p align="left">Спортивная специализация, как известно, сопровождается преимущественным развитием тех мрфофункциональных признаков, которые обеспечивают высокие спортивные результаты. Такая односторонняя адаптация организма приводит к образованию весьма устойчивых доминирующих систем и сопровождается торможением других систем. Создается физиологическая основа для дисгармоничного развития. Важной мерой профилактики гиперкинезии является ограничение интенсивности и длительности действия однообразных физических нагрузок. Наиболее целесообразно и оправдано переходить от односторонней адаптации и одностороннего развития к комбинированной адаптации и гармоническому развитию. Изменения в организме, вызванные мышечной деятельностью, зависят не только от силы воздействия раздражителя, но и от уровня развития функциональных возможностей основных систем организма, которые определяются возрастом и степенью тренированности (А.Г. Сухарев, 1991). Таким образом, основой профилактики спортивной гиперкинезии является соблюдение существующих физиологических норм и рекомендаций относительно возрастного ценза и правильной организации учебно-тренировочных занятий с каждым спортсменом. Основываясь на закономерностях развития отдельных функциональных систем организма в онтогенезе и правильности нормирования тренировочных занятий можно достичь максимальной физической подготовленности, а также наивысших результатов. 1.7 Двигательная активность и здоровье детей Основной путь укрепления здоровья детей- соблюдение благоприятных социально-экономических условий. В комплексе этих факторов особая роль принадлежит физическому воспитанию. Концепция укрепления здоровья средствами физической культуры предполагает повышение неспецифической устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды. Рациональное занятие физическим воспитанием стимулирует процессы роста и гармоничного развития, благоприятно отражающихся на созревании и функциональном совершенствовании жизненно важных систем организма. повышении его биологической надежности. Занятия физическими упражнениями совершенствуют реакции терморегуляции и закаливание организма, обеспечивают его устойчивость к простудным заболеваниям. Формируются функциональные структуры двигательного анализатора и развиваются резервные возможности организма. Нормализуется деятельность отдельных органов и функциональных систем, а также определяется коррекция врожденных и приобретенных дефектов физического развития. Повышается тонус коры большого мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья (В.Г. Тристан, 1994). Формирование здоровья детей является управляемым процессом. Целенаправленно воздействуя средствами физического воспитания можно достигнуть желаемого эффекта. В связи с этим, необходимо каждому индивидууму, в зависимости от возраста, пола, исходного состояния здоровья и физической работоспособности систематически использовать оптимальные по продолжительности средства физического воспитания. Затем, прослеживая эффективность их воздействия на организм. Вносить коррективы в программы физического воспитания, достигая конечной цели-улучшения здоровья, как на уровне индивидуума, так и на уровне всей популяции. Глава 2. Организация и методы исследования 2.1 Организация исследования Исследования проводились у практически здоровых детей в возрасте от 7 до 11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами клубе «Неге данс» г. Тюмени. Изучение осуществлялось в 3-х группах детей: в первой группе стаж занятий составлял менее 1 года (контрольная группа), во второй - 2 года и в третьей - 3 года занятий спортивными бальными танцами. В каждой группе изучено по 23 человека. Исследование показателей сердечно-сосудистой системы проводилось до начала занятий и сразу после окончания занятия. 2.2 Методы исследования Для изучения нами были выбраны следующие физиологические показатели: артериальное давление (систолическое и диастолическое), пульсовое давление и частота сердечных сокращений. Артериальное давление (в мм.рт.ст.) измерялось на правой руке в условиях относительного покоя в положении сидя по Н.С. Короткову. Из полученных параметров рассчитывалось пульсовое давление: ПД = АДС-АДД. Частота сердечных сокращений (уд. в мин.) измерялась на правой руке за 1 минуту. 2.3 Методы статистической обработки полученных результатов Все полученные данные были обработаны статистически по методу Стъюдента-Фишера. Для оценки достоверности полученных результатов проводилось: А) нахождение среднего арифметического значения (М) М = Е / п Е- сумма вариант, П - число вариант. Б) определение среднего квадратического отклонения (Ъ) Ъ = + Еа /П-1 Еа - сумма квадратов отклонений каждой варианты от М. П - число вариант. В) определение ошибки средней арифметической м = Ъ / П Г) определение критерия достоверности Стьюдента Т = М 1 - М 2 / м1 + м2 Д) по таблицам определялся уровень достоверности Р. Различия считались достоверными при Р < 0,05. Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 3.1 Динамика показателей артериального давления у детей с различным сроком занятий спортивными бальными танцами Результаты измерения показателей артериального систолического давления у детей, занимающихся спортивными бальными танцами представлены на таблице 1. Таблица 1. Значения артериального систолического давления (АДС) у детей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами менее 1 года, 2 года и з года (перед и после занятий). |
Срок занятий | АДС(мм.рт.ст.)+ Ь Перед занятием | АДС(мм.рт.ст.)+ Ь После занятия | Различие Мм.рт.ст. | П | | До 1 года | 94,6 + 8,6 | *119,1+ 11,3 | 24,5 | 23 | | 2 года | 104,4 + 9,1 | * 124,8 + 12,0 | 20,4 | 22 | | 3 года | 100,0 + 8,9 | 105,6 + 10,1 | 5,6 | 23 | | |
* - различия статистически достоверны относительно значений до начала занятий бальными танцами Как видно из таблицы 1 у детей которые занимались танцами менее 1 года значения АДС сразу после занятий статистически достоверно выше (Р < 0,05), чем до начала занятий. Эти различия составляли 24,5 мм.рт.ст. У детей, занимающихся бальными танцами 2 года, также после занятий уровень артериального давления достоверно выше, чем до начала тренировки, однако различия составляли уже 20,4 мм. рт. ст. У детей с большим стажем занятий танцами (3 года) различия АДС до и после занятий статистически недостоверны, а различия в давлении составляют всего 5.6 мм.рт. ст. Таблица 2. Значения артериального диастолического давления (АДД) у детей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами менее 1 года, 2 года и з года (перед и после занятий). |
Срок Занятий | АДД(мм.рт.ст.)+ Ь Перед занятием | АДД(мм.рт.ст.)+ Ь После занятия | Различие Мм.рт.ст. | П | | До 1 года | 62,3 + 12,1 | * 71,6 + 11,3 | 9,3 | 23 | | 2 года | 69,5 + 15,2 | 74,8 + 10,4 | 5,3 | 22 | | 3 года | 64,1 + 11,4 | 68,0 + 8,6 | 3,9 | 23 | | |
* - различия статистически достоверны относительно значений до начала занятий бальными танцами Как видно из таблицы 2, значения АДД у детей занимающихся танцами менее 1 года после занятий статистически достоверно выше, чем до начала занятий. Различие составляет 9,3 мм.рт.ст. У детей с большим стажем занятий (2 и 3 года) достоверных различий до и после тренировки не регистрируется и они составляют соответственно 5,3 и 3,9 мм.рт.ст. Таблица 3. Значения пульсового давления (ПД) у детей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами менее 1 года, 2 года и з года (перед и после занятий). |
Срок Занятий | ПД (мм.рт.ст.)+ Ь Перед занятием | ПД (мм.рт.ст.)+ Ь После занятия | Различие Мм.рт.ст. | П | | До 1 года | 32,3 + 4,7 | *47,5 + 5,4 | 15,2 | 23 | | 2 года | 34,9 + 3,9 | *50,0 + 6,1 | 15,1 | 22 | | 3 года | 35,9 + 5,1 | 37,6 + 3,9 | 1,7 | 23 | | |
* - различия статистически достоверны относительно значений до начала занятий бальными танцами Аналогичные результаты получены и по пульсовому давлению (Таблица 3). У детей со сроком занятий до 1 года и 2 года различия в значениях, измеренных после и до тренировки статистически достоверны (Р< 0,05) и составляют 15,2 и 15,1 мм.рт.ст. У танцоров с большим стажем тренировок (3года) значения после и до занятий практически не отличаются (Р > 0,05), а разница составляет всего 1,7 мм.рт.ст. Таким образом, при анализе артериального давления видно, что у детей значения АДС, АДД, ПД после тренировки возрастают. Однако, это возрастание статистически достоверно у детей, которые занимаются танцами не более 2-х лет. У детей с большим сроком занятий бальными танцами (3 года) различия в значениях до и после тренировки статистически недостоверны.. Анализ данных показателей сердечно сердечно-сосудистой системы свидетельствует о том, что спортивные бальные танцы благоприятно влияют на здоровье детей. Дети с большим стажем занятий танцами (3 года) значительно лучше адаптированы к физическим нагрузкам, чем дети в контрольной группе (срок занятий до 1 года). О благоприятном влиянии на здоровье детей занятий бальными танцами говорится в работе В.Б. Бутузовой (2004), которая сама является победительницей чемпионата Европы по спортивным бальным танцам и в настоящее время тренирует юных танцоров. Таблица 4. Значения частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами менее 1 года, 2 года и з года (перед и после занятий). |
Срок Занятий | ЧСС(уд. в мин.)+ Ь Перед занятием | ЧСС(уд. в мин.)+ Ь После занятия | Различие Уд. в мин. | П | | До 1 года | 83,9 + 8,2 | * 102,3 + 16,4 | 18,4 | 23 | | 2 года | 88,4 + 9,3 | * 107,3 + 19,8 | 18,9 | 22 | | 3 года | 92,0 + 9,7 | * 110,3 + 18,7 | 18,3 | 23 | | |
* - различия статистически достоверны относительно значений до начала занятий бальными танцами Как представлено на таблице 4 во всех 3-х группах детей значения ЧСС после занятий бальными танцами статистически достоверно выше, чем до занятий (Р < 0,05). При этом различия составляют примерно одинаковую величину и колеблются от 18,3 до 18,9 ударов в минуту. Следовательно по частоте сердечных сокращений не прослеживается каких-либо закономерностей, связанных со сроком занятий спортивными бальными танцами у детей от 7 до 11 лет. Возможно, что здесь требуются наблюдения детей, занимающихся танцами более длительное время (свыше 3-х лет). В монографии Н.Я. Прокопьева, Т.В. Потаповой (2001) говорится о том, что средства физической культуры способствуют усилению компенсаторных возможностей организма человека, повышают его сопротивляемость к возникновению тех или иных заболеваний. В последние годы значительно возрос интерес населения к занятиям оздоровительным бегом, шейпингом и т.д. Все они обладают высокой степенью воздействия на организм человека, что требует строгого индивидуального выбора и дозировки физической нагрузки. ВыводыЗначения артериального систолического давления у детей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами до 1 года и 2 года статистически достоверно выше после занятий относительно значений, измеренных до занятий танцами (р< 0,05) У детей, которые занимаются танцами 3 года различия в значениях АДС до и после занятий статистически не достоверны (р> 0,05). Данные различия примерно в 5 раз мешьше, относительно различий в конторольной группе.Значения артериального диастолического давления у детей, занимающихся бальными танцами до 1 года статистически достоверно выше после занятий относительно значений, зарегистрированных до занятий (Р < 0,05). У детей со стажем занятий 2 и 3 года различия в значениях АДД до и после занятий статистически не доставерны (Р > 0,05).Данные различия у детей в з раза меньше, относительно группы детей, занимающихся спортом менее 1 года.Динамика пульсового давления аналогична динамике АДС и АДД. У детей со сроком занятий до 2-х лет различия в значениях до и после тренировки статистически достоверны, а со стажем занятий 3 года - не достоверны (Р > 0,05). 4. Различия в значениях ЧСС у детей до и после занятий танцами были практически одинаковыми во всех трех группах детей колебались в интервале18,3 - 18,9 ударов в минуту. 5.Анализ изученных показателей сердечно-сосудистой системы свидетельствует о том, что спортивные бальные танцы благоприятно влияют на здоровье детей. Дети с большим стажем занятитий танцами (3 года) значительно лучше адаптированы к физически нагрузкам, чем дети в контрольной группе (срок занятий менее 1 года). Практические рекомендацииПолученные данные по показателям сердечно-сосудистой системы (АДС, АДД, ПД, ЧСС) у детей, занимающихся бальными танцами менее 1 года могут служить в качестве нормы при оценке динамики этих показателей у детей в возрасте 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами.Динамика изменений показателей артериального давления может служить индикатором функциональных и адаптационных возможностей у детей, которые систематически занимаются спортивными бальными танцами и давать возможность тренеру корректировать физические нагрузки во время тренировок.Поскольку спортивные бальные танцы обладают высокой степенью воздействия на организм ребенка, то требуется строго индивидуальный выбор и дозировка физической нагрузки в зависимости от стажа занятий танцами.Список литературыАгаджанян Н.А., Ермакова Н.В. Экологический портрет человека на Севере.- М: крук, 1997.- 208 с.Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. М: Медицина, 1975.- 448 с.Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. М., 1976.- 475 с.Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. М: Теория и практика физической культуры, 2000.- 275с.Берштейн Н.А. Очерки физиология движений и физиология активности. М.: Медицина, 1966.- 349с.Брагин А.В. Физиологическая потребность в двигательной активности у лиц с различной устойчивостью зубов к кариесу. Автореф. дисс. … канд. Мед. Наук. Курган, 1999.- 22 с.Булкин В.А. Диагностика подготовленности спортсменов. Л., ЛНИИ ФК, 1990.- 342 с.Быков Е.В., Исаев А.П., Сашенков С.Л. Спорт и кровообращение: возрастные аспекты. Челябинск, 1998.- 64 с.Бутузова В.Б. Особенности адаптационных процессов у детей и подростков, занимающихся спортивными бальными танцами. Автореф. канд. Дисс., 2004, Тюмень.- 23 с.Гужаловский А.А. Физическая подготовка школьников. Челябинск, 1980.- 151с. Дубровский В.И. Спортивеая медицина. МВЛАДОС, 1998.- 480 с.Дубровский В.И. Валеология. Здоровый. Здоровый образ жизни. М., 2001.- 60 с.Исаев А.П., Личагина С.А., Потапова Т.В. Стратегии адаптации человека. Тюмень. Из-во: ТюмГУ, 2003.- 248 с.Койносов А.П. Индивидуально-типологические особенности адаптации организма подростков к различным двигательным режимам. Автореф. канд. дисс. Тюмень, 2003.- 22с.15.Ким В.В. Спорт, как особая отрасль общественного производства // Спорт, фиич. Культура, здоровье: состояние и перспективы совершенствования: матер. Конф. - Тюмень, 1998.- В. 1, С. 87-98.16.Медведев В.И. Взаимодействие физиологических и психофизиологических механизмов в процессе адаптации. // Физиология человека. 1998.- № 4. - С.7-11.17. Меерсон Ф.В. Физиология адаптационных процессов. М.: Наука, 1985.- 645 с.18.Меерсон Ф. В., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. - 256 с.19. Прокопьев Н.Я., Потапова Т.В. Физическая работоспособность.- Тюмень, из-во ТюмГУ, 2001.- 76 с. 20. Прокопьев Н.Я., Важенин А.А., Соловьев С.В. Физиологическая особенность роста и развития детей и подростков.- Сургут, РИИЦ “Нефть Приобья”, 2002.- 152 с.21.Прокопьев Н.Я., Орлов С.А.,Койносов П.Г. и др. Физическое развитие детей и подростков. М.: Крук, 1999.- 192 с.22. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. Киев: Здоровье, 1988.- 199 с.23. Ратов И.П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления, Минск, 1994. - 116 с.24. Сальникова Г.П. Физическое развитие школьников. М.: Просвещение, 1968.- 347 с.25. Слоним А.Д. Среда и поведение. Формирование адаптивного поведения. Л.:Наука, 1976.- 211с.26. Смирнов В.М. Особенности физиологии детей. М.: РГМУ, 1993.- 168с.27. Сулейманов И.И. Соотношение и определение понятий двигательных способностей и качеств // Здоровье и физические упражнения: Материалы междун. Конф. Тюмень, 2000.- С.201-206.28. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991.- 272 с.29. Тристан В.Г. Двигательная активность, временная регуляция жизнедеятельности и уровень здоровья человека. Омск:СибГАФК, 1994.- 144 с.30. Фарфель В.С. Физиология спорта, М.:ФИС, 1960.- 383 с.31. Фомин Н.А. Физиология человека. М.: Просвещение, 1995.- 416 с.32. Харитонов В.И. Физическое развитие- основа здоровьесберегающей среды учащихся. Челябинск, 2000.- 152 с.
Страницы: 1, 2, 3
|