p align="left">Итак, сила является основополагающим физическим качеством человека. Ее можно развивать с использованием различных средств. Но, как показали многочисленные исследования, наиболее эф-фективно она поддается тренировке, когда применяются отягощения, причем отягощения дозирован-ные, т.е. учитывающие физические возможности того или иного атлета. Каждое силовое упражнение характеризуется определенными физиологическими особенностями и оказывает то или иное специ-фическое воздействие на организм. При выполнении максимальных силовых усилий в сократитель-ный акт кратковременно вовлекаются большое число двигательных мышечных единиц. Мощные со-кращения мышц стимулируют не только развитие мускулатуры, но и все функции организма. 1.2. История развития атлетической гимнастикиАтлетическую гимнастику, как систему упражнений с отягощениями упражнения с тяжелыми предметами еще в 1У веке до нашей эры отно-сили к естественным движениям. В соревнованиях этого периода при-нимали участие только те атлеты, кто мог поднять массивный груз, лежавший на главной площади Афин. Древние римляне разработали и специальные упражнения с предметами для развития мускулатуры, со-четая их с гимнастическими и акробатическими элементами.Древние медики (11-1 век до нашей эры) впервые отметили и лечебные свойства силовых упражнений для разработки суставов, ре-гулирования дыхания, укрепления ослабленных мышц. В руководстве для студентов-медиков и врачей предлагалось использование в оздорови тельных целях движений тела с отягощением.В период, относящийся к окончанию XIX и началу XX веков, на-чинают издаваться многочисленные пособия, в которых описывались системы развития тех или иных мышечных групп с использованием гирь различного веса, гантелей, утяжеленных палок. Авторы и издатели, давая громкие и эффектные названия своим книгам и брошюры: "Вер-нейшее средство для накачки мышц", "Секреты грации и изящества", - гарантировали мгновенный успех.В этот период возникает особый интерес к сильным людям, име-ющим гипертрофированную мускулатуру, способным на цирковой арене демонстрировать публике раздутые "шары-бицепсы".Вскоре на арену вышли действительно сильные борцы, гиревики, разрыватели цепей и подниматели тяжестей. Стали проводиться много-численные чемпионаты борцов и гиревиков, позволившие познакомиться с истинно крепкими, сильными атлетами. Нам хорошо известны имена Ивана Поддубного, Петра Крылова, Ивана Заикина, Александра Засса, Ивана Лебедева и др. Зарождение атлетической гимнастики в России как системы упражнений с отягощениями ради укрепления здоровья, исправления недостатков телосложения и осанки связано с именем врача Краевого го В.М. В 1885 году в Петербурге им был организован "Кружок люби-телей атлетики", который свою работу строил на принципах сочетать естественных движений (ходьба пешком, бег) со специально подобранными упражнениями для рук, ног и туловища, с использованием зака-ливающих процедур.Спустя 12 лет открывается Петербургское атлетическое общество, реорганизованное в 1898 г. в Петербургское велосипедно-атлетическое общество. Помимо мужских соревнований по силовому спорту, в России стали проводиться и женские чемпионаты. Учитывая большой интерес народа к силовому спорту, стал издаваться двухнедельный иллюстрированный журнал атлетики и спорта "Геркулес", девизом которого был актуальный и сегодня призыв: "Каждый человек может и должен быть сильным". В 1903 г. выходит книга российского атлета Евгения Сандова "Телостроительство", в которой описывались упраж-нения с гантелями, выполненные по принципу постепенного возраста-ния нагрузки.В последующие годы, годы после революции, атлетическая гим-настика по-прежнему считается важным средством физической культуры;Один из самых известных деятелей спортивной науки профессор И.М.Черкизов - Сераини писал: "Атлетическая гимнастика - это одно из наиболее эффектных средств, всесторонне воздействующих на человеческий организм. Обилие упражнений и возможность тонко дозировать нагрузки делает это важное средство оздоровления доступным для людей всех возрастов. А эстетическая сторона атлетической гимнастики приближает ее к подлинному искусству",Знаменитый исследователь русского языка В.И. Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка" записал: "Атлет - здоровяк, силач, богатырь..." Это предопределяет направленность занятий атлетической гимнастикой: в первую очередь должны решаться задачи по обеспечению здоровья, а уже потом - сила и телосложение.Атлетическую гимнастику в нашей стране сегодня можно условно разделить на два направления - массово-оздоровительное и спортивное, каждое из которых имеет свои характерные черты и особенности.1.3. Возрастные особенности развития силы старшеклассников Уже в школьном возрасте начинается спортивная тренировка, которая оказывает влияние на рост и развитие ребенка. Следует учитывать, что рост и развитие организма, про-должающиеся до 20--25 лет, происходят неравномерно, с замедлением темпа с 14--16 лет. Увеличение веса и роста у девочек отчетливо замедля-ется начиная с 14--15 лет. У мальчиков аналогичные сдви-ги наблюдаются несколько позже. Пропорции между раз-витием частей тела изменяются. Подростки, у которых бурно протекает процесс полово-го созревания, характеризуются значительным увеличе-нием роста и меньшим приростом поперечных размеров тела. В этот период разница между окружностью грудной клетки и половиной роста (показатель Эрисмана) оказы-вается величиной отрицательной (период «физиологическо-го слабогрудия»). В дальнейшем, в процессе завершения полового созревания, происходит усиленный рост тела в ширину, завершается окостенение частей скелета. Увели-чивается масса и поперечное сечение скелетной мускула-туры. Постепенно происходит развитие систем дыхания и кро-вообращения. Необходимо учесть типичное для современ-ной молодежи ускорение, так называемую акселерацию, физического развития. Вследствие улучшения условий жизни и воспитания, а также в результате действия многих факторов современной цивилизации рост и развитие орга-низма происходят сейчас быстрее, чем в прошлые десяти-летия. Дети и подростки развиваются в среднем на 1--2 го-да быстрее, чем в прошлые десятилетия. Наиболее выраженная акселерация физического развития начинается с 10--12 лет, особенно выражена она в 16-- 18 лет, т. е. в связи с началом и развитием полового созре-вания, когда условия современной жизни и система вос-питания (в том числе и физического) сказываются на детях с особой силой. При этом само половое созревание возрастает. Состав крови у подростков под влиянием спор-тивных нагрузок значительно изменяется. Увеличение числа эритроцитов происходит в связи с выходом части крови из кровяного депо. При чрезмерных нагрузках мо-жет наблюдаться распад эритроцитов (эритроцитолиз). Увеличение числа лейкоцитов (лейкоцитоз) в крови обыч-но наблюдается при спортивных упражнениях. В случае чрезмерных нагрузок возникает также лейкоцитолиз, т. е. растворение части лейкоцитов и уменьшение их числа. Тренировка приводит у детей школьного возраста к стойким прогрессивным структурным изменениям внутрен-них органов. Это в первую очередь относится к сердцу, по-скольку к этому важнейшему органу спортивная деятель-ность предъявляет особенно высокие требования. В резуль-тате тренировки увеличиваются размеры сердца Спортивная деятельность детей требует высокого уровня функций вегетативных систем. Этот уро-вень тем выше, чем значительнее расход энергии вызыва-ют те или иные физические упражнения. Увеличенный расход энергии у детей связан с тем, что поверхность тела детей относительно велика по сравнению с его массой. При одинаковой работе по сравнению со взрослыми у подростков больше повышается обмен веществ. Это объясняется не только соотношением веса и поверхности тела, но и высокой возбудимостью нервной системы подростков. В растущих трубчатых костях в эпифизарных хрящах и в межпозвоночных дисках уже к 14--16 годам появляются зоны окостенения, что приводит обычно к остановке роста примерно к 25 годам. Контуры позвоночника с выпячива-нием назад (кифозом) в грудном отделе и с изгибом впе-ред (лордозом) в шейном и в поясничном отделах форми-руются уже к 7-летнему возрасту. Однако эти контуры оказываются нестойкими вплоть до старшего школьного возраста (до 16 лет). Поэтому до 15--16 лет еще возможно активное влияние на улучшение осанки школьников. У детей отмечается высокая эластичность мышц и связочно-суставного аппарата. По мере роста и развития мы-шечной системы, увеличения поперечного сечения мышц повышается их сила и способность к концентрации усилий. Тренировка отчетливо сказывается на топографии мышеч-ной силы и на абсолютном ее увеличении. На развитие си-лы тех или иных мышечных групп значительное влияние оказывает спортивная специализация, а также (и более всего) методика спортивной тренировки. Особого внимания требует развитие функции правой и левой руки. Как известно, у наибольшего числа детей правая рука лучше развита по сравнению с левой, что обычно объ-ясняется многовековым развитием, а также некоторыми анатомическими предпосылками: асимметричным располо-жением внутренних органов -- печени справа, сердца сле-ва и т. д. Существенное значение наследственности в развитии праворукости легко доказывается наличием детей, родив-шихся с выраженной тенденцией к леворукости. Вместе с тем внимание тренера-педагога всегда привлекает возмож-ность влиять в процессе спортивной тренировки па равно-стороннее формирование функций правой и левой руки. Большинство маленьких детей до 2--3 лет обычно одинако-во владеют правой и левой руками, а затем они постепенно переключаются на преимущественное использование пра-вой руки. Большое влияние на развитие функций рук оказывают физические упражнения (особенно упражнений с отягощениями). В процессе спортивной тренировки совершенствуется нервная регуляция функций. Заслуживает быстрое развитие остроты мышечного чувства у школьников, особенно до 13--14 лет, к этому времени достигает высокого совершенства способность ориентиро-ваться в пространстве, обостряется чувство темпа движений, ощущение расстояния, способность к анализу мышечных ощущений при изменении площади опоры. Сила и выносливость при двигательной деятельности продолжают улучшаться до 20 лет и позже. Высокая пластичность нервной системы в детском возрасте способствует лучшему и более быстрому освоению двигательных навыков, подчас даже очень сложных. Многие дети и подростки быстро добиваются относительно высоких спортивных достижений. Вместе с тем у детей сравнительно легко возникает иррадиация (распро-странение) возбуждения в центральной нервной системе, поэтому во время обучения движениям надо создавать спокойные условия. У детей школьного возраста имеются все необходимые биологические предпосылки для успешного освоения сложнокоординированных движений. Исследование способнос-ти синхронизировать движения различными сегментами верхних и нижних конечностей показали высокие возмож-ности сочетаний разнообразных движений детьми школь-ного возраста, не уступающих по уровню взрослым лю-дям (Блохин, Гандельсман, 1969). Этим объясняются вы-сокие спортивные достижения школьников в таких видах спорта, как фигурное катание на коньках, спортивная гим-настика, прыжки в воду, и др. При изучении начальной фазы работы оказалось, что у детей врабатывание, т. е. переход от покоя к максимальной деятельности, происходит быстрее, чем у взрослых. Свое-образно протекает процесс утомления, который прежде всего является результатом изменений в центральной нерв-ной системе. Замечено, что субъективное проявление утом-ления -- усталость у детей -- выражено неярко при поло-жительном эмоциональном фоне. Если учитывать возрастные особенности детей и использовать кратковременные на-грузки с достаточно большими паузами отдыха, то можно поддерживать работоспособность у детей довольно дли-тельное время. Монотонные движения вызывают быстрое утомление. Однако следует учитывать серьезную опасность в тех случаях, когда дети выполняют физические нагрузки боль-шой интенсивности и длительности, предъявляющие к их организму предельно высокие требования. Под влиянием положительных эмоций работоспособность может быть еще более высокой при критических сдвигах функций организ-ма детей, а чувство усталости оказывается маловыражен-ным. При этом легко возникает перетренировка, которую можно рассматривать как нарушение баланса нервных процессов, как невроз, связанный с нерациональными за-нятиями спортом (Крестовников, 1951). Особое внимание дозировке нагрузок следует уделять в начальной фазе пе-риода полового созревания, когда особенно высока возбуди-мость и реактивность центральной нервной системы детей (Туминский и др., 1959; Смирнов, 1959; Кольцова, 1969, и др.). В этот период предстартовые реакции выражены больше всего на эмоционально насыщенные упражнения. Вне эмоционального фона условные раздражители, связан-ные с мышечной работой, у подростков могут вызывать меньшие сдвиги, чем у взрослых. В начальной фазе полового созревания наблюдается по-вышенная функция желез внутренней секреции, особенно половых желез, и появляются вторичные половые призна-ки. В это время темп физического развития может значи-тельно ускоряться, возникают временные диспропорции в соотношении длины и ширины тела, длины дог и тулови-ща и т. д. Субъективное стремление подростков к рекордным до-стижениям при еще не стабилизированном физическом развитии таит в себе опасность перенапряжения. Особенно велика эта опасность при не устоявшемся балансе между работой различных желез внутренней секреции. Так, на-пример, даже небольшое усиление функции щитовидной железы (гипертиреоз) может оказать неблагоприятное влияние на способность детей переносить большие физические нагрузки.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|