p align="center">2.3 Методы исследования Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования по вопросам: 1) анализ литературы; 2) педагогический эксперимент; 3) педагогическое наблюдение; 4) медико-биологические исследования; 5) антропометрический метод; 6) метод математической статистики; 2.3.1 Анализ литературных источников В ходе проведения эксперимента при написании курсовой работы было проанализировано 20 источников научной методической литературы по изучаемым вопросам: · Основные положения теории адаптации Селье-Меерсона · Адаптационные изменения · Роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в процессе адаптации · Статическая и динамическая работа 2.3.2 Педагогический эксперимент В соответствии с поставленными задачами в ходе исследования был проведён педагогический эксперимент (сравнительный). Педагогический эксперимент проводился для оценки изменения адаптационного потенциала у студентов факультета физической культуры занимающихся и не занимающихся спортом (юношей и девушек). Эксперимент состоял в том, что студенты выполняли однократную статическую нагрузку («Лодочка»-И.п. лежа на животе, держа руками голени, по сигналу максимально прогнуться и удерживать положение в течение 30 сек.) 2.3.3 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение осуществлялось на практическом занятии по спортивной физиологии. Это позволило собрать первичную информацию для исследования, а так же следить за правильностью выполнения упражнений. 2.3.4 Медико-биологический метод В ходе эксперимента у испытуемых производились измерения: · ЧСС · АД 2.3.5 Антропометрический метод В ходе эксперимента у испытуемых производились измерения: · Рост (см) · Вес (кг) 2.3.6 Методы математической статистики Полученный экспериментальный материал был подвергнут обработке. Рассчитывались следующие статистические показатели: · АП (Адаптационный потенциал) · среднее арифметическое; Для этого использовались следующие формулы: АП (в баллах) = 0,011 (ЧСС)+0,014 (САД)+0,008 (ДАД)+0,014(В)+0,009(МТ)- -0,009 (Р)-0,27 Где: В-возраст (в годах), САД и ДАД - систолическое и диастолическое давление (в мм рт ст.), ЧСС - частота сердечных сокращений, МТ - масса тела (в кг) Р - рост (в см). 2.4 Организация и порядок проведения экспериментальных исследований Исследование проводилось в СГУТиКД на улице Макаренко 8 «А» в кабинете №111. В эксперименте приняли участие студенты (юноши и девушки) третьего курса, факультета физической культуры. Регистрация всех результатов тестов осуществлялась наглядно и при помощи ростомера, медицинских весов, секундомера, тонометра, фонендоскопа. Во время проведения упражнений были собранны результаты, позволяющие рассчитать АП и определить уровень адаптационного потенциала у студентов факультета физической культуры, занимающихся и не занимающихся спортом (юношей и девушек). Для отнесения испытуемых к тому или иному классу функционального состояния используется следующая шкала: 1. Удовлетворительная адаптация - АП не более 2,1 балла. 2. Напряжение механизмов адаптации - от 2,1 до 3,2 балла. 3. Неудовлетворительная адаптация - от 3,21 до 4,3 балла. 4. Срыв адаптации- 4,31 и более. Глава 3. Результаты и их обсуждение В данном эксперименте приняли участие 10 человек. Из них 5 юношей (3 из них не занимается спортом, а 2 занимаются спортом) и 5 девушек (3 из них занимается спортом, а 2 не занимается). В ходе исследования были получены следующие данные: Таблица 1 Показатели адаптационного потенциала (АП) у девушек 20-21 г. в состоянии относительного мышечного покоя |
Занимающиеся спортом | АП(балл) | Не занимающиеся спортом | АП(балл) | | Месс Юлия | 1,83 | Мукаева Наташа | 2,45 | | Яковенко Саша | 2,33 | Семенко Таня | 1,52 | | Жибуль Яна | 2,04 | | | | Среднее арифметическое | 2,06 | | 1,98 | | | | | | | |
*сравнение результатов, осуществлялось при помощи параметрического t-критерия Стьюдента По полученным данным видно, что у девушек занимающихся спортом: Месс Юлия -Удовлетворительная адаптация. Жибуль Яна - Удовлетворительная адаптация. Яковенко Александра - Напряжение механизмов адаптации. У девушек не занимающихся спортом: Мукаева Наташа -Напряжение механизмов адаптации. Семенко Таня - Удовлетворительная адаптация. Девушки занимающиеся спортом. = (1,83+.2,33+2,04)/3=2,06 балла Девушки не занимающиеся спортом = (2,45+1,52)/2=1,98 балла При проведении исследований установлено, что уровень адаптационного потенциала у девушек, не занимающихся спортом, выше, чем у девушек, занимающихся спортом, на 0,08 балла. (р>0,05) Рис 1. Сравнительная оценка адаптационного потенциала (АП) в состоянии относительно мышечного покоя у девушек, занимающихся и не занимающихся спортом Таблица 2 АП в состоянии относительно мышечного покоя у юношей 20-21 г. |
Занимающиеся спортом юноши | АП (балл) | Не занимающиеся спортом юноши | АП (балл) | | 1. Бондаренко Женя | 2,03 | 1. Удовенко Андрей | 2,24 | | 2. Семин Леша | 1,8 | 2. Гололобов Максим | 2,4 | | | | 3. Глазунов Артем | 1,75 | | Среднее арифметическое | 1,92 | | 2,13 | | |
*сравнение результатов, осуществлялось при помощи параметрического t-критерия Стьюдента По полученным данным видно, что у юношей занимающихся спортом: Бондаренко Женя - Удовлетворительная адаптация. Семин Леша - Удовлетворительная адаптация. У юношей не занимающихся спортом: Удовенко Андрей - Напряжение механизмов адаптации. Гололобов Максим - Напряжение механизмов адаптации. Глазунов Артем - Удовлетворительная адаптация. Юноши занимающиеся спортом. =(2,03+1,8)/2=1,92 Юноши не занимающиеся спортом =(2,24+2,4+1,75)/3=2,13 Рис 2. Разница АП в состоянии относительно мышечного покоя у юношей занимающихся и не занимающихся спортом В результате эксперимента выявлено, что уровень адаптационного потенциала у юношей, занимающихся спортом, выше, чем у юношей, не занимающихся спортом на 0,21 балла. (р>0,05) Таблица 3 АП после однократной статической нагрузки у девушек20-21 г. |
Девушки, занимающиеся спортом | АП (балл) | Девушки, не занимающиеся спортом | АП (в баллах) | | 1. Месс Юлия | 2,07 | 1. Мукаева Наташа | 2,44 | | 2. Яковенко Саша | 2,08 | 2. Семенко Таня | 2,46 | | 3. Жибуль Яна | 2,37 | | | | Среднее арифметическое | 2,17 | | 2,45 | | | | | | | |
*сравнение результатов, осуществлялось при помощи параметрического t-критерия Стьюдента По полученным данным видно, что у девушек, занимающихся спортом: Месс Юлия - Удовлетворительная адаптация. Яковенко Александра - Удовлетворительная адаптация. Жибуль Яна - Напряжение механизмов адаптации. У девушек, не занимающихся спортом: Мукаева Наташа - Напряжение механизмов адаптации. Семенко Таня - Напряжение механизмов адаптации. Среднее значение адаптационного потенциала у девушек, занимающихся спортом, составило =(2,07+2,08+2,37)/3=2,17 балла Среднее значение адаптационного потенциала у девушек, не занимающихся спортом, составило =(2,44+2,46)/2=2,45 балла Рис 3. Среднее значение адаптационного потенциала (АП) после однократной статической нагрузки у девушек, занимающихся и не занимающихся спортом На Рис 3 видно, что уровень адаптационного потенциала после однократной статической нагрузки у девушек, занимающихся спортом, выше, чем у девушек, не занимающихся спортом, на 0,28 балла. (р>0,05) Таблица 4 АП после однократной статической нагрузки у юношей 20-21 г. |
Занимающиеся спортом юноши | АП (в баллах) | Не занимающиеся спортом юноши | АП (в баллах) | | Бондаренко Женя | 2,5 | Удовенко Андрей | 2,7 | | Семин Леша | 2,4 | Гололобов Максим | 2,6 | | | | Глазунов Артем | 2,2 | | Среднее арифметическое | 2,45 | | 2,5 | | |
*сравнение результатов, осуществлялось при помощи параметрического t-критерия Стьюдента По полученным данным видно, что у юношей занимающихся спортом: Бондаренко Женя - Напряжение механизмов адаптации. Семин Леша - Напряжение механизмов адаптации. У юношей, не занимающихся спортом: Удовенко Андрей - Напряжение механизмов адаптации. Гололобов Максим - Напряжение механизмов адаптации. Глазунов Артем - Напряжение механизмов адаптации. Юноши, занимающиеся спортом. =(2,05+2,4)/2=2,45 Юноши, не занимающиеся спортом =(2,7+2,6+2,2)/3=2,5 Рис 4. Разница АП после однократной статической нагрузки у юношей, занимающихся и не занимающихся спортом На Рис 4 видно, что уровень адаптационного потенциала после однократной статической нагрузки у юношей занимающихся спортом выше, чем у юношей, не занимающихся спортом, на 0,05 балл. (р>0,05) Выводы 1.Изучены приспособительные реакции организма к тренировочным нагрузкам в состоянии относительного мышечного покоя у девушек и юношей 20-21 г. Выявлены различия приспособительных реакций организма. Установлено, что у девушек занимающихся спортом: Месс Юлия - Удовлетворительная адаптация. Жибуль Яна - Удовлетворительная адаптация. Яковенко Александра - Напряжение механизмов адаптации. У девушек, не занимающихся спортом, выявлено: Мукаева Наташа - Напряжение механизмов адаптации. Семенко Таня - Удовлетворительная адаптация. У юношей занимающихся спортом выявлено: Бондаренко Женя - Удовлетворительная адаптация. Семин Леша - Удовлетворительная адаптация. У юношей не занимающихся спортом, выявлено: Удовенко Андрей - Напряжение механизмов адаптации. Гололобов Максим - Напряжение механизмов адаптации. Глазунов Артем - Удовлетворительная адаптация. 2. Изучены приспособительные реакции организма у юношей и девушек 20-21 г. после однократной статической нагрузки. Выявлены различия приспособительных реакций организма после однократной статической нагрузки. Установлено, что у девушек, занимающихся спортом: Месс Юлия - Удовлетворительная адаптация. Яковенко Александра - Удовлетворительная адаптация. Жибуль Яна - Напряжение механизмов адаптации. У девушек не занимающихся спортом: Мукаева Наташа - Напряжение механизмов адаптации. Семенко Таня - Напряжение механизмов адаптации. У юношей занимающихся спортом: Бондаренко Женя - Напряжение механизмов адаптации. Семин Леша - Напряжение механизмов адаптации. У юношей не занимающихся спортом: Удовенко Андрей - Напряжение механизмов адаптации. Гололобов Максим - Напряжение механизмов адаптации. Глазунов Артем - Напряжение механизмов адаптации. 3. При сравнении адаптационного потенциала в состоянии относительного мышечного покоя у юношей и девушек установлено, что приспособительные реакции по средним показателям у девушек в состоянии относительно мышечного покоя, не занимающихся спортом, выше, чем у девушек, которые занимаются спортом, на 0,08 балла (не достоверно). У юношей, не занимающихся спортом, приспособительные реакции в состоянии относительно мышечного покоя по средним показателям ниже, чем у юношей, занимающихся спортом, на 0,21 балл (не достоверно). Дана оценка среднего показателя адаптационного потенциала после однократной статической нагрузки у юношей и девушек, занимающихся и не занимающихся спортом. Установлено, что приспособительные реакции у девушек, не занимающихся спортом, после однократной статической нагрузки по средним показателям ниже, чем у девушек, которые занимаются спортом, на 0,28 балла (не достоверно). У юношей, не занимающихся спортом, средний показатель адаптационного потенциала после однократной статической нагрузки ниже, чем у юношей, занимающихся спортом, на 0,05 балла (не достоверно). Список используемой литературы 1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975.- 477 с 2. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. - М.: Наука, 1980. - 197 с. 3. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. 1998, № 7, с. 41-54. 4. Волков Н.И. Биология спорта на пороге ХХI века: Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, т.1. - М.: ФОН, 1998. - с. 55-60. 5. Гаркави Л.Х.,Е.Б. Квакина, М.А.Уколова. Адаптационные реакции и резистентность организма. - Ростов-на-Дону: Ростовский ун-т, 1977. - 109 с. 6. Журавлёва А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура/Руководство.- М.:Медицина.-1993.-432 с. 7. Лысов П.К., Никитюк Б.Д., Сапин М.Р. Анатомия с основами спортивной морфологии. - М.: Медицина, 2003.-223 с. 8. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1977. - 248 с. 9. Матвеев Л.П. О проблемах теории и методики спортивной тренировки // Теор. и практ. физ. культ.1964,№ 4. 10. Меерсон Ф.З.,М.Г. Пшенникова. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988. - 256 с. 11. Павлов С.Е, Т.Н.Кузнецова. Некоторые физиологические аспекты спортивной тренировки в плавании-М.:ФОН, 1998. 12. Селуянов В.Н., Е.Б. Мякинченко, В.Т. Тураев. Биологические закономерности в планировании физической подготовки спортсменов//Теория и практика физической культуры. 1993, № 7, с. 29-33. 13. Цепкова Н.К. Адаптация внутренней среды организма спортсменов к лабораторным нагрузкам // Донозологические состояния у спортсменов и слабые звенья адаптации к мышечной деятельности. М., 1982, с. 83-86. Приложение Таблица 5 |
Ф.И.О. | Возраст | Вес (кг) | Рост (см) | Чсс (уд/мин) | САД мм рт ст | ДАД мм рт ст | АП (балл) | | Месс Ю. | 20 | 60 | 165 | 58 | 110 | 70 | 1,83 | | Яковенко С. | 20 | 54 | 157 | 80 | 110 | 70 | 2,33 | | Жибуль Я. | 20 | 57 | 167 | 72 | 118 | 72 | 2,04 | | Семенко Т. | 20 | 59 | 175 | 68 | 90 | 60 | 1,52 | | Мукаева Н. | 20 | 72 | 175 | 90 | 130 | 70 | 2,45 | | Бондаренко Ж. | 20 | 94 | 178 | 50 | 120 | 80 | 2,03 | | Семин А. | 21 | 68 | 174 | 54 | 110 | 75 | 1,8 | | Удовенко А. | 21 | 76 | 170 | 65 | 130 | 70 | 2,24 | | Гололобов М. | 20 | 75 | 180 | 80 | 130 | 80 | 2,4 | | Глазунов А. | 20 | 60 | 173 | 60 | 110 | 70 | 1,75 | | |
Показатели в состоянии относительно мышечного покоя у девушек и юношей 20-21г. Таблица 6 |
Ф.И.О. | Возраст | Вес (кг) | Рост (см) | Чсс (уд/мин) | САД мм рт ст | ДАД мм рт ст | АП (балл) | | Месс Ю. | 20 | 60 | 165 | 102 | 100 | 60 | 2,07 | | Яковенко С. | 20 | 54 | 157 | 114 | 90 | 60 | 2,08 | | Жибуль Я. | 20 | 57 | 167 | 114 | 110 | 70 | 2,37 | | Семенко Т. | 20 | 59 | 175 | 114 | 120 | 70 | 2,46 | | Мукаева Н. | 20 | 72 | 175 | 99 | 125 | 65 | 2,44 | | Бондаренко Ж. | 20 | 94 | 178 | 82 | 130 | 60 | 2,5 | | Семин А. | 21 | 68 | 174 | 93 | 130 | 70 | 2,4 | | Удовенко А. | 21 | 76 | 170 | 96 | 134 | 69 | 2,7 | | Гололобов М. | 20 | 75 | 180 | 96 | 120 | 80 | 2,6 | | Глазунов А. | 20 | 60 | 173 | 77 | 130 | 70 | 2,0 | | |
Показатели девушек и юношей 20-21г. после однократной статической нагрузки
Страницы: 1, 2, 3
|