на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Табличные процессоры
p align="left">В рассмотренном примере будут отобраны только те сотрудники, должность которых - "инженер". Не будут учитываться сотрудники - старшие инженеры или инженеры - конструкторы и т.д. Для того, чтобы учесть и те должности, в названии которых слово "инженер" - не единственное, надо использовать критерий частичного совпадения текстов, т.е. искать такие значения должности, в которые входит слово "инженер".

Этой цели отвечает функция ПОИСК(). Она осуществляет поиск одного текста внутри другого и возвращает номер позиции, где этот текст найден. Обращение к этой функции имеет вид:

ПОИСК(искомый текст; текст для поиска; начальная позиция)

Недостатком этой функции является то, что при отрицательном результате поиска она возвращает код ошибки #ЗНАЧ! Чтобы освободиться от кода ошибки, который не воспринимается другими функциями, надо использовать функцию ЕОШ или ЕОШИБКА.

Функция ЕОШИБКА(значение) проверяет, является ли значение кодом ошибки (#Н/Д, #ЗНАЧ!, #ССЫЛКА!, #ДЕЛ/0!, #ИМЯ?, #ПУСТО!) и возвращает значение "истина", если значение является кодом ошибки и "ложь" - в противном случае.

Таким образом, функция

ЕОШИБКА (ПОИСК(искомый текст; текст для поиска; начальная позиция))

Будет давать значение ложь, если исходный текст найден, истину - если не найден.

Соответственно, функция отрицания "НЕ", взятая от функции ЕОШИБКА, будет возвращать истину и ложь на противоположных значениях аргументов, т.е.

НЕ( ЕОШИБКА (ПОИСК ("инженер"; В3;1)))

возвращает значение "истина", если в тексте значения ячейки В3 присутствует слово "инженер". Если в ячейке В3 слова "инженер" нет, то возвращается "ложь".

Нам требуется отобрать инженеров с доходом >20000, т.е. нужно одновременное выполнение двух условий. Поэтому в качестве условия в функции ЕСЛИ необходимо использовать логическую функцию "И", осуществляющую логическое умножение нескольких логических аргументов.

Таким образом, функция ЕСЛИ, помещаемая в ячейку Е3, примет вид:

ЕСЛИ(И(НЕ(ЕОШИБКА(ПОИСК "инженер"; В3; 1))); С3>20000); 1; 0).

Скопируем эту формулу в ячейки Е4:Е15. получим столбец, состоящий из 0 и 1. Теперь остается только подсчитать количество единиц или, что то же самое, подсчитать сумму содержимого ячеек этого диапазона:

СУММ(Е3:Е15).

Таким образом, получим количество специалистов, должность которых содержит слово "инженер", которые имеют годовой доход >20000.

Задание 4. Определить, насколько самый большой доход превышает самый маленький (по формуле).

Порядок работы.

В табличном процессоре Excel содержится большой выбор различных функций. Есть функции, которые позволяют определить наибольшее число из заданных (функция МАКС()) и наименьшее число (функция МИН()). Поэтому формула следующая:

МАКС(С3:С15)-МИН(С3:С15).

Контрольные вопросы.

1. Каков синтаксис функции ЕСЛИ()?

2. Для чего нужны формулы массивов?

3. Как выглядит адрес ячейки, расположенной на другом листе?

4. В чем различие абсолютной и относительной адресации?

5. Что вычисляет функция СЧЕТЕСЛИ()?

Лабораторная работа №3

Цель работы: научиться работать с таблицами в Ехсеl , как с базами данных.

Задание 1. Создать базу данных с записями следующей структуры:

Отдел

ФИО

Должность

Возраст

Пол

З/П 1 кв

З/П 2 кв

З/П 3 кв

З/П 4 кв

Год.З/П

В этой базе данных заданы зарплаты по кварталам Годовая З/П - вычисляемое поле - сумма зарплат по кварталам. Заполнить базу данных записями (более 10 штук), в котором повторяются 2 отдела и 3-4 должности.

Порядок работы.

Excel - более чем подходящий инструмент для работы с плоскими (табличного вида) файлами баз данных или списками. Список - набор строк, содержащий связанные данные. Список может использоваться как небольшая база данных, в которой строки выступают в качестве записей, столбцы являются полями, а ячейки - отдельные элементы данных. Первую строку списка при этом Excel воспринимает в качестве заголовков столбцов. Поэтому список начинаем создавать как обычную таблицу в Excel, учитывая, что между заголовками столбцов и конкретными данными не должно быть пробелов (см. рис. 6).

В нашей таблице все данные вводятся произвольно, кроме последнего столбца - "Годовая зарплата". Здесь мы используем функцию СУММ(), для того чтобы сложить зарплату данного человека за все четыре квартала.

Задание 2. Просмотреть список с помощью формы.

Порядок выполнения.

Форма - это окно диалога, предназначенное для управления списком. Excel создает форму автоматически, анализируя структуру списка. Чтобы получить форму, надо выделить список как диапазон и выбрать в меню Данные команду Форма (см. рис. 7). В окне формы отображается только одна запись. С помощью кнопки Далее можно поочередно просмотреть все записи списка. С помощью формы можно редактировать все поля списка, за исключением вычисляемых и защищенных полей. При создании формы данных Excel начинает с имен полей и добавляет текстовое поле для каждого значения, доступного для редактирования.

Рис. 6.

Рис. 7.

Далее со статусом только для чтения включаются поля, которые содержат результаты расчетов по формулам - эти поля недоступны для редактирования. Полоса прокрутки и кнопки Назад и Далее позволяют быстро перемещаться по списку. Индикатор номера записи в правом верхнем углу отражает номер текущей записи и общее число записей в списке.

Задание 3. Добавить, удалить несколько записей с помощью формы.

Порядок работы. Добавление и удаление записей с помощью формы - процедуры очень простые и быстрые. Чтобы добавить запись надо выполнить следующую последовательность действий:

1. Открыть окно формы.

2. Нажать кнопку Добавить. Excel создаст новую пустую запись - очистит поля редактирования и выведет на месте индикатора номера записи Новая запись.

3. Заполнить поля новой записи.

4. По окончании нажать кнопку Закрыть.

При создании новой записи через форму Excel добавляет ее в конец списка.

Для удаления записи с помощью формы нужно выполнить следующие шаги:

1. Открыть окно формы данных.

2. Найти запись для удаления.

3. Нажать кнопку Удалить. Excel предупреждает, что запись будет удалена окончательно.

4. Подтвердить удаление. Excel удалит запись.

5. Для возврата в экран листа нажать кнопку Закрыть.

При удалении записи таким образом Excel удаляет данные из строки и для заполнения образовавшегося промежутка смещает нижние записи вверх

Задание 4. С помощью формы вывести данные о сотрудниках старше 35 лет, у которых зарплата за 1 квартал <40000.

Порядок работы. Найти запись в списке можно, указав критерий, которому должна отвечать запись. Excel сравнивает каждую запись с критериями и показывает первую запись, которая отвечает этому критерию. В форме можно установить только простые критерии поиска. Критерий поиска составляется с использованием текста, чисел и операторов сравнения "равно" или "больше" ("меньше").

Для поиска записей нужно:

1. Открыть окно формы.

2. Нажать кнопку Критерии. Excel выводит пустые поля записи и заменяет индикатор номера записи словом Критерии.

3. Зайти в поле, по которому будет выполняться поиск, и ввести критерий. В нашем задании в поле "Возраст" установим критерий <35, а в поле "З/п 1 кв": <40000 (см. рис 8).

Кнопки Далее и Назад используются для перемещения по записям, отвечающим критерию, если этих записей найдено несколько.

Задание 5. Используя функции для работы с базой данных и задавая критерии, определить:

a) средний возраст женщин и средний возраст мужчин;

b) количество пенсионеров по возрасту ( у мужчин - начиная с 60 лет, у женщин - с 55 лет);

c) среднюю зарплату секретарей в отделе КПО (за год);

d) количество мужчин в возрасте от 30 до 50 лет.

Рис. 8.

Порядок работы. Для списков в Excel существует набор функций, который носит название "функции баз данных" или Д-функции. Эти функции отличаются тем, что:

- подводят итоги для столбца таблицы;

- в результат включаются только те строки, которые удовлетворяют заданному критерию.

Общий синтаксис функций баз данных:

Д-функция(список, поле, критерий).

Чтобы подсчитать средний возраст женщин, надо прежде всего создать критерий. Критерий - это диапазон, содержащий заголовок столбца и одну ячейку с условием под заголовком. Если нас интересует средний возраст женщин, то критерий будет выглядеть следующим образом:

Пол

ж

С помощью мастера функций выбираем функции, относящиеся к разделу "Работа с базой данных" и затем функцию ДСРЗНАЧ(). Как было указано выше Д-функция имеет три аргумента. В качестве первого аргумента выбираем диапазон ячеек, формирующих список.

Рис. 9.

Вторым аргументом Поле задается заголовок столбца в двойных кавычках или число, представляющее номер столбца в списке. Третий аргумент - диапазон, содержащий задаваемые условия. Таким образом, Д-функция будет иметь следующий вид: ДСРЗНАЧ(A1:J11; D1; G21:G22). Аналогично надо поступить при вычислении среднего возраста мужчин, создав нужный критерий. Подсчитаем количество пенсионеров среди мужчин (пункт b)). Для этого нам понадобится критерий следующего вида:

Возраст

Пол

>60

м

В качестве Д-функции выбираем функцию БСЧЕТ() со следующими параметрами: БСЧЕТ(A1:J11; D1; B13:C14) (см. рис. 10).

Рис.10.

В пункте c) требуется подсчитать зарплату секретарей в отделе КПО (за год). Здесь опять будет двойной критерий, но по полям Должность и Отдел. Чтобы подсчитать среднюю зарплату воспользуемся Д-функцией ДСРЗНАЧ(). В качестве второго параметра Д-функции выступает столбец J, в котором определена годовая зарплата сотрудника (см. рис.11).

Рис. 11.

Подсчитаем количество мужчин в возрасте от 30 до 50 лет (пункт d)). При создании критерия в данной задаче необходимо дважды использовать столбец Возраст, т.к. его значение должно быть >30 и <50. Поскольку определяется количество, то выбираем Д-функцию БСЧЕТ() (см. рис. 12).

Рис. 12.

Таким образом, мы привели несколько примеров работы с таблицей в Excel как с базой данных.

Контрольные вопросы.

1. Что называют списком в Excel?

2. Как получить форму для таблицы?

3. Как называются функции для работы с базой данных?

4. Можно ли при задании критерия выбирать значения нескольких столбцов?

5. Какие Д-функции вы знаете?

Литература

1. Гарнаев А.Ю. Excel, VBA, Internet в экономике и финансах. - СПб.: БХВ-Петербург, 2001. - 816 с.

2. Лавренов С.М. Сборник примеров и задач. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 336 с.

3. Попов А.А. Excel: практическое руководство. - М.:ДЕСС КОМ, 2000. - 302 с.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.