на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Философия йоги. Путь к познанию
p align="left">Имеется в виду, что человек должен довольствоваться тем, что у него есть. Внутренняя удовлетворенность предполагает душевный покой, согласие с жизнью такой, как она есть, жизнь без суеты.

Тапас - практика сознательных усилий, внутренняя дисциплина, цель которых - развитие жизнестойкости, силы воли, познание мудрости.

Буквальный смысл слова «тапас» - очищение тела посредством нагревания. За этой идеей стоит представление о возможности очистить тело от внутренней грязи. Еще один аспект тапаса проявляется в отношении к пище. Если мы едим, когда не голодны, это противоречит сущности тапаса. Внимание к положению тела, к пище и к типу дыхания все это тапас, помогающий предотвратить накопление в теле грязи, которое проявляется, в частности, в избыточном весе и одышке. Тапас заставляет тело быть в форме и хорошо функционировать.

Свадхьяя - постоянное обучение, непрерывное развитие. «Сва» означает «свое» или «собственное». «Адхьяя» переводится как «исследование», «изучение» (буквально «приближение к чему-либо»). Таким образом, «свадхьяя» означает приближение к самому себе, то есть изучение самого себя. Любая учеба, любые размышления и любое общение, которые позволяют нам больше узнать о себе, это свадхьяя.

Ишварапранидхана - преданность, связь с божественной частью своего «я», с универсальной душой. «Ишварапранидхана» означает «подносить все свои действия стопам Бога».

Яму и Нияму не следует изучать формально и применять прямолинейно. К этим аспектам следует подходить вдумчиво, руководствуясь общими положениями, претворять их в жизнь согласно конкретным условиям и обстоятельствам. Всегда следует подчинять свои мысли, слова, поступки общественным интересам, взяв на вооружение принципы гуманизма.

Небольшие изменения очень важны для человека. Ум так привыкает к вещам, что наши действия часто превращаются в привычки (санскары). Мы никогда не сможем постичь свою природу, если не откроем себя переменам. Поэтому иногда мы должны испытывать себя, делая что-то совершенно непривычное.

Для того чтобы понять, действительно ли существует проблема, часто бывает полезно изменить окружение и посмотреть на вещи с другой стороны. Все, что мы делаем, дает какой-то результат либо сразу, либо через некоторое время.

Всякое действие имеет последствия. Они могут проявляться в виде остаточных эффектов, которые, в свою очередь, влияют на дальнейшие действия. Например, если мы вели себя по отношению к какому-то человеку дружелюбно, он перенесет часть этого дружелюбия на следующую встречу.

Это непрерывный процесс: первое действие влияет на второе и так без конца. Вот почему мы должны очень внимательно относиться к своим поступкам. Благодаря самоанализу, качество наших действий повышается.

1.3. АСАНЫ

Слово «асана» в переводе с санскрита - «поза». Это слово происходит от санскритского корня «ас» - оставаться, быть, сидеть или находиться в определенном положении. Это третья ступень йоги, ее освоение призвано сделать тело здоровым, выносливым, сильным, упрочить ум, дух и волю, прояснить сознание, сделать жизнь более гармоничной.

Изначально все асаны (позы йоги) были разработаны как средство для того, чтобы улучшить физическую форму и поддержать здоровье, но каждая оказывает несомненное положительное воздействие также на ум и душу человека. Асаны укрепляют тело на всех его уровнях. Помогают избавиться от шлаков и токсинов. Изменяя один из аспектов нашего бытия (их четыре - физический, ментальный, эмоциональный и духовный) мы трансформируем все остальные, ибо они неразрывно связаны друг с другом. Вот почему, когда тело становится сильным, крепнет и воля, способность концентрировать внимание на том, что мы делаем именно сейчас, и это в конечном счете дает возможность подготовиться к практике медитации, которая ведет к просветлению и озарению.

Секрет умения быстро подавлять отрицательные эмоции и состояния, заменять их положительными кроется в повышенной способности к концентрации. Концентрация (и ее высшая степень - медитация) развивает волю, интеллект, регулирует эмоции и эмоциональные состояния, устанавливает психическое равновесие. Не следует забывать, что внутренняя дисциплина - необходимое условие для йоги.

Согласно «Йога-сутрам» Патанджали асана должна иметь два важных свойства: стхиру и сукху.

Стхира означает бдительность и постоянство.

Под сукхой понимается способность чувствовать себя в той или иной позе комфортно. Во время выполнения асан одинаково необходимы оба эти качества на протяжении определенного периода времени. Если не хватает хотя бы одно их них, значит, то, что мы делаем это не асана. Принцип выполнения асаны соблюдается только тогда, когда со временем мы начинаем выполнять асану сосредоточенно и спокойно.

Каков наш обычный образ действий? Мы ставим себе цель, затем, с мыслью о ней, начинаем продвигаться к этой цели. Но цель легко может измениться или исчезнуть.

Представьте, что кто-то решил заработать миллион долларов и в течение двух-трех лет продвигается к намеченной цели. Вдруг этот человек понимает, что на самом деле его цель вовсе не является необычной; тогда она теряет смысл и заменяется новой, более значимой. Мы должны сохранять гибкость, чтобы быть в состоянии реагировать на перемены в своих ожиданиях и в старых идеях. Чем дальше мы отстраняемся от плодов нашей работы, тем лучше мы ее делаем. Когда мы концентрируемся не столько на результатах деятельности, сколько на ней самой, это также помогает нам избежать разочарования в случае, если достичь поставленной цели не удается. Уделять больше внимания состоянию, в котором мы действуем, и меньше думать о результатах нашей деятельности такой смысл придается йоге.

Йога учит, что каждое движение дает два результата - положительный и отрицательный. Поэтому так важно быть внимательным к своим действиям. Мы должны быть в состоянии распознать положительные и отрицательные эффекты, чтобы усилить первые и нейтрализовать вторые. В соответствии с этим принципом, в своих занятиях асанами необходимо использовать те или иные компенсирующие позы, чтобы компенсировать возможные негативные эффекты некоторых сложных асан.

Асаны -- это преимущественно статические позы тела; напряжение мышц и раздражение мышечных нервов в этих позах оказывает воздействие на центральную нервную систему, а через нее -- на работу сердца, органов кровообращения и дыхания.

Асаны предусматривают концентрацию внимания на определенных участках тела, при этом умственное усилие согласуется с мышечной активностью.

Асаны требуют особого рода дыхания: полного, ритмического, контролируемого и замедленного.

Асаны дают профилактический, терапевтический и психотерапевтический эффект. Они воздействуют на пищеварительную, сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную системы, на систему выделения, нервную систему и весь двигательный аппарат.

Асаны классифицируют, различая среди них позы для созерцания и медитации, перевернутые позы, позы равновесия и т.д.

Во время занятий мы концентрируемся на теле, дыхании или уме. Наши чувства рассматриваются как часть ума. Хотя теоретически возможно, чтобы тело, дыхание и ум функционировали независимо друг от друга, цель йоги в том, чтобы объединить их работу. Люди воспринимают йогу в основном в виде ее физического аспекта. Они редко замечают как мы дышим, как мы ощущаем дыхание и как мы согласовываем свое дыхание с движениями тела. Люди склонны обращать внимание только на нашу гибкость и подвижность. Некоторых интересует количество освоенных асан или время пребывания в отдельно взятой асане.

Но самое важное не эти внешние проявления, а то, как мы ощущаем позы и дыхание.

Обследование собственного тела первый шаг к изменению привычных, но неудобных и неэффективных движений и поз, которые вызывают напряжение и, в итоге, препятствуют протеканию по телу жизненной энергии.

Асаны готовят тело к тому, чтобы сочетать физические движения с дыхательными (вдохами и выдохами), это подступы к практике медитации. Обычно после их выполнения тело становиться более гибким, ум просветляется, сознание успокаивается. В такой момент естественно погрузиться в состояние медитации. Позы не просто помогают тонизировать, активизировать все системы организма, но так же в значительной мере способствуют совершенствованию работы ума и души. Это дает возможность почувствовать, как улучшается наша жизнь во всех ее проявлениях.

Асаны обладают бесчисленными достоинствами и могут многое дать уму и телу, но выполнять их следует с должной осторожностью. Необходимо помнить, что никто не знает ваш организм лучше, чем вы сами. Только вы можете судить, когда вам действительно трудно работать с той или иной позой, когда она вызывает напряжение.

Если мы хотим воплотить принцип практики асан в жизнь, то нам необходимо принять себя такими, какие мы есть. Если у нас напряжена спина, мы должны признать это. Может у нас хорошая гибкость, но мы слишком поверхностно дышим. Или с дыханием все в порядке, но у нас есть проблемы со здоровьем. Бывает, что во время асаны мы чувствуем себя комфортно, но ум блуждает где-то совершенно в другом месте. Это тоже не практика асан. Обрести необходимые для асаны качества можно только после того, как мы осознаем свой начальный уровень и научимся принимать его. Мы придаем значение качеству действий, но не тем плодам, которые оно может принести.

Комплекс асан, предназначенный для подготовки тела к игре в теннис, будет отличаться от цикла, необходимого человеку, которому требуется сохранить внимание в напряженной обстановке, или от практики, рассчитанной на то, чтобы помочь людям с хронической бессонницей хорошо расслабиться, прежде чем лечь в постель.

Одно из полезных свойств асан состоит в том, что они приучат нас приспосабливаться к различным ситуациям и принимать различные требования.

Дыхание играет в практике асан огромную роль. Никогда нельзя жертвовать свободой дыхания ради того, чтобы принять какую-то позу.

1.4. ПРАНАЯМА

Слово пранаяма состоит из двух частей: «прана» и «аяма». Слово «аяма», означающее «растяжение, расширение», описывает воздействие пранаямы. «Прана» - это «то, что есть повсюду».

Пранаяма учит дыхательным техникам, которые способствуют более активному поступлению кислорода в организм. Одновременно тело насыщается праной, универсальной жизненной энергией, существующей повсюду вокруг нас, мы вдыхаем ее вместе с воздухом. Она делает жизнь более интересной, насыщенно, яркой.

Недостаток праны в теле может выражаться в ощущении неуверенности или скованности, в слабости, нежелании что-либо делать, вялости или даже депрессии. Он может приводить к болезням. И, наконец, согласно «Йога-сутрам», нехватка праны может вызвать различные нарушения дыхания.

Йога уделяет дыханию столько же времени, сколько и телу. Способ дыхания крайне важен, потому, что оно выражает наши внутренние чувства. Если мы испытываем боль, это отражается на нашем дыхании. Если мы расстроены, то мы перестаем контролировать свое дыхание. Все, что происходит в уме, отражается на дыхании. Когда мы возбуждены, дыхание учащается, а когда расслабляемся, оно становится глубже и спокойней. Чтобы научиться воздействовать на прану, мы должны научиться воздействовать на свой ум. Наши действия часто выводят ум из равновесия, заставляя прану выплескиваться из тела. Дыхание это связь внутреннего тела с внешним. Мы по-настоящему выполняем асану когда нам удается достичь гармонии тела, дыхания и ума.

Первый шаг в практике йоги сознательно объединить дыхание и тело. Для этого необходимо во время выполнения асан позволить каждому движению следовать за дыханием. Правильное согласование дыхания и движения является основой всей практики асан. Найти ритм, при котором дыхание соединяется с движением, помогает простое упражнение: поднятие рук на вдохе и опускание на выдохе.

В обычном состоянии мы не осознаем свое дыхание. Оно осуществляется автоматически, без вмешательства сознания. Для того чтобы дыхание и движение согласовывались друг с другом, наш ум должен внимательно за этим следить. Тогда вдох и выдох перестают протекать автоматически и превращаются в сознательный процесс. Найти естественную связь между дыханием и движением самый важный аспект практики асан. Для этого следует каждый раз определять, что легче и удобнее при данном движении: вдох или выдох, и следить, чтобы именно это происходило в процессе выполнения выбранного движения.

Чтобы сконцентрироваться на дыхании, можно фокусировать внимание на течении воздуха, на звуке дыхания или на месте, в котором происходят основные дыхательные движения.

Кажется, что следить за дыханием легко, но на самом деле это очень сложно. В момент, когда мы концентрируемся на дыхании, оно имеет тенденцию меняться; мы склонны к тому, чтобы контролировать естественный ритм дыхания, нарушать его. Есть два пути слежения за дыханием: мы или погружаемся в ощущение дыхания или просто наблюдаем за ним. Когда мы просто наблюдаем за дыханием, нам ничего не надо делать с самим дыхательным процессом. Это напоминает созерцание воды. Если нам удастся достичь успеха, то мы окажемся почти в состоянии медитации. Вот почему нам иногда рекомендуют просто наблюдать за дыханием, это успокаивает наш ум. Это нелегко, но это чудесно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.