на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Динамика показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений у детей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами
p align="left">Спортивная специализация, как известно, сопровождается преимущественным развитием тех мрфофункциональных признаков, которые обеспечивают высокие спортивные результаты. Такая односторонняя адаптация организма приводит к образованию весьма устойчивых доминирующих систем и сопровождается торможением других систем. Создается физиологическая основа для дисгармоничного развития.

Важной мерой профилактики гиперкинезии является ограничение интенсивности и длительности действия однообразных физических нагрузок. Наиболее целесообразно и оправдано переходить от односторонней адаптации и одностороннего развития к комбинированной адаптации и гармоническому развитию. Изменения в организме, вызванные мышечной деятельностью, зависят не только от силы воздействия раздражителя, но и от уровня развития функциональных возможностей основных систем организма, которые определяются возрастом и степенью тренированности (А.Г. Сухарев, 1991).

Таким образом, основой профилактики спортивной гиперкинезии является соблюдение существующих физиологических норм и рекомендаций относительно возрастного ценза и правильной организации учебно-тренировочных занятий с каждым спортсменом. Основываясь на закономерностях развития отдельных функциональных систем организма в онтогенезе и правильности нормирования тренировочных занятий можно достичь максимальной физической подготовленности, а также наивысших результатов.

1.7 Двигательная активность и здоровье детей

Основной путь укрепления здоровья детей- соблюдение благоприятных социально-экономических условий. В комплексе этих факторов особая роль принадлежит физическому воспитанию.

Концепция укрепления здоровья средствами физической культуры предполагает повышение неспецифической устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды. Рациональное занятие физическим воспитанием стимулирует процессы роста и гармоничного развития, благоприятно отражающихся на созревании и функциональном совершенствовании жизненно важных систем организма. повышении его биологической надежности.

Занятия физическими упражнениями совершенствуют реакции терморегуляции и закаливание организма, обеспечивают его устойчивость к простудным заболеваниям. Формируются функциональные структуры двигательного анализатора и развиваются резервные возможности организма. Нормализуется деятельность отдельных органов и функциональных систем, а также определяется коррекция врожденных и приобретенных дефектов физического развития. Повышается тонус коры большого мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья (В.Г. Тристан, 1994).

Формирование здоровья детей является управляемым процессом. Целенаправленно воздействуя средствами физического воспитания можно достигнуть желаемого эффекта. В связи с этим, необходимо каждому индивидууму, в зависимости от возраста, пола, исходного состояния здоровья и физической работоспособности систематически использовать оптимальные по продолжительности средства физического воспитания. Затем, прослеживая эффективность их воздействия на организм. Вносить коррективы в программы физического воспитания, достигая конечной цели-улучшения здоровья, как на уровне индивидуума, так и на уровне всей популяции.

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1 Организация исследования

Исследования проводились у практически здоровых детей в возрасте от 7 до 11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами клубе «Неге данс» г. Тюмени. Изучение осуществлялось в 3-х группах детей: в первой группе стаж занятий составлял менее 1 года (контрольная группа), во второй - 2 года и в третьей - 3 года занятий спортивными бальными танцами.

В каждой группе изучено по 23 человека.

Исследование показателей сердечно-сосудистой системы проводилось до начала занятий и сразу после окончания занятия.

2.2 Методы исследования

Для изучения нами были выбраны следующие физиологические показатели: артериальное давление (систолическое и диастолическое), пульсовое давление и частота сердечных сокращений.

Артериальное давление (в мм.рт.ст.) измерялось на правой руке в условиях относительного покоя в положении сидя по Н.С. Короткову. Из полученных параметров рассчитывалось пульсовое давление: ПД = АДС-АДД. Частота сердечных сокращений (уд. в мин.) измерялась на правой руке за 1 минуту.

2.3 Методы статистической обработки полученных результатов

Все полученные данные были обработаны статистически по методу Стъюдента-Фишера. Для оценки достоверности полученных результатов проводилось:

А) нахождение среднего арифметического значения (М)

М = Е / п

Е- сумма вариант,

П - число вариант.

Б) определение среднего квадратического отклонения (Ъ)

Ъ = + Еа /П-1

Еа - сумма квадратов отклонений каждой варианты от М.

П - число вариант.

В) определение ошибки средней арифметической

м = Ъ / П

Г) определение критерия достоверности Стьюдента

Т = М 1 - М 2 / м1 + м2

Д) по таблицам определялся уровень достоверности Р. Различия считались достоверными при Р < 0,05.

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

3.1 Динамика показателей артериального давления у детей с различным сроком занятий спортивными бальными танцами

Результаты измерения показателей артериального систолического давления у детей, занимающихся спортивными бальными танцами представлены на таблице 1.

Таблица 1.

Значения артериального систолического давления (АДС) у детей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами менее 1 года, 2 года и з года (перед и после занятий).

Срок

занятий

АДС(мм.рт.ст.)+ Ь

Перед занятием

АДС(мм.рт.ст.)+ Ь

После занятия

Различие

Мм.рт.ст.

П

До 1 года

94,6 + 8,6

*119,1+ 11,3

24,5

23

2 года

104,4 + 9,1

* 124,8 + 12,0

20,4

22

3 года

100,0 + 8,9

105,6 + 10,1

5,6

23

* - различия статистически достоверны относительно значений до начала занятий бальными танцами

Как видно из таблицы 1 у детей которые занимались танцами менее 1 года значения АДС сразу после занятий статистически достоверно выше (Р < 0,05), чем до начала занятий. Эти различия составляли 24,5 мм.рт.ст.

У детей, занимающихся бальными танцами 2 года, также после занятий уровень артериального давления достоверно выше, чем до начала тренировки, однако различия составляли уже 20,4 мм. рт. ст.

У детей с большим стажем занятий танцами (3 года) различия АДС до и после занятий статистически недостоверны, а различия в давлении составляют всего 5.6 мм.рт. ст.

Таблица 2.

Значения артериального диастолического давления (АДД) у детей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами менее 1 года, 2 года и з года (перед и после занятий).

Срок

Занятий

АДД(мм.рт.ст.)+ Ь

Перед занятием

АДД(мм.рт.ст.)+ Ь

После занятия

Различие

Мм.рт.ст.

П

До 1 года

62,3 + 12,1

* 71,6 + 11,3

9,3

23

2 года

69,5 + 15,2

74,8 + 10,4

5,3

22

3 года

64,1 + 11,4

68,0 + 8,6

3,9

23

* - различия статистически достоверны относительно значений до начала занятий бальными танцами

Как видно из таблицы 2, значения АДД у детей занимающихся танцами менее 1 года после занятий статистически достоверно выше, чем до начала занятий. Различие составляет 9,3 мм.рт.ст. У детей с большим стажем занятий (2 и 3 года) достоверных различий до и после тренировки не регистрируется и они составляют соответственно 5,3 и 3,9 мм.рт.ст.

Таблица 3.

Значения пульсового давления (ПД) у детей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами менее 1 года, 2 года и з года (перед и после занятий).

Срок

Занятий

ПД (мм.рт.ст.)+ Ь

Перед занятием

ПД (мм.рт.ст.)+ Ь

После занятия

Различие

Мм.рт.ст.

П

До 1 года

32,3 + 4,7

*47,5 + 5,4

15,2

23

2 года

34,9 + 3,9

*50,0 + 6,1

15,1

22

3 года

35,9 + 5,1

37,6 + 3,9

1,7

23

* - различия статистически достоверны относительно значений до начала занятий бальными танцами

Аналогичные результаты получены и по пульсовому давлению (Таблица 3). У детей со сроком занятий до 1 года и 2 года различия в значениях, измеренных после и до тренировки статистически достоверны (Р< 0,05) и составляют 15,2 и 15,1 мм.рт.ст. У танцоров с большим стажем тренировок (3года) значения после и до занятий практически не отличаются (Р > 0,05), а разница составляет всего 1,7 мм.рт.ст.

Таким образом, при анализе артериального давления видно, что у детей значения АДС, АДД, ПД после тренировки возрастают. Однако, это возрастание статистически достоверно у детей, которые занимаются танцами не более 2-х лет. У детей с большим сроком занятий бальными танцами (3 года) различия в значениях до и после тренировки статистически недостоверны.. Анализ данных показателей сердечно сердечно-сосудистой системы свидетельствует о том, что спортивные бальные танцы благоприятно влияют на здоровье детей. Дети с большим стажем занятий танцами (3 года) значительно лучше адаптированы к физическим нагрузкам, чем дети в контрольной группе (срок занятий до 1 года).

О благоприятном влиянии на здоровье детей занятий бальными танцами говорится в работе В.Б. Бутузовой (2004), которая сама является победительницей чемпионата Европы по спортивным бальным танцам и в настоящее время тренирует юных танцоров.

Таблица 4.

Значения частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами менее 1 года, 2 года и з года (перед и после занятий).

Срок

Занятий

ЧСС(уд. в мин.)+ Ь

Перед занятием

ЧСС(уд. в мин.)+ Ь

После занятия

Различие

Уд. в мин.

П

До 1 года

83,9 + 8,2

* 102,3 + 16,4

18,4

23

2 года

88,4 + 9,3

* 107,3 + 19,8

18,9

22

3 года

92,0 + 9,7

* 110,3 + 18,7

18,3

23

* - различия статистически достоверны относительно значений до начала занятий бальными танцами

Как представлено на таблице 4 во всех 3-х группах детей значения ЧСС после занятий бальными танцами статистически достоверно выше, чем до занятий (Р < 0,05). При этом различия составляют примерно одинаковую величину и колеблются от 18,3 до 18,9 ударов в минуту. Следовательно по частоте сердечных сокращений не прослеживается каких-либо закономерностей, связанных со сроком занятий спортивными бальными танцами у детей от 7 до 11 лет. Возможно, что здесь требуются наблюдения детей, занимающихся танцами более длительное время (свыше 3-х лет).

В монографии Н.Я. Прокопьева, Т.В. Потаповой (2001) говорится о том, что средства физической культуры способствуют усилению компенсаторных возможностей организма человека, повышают его сопротивляемость к возникновению тех или иных заболеваний. В последние годы значительно возрос интерес населения к занятиям оздоровительным бегом, шейпингом и т.д. Все они обладают высокой степенью воздействия на организм человека, что требует строгого индивидуального выбора и дозировки физической нагрузки.

Выводы

Значения артериального систолического давления у детей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами до 1 года и 2 года статистически достоверно выше после занятий относительно значений, измеренных до занятий танцами (р< 0,05) У детей, которые занимаются танцами 3 года различия в значениях АДС до и после занятий статистически не достоверны (р> 0,05). Данные различия примерно в 5 раз мешьше, относительно различий в конторольной группе.

Значения артериального диастолического давления у детей, занимающихся бальными танцами до 1 года статистически достоверно выше после занятий относительно значений, зарегистрированных до занятий (Р < 0,05). У детей со стажем занятий 2 и 3 года различия в значениях АДД до и после занятий статистически не доставерны (Р > 0,05).Данные различия у детей в з раза меньше, относительно группы детей, занимающихся спортом менее 1 года.

Динамика пульсового давления аналогична динамике АДС и АДД.

У детей со сроком занятий до 2-х лет различия в значениях до и после тренировки статистически достоверны, а со стажем занятий 3 года - не достоверны (Р > 0,05).

4. Различия в значениях ЧСС у детей до и после занятий танцами были практически одинаковыми во всех трех группах детей колебались в интервале18,3 - 18,9 ударов в минуту.

5.Анализ изученных показателей сердечно-сосудистой системы свидетельствует о том, что спортивные бальные танцы благоприятно влияют на здоровье детей. Дети с большим стажем занятитий танцами (3 года) значительно лучше адаптированы к физически нагрузкам, чем дети в контрольной группе (срок занятий менее 1 года).

Практические рекомендации

Полученные данные по показателям сердечно-сосудистой системы (АДС, АДД, ПД, ЧСС) у детей, занимающихся бальными танцами менее 1 года могут служить в качестве нормы при оценке динамики этих показателей у детей в возрасте 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами.

Динамика изменений показателей артериального давления может служить индикатором функциональных и адаптационных возможностей у детей, которые систематически занимаются спортивными бальными танцами и давать возможность тренеру корректировать физические нагрузки во время тренировок.

Поскольку спортивные бальные танцы обладают высокой степенью воздействия на организм ребенка, то требуется строго индивидуальный выбор и дозировка физической нагрузки в зависимости от стажа занятий танцами.

Список литературы

Агаджанян Н.А., Ермакова Н.В. Экологический портрет человека на Севере.- М: крук, 1997.- 208 с.

Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. М: Медицина, 1975.- 448 с.

Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. М., 1976.- 475 с.

Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М: Теория и практика физической культуры, 2000.- 275с.

Берштейн Н.А. Очерки физиология движений и физиология активности. М.: Медицина, 1966.- 349с.

Брагин А.В. Физиологическая потребность в двигательной активности у лиц с различной устойчивостью зубов к кариесу. Автореф. дисс. … канд. Мед. Наук. Курган, 1999.- 22 с.

Булкин В.А. Диагностика подготовленности спортсменов. Л., ЛНИИ ФК, 1990.- 342 с.

Быков Е.В., Исаев А.П., Сашенков С.Л. Спорт и кровообращение: возрастные аспекты. Челябинск, 1998.- 64 с.

Бутузова В.Б. Особенности адаптационных процессов у детей и подростков, занимающихся спортивными бальными танцами. Автореф. канд. Дисс., 2004, Тюмень.- 23 с.

Гужаловский А.А. Физическая подготовка школьников. Челябинск, 1980.- 151с.

Дубровский В.И. Спортивеая медицина. МВЛАДОС, 1998.- 480 с.

Дубровский В.И. Валеология. Здоровый. Здоровый образ жизни. М., 2001.- 60 с.

Исаев А.П., Личагина С.А., Потапова Т.В. Стратегии адаптации человека. Тюмень. Из-во: ТюмГУ, 2003.- 248 с.

Койносов А.П. Индивидуально-типологические особенности адаптации организма подростков к различным двигательным режимам. Автореф. канд. дисс. Тюмень, 2003.- 22с.

15.Ким В.В. Спорт, как особая отрасль общественного производства // Спорт, фиич. Культура, здоровье: состояние и перспективы совершенствования: матер. Конф. - Тюмень, 1998.- В. 1, С. 87-98.

16.Медведев В.И. Взаимодействие физиологических и психофизиологических механизмов в процессе адаптации. // Физиология человека. 1998.- № 4. - С.7-11.

17. Меерсон Ф.В. Физиология адаптационных процессов. М.: Наука, 1985.- 645 с.

18.Меерсон Ф. В., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. - 256 с.

19. Прокопьев Н.Я., Потапова Т.В. Физическая работоспособность.- Тюмень, из-во ТюмГУ, 2001.- 76 с.

20. Прокопьев Н.Я., Важенин А.А., Соловьев С.В. Физиологическая особенность роста и развития детей и подростков.- Сургут, РИИЦ “Нефть Приобья”, 2002.- 152 с.

21.Прокопьев Н.Я., Орлов С.А.,Койносов П.Г. и др. Физическое развитие детей и подростков. М.: Крук, 1999.- 192 с.

22. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. Киев: Здоровье, 1988.- 199 с.

23. Ратов И.П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления, Минск, 1994. - 116 с.

24. Сальникова Г.П. Физическое развитие школьников. М.: Просвещение, 1968.- 347 с.

25. Слоним А.Д. Среда и поведение. Формирование адаптивного поведения. Л.:Наука, 1976.- 211с.

26. Смирнов В.М. Особенности физиологии детей. М.: РГМУ, 1993.- 168с.

27. Сулейманов И.И. Соотношение и определение понятий двигательных способностей и качеств // Здоровье и физические упражнения: Материалы междун. Конф. Тюмень, 2000.- С.201-206.

28. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991.- 272 с.

29. Тристан В.Г. Двигательная активность, временная регуляция жизнедеятельности и уровень здоровья человека. Омск:СибГАФК, 1994.- 144 с.

30. Фарфель В.С. Физиология спорта, М.:ФИС, 1960.- 383 с.

31. Фомин Н.А. Физиология человека. М.: Просвещение, 1995.- 416 с.

32. Харитонов В.И. Физическое развитие- основа здоровьесберегающей среды учащихся. Челябинск, 2000.- 152 с.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.