p align="left">Врабатыванием называют постепенное увеличение работоспособности человека в начале выполнения спортивных упражнений. В это время происходит перестройка нейрогуморальных механизмов регуляции движений и вегетативных функций на новый более напряженный режим деятельности и улучшение координации движений. При этом необходимо учитывать, что двигательный аппарат обладает большей лабильностью по сравнению с вегетативными центрами и быстрее переходит на новый ритм деятельности. Так, при беге максимальная скорость движения достигается через 5-6 сек., а система кровообращения перестраивается лишь спустя 1-2 мин. В результате такого дисбаланса в начальной фазе работы мышцы испытывают дефицит кислорода и работают в анаэробном режиме. Возникающий кислородный дефицит гасится за счет анаэробных механизмов энергетики (гликолиз), восстановление может происходить в процессе работы или после ее завершения (это зависит от интенсивности и длительности нагрузки). Если же врабатывание происходит слишком быстро, это может привести к повреждению мышц и развитию патологии. Длительность стадии врабатывания в основном зависит от уровня тренированности человека. Основной период физической деятельности. После окончания периода врабатывания организм переходит в устойчивое состояние аэробной работы. Такое состояние характеризуется оптимальным состоянием активности моторной и вегетативной систем, когда потребность мышц в кислороде обеспечивается полностью, его можно оценить как истинное устойчивое состояние. Если же организм испытывает максимальные физические нагрузки и величина нагрузок не соответствует уровню тренированности, развивается ложное устойчивое состояние. При этом потребление кислорода близко к максимально возможной величине и поддерживает мышцы в рабочем режиме, не обеспечивая, однако, восстановление затраченных резервных запасов энергии. В организме начинает накапливаться так называемый «кислородный долг», и в мышцах вновь активизируются анаэробные процессы. Это, в свою очередь, приводит к накоплению недоокисленных продуктов, в мышцах и крови повышается содержание молочной кислоты, рН увеличивается в кислую сторону. Развивающееся функциональное состояние оценивается как состояние утомления, приводящее к снижению эффективности физической работы. Механизмы развития утомления весьма разнообразны и затрагивают все уровни функционирования организма. Их подразделяют на центральные и периферические. Центральные механизмы утомления связаны с изменениями в деятельности вегетативного звена и эндокринной системы. Следствием этих изменений являются снижение скорости доставки кислорода к работающим мышцам и ухудшение эффективности энергообмена. Периферические механизмы утомления затрагивают состояние исполнительного звена нервно-мышечного аппарата. В наибольшей степени утомлению подвержено синаптическое звено блокирующая передача нервного импульса саксона мотонейрона на мембрану скелетного мышечного волокна. Кроме этого, выделяют недостаточность кальциевых механизмов скелетных мышечных клеток, приводящую к нарушению регуляции процесса мышечного сокращения. Третий механизм утомления связан непосредственно с нарушением сократительной функции скелетных мышц. Причинами являются недостаток макроэргических соединений (аденозитрофосфаты и креатинфосфаты), истощение запасов гликогена, закисление цитоплазмы. Последнее приводит к нарушению функционирования всех клеточных и мембранных ферментов. Восстановление физических функций. После прекращения физической работы интенсивность функционирования систем, обеспечивающих повышенную потребность организма в кислороде, постепенно уменьшается и достигает исходного уровня. Этот процесс называется восстановлением, на протяжении которого качественные показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем возвращаются к исходным параметрам, из крови удаляются недоокисленные продукты метаболизма, в мышечных клетках активизируются пластические процессы, восстанавливается запас гликогена и макроэргических соединений. В этот период организм испытывает повышенную потребность в кислороде. Фаза компенсаций «кислородного долга» длится в пределах часа и подразделяется на два компонента. Быстрый (алактатный) компонент продолжительностью 2-3 мин. обеспечивает восстановление содержания кислорода в венозной крови, насыщение кислородом гемоглобина, восстановление истощившихся запасов фосфомакроэргических соединений в цитоплазме мышечных клеток (аденозинтрифосфат, креатинфосфат). Медленный (лактатный) компонент продолжается 30-60 мин. и связан, в основном, с устранением лактата из крови и тканевой жидкости. Физиологические основы спортивной тренировки Как уже упоминалось выше, состояние высокой работоспособности (тренированность) достигается в процессе спортивных тренировок. Фактическая сущность развития тренированности состоит в том, что под влиянием систематической повторной работы с постепенным увеличением ее общего объема и интенсивности в организме человека происходят морфологические, биохимические и физиологические изменения, приводящие к повышению его работоспособности. Все эти изменения специфичны, то есть зависят от особенностей тренирующих нагрузок. Если нагрузки носят специфический характер, то в большей степени развиваются навыки, необходимые в избранном виде спорта - сила, скорость, выносливость, ловкость и т.д. Понятие тренированности включает в себя, как следует из вышеизложенного, целый комплекс изменений, в основе которых лежат различные физиологические механизмы. Контроль переносимости физических нагрузок Важным аспектом физических тренировок является оценка физической работоспособности и контроль переносимости физических нагрузок. В спортивной медицине существует множество аппаратных методов оценки физической работоспособности. Наиболее распространенным тестом является определение ФР-170. Этот показатель физической работоспособности ограничивает величину физической нагрузки, приводящей к увеличению частоты сердечных сокращений до 170 ударов в минуту. Однако в повседневной учебно-воспитательной работе достаточно точно определять физическую работоспособность позволяют упрощенные тесты. Наиболее распространена проба с подъемом на ступень высотой от 20 до 50 см с частотой от 10 до 27 восхождений в минуту в течение 3-4 мин. В таблице приведена величина мощности (кгм/мин. на 1 кг массы тела) при выполнении такой нагрузки. Мощность силовой нагрузки |
Высота ступени (см) | Частота восхождений в 1 минуту | | | 10 | 15 | 20 | 22 | 25 | 27 | | 20 | 2,6 | 3,9 | 5,2 | 5,7 | 6,5 | 7,0 | | 25 | 3,3 | 4,9 | 6,6 | 7,2 | 8,2 | 8,8 | | 30 | 3,9 | 5,9 | 7,8 | 8,6 | 9,8 | 10,5 | | 35 | 4,6 | 6,8 | 9,2 | 10,0 | 11,4 | 12,3 | | 40 | 5,2 | 7,8 | 10,4 | 11,4 | 13,0 | 14,0 | | 45 | 5,9 | 8,8 | 11,2 | 12,9 | 14,6 | 15,8 | | 50 | 6,5 | 9,8 | 13,0 | 14,3 | 16,3 | 17,6 | | |
Нагрузку необходимо подбирать индивидуально, чтобы к ее окончанию частота пульса составляла 160-170 ударов в минуту. Если после выполнения нагрузки она существенно ниже, следует увеличить высоту ступеньки и частоту восхождений. Если же частота пульса возрастает выше - нагрузку следует снизить. Такая методика применима как для самооценки физической работоспособности, так и для контроля в организованных группах. Для определения ФР 170/кг необходимо выполнить 3-4 нагрузки разной величины. Более точно величину ФР 170 / кг можно установить, используя специальные таблицы. Коэффициенты для определения ФР 170/кг |
ЧСС после нагрузки | ЧСС до нагрузки | | | 50 | 55 | 60 | 65 | 70 | 75 | 80 | 85 | 90 | | 190 | 0,86 | 0,85 | 0,85 | 0,84 | 0,83 | 0,83 | 0,82 | 0,81 | 0,8 | | 185 | 0,89 | 0,89 | 0,88 | 0,88 | 0,87 | 0,87 | 0,86 | 0,85 | 0,84 | | 180 | 0,92 | 0,92 | 0,92 | 0,91 | 0,91 | 0,9 | 0,9 | 0,89 | 0,88 | | 175 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,96 | 0,95 | 0,95 | 0,95 | 0,95 | 0,94 | | 170 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | | 165 | 1,05 | 1,05 | 1,06 | 1,06 | 1,07 | 1,07 | 1,08 | 1,08 | 1,09 | | 155 | 1,15 | 1,16 | 1,17 | 1,18 | 1,19 | 1,20 | 1,22 | 1,23 | 1,25 | | 150 | 1,20 | 1,21 | 1,22 | 1,24 | 1,25 | 1,26 | 1,28 | 1,31 | 1,33 | | |
Рекомендуемый объем двигательной активности в зависимости от физической работоспособности |
ФР 170 /кг | Объем двигательной активности, км/сут | Количество занятий в неделю | Длительность занятий, мин | | | Общий | Интенсивный | | | | До 9,0 | 8-11 | 1-1,5 | 3 | 20-30 | | 9-12,9 | 9-13 | 1,5-2 | 3 | 35 | | 13-15,9 | 12-15 | 1,5-2,5 | 3-4 | 40 | | 16-18,9 | 14-17 | 2,5-3,0 | 3-4 | 50 | | 19,0 и более | Более 16 | 3,0-4,5 | 4 | 70 | | |
Выполнив одну нагрузку, необходимо найти в таблице значение коэффициента, соответствующее частоте сердечных сокращений до и после физической нагрузки. Полученное значение умножается на значение нагрузки, полученное из таблиц. В зависимости от величины ФР 170 /кг составляется режим спортивных тренировок. Наиболее общие рекомендации по составлению режима тренировок с учетом индивидуального физического развития приведены в таблице. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем. Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение - способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Включение в учебный план ВУЗов дисциплины «Физическая культура» обусловлена задачами подготовки квалифицированных специалистов, имеющих высокий уровень как специальной, так и физической подготовки. Многие студенты недостаточно ясно представляют себе цели и задачи физического образования, спорта и двигательной реабилитации. Все это осложняет процесс их адаптации к специфическим формам обучения в ВУЗе. Поэтому вопрос о том, как научить студентов ВУЗов регулярно применять различные формы и методы физической культуры в повседневной жизни, является актуальным. Наш век - век значительных социальных, технических и биологических преобразований. НТР внесла в образ жизни человека наряду с прогрессивными явлениями и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию и гипокинезию (недостаток объема двигательной деятельности), нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Все это приводит к нарушению обмена веществ в организме, предрасположенности к сердечно-сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и др. влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им является регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды. Следует заметить, что даже самостоятельные занятия физическими упражнениями при четком планировании физической нагрузки и отдыха дают высокий эффект. В настоящее время наблюдается рост количества людей разных возрастов и профессий, приобщающихся к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Это не дань моде и не исполнение чьих-то указаний и приказов, а скорее всего веление времени, результат осознанной необходимости. Не случайно замечено, что здоровье, жизненный тонус, настроение людей зависят не от одной лишь медицины. Поэтому просто необходимо заниматься физической культурой постоянно. В заключение скажем несколько слов о профилактике заболеваний средствами физической культуры. Известно, что здоровье человека определяется на 20% генетической предрасположенностью, на 20% экологическими факторами, на 10% уровнем медицинского обеспечения и на 50% - образом жизни человека. Именно на этом направлении можно ожидать наиболее эффективного прорыва в решении проблем восстановления и сохранения здоровья. Опыт развитых стран показывает, что путь увеличения инвестиций в восстановительную медицину является тупиковым. Так, в экономически благополучных США средняя продолжительность жизни увеличилась до 70-80 лет, а вложения в здравоохранение уже достигли 12% валового национального дохода. При такой тенденции невозможно достижение максимальной продолжительности жизни человека (120-140 лет). Много более перспективным оказалось вложение средств в профилактическую медицину и программы общего оздоровления населения. Так, систематическая работа по профилактике курения позволяет в течение 5 лет на 20% сократить количество курящих и на 5% заболеваемость, нетрудоспособность и смертность от основных неинфекционных заболеваний (в странах Восточной Европы 25% мужчин умирает от последствий курения). Снижение употребления алкоголя (в России не менее 20% населения являются бытовыми пьяницами) и наркотиков (в России не менее 1,5 млн. человек систематически употребляют наркотики) на 15% позволят уменьшить потери от временной нетрудоспособности, на 25% снизить заболевания, обусловленные токсическими эффектами алкоголя и наркотиков, обеспечив также снижение травматизма на 10%. Увеличение двигательной активности позволит существенно увеличить уровень здоровья, снизить заболеваемость. Многочисленными исследованиями показано, что одной из основных причин болезней сердца и сосудов, составляющих в индустриально развитых странах до 58% смертности, являются такие особенности образа жизни, как неправильный характер питания, вредные привычки, низкий уровень двигательной активности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебное пособие. - М.: Изд-во РУДН,1999; 2. Богатырев В.С. Методика развития физических качеств юношей: Учебное пособие. - Киров, 1995 г. 3. Ильинчина В.И. Физическая культура студента. М. 1999. 4. Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия. 2000. 5. Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. СПб., 1997. 6. Лещинский Л. А. Берегите здоровье. М., «Физкультура и спорт», 1995. 7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.-М.: ФиС,1991; 8. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л. Б. Кофмана. М., «Физкультура и спорт», 1998. 9. Физическое воспитание студентов и учащихся / Под редакцией Петрова Н.Я., Соколова В.А. Минск: Полымя, 1988. 10. Царик А.В. О культуре физической и духовной. М.: Знание, 1989. 11. Царфис П.Г. Физические методы профилактики заболеваний. М.: Знание, 1982. 96 с. 12. Черноусов О.Г. Физическая культура: Учебное пособие. - Томск: ТМЦДО, 1999.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|