p align="left">В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней прояв-ления физической культуры личности. Предноминальный уровень складывается стихийно. Причины его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовле-творенностью предлагаемой педагогами программой, содержанием за-нятий и внеучебной деятельности, ее смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными межличностными отношениями с педа-гогом. У студентов отсутствует потребность в познавательной актив-ности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным матери-алом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной под-готовки. В мотивационной сфере доминирует негативная или индиф-ферентная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различным. Номинальный уровень характеризуется индифферентным отноше-нием студентов к физической культуре и спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- или киноинформации. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элемента-ми -- утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность -- личная. Иногда студенты этого уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педа-гога. Уровень здоровья и физической подготовленности таких студен-тов имеет широкий диапазон. В послевузовском периоде они не про-являют инициативы в заботе о своем-здоровье, физическом состоянии. В основе потенциального уровня -- положительно осознанное отно-шение студентов к физической культуре в целях самосовершенствова-ния и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые зна-ния, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамот-но выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи педагогов и опытных товарищей. Познавательная активность проявляется как в сфере спортив-ных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы. Направленность «на себя». Большое значение придают эмоцио-нальному общению и самовыражению в процессе занятий. Использу-ют частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной де-ятельности лишь при побуждении извне (педагоги, общественность, деканат). После окончания вуза проявляют физкультурно-спортив-ную активность, лишь попадая в благоприятную среду. Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в цен-ностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физичес-кой культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семей-ную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодея-тельности во многих сферах жизнедеятельности. Границы выделенных уровней подвижны. Они свидетельствуют о наличии противоречий, основным из которых является несоответст-вие между современными требованиями к профессионально-личност-ному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем. А это является движущей силой развития его физической культуры. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта Высокая социально-экономическая значимость физичес-кой культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедея-тельности законодательные основы. Президентом Российской Феде-рации 27 апреля 1993 г. были подписаны «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте». Этот доку-мент направлен на то, чтобы обеспечить всестороннее развитие чело-века, утвердить здоровый образ жизни, сформировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболева-ний, вредных привычек и правонарушений. Гарантируются права граждан заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения. Государство признает и поддерживает Олимпий-ское движение в России, его деятельность координируется Олимпий-ским комитетом, который является неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию во всех мероприя-тиях, проводимых Международным Олимпийским комитетом. Система физической культуры направлена на то, чтобы организо-вать физическое воспитание населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов Российской Федерации. Система существует в государственных и об-щественных формах деятельности. Физическое воспитание в образо-вательных учебных заведениях и дошкольных учреждениях происхо-дит на основе государственных образовательных программ (не менее пяти часов в неделю), также используется внеучебная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, занятия проводятся в рамках индивидуальной программы реабилитации. В физическом воспитании населения при-нимают участие учреждения дополнительного образования: спортив-ные школы, секции, клубы и другие внешкольные и внеучебные физ-культурно-оздоровительные и спортивные организации. Администрации учреждений, организаций, предприятий и объеди-нений обязаны создавать работникам условия для реализации их права на занятия физической культурой, включая реабилитационные, профессионально-прикладные занятия в режиме рабочего дня, послетрудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-мас-совую работу, спортивно-оздоровительный туризм. Муниципальные органы создают условия для занятий физической культурой по месту жительства и в местах массового отдыха. Администрация санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и туристских баз обязана создавать условия для использования в процессе отдыха и лечения различ-ных компонентов физической культуры в целях укрепления здоровья отдыхающих, профилактики и лечения заболеваний. Физическая под-готовка военнослужащих и личного состава правоохранительных ор-ганов должна обеспечить выполнение ими воинского долга и основ-ных служебных обязанностей. Командованием создаются необходи-мые для этого условия. Развитие физической культуры и спорта среди инвалидов направ-лено на повышение их двигательной активности. Это непременное условие их всесторонней реабилитации и социальной адаптации. Этим снимаются образовательные учреждения, учреждения здравоохране-ния, социального обеспечения и организации физической культуры и спорта. Органы управления здравоохранением (государственные, на пред-приятиях, в учреждениях) используют физическую культуру как средство профилактики и лечения заболеваний; осуществляют врачебный контроль за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом; организуют и проводят подготовку и повышение квалификации специалистов здравоохранения, создают центры и пункты оздоровления и реабилитации ( средствами физической культуры, диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры. Работники физической культуры и спорта обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий, не наносить пред здоровью и ущерб чести и достоинству участников и зрителей, не проявлять жестокости и насилия. Чтобы подготовить спортсменов высокого класса, создаются специализированные организации (государственные, муниципальные, негосударственные, в том числе частные и общественные). Граждане имеют право заниматься профессиональным спортом в качестве спортсменов или судей. Нельзя использовать с целью достижения спортивных результатов приемы, способы и средства, запрещенные в спорте регламентирующими документами, утвержденными спортив-ными организациями и объединениями. К профессиональной педагогической деятельности в области физи-ческой культуры и спорта допускаются лица, имеющие документ ус-тановленного образца о профессиональном образовании по специаль-ности, выданный образовательным учреждением, или разрешение, вы-данное государственным органом управления физической культурой и спортом. К профессиональной деятельности в области лечебной фи-зической культуры допускаются лица, имеющие профессиональное образование по специальности «Физическая культура и спорт» или медицинское образование. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении В соответствии с государственным образовательным стан-дартом высшего профессионального образования физическая культу-ра с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного об-разовательного цикла. Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократи-ческое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чув-ством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и форми-руемая в ее процессе личностная культура студента определяют свой-ства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и иници-ативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма. Гуманитарная значимость физической культуры Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную лич-ность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизиро-вать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здо-ровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространст-ва вуза. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в каче-стве главной ценности педагогического процесса. Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и твор-ческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разре-шать противоречия между природой и производством, трудом и отды-хом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включен-ность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт. Физическая культура выступает как социокультурный слой прак-тики, направленной на освоение природных сил студентов и опосре-дованных их культурным отношением к своим физическим возмож-ностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, осо-бых личностных качеств. Гуманитаризация образовательного процес-са подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоцен-ность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при ко-тором становятся возможными и необходимыми социальные и инди-видуальные процессы саморазвития, самовоспитания, самосовершен-ствования, самоуправления, самоопределения. Они отражают наибо-лее действенные и долговременные результаты образования по физи-ческой культуре. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удов-летворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления студентов, о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности. В сфере физической культуры ценности по качественному крите-рию могут быть представлены как: ¦ материальные (условия занятий, качество спортивной экипиров-ки, льготы со стороны общества); ¦ физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и на-выки, физические качества, физическая подготовленность); ¦ социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализа-ции, рекорды, победы, традиции); ¦ психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки); ¦ культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качест-ва, общение, авторитет). Ценностные ориентации студентов рассматриваются как способы, с помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости. В структуре физкультурно-спортивной деятель-ности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, по-знавательными и волевыми ее сторонами; образующими содержа-тельную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чув-ственную), другие -- познавательную, третьи -- поведенческую ак-тивность.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|