p align="left">3.2.1 Процедурно-ориентированные системы Информатика, базовый курс , 2-е издание./ Под ред. С.В. Симоновича-СПб. Питер, 2004 Входные языки программирования в таких системах служат для записи алгоритмов (процедур) обработки информации, характерных для решения задач определённого класса. Эти языки, должны обеспечить программиста средствами, позволяющими коротко и чётко формулировать задачу получать результаты в требуемой форме. Процедурных языков очень много, например; Фортран, Алгол - языки созданные для решения математических задач; Simula, Слэнг - для моделирования; Лисп, СНОБОЛ - для работы со списочными структурами. 3.2.2 Проблемно-ориентированные системы Экономическая информатика.-- Под ред. В.П. Косарёва и Л.В. Ерёмина-М.: Финансы статистика, 2001 Проблемно-ориентированные системы в качестве входного языка используют язык программирования с проблемной ориентацией. С расширением областей применения вычислительной техники возникла необходимость формализовать представления постановки и решения новых классов задач. Необходимо было создать такие языки программирования, которые, используя в данной области обозначения и терминологию, позволили бы описывать требуемые алгоритмы решения для поставленных задач. Программы, составленные на основе этих языков программирования, записаны в терминах решаемой задачи и реализуются выполнением соответствующих процедур. 3.2.3 Диалоговые языки Персональный компьютер для всех.-- Под ред.А.Я. Савельева. - М.: Высшая школа,1991 Появление новых технических возможностей поставило задачу перед системными программистами - создать программные средства, обеспечивающие оперативное взаимодействие человека с ЭВМ их назвали диалоговыми языками. Разрабатывались языки, которые кроме целей управления обеспечивали бы описание алгоритмов решения задач. Необходимость обеспечения оперативного взаимодействия с пользователем потребовала сохранения в памяти ЭВМ копии исходной программы даже после получения объектной программы в машинных кодах. При внесении изменений в программу система программирования с помощью специальных таблиц устанавливает взаимосвязь структур исходной и объектной программ. Это позволяет осуществить требуемые редакционные изменения в объектной программе. 3.2.4 Непроцедурные языки В.Ф. Ляхович. Основы информатики.-- Ростов-на-Дону: Феникс,1996 Непроцедурные языки составляют группу языков, описывающих организацию данных, обрабатываемых по фиксированным алгоритмам (табличные языки и генераторы отчётов), и языков связи с операционными системами. Позволяя чётко описывать как задачу, так и необходимые для её решения действия, таблицы решений дают возможность в наглядной форме определить, какие условия должны выполняться, прежде чем переходить к какому-либо действию. Табличные методы легко осваиваются специалистами любых профессий. Программы, составленные на табличном языке, удобно описывают сложные ситуации, возникающие при системном анализе. 4 Выводы Новые языки легче в использовании. Большинство современных языков имеет интегрированную среду разработки и поддерживает структурное программирование. Для графических операционных систем, например Windows, требуются более сложные средства программирования, но с помощью простых в обращении языков, таких как Visual Basic, процесс облегчается настолько, что даже начинающие программисты могут работать с графической средой. · Современные языки программирования обеспечивают огромные преимущества по сравнению с предшествующими языками. Они более структурированы и предоставляют интегрированную среду разработки. · В 1970-х самым популярным языком общего применения был Pascal, но в 1980-х его применение резко сократилось. · Язык C, разработанный компанией Bell Laboratories, является очень эффективным, но низкоуровневым языком программирования. Язык C -- это основа современных языков. · Самым большим преимуществом языка C++ над его предшественником является поддержка объектно-ориентированного программирования. · Visual Basic, наследник языка BASIC, обеспечивает наилучшую базу программирования для начинающих. · Выбор используемого языка определяется многими факторами. Большинство языков имеют специализацию и подходят для написания определенного типа программ. Выбор языка определяется исходя из направленности разрабатываемой программы. Кроме того, программист должен отдавать себе отчет в том, насколько этот язык распространен, на тот случай, если кому-то в будущем придется заниматься обслуживанием его программы. 5 Практическая часть 1. Используя ППП на ПК, необходимо построить таблицы по приведённым ниже формам (рис. 2, 3). Определить средний бал экзаменационной сессии по курсам и по факультету. Результаты округлить до одного десятичного знака после запятой, используя функцию ОКРУГЛ. Определить рейтинг (место по уровню успеваемости) каждого курса. Ввести текущее значение даты между таблицей и её названием. По данным таблицы на рис.3 (графы 1 и 2) построить круговую диаграмму с заголовком, подписями данных и легендой. |
1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс | 5 курс | | Балл | Кол-во оценок | Балл | Кол-во оценок | Балл | Кол-во оценок | Балл | Кол-во оценок | Балл | Кол-во оценок | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | | 5 | 23 | 5 | 27 | 5 | 32 | 5 | 28 | 5 | 34 | | 4 | 57 | 4 | 60 | 4 | 58 | 4 | 63 | 4 | 62 | | 3 | 18 | 3 | 14 | 3 | 10 | 3 | 9 | 3 | 6 | | 2 | 7 | 2 | 9 | 2 | 4 | 2 | 1 | 2 | | | |
Рис.2. Сведения о результатах экзаменационной сессии |
Курс | Средний балл | Рейтинг | | 1 | 2 | 3 | | 1 | | | | 2 | | | | 3 | | | | 4 | | | | 5 | | | | По факультету | | | | |
Рис.3 Средний балл по курсам и факультету 2. Используя Microsoft Excel, строим таблицы, приведённые на рис.2,3. Для определения среднего бала экзаменационной сессии по курсам используем формулу для поиска среднего арифметического значения. Полученные значения заносятся в соответствующие ячейки таблицы 2. Для определения среднего бала экзаменационной сессии по факультетам действуем аналогично. Чтобы округлить результат до одного десятичного знака после запятой, используем функцию ОКРУГЛ. Формат команды: ОКРУГЛ(А;В), где А - десятичное число; В - до какого знака необходимо округлить. Используя округлённые значения среднего бала, определяем рейтинг каждого курса. Вводим текущее значение даты между таблицей и её названием. С помощью функции “мастер диаграмм” строим круговую диаграмму по данным таблицы (рис.3) называем её “ Средний балл по курсам”. Далее приведено неформализованное решение задачи и инфологическая модель решения задачи. Рис.4. Неформализованное решение задачи Рис.5 Инфологическая модель решения задачи 3. Для выполнения практической работы выбираем программу Microsoft Excel, так как она полностью удовлетворяет всем потребностям. В Microsoft Excel организована работа с диаграммами, а также имеются необходимые встроенные функции. Таблица 1. Таблица с исходными данными |
1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс | 5 курс | | балл | Кол-во оценок | балл | Кол-во оценок | балл | Кол-во оценок | балл | Кол-во оценок | балл | Кол-во оценок | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | | 5 | 23 | 5 | 27 | 5 | 32 | 5 | 28 | 5 | 34 | | 4 | 57 | 4 | 60 | 4 | 58 | 4 | 63 | 4 | 62 | | 3 | 18 | 3 | 14 | 3 | 10 | 3 | 9 | 3 | 6 | | 2 | 7 | 2 | 9 | 2 | 4 | 2 | 1 | 2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | курс | средний балл | рейтинг | | Средний балл | Округл. | | | | | | 1 | 2 | 3 | | 3,85981 | 3,9 | | | | | | 1 | 3,9 | 5 | | 3,92105 | 3,9 | | | | | | 2 | 3,9 | 4 | | 4,18182 | 4,2 | | | | | | 3 | 4,2 | 3 | | 4,37615 | 4,4 | | | | | | 4 | 4,4 | 2 | | 4,69643 | 4,7 | | | | | | 5 | 4,7 | 1 | | | Рис.3.Вспомогательная таблица. | | по факультету | 4,2 | | | | | | | | | | | рис.2. Средний балл по курсам и факультету. | | | | | | |
Средний бал по курсам 1--Средний балл по 1-му курсу. 2--Средний балл по 2-му курсу. 3-- Средний балл по 3-му курсу. 4-- Средний балл по 4-му курсу. 5-- Средний балл по 5-му курсу. |
Курс | Средний балл | Рейтинг | | 1 | 2 | 3 | | 1 | =ОКРУГЛ((A3*B3+A4*B4+A5*B5+A6*B6+A7*B7)/B8;1) | ЕСЛИ(E12=НАИБОЛЬШИЙ(E12:E16;1);1;ЕСЛИ(E12=НАИБОЛЬШИЙ (E12:E16;2);2;ЕСЛИ(E12=НАИБОЛЬШИЙ(E12:E16;3);3; ЕСЛИ(E12=НАИБОЛЬШИЙ(E12:E16;4);4;5)))) | | 2 | =ОКРУГЛ((C3*D3+C4*D4+C5*D5+C6*D6+C7*D7)/114;1) | ЕСЛИ(E13=НАИБОЛЬШИЙ(E12:E16;1);1;ЕСЛИ(E13=НАИБОЛЬШИЙ (E12:E16;2);2;ЕСЛИ(E13=НАИБОЛЬШИЙ(E12:E16;3);3; ЕСЛИ(E13=НАИБОЛЬШИЙ(E12:E16;4);4;5)))) | | 3 | =ОКРУГЛ((E3*F3+E4*F4+E5*F5+E6*F6+E7*F7)/110;1) | =ЕСЛИ(E14=НАИБОЛЬШИЙ(E12:E16;1);1;ЕСЛИ(E14=НАИБОЛЬШИЙ(E12:E16;2);2;ЕСЛИ(E14=НАИБОЛЬШИЙ(E12:E16;3);3;ЕСЛИ(E14=НАИБОЛЬШИЙ(E12:E16;4);4;5)))) | | 4 | =ОКРУГЛ((G3*H3+G4*H4+G5*H5+G6*H6+G7*H7)/109;1) | =ЕСЛИ(E15=НАИБОЛЬШИЙ(E12:E16;1);1;ЕСЛИ(E15=НАИБОЛЬШИЙ(E12:E16;2);2;ЕСЛИ(E15=НАИБОЛЬШИЙ(E12:E16;3);3;ЕСЛИ(E15=НАИБОЛЬШИЙ(E12:E16;4);4;5)))) | | 5 | =ОКРУГЛ((I3*J3+I4*J4+I5*J5+I6*J6+I7*J7)/112;1) | =ЕСЛИ(E16=НАИБОЛЬШИЙ(E12:E16;1);1;ЕСЛИ(E16=НАИБОЛЬШИЙ(E12:E16;2);2;ЕСЛИ(E16=НАИБОЛЬШИЙ(E12:E16;3);3;ЕСЛИ(E16=НАИБОЛЬШИЙ(E12:E16;4);4;5)))) | | По факультету | =(B12+B13+B14+B15+B16)/5 | | | |
|
Курс | Средний балл | Рейтинг | | 1 | 2 | 3 | | 1 | (1*2+5*23+4*57+3*18+2*7)/(2+23+57+18+7)=3,859813 | 5 | | 2 | (3*4+5*27+4*60+3*14+2*9)/(4+27+60+14+9)=3,92105 | 4 | | 3 | (5*6+5*32+4*58+3*10+2*4)/(6+32+58+10+4)=4,18182 | 3 | | 4 | (7*8+5*28+4*63+3*9+2*1)/(8+28+63+9+1)=4,37615 | 2 | | 5 | (9*10+5*34+4*62+3*6+2)/(10+34+62+6)=4,69643 | 1 | | По факультету | 3,85981+3,92105+4,18182+4,37615+4,69643 = =4,207052 | | | |
В практической части с использованием процессора MS Excel я рассчитала и представила в табличном виде согласно заданным формам результаты экзаменационной сессии с определением среднего балла по курсам и факультету и рейтинг успеваемости каждого курса. 6 Список литературы 1. В.Ю. Демьяненко. “Программные средства создания и ведения баз данных”. - М.: Финансы и статистика, 1984. 2. В.А. Мясников, С.А. Майоров, Г.И. Новиков. ЭВМ для всех. - М.: Знание, 1985. 3. А.Г. Гейн. “Основы информатики и вычислительной техники”. - М.: Просвещение, 1997. 4. В.Ф. Ляхович. “Основы информатики”.- Ростов-на-Дону: Феникс,1996. 5. “Вычислительная техника и программирование”/Под ред. А.В. Петрова-М.: Высш. Шк.,1990. 6. “Информационные технологии управления”: Инфоматика-М.Ф. Меняев: Омега-л, 2003. 7. “Компьютерные системы и сети”/Под ред. В.П. Косарёва и Л.В. Ерёмина-М.: Финансы и статистика,1999. 8. “Экономическая информатика”: Под ред. В.П. Косарёва и Л.В. Ерёмина-М.: Финансы статистика, 2001. 9. “Информатика”: Под ред. Н.В. Макаровой: Фис., 1997 10. “Информатика”, базовый курс , 2-е издание./ Под ред. С.В. Симоновича-СПб. Питер, 2004. 11. Леонтьев: “ Новейшая энциклопедия программного компьютера”: Пресс,2003. 12. Савинков В.М.”Толковый словарь по информатике”- 2-е издание,-М.: Финансы и статистика, 1995. 13. “Вычислительные машины, системы и сети”/ Под ред. А.П. Пятибратова.-М.: Финансы и статистика, 1991. 14. Якубайтис Э.А. “ Информационные сети и системы”. Справочная книга. - М.: Финансы и статистика, 1996. 15. “Экономическая информатика и вычислительная техника”: Г.А. Титоренко, Н.Г. Черняк и др.; Под ред. В.П.Косарёва, А.Ю.Королёва.- 2-е издание, перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 1996. 16. Якубайтис Э.А.” Информатика - Электроника - Сети”. - М.: Финансы и статистика, 1984. 17. “Персональный компьютер для всех”/ Под ред.А.Я. Савельева. - М.: Высшая школа,1991. 18. “Информатика”. Энциклопедический словарь для начинающих. - М.: Пресс, 1994. 19. Острейковский В.А.” Информатика”. - М.: Высшая школа,2000. 20. Малютин Э.А., Малютина Л.В. Языки программирования, 1982 г 21. Ваулин А.С. Языки программирования.-- кн.5, 1993 г.;
Страницы: 1, 2, 3
|