на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Управление оперативной памятью
p align="left">Для функционирования драйвера EMM386.SYS требуется обеспечить поддержку расширенной памяти, которую осуществляет драйвер HIMEM.SYS. При этом драйвер HIMEM.SYS должен быть загружен до драйвера EMM386.SYS, поэтому строка DEVICE=HIMEM.SYS в файле CONFIG.SYS должна предшествовать строке DEVICE=EMM386.SYS. Таким образом, дополнительная память - это просто добавочная память. Расширенная память - это специальная добавочная память, удовлетворяющая требованиям спецификации EMS. Следует отметить, что термины "дополнительная" и "расширенная" память применяются только в операционной системе DOS. В других операционных системах, например, в OS/2, Unix или Windows NT можно использовать всю память компьютера. В этих операционных системах память называется просто "памятью".

Верхняя память

Помимо базовой, расширенной и дополнительной памяти, в ПК существует еще так называемая верхняя память (не путайте с верхним блоком памяти!). Как известно, 20-разрядный адрес при работе ПК в реальном режиме образуется путем сложения двух 16-разрядных слов - сегмента и смещения. Перед сложением сегмент смещается на 4 разряда влево (умножается на 16), что и обеспечивает 20-разрядный результат сложения - адрес конкретного байта. Формальное сложение сегмента и смещения может привести к переполнению 20-разрядной адресной сетки. Действительно, если, например, сегмент S=$FFFF, а смещение O=$0010, то сложение $FFFF*16 + $0010 дает значение $100000, для представления которого требуется уже 21 разряд. Поскольку в ПК применяется 20-разрядная шина, переполнение результата не может использоваться, и "лишний" 21-й разряд просто теряется, т.е, адресация с сегментом S= $FFFF и смещением O> $000F эквивалентна адресации с сегментом S= $0000 и смещением O= O - $0010. В адресной шине IBM AT имеется 21-й разряд, но его использование обычно запрещено. Однако в таких компьютерах предусмотрена возможность программного управления 21-м разрядом. Если этот разряд разблокировать, программе, работающей в реальном режиме процессора, станут доступны еще почти 64 К (без 16 байт). Эта часть памяти и называется верхней (High Memory Area). MS DOS версии 5.0 и некоторые совместимые с ней операционные системы других фирм (например, DR-DOS фирмы Digital Research версии 4.0 и выше) могут размещать в верхней памяти свои резидентные части, тем самым освобождая драгоценную стандартную память для программ пользователя. Таким образом, существуют 4 вида оперативной памяти: * базовая - с адресами от $00000 до $FFFFF; * верхняя - с адресами от $100000 до $10FFEF; * дополнипельная - с адресами от $100000 до $FFFFFFFF; * расширенная - организуется специальными аппаратными средствами на компьютерах с микропроцессорами 8088, 8086, 80286 и может программно эмулироваться на процессорах 80386 и 80486.

1.2 Принципы управления и распределения оперативной памяти

Основной ресурс системы, распределением которого занимается ОС - это оперативная память (ОП). Поэтому организация памяти оказывает большое влияние на структуру и возможности ОС.

Используемые в операционных системах алгоритмы распределения ОП многообразны. Причинами этого многообразия являются:

· многоуровневая структура памяти (регистровая, оперативная, внешняя)

· стремление обеспечить пользователя характеристиками, отличными от реальных (виртуальная память)

· необходимость согласования распределения ОП с распределением центрального процессора

Самый простой случай управления памятью - ситуация, когда диспетчер памяти отсутствует, и в системе может быть загружена только одна программа. Именно в таком режиме работают CP/M и RT-11 SJ (Single-Job, однозадачная).

В этих системах программы загружаются с фиксированного адреса PROG_START. В CP/M это 0x100; в RT-11 - 01000. В адресах от 0 до начала программы находятся вектора прерываний, а в RT-11 - также и стек программы. В этом случае управление памятью со стороны системы состоит в том, что загрузчик проверяет, поместится ли загружаемый модуль в пространство от PROG_START до SYS_START. Если объем памяти, который использует программа, не будет меняться во время ее исполнения, то на этом все управление и заканчивается.

Однако программа может использовать динамическое управление памятью, например функцию malloc(). В этом случае уже код malloc() должен следить за тем, чтобы не залезть в системные адреса. Как правило, динамическая память начинает размещаться с адреса PROG_END = PROG_START + PROG_SIZE. PROG_SIZE в данном случае обозначает полный размер программы, то есть размер ее кода, статических данных и области, выделенной под стек.

Функция malloc() поддерживает некоторую структуру данных, следящую за тем, какие блоки памяти из уже выделенных были освобождены. При каждом новом запросе она сначала ищет блок подходящего размера в своей структуре данных и, только когда этот поиск завершится неудачей, откусывает новый блок памяти у системы. Для этого используется переменная, которая в библиотеке языка C называется brklevel. Изначально эта переменная равна PROG_END, ее значение увеличивается при выделении новых блоков, но в некоторых случаях может и уменьшаться. Это происходит, когда программа освобождает блок, который заканчивается на текущем значении brklevel.

Потребности отдельных программ в ресурсе памяти в процессе обработки могут меняться, что заранее, до запуска программы, не может быть учтено. В связи с этим необходимо распределять память динамически непосредственно в ходе вычислительного процесса, т.е. осуществлять динамическое распределение памяти.

Алгоритмы динамического упpавления памятью

Динамическое распределение памяти (его еще иногда называют управлением кучей (pool или heap)) представляет собой нетривиальную проблему. Действительно, активное использование функций malloc/free может привести к тому, что вся доступная память будет разбита на блоки маленького размера, и попытка выделения большого блока завершится неудачей, даже если сумма длин маленьких блоков намного больше требуемой. Это явление называется фрагментацией памяти. Кроме того, большое количество блоков требует длительного поиска.

В зависимости от решаемой задачи используются различные алгоритмы поиска свободных блоков памяти. Действительно, программа может требовать множество блоков одинакового размера, или нескольких фиксированных размеров. Это сильно облегчает решение проблемы фрагментации и поиска. Возможны ситуации, когда блоки освобождаются в порядке, обратном тому, в котором они выделялись. Это позволяет свести выделение памяти к стековой структуре. Возможны ситуации, когда некоторые из занятых блоков можно переместить по памяти. Так, например, функцию realloc() в ранних реализациях системы UNIX можно было использовать именно для этой цели.

В стандартных библиотеках языков высокого уровня, таких как malloc/free/realloc в C, new/dispose в Pascal и т.д., как правило, используются алгоритмы, рассчитанные на худший случай: программа требует блоки случайного размера в случайном порядке и освобождает их также случайным образом.

Возможны алгоритмы распределения памяти двух типов: когда размер блока является характеристикой самого блока, и когда его сообщают отдельно при освобождении. К первому типу относится malloc/free, ко второму - GetMem/FreeMem в Turbo Pascal. В первом случае с каждым блоком ассоциируется некоторый дескриптор, который содержит длину этого блока и еще информацию. Этот дескриптор может храниться отдельно от блока, или быть его заголовком. Иногда дескриптор состоит из двух меток - в начале блока и в его конце. Для чего это может быть полезно, будет рассказано ниже.

Обычно все свободные блоки памяти объединяются в двунаправленный связанный список. Список должен быть двунаправленным для того, чтобы из него в любой момент можно было извлечь любой блок. Впрочем, если все действия по извлечению блока производятся после поиска, то можно слегка усложнить пpоцедуpу поиска и всегда сохранять указатель на пpедыдущий блок. Это pешает пpоблему извлечения и можно огpаничиться однонапpавленным списком. Беда только в том, что многие алгоpитмы пpи объединении свободных блоков извлекают их из списка в соответствии с адpесом, поэтому для таких алгоpитмов двунапpавленный список необходим.

Поиск в списке может вестись двумя способами: до нахождения первого подходящего (first fit) блока или до блока, размер которого ближе всего к заданному - наиболее подходящего (best fit). Для нахождения наиболее подходящего мы обязаны просматривать весь список, в то время как первый подходящий может оказаться в любом месте, и среднее время поиска будет меньше.

Кроме того, в общем случае best fit увеличивает фрагментацию памяти. Действительно, если мы нашли блок с размером больше заданного, мы должны отделить «хвост» и пометить его как новый свободный блок. Понятно, что в случае best fit средний размер этого хвоста будет маленьким, и мы в итоге получим большое количество мелких блоков, которые невозможно объединить, так как пространство между ними занято.

При использовании first fit с линейным двунаправленным списком возникает специфическая проблема. Если каждый раз просматривать список с одного и того же места, то большие блоки, расположенные ближе к началу, будут чаще удаляться. Соответственно, мелкие блоки будут иметь тенденцию скапливаться в начале списка, что увеличит среднее время поиска. Простой способ борьбы с этим явлением состоит в том, чтобы просматривать список то в одном направлении, то в другом. Более радикальный и еще более простой метод состоит в том, что список делается кольцевым, и поиск каждый начинается с того места, где мы остановились в прошлый раз. В это же место добавляются освободившиеся блоки.

В ситуациях, когда размещаются блоки нескольких фиксированных размеров, алгоритмы best fit оказываются лучше. Однако библиотеки распределения памяти рассчитывают на худший случай, и в них обычно используются алгоритмы first fit.

В случае работы с блоками нескольких фиксированных размеров напрашивается такое решение: создать для каждого типоразмера свой список.

Интересный вариант этого подхода для случая, когда различные размеры являются степенями числа 2, как 512 байт, 1Кбайт, 2Кбайта и т.д., называется алгоритмом близнецов. Он состоит в том, что мы ищем блок требуемого размера в соответствующем списке. Если этот список пуст, мы берем список блоков вдвое большего размера. Получив блок большего размера, мы делим его пополам. Ненужную половину мы помещаем в соответствующий список свободных блоков. Одно из преимуществ этого метода состоит в простоте объединения блоков при их освобождении. Действительно, адрес блока-близнеца получается простым инвертированием соответствующего бита в адресе нашего блока. Нужно только проверить, свободен ли этот близнец. Если он свободен, то мы объединяем братьев в блок вдвое большего размера, и т.д.

Алгоритм близнецов значительно снижает фрагментацию памяти и резко ускоряет поиск блоков. Наиболее важным преимуществом этого подхода является то, что даже в наихудшем случае время поиска не превышает. Это делает алгоритм близнецов труднозаменимым для ситуаций, когда необходимо гарантированное время реакции - например, для задач реального времени. Часто этот алгоритм или его варианты используются для выделения памяти внутри ядра ОС. Например, функция kmalloc, используемая в ядре ОС Linux, основана именно на алгоритме близнецов.

Разработчик программы динамического распределения памяти обязан решить еще одну важную проблему, а именно - объединение свободных блоков. Наилучшим из известных универсальных алгоритмов динамического распределения памяти является алгоритм парных меток с объединением свободных блоков в двунаправленный кольцевой список и поиском по принципу first fit. Этот алгоритм обеспечивает приемлемую производительность почти для всех стратегий распределения памяти, используемых в прикладных программах. Такой алгоритм используется практически во всех реализациях стандартной библиотеки языка C и во многих других ситуациях. Другие известные алгоритмы либо просто хуже, чем этот, либо проявляют свои преимущества только в специальных случаях.

К основным недостаткам этого алгоритма относится отсутствие верхней границы времени поиска подходящего блока, что делает его неприемлемым для задач реального времени.

Некоторые системы программирования используют специальный метод освобождения динамической памяти, называемый сборкой мусора. Этот метод состоит в том, что ненужные блоки памяти не освобождаются явным образом. Вместо этого используется некоторый более или менее изощренный алгоритм, следящий за тем, какие блоки еще нужны, а какие - уже нет.

Самый простой метод- отличать используемые блоки от ненужных - считать, что блок, на который есть ссылка, нужен, а блок, на который ни одной ссылки не осталось - не нужен. Для этого к каждому блоку присоединяют дескриптор, в котором подсчитывают количество ссылок на него. Каждая передача указателя на этот блок приводит к увеличению счетчика ссылок на 1, а каждое уничтожение объекта, содержавшего указатель - к уменьшению.

Все остальные методы сборки мусора так или иначе сводятся к поддержанию базы данных о том, какие объекты на кого ссылаются. Использование такой техники возможно практически только в интерпретируемых языках типа Lisp или Prolog, где с каждой операцией можно ассоциировать неограниченно большое количество действий.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.