в которых совпадают первые 6 символов, но последующие в чем-то различаются. Не обрабатывайте внутренности закавыченных строк и комментариев. Число 6 сделайте параметром, задаваемым в командной строке.

Задание 5.2.

Напишите программу печати таблицы "перекрестных ссылок", которая будет печатать все слова документа и указывать для каждого из них номера строк, где оно встретилось. Программа должна игнорировать "шумовые" слова, такие как "и", "или" и пр.

Задание 5.3.

Напишите программу, которая печатает весь набор различных слов, образующих входной поток, в порядке возрастания частоты их встречаемости. Перед каждым словом должно быть указано число вхождений.

Библиографический список

1. Керниган Б., Ритчи Д., Фьюэр А. Язык программирования Си: Задачи по языку Си. М.: Финансы и статистика, 1985. - 192с.

2. Керниган Б., Ритчи Д. Язык программирования Си. М.:Финансы и статистика, 1992. - 272с.

3. Подбельский В. В., Фомин С. С. Программирование на языке Си. Учеб.пособие. М.: Финансы и статистика, 2004. 600 с.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.