p align="left">Манипулятор "мышь" очень удобен при работе с графикой и оболочками ОС, использующими пиктограммы, но он может только фиксировать координаты курсора на экране, а вводить символьную информацию "мышью" слишком долго и неудобно. Одна разновидность манипулятора "мышь", Mouse Serial, подключается к СОМ-порту и использует IRQ4 для СОМ1 или IRQ5 для СОМ2. Другая, System Mouse, подключается к системной шине через специальный контроллер. Распределение сигналов на разъеме последовательной "мыши" следующее: DATA - 2 / 3, GND - 5 / 7, +5 V - 4, 7 / 4, 20, -5 V - 3 / 9. Здесь номера контактов перед символом слэж относятся к 9-контактному разъему СОМ-порта, а после - к 25-контактному. Манипулятор трекбол - вращающийся шар, также предназначен для фиксации координат курсора на экране монитора. Он не требует дополнительного места на столе, более надежен в работе (нет соединительного кабеля) и часто используется в РС конструкций LapTop. Работать с ним менее удобно, чем с мышью, так как для нажатия кнопок на "мыши" у вас свободны пальцы, а для работы с трекболом приходится переносить пальцы на кнопки. В последнее время в РС, особенно конструкций LapTop, применяется сенсорная панель, называемая также Wersa Glade или Thouch Pad. Она очень удобна при работе с ОС, использующими пиктограммы, и не имеет недостатков “мыши” и трекбола. Для работы с ней нужно просто водить пальцем по небольшой сенсорной панели, расположенной на стандартной клавиатуре и курсор на экране повторяет движения пальца по сенсорной панели. Еще один вид манипулятора - Track Point, представляет собой небольшую кнопку, расположенную на стандартной клавиатуре в районе малой клавиатуры управления курсором. По сути эта кнопка работает как джойстик: в зависимости от направления нажатия на нее - влево, вправо, вверх или вниз в том же направлении смещается и курсор на экране. Trасk Point нажимают средним пальцем, а указательным и безымянным можно нажимать две другие, рядом расположенные клавиши, которые функционально идентичны левой и правой кнопкам “мыши”. Манипуляторы типа джойстик предназначены исключительно для игр, авто- флай- и им подобных симуляторов. Джойстики выпускаются в двух модификациях: - Кемпстон-джойстик, и - пропорциональный джойстик. Первый только фиксирует положение рукоятки подобно клавишам управления курсором на стандартной клавиатуре, а пропорциональный работает как "мышь", смещая курсор на экране монитора пропорционально углу отклонения рукоятки джойстика от вертикального положения. Оба джойстика используются исключительно с игровыми программами и симуляторами (имитаторы управления автомобилем, самолетом и т. п.). Все вышеперечисленные устройства ввода требуют именно своих, специализированных средств программной поддержки (Firm Ware), т.е. соответствующих программ и драйверов. К устройствам для массового или специального ввода информации в РС относятся сканеры, дигитайзеры (сколки) и т. д. Контрольные вопросы. 1.Какие устройства входят в подсистему ввода-вывода оперативной информации РС? 2. Какие типы клавиатур используются в ПЭВМ? 3. В чем достоинства и недостатки KBD шилдовой системы? 4. Какие типы клавиатур наиболее надежны в работе? 5. Какие меры антидребезговой защиты применяются в РС? 6. Какие типы манипуляторов используются в РС? 7. Как подключается к РС serial mouse? system mouse? 8. Что за манипулятор Wersa Glade? 9. Какие разновидности джойстиков используются в РС, их особенности и области применения. 1.5.1.2) Средства вывода оперативной информации Для вывода оперативной информации из РС используются дисплей и регистрирующие устройства - принтеры. Дисплей может быть выполнен: - на вакуумном кинескопе телевизионного типа, - на жидкокристаллической панели, - на газоразрядной панели, - на светодиодной матричной панели. Видеомонитор на вакуумном кинескопе для обычного домашнего, офисного, управленческого использования часто подходит лучше всего. Он использует давно отработанный в телевидении способ формирования цветного изображения, обладает вполне хорошими скоростными характеристиками, высоким разрешением, яркостью и контрастностью, но тяжел по весу, громоздок, боится ударов и требует для своего питания высоких напряжений (до 25 киловольт), в связи с чем, имеет повышенный фон мягкого рентгеновского излучения. Но последнее заметно снижается применением специальных светофильтров или особой технологией изготовления стекла экрана, а остальные недостатки для стационарных условий эксплуатации не столь существенны. Жидкокристаллическая панель (ЖКИ) имеет малый вес, конструктивно плоская, очень экономична, не требует для питания высоковольтных источников питания, мало чувствительна к ударам и пыли. По сравнению с видеодисплеями телевизионного типа, ЖКИ-панель имеет почти такую же разрешающую способность, но несколько уступает TV-дисплеям по скоростным характеристикам. Видеокарта поддерживает полосу частот видеосигнала в 35 МГц, что соответствует минимальному времени релаксации пикселей дисплея порядка 30 мксек. Дисплей на ЭЛТ практически обеспечивает время релаксации порядка 100 мксек, тогда как время релаксации современных ЖКИ-панелей превышает 8 мсек. Кроме того, качество изображения на ЖКИ-панели зависит от направления взгляда: при обзоре ЖКИ-панели с углов более 300 от перпендикуляра к плоскости экрана, изображение теряет четкость и цветовую яркость. Так что ЖКИ-дисплеи для работы со скоростными мультимедийными приложениями, могут быть рекомендованы только с известными ограничениями. В последних моделях ЖКИ-дисплеев многие из их недостатков уже устранены использованием современных высоких технологий, поэтому сейчас компьютеры все больше комплектуются именно ЖКИ-мониторами. Газоразрядные панели используют свечение разреженного газа в электрическом поле. Плоские, легкие, но только монохромные, с относительно невысокой разрешающей способностью и требуют для своего питания повышенного напряжения (100-120 вольт). Используются в РС специального назначения. Светодиодные панели (СДП) - плоские, яркие, управляются низким напряжением, цветные, ударопрочные, быстрые, но их разрешающая способность уступает телевизионным кинескопам и ЖКИ-панелям, так как каждый цветной пиксель образован тремя светоизлучающими кристаллами полупроводника, да и мощность потребления СДП довольно значительна (порядка 500 Вт). Интерфейс видеоподсистемы. Видеосигналы управления монитором вырабатываются не системной платой, а на адаптерах-контроллерах монитора, вставляемых в слот расширения системной шины, или интегрированных непосредственно на системную плату компьютера. Плата (карта) видеомонитора, называемая также видео-картой, содержит схему поддержки алфавитно-цифровой информации, она же может поддерживать режим побитовой графики, в отличие от векторной графики, когда изображение формируется не из точек, пикселей, а из отрезков линий. Видеокарта, в зависимости от ее назначения, может вырабатывать следующие сигналы: - полный видеосигнал (выведен на разъем RCA), - набор RGB-сигналов и сигналов строчной и кадровой синхронизации (выведен на 9- или 12-контактный разъем, расположенный под разъемом RCA). RCA работает с видеовходом монитора подобно видеоплейеру с телевизором. В этом случае, дисплей должен уметь работать с полным видеосигналом, характеристики изображения при этом получаются несколько хуже, а монитор - сложнее. RGB-монитор обрабатывает: - три цветовые составляющие: R, G и В (красная, зеленая, синяя), - сигнал яркости (интенсивности), - сигналы синхронизации растра. Видеокарта содержит встроенную RAM, в которую программно записываются страницы информации, подлежащие выводу на дисплей. Видеопамять (VDRAM) видео-карты имеющая объем 256 Кбайт и более, начинается с адреса, определяемого типом видеосистемы (MDA, CGA, VGA, SVGA) и содержит в алфавитно-цифровом режиме по два байта на символ - код символа ASCII и код атрибута символа. Код атрибута определяет цвет символа, цвет фона, яркость символа, негативность высветки символа, режим мерцания. В чисто графическом режиме, не работе псевдографикой, при которой каждый элемент деловой графики - тоже некоторый символ, видео-RAM содержит полную бинарную копию экрана с атрибутами каждого пикселя. Контроллер видеокарты для этого должен быть соответственно перепрограммирован. Для вывода на экран алфавитно-цифровой (АЦ) информации, код символа ASCII должен быть переработан в точечный образец символа, который в дальнейшем и будет воспроизведен на экране. Это преобразование происходит в ПЗУ (или ОЗУ) знакогенератора видеоконтроллера. Опрос знакогенератора происходит по адресам, соответствующим ASCII-кодам символа, из которых считывается уже матрица 8х8 или более точек, составляющая собственно образ символа на экране. Упрощенная блок-схема видеоадаптера VGA приведена на рисунке 1.9. ------¬ -------¬ ------¬ -----¬ канал в/в ¦ ШнФ ¦ ¦видео-¦ ¦ ПЗУ ¦ -------¬ ¦ ЦАП¦ сигнал --------->¦ ¦--T-->¦память¦---->¦ ¦-->¦Рг сдв¦-->¦ ¦------> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ->L------- ¦ ¦ яркости L------ ¦ L--T---- L--T--- ¦ ---------->¦ ¦ ¦ ¦ряд в строке¦ ¦ ¦ гаш.курс ¦ ¦ ¦ ---+--¬---------- сдв¦ ¦ ------->L----- --------¬ L-->¦контр¦--------------- ¦ ¦ аттр. ¦ген. ТИ¦---->¦ ЭЛТ ¦----------------- ¦ L-------- ¦ ¦-------------------- RGB ¦ ¦--------------------------------------> ¦ ¦ ----------¬ ------¬ КСИ ¦ ¦----->¦секвенсор¦---->¦ ФКИ ¦---------> ¦ ¦ ¦ ¦-¬ L------ L------ L---------- ¦ ------¬ ССИ L-->¦ ФСИ ¦---------> L------ Рисунок 1.9.. Блок-схема видеоадаптера VGA. На приведенной схеме: Контроллер ЭЛТ - основная компонента адаптера - СБИС VGA IC. Генератор точек символов - ПЗУ МК3600 от 8х8 до 9х16 точек в матрице символа. Видеопамять - 4 секции по 64 Кбайт. Рг сдв - регистр сдвига, преобразующий параллельный код строки матрицы символа в последовательность яркостных точек в строке экрана. ЦАП - добавляет к ним бланкирующие сигналы и сигналы гашения обратного хода луча, а также определяет режим вывода символа (яркий, мигающий и т. д.) и формирует амплитудно-модулированный сигнал яркости для ЭЛТ. Контроллер ЭЛТ, в зависимости от атрибутов символа, формирует сигналы цветов символа и фона, мерцания, негативности, яркости. Секвенсор формирует сигналы кадровой (КИ) и строчной (СИ) синхронизации генераторов разверток дисплея. ФКИ и ФСИ - формирователи кадровых и строчных импульсов синхронизации соответственно. Генератор ТИ синхронизирует работу видеоадаптера и имеет две кварцованные частоты 25,175 и 28,322 МГц; меньшая - для вывода 8-битовой строки символа, большая - для 9-битовой. Разрешающая способность дисплея программируется в секвенсоре через контроллер ЭЛТ. Сам контроллер ЭЛТ тоже программируется и, используя информацию об атрибутах символа из VIDEO-RAM, управляет цветовыми и яркостным каналами, вырабатывает синхросигналы разверток, следит за тем, чтобы номер строки выводимого символа соответствовал строке на экране, определяет частоту сдвига в регистре сдвигов, в зависимости от требуемого разрешения (числа точек в строке), и регенерирует VIDEO-RAM. В нем же есть регистр положения курсора на экране и признак его выключения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41
|