. Напрыгивание на тумбу, сложенные гимнастические маты с постепенным увеличением высоты и количества прыжков подряд.5. Спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх.6. Серийные прыжки через препятствия, количество препятствий 8-10, их высота 0,6-0,7 м.7. Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении, лицом вперед, боком и спиной вперед; то же, с отягощением.8. Прыжки-многоскоки у щита с прикосновением на максимальной для занимающегося высоте.9. Прыжки со скакалкой, поочередно на одной и двух ногах.10. Стоя на гимнастических скамейках (подставках), держать гирю 16 кг в руках между скамейками. Глубокий присед, прыжок толчком двух ног с места вверх. Следить, чтобы спина и руки (в локтевых суставах) не сгибались. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приемов игры Передачи и прием мяча 1. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание резинового кольца кистями рук (на месте и в сочетании с различными перемещениями). 2. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и поочередно правой и левой рукой. 3. Упор лежа - передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. То же, но передвижение вправо и влево, одновременно выполняя приставные шаги руками и ногами. 4. Из упора присев, разгибаясь вперед-вверх, перейти в упор лежа, при касании пола руки согнуть. 5. Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица (движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче мяча). 6. Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и пальцев). 7. Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование). 8. Многократные броски баскетбольного (футбольного, гандбольного) мяча в стену и ловля его, ведение мяча с ударом о площадку. 9. Поочередные броски и ловля набивных и баскетбольных мячей, которые со всех сторон бросают занимающемуся партнеры. 10. Многократные передачи волейбольного мяча в стену с постепенным увеличением расстояния до нее, передачи на дальность. 11. Многократные «волейбольные» передачи набивного, гандбольного, футбольного, баскетбольного мячей в стену. Подачи мяча 1. Стоя спиной к гимнастической стенке, к которой прикреплен резиновый амортизатор, движение рукой как при подачах нижней прямой, верхней прямой и боковой. 2. Броски набивного мяча (1-2 кг) двумя руками из-за головы и снизу. 3. Броски набивного мяча одной рукой над головой, стоя лицом и боком. 4. Бросок гандбольного мяча через сетку из-за лицевой линии способами, указанными в предыдущем упражнении; то же - на точность. 5. Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах - многократно. 6. Подачи с максимальной силой в тренировочную сетку. Блокирование 1. Прыжковые упражнения, описанные ранее, в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного мяча. 2. То же, но с касанием волейбольного мяча, укрепленного на резиновых амортизаторах: с места, после перемещения, после повторов (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивания). 3. Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх и в прыжке двумя руками (ладонями) отбить его в стену в высшей точке взлета. То же, спиной к стене, по сигналу повернуться на 180? и в прыжке отбить его в стену, мяч набрасывает партнер. 4. Перечисленные упражнения, но после перемещения и остановки. 5. Передвижение вдоль сетки, лицом к ней, приставными шагами правым и левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования. 6. Передвижение вдоль сетки, остановка и прыжок вверх с выносом рук над сеткой. То же, ладонями коснуться подвешенного над сеткой набивного (волейбольного) мяча. 7. Двое волейболистов стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах площадки: один двигается приставными шагами с остановками и изменением направления, имитацией блока, другой старается повторить его действия. 8. Нападающий с волейбольным мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки и в прыжке бросает мяч через сетку, «блокирующий» должен своевременно занять исходное положение и преградить блоком путь мячу. Занятия в экспериментальной группе проводились три раза в неделю по 90 минут по общепринятой схеме. В связи с поставленными задачами, время отводимое на обучение нападающему удару было несколько увеличено и составляло 20% от общего времени занятия. Всего было проведено 87 тренировок. Распределение учебного материала выглядело следующим образом: на каждом занятие проходило обучение технике волейбола и развития физических качеств, особенно прыгучести. Конкретное решение задач (представленных выше) обучения нападающему удару было следующее: 1. 1-8 неделя: решение задачи 1; 2. 9-13 неделя: решение задачи 2; 3. 14-18 неделя: решение задачи 3 и решение тактической задачи 1; 4. 19-25 неделя: решение задачи 4 и решение тактической задачи 2 и 3; 5. 26-30 неделя: решение задачи 5 и решение тактической задачи 4 и 5. Эффективность экспериментальной методики определялась в ходе педагогического эксперимента, о результаты которого представлены в следующем подразделе работы. 3.2 Результаты исследования эффективности экспериментальной методики Эффективность экспериментальной методики выявлялась в ходе педагогического эксперимента Педагогический эксперимент проводился на базе МОУ СОШ № г. Воронежа с целью подтверждения выдвинутой гипотезы с волейболистками 12-13 лет. В экспериментальной группе (n=12) учебно-тренировочная работа проводилось с внедрением разработанной нами методики. В контрольной группе (n=13) применялась общепринятая методика. Эффективность разработанной методики осуществлялось путем сравнения результатов исследования в экспериментальной и контрольной группах. В качестве определения эффективности овладения умениями и навыками игры в нападение нами использовалась апробированная методика регистрации количества и качества технико-тактических действий, разработанная М.Д. Ашибоковым [2]. В процессе опытно-экспериментальной работы нами выявлялись следующие показатели, характеризующие эффективность нападающего удара. 1. Объем нападающих ударов (количество случаев атаки данным способом в партии). 2. Количественный показатель эффективности нападающих ударов (то количество атак в партии, после которых мяч попадал на площадку соперника, уходил от блока в аут или доигрывался). 3. Качественный показатель эффективности нападающих ударов (отношение количественного показателя эффективности нападающих ударов к объему нападающих ударов в процентном соотношении). В начале педагогического эксперимента нами были получены следующие результаты (табл. 1) Таблица 1. Показатели эффективности нападающего удара девочек-волейболисток 12-13 лет в начале педагогического эксперимента |
Группа | Объем нападающих ударов, кол-во | Количественный показатель эффективности нападающих ударов, кол-во | Качественный показатель эффективности нападающих ударов, % | | ЭГ (n=12) | 59,3±2,3 | 20,6±1,8 | 34,7 | | КГ (n=13) | 59,9±2,5 | 20,8±1,9 | 34,6 | | |
Анализ результатов исследования на стадии начала педагогического эксперимента выявил, что в экспериментальной и контрольной группах показатели характеризующие эффективность нападающего удара практически одинаковые. В экспериментальной группе объем нападающих ударов составил 59,3±2,3; количественный показатель эффективности нападающих ударов - 20,6±1,8; качественный показатель эффективности нападающих ударов - 34,7%. В контрольной группе показатели в аналогичных исследованиях составили соответственно: 59,9±2,5; 20,8±1,9; 34,6%. В конце педагогического эксперимента были получены следующие результаты (табл.2). Таблица 2 Показатели эффективности нападающего удара девочек-волейболисток 12-13 лет в конце педагогического эксперимента|
Группа | Объем нападающих ударов, кол-во | Количественный показатель эффективности нападающих ударов, кол-во | Качественный показатель эффективности нападающих ударов, % | | ЭГ (n=12) | 64,8±2,2 | 27,2±1,7 | 41,9 | | КГ (n=13) | 62,1±2,6 | 23,3±2,1 | 37,5 | | |
Как мы видим, и в экспериментальной и контрольной группе произошли изменения в показателях характеризующих эффективность нападающего удара. Анализ этого улучшения представлен в следующей таблице, где изменения показаны в процентном улучшении. Таблица 3. Сдвиги в показателях эффективности нападающего в ходе педагогического эксперимента|
Группа | Объем нападающих ударов, % | Количественный показатель эффективности нападающих ударов, % | Качественный показатель эффективности нападающих ударов, % | | ЭГ (n=12) | 9,3 | 32,1 | 7,2 | | КГ (n=13) | 3,6 | 12,1 | 2,9 | | |
По сравнению с контрольной группой, в экспериментальной группе значительно возрос объем нападающих ударов (на 9,3%), тогда как в контрольной группе только на 3,6%. Количественный показатель эффективности нападающих ударов в экспериментальной группе увеличился на 32,1%, тогда как в контрольной группе прирост составил только 12,1% Наиболее важным показателем эффективности нападающего удара является качественный показатель как отношение количественного показателя эффективности нападающих ударов к объему нападающих ударов в процентном соотношении. Здесь также можно констатировать, что по сравнению с контрольной группой, в экспериментальной группе этот показатель увеличился на 7,2%, что на 4,3% выше чем в контрольной группе, где он составил 2,9%. Таким образом, можно констатировать, результаты исследования показывают, что в процессе применения экспериментальной методики удалось повысить эффективность обучения нападающему удару девочек 12-13 лет. ВЫВОДЫ1. Техника нападающего удара расчленяется на четыре фазы: разбег, прыжок, собственно нападающий удар и приземление. В свою очередь эти фазы состоят из микрофаз, характеризующихся своеобразием внешней формы движений и особенностями нервно-мышечной деятельности. Такое деление техники нападающего удара на фазы и микрофазы соответствует смысловой структуре этого действия и позволяет полнее описать особенности отдельных движений.2. В смысловой структуры нападающего удара выделяются три способа разбега при этом способе техники: скоростной, коррекционный и универсальный. Первый способ разбега применяется при «уверенном» выходе на удар, при втором происходит некоторое замедление (либо ускорение по ходу разбега (коррекция) при недостаточно точном определении момента удара, и в третьем сочетаются оба этих способа.3. Важный вопрос начальной подготовки - одновременность или последовательность разучивания технических приемов. Опыт показывает, что обучение целесообразно начинать сразу всем основным способам игры: передаче мяча сверху, подаче, нападающим ударам. Передача мяча снизу и прием после подачи изучаются несколько позже, а блокирование - после того, как игроки научатся четко выполнять нападающий удар. Это способствует большому разнообразию обучения и содействует положительному переносу аналогичных двигательных навыков (в прямой передаче и в нападающем ударе).4. При обучении нападающему удару рекомендуются упражнения на доставание баскетбольного кольца с имитацией удара; нападающий удар у стенки; нападающий удар в парах удары в парах в прыжке; выполнение обманных ударов в парах.5. Занятия в экспериментальной группе проводились три раза в неделю по 90 минут по общепринятой схеме. В связи с поставленными задачами, время отводимое на обучение нападающему удару было несколько увеличено и составляло 20% от общего времени занятия. В экспериментальной методике использовался расчлененный метод обучения. С этой целью, учитывая сложность способа, в определенной методической последовательности применялись подводящие упражнения для овладения отдельными фазами нападающего удара. Одновременно с этим для развития прыгучести в подготовительной части занятия систематически использовались подготовительные упражнения, направленные на развитие прыгучести волейболиста. В ходе экспериментальной работы применялась круговая тренировка на совершенствование нападающего удара (10 мин).6. Результаты исследования показывают, что в процессе применения экспериментальной методики удалось повысить эффективность обучения нападающему удару девочек 12-13 лет. По сравнению с контрольной группой, в экспериментальной группе значительно возрос объем нападающих ударов (на 9,3%), тогда как в контрольной группе только на 3,6%. Количественный показатель эффективности нападающих ударов в экспериментальной группе увеличился на 32,1%, тогда как в контрольной группе прирост составил только 12,1%. По сравнению с контрольной группой, в экспериментальной группе показатель эффективности нападающего удара увеличился на 7,2%, что на 4,3% выше чем в контрольной группе, где он составил 2,9%. ЛИТЕРАТУРА 1. Агинако Л. Обучение техническим элементам волейбола / Л. Агинако // Спорт в школе. - 2008 (№23). 2. Ашибоков, М.Д. Критерии оценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов / М.Д. Ашибоков. - «Вестник АГУ», 2006. - №1 (20). - С. 290-293. 3. Белич С. Тренировочные занятия на отработку техники элементов / С. Белич // Спорт в школе. - 2007 (№13). 4. Беляев, А.В. Волейбол на уроке физической культуры: 2-е изд. / А.В. Беляев. - М.: Фис: СпортАкадемПресс, 2005. - 143 с.: ил. 5. Беляев, А.В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование/ методическое пособие. ВФВ / А.В. Беляев. - М., 1995. - 287 с. 6. Беляев, А.В. Эффективное использование интегральных упражнений на занятиях по волейболу /А.В. Беляев // Детский тренер (журнал в журнале). - М. : ФИС, 2004. - №4. - С. 26. 7. Виера, Б. Волейбол: Шаги к успеху / Барбара Л. Виера, Бонни Джилл Фергюсон. - М. : АСТ : Астрель, 2004. - 170 с. 8. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры / Под ред. А.В.Беляева, М.В.Савина. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 368 с. 9. Голомазов, В.А. Волейбол в школе / В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников. - М. : Просвещение, 1989. - 110 с. 10. Железняк, Ю.Д. Волейбол: методическое пособие по обучению игре / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин. - М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2005. - 112 с. 11. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист / Ю.Д. Железняк. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 192 с. 12. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры. Техника, тактика, обучение / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. - М. : Академия, 2001. - 376 с. 13. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. - М. : Академия, 2004. - 400 с. 14. Иванова, Л.М. Формирование тактических умений начинающих волейболистов при игре в нападении / Л.М.Иванова // Омский научный вестник.2006. - №6 (41), сентябрь. - С.260-262. 15. Ивойлов, А.В. Волейбол / А.В. Ивойлов. - Минск : Вышэйшая школа, 1985. - 261 с. 16. Изотов В. Методика обучения технике волейбола / В. Изотов // Спорт в школе. - 2009 (№3). 17. Каменев, В.В. Обучение волейболу / В.В. Каменев // Физическая культура в школе. - 2007. - №1. - С. 20-22. 18. Кириллова Н. Обучение технике передачи мяча в волейболе / Н. Кириллова // Спорт в школе. - 2001 (№8). 19. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие / Ю.Н. Клещев. - М. : СпортАкадемия- Пресс, 2002. - 192 с. 20. Клещев, Ю.Н. Юный волейболист / Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 231 с. 21. Кузянина Е. Обучение навыкам игры в волейбол в 5-м классе / Е. Кузянина // Спорт в школе. - 2002 (№6). 22. Легоньков, С.В. Оптимизация факторов, определяющих структуру отталкивания при обучении нападающему удару волейболистов различной квалификации / С.В. Легоньков, В.В. Ермаков, А.В. Родин // Теория и практика физ. культуры : тренер : журнал в журнале. - 2005. - N 7. - С. 31-32. 23. Легоньков С.В. Методика обучения техническим приёмам игры в волейбол: Учеб. пос. - Смоленск: СГИФК, 2003. - 72 с. 24. Лепешкин В. Волейбол / В. Лепешкин // Спорт в школе. - 2007 (№20). 25. Лопусова С Практика волейбола: «нападающий удар» / С. Лопусова //Спорт в школе. - 2005 (№15). 26. Мармор, В.К. Специальные упражнения волейболиста / В.К. Мармор. - Кишинев : «Карта Молдовеняскэ», 1975. - 46 с. 27. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физич. воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физич. культуры): Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М. : ФиС, 1991. - 543 с. 28. Методика обучения студентов медицинского колледжа волейболу: Из опыта работы / А.П. Андреев. - Биробиджана: ОблИУУ, 2007. - 24 с. 29. Оинума, С. Уроки волейбола. Пер. с японского / С. Оинума. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 112 с. 30. Пименов, М.П. Волейбол: специальные упражнения / М.П. Пименов. - Киев, 1993. - 88 с. 31. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое приложение / В.Н. Платонов. - К. : Олимпийская литература, 2004. - 808 с. 32. Савчук, В.А. Атакующие комбинации в волейболе / В.А Савчук. -(http://fivb.narod.ru/plan.html). 33. Сластенина, Т.А. Физическая культура. Спортивные игры. Волейбол: учебное пособие / Т.А. Сластенина. - Челябинск : Изд. ЮУрГУ, 2006. - 69 с. 34. Сорокина, В.М. Волейбол для здоровья: Учеб. пособие / В.М.Сорокина, Д. Ю. Сорокин ВолгГТУ, Волгоград, 2007. - 60 с. 35. Суханов, А.В. Структура нападающих ударов в волейболе, применяемых в условиях противодействия соперника и методика их совершенствования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / А.В. Суханов. - Москва,2007. - 24 с. 36. Суханов, А.В. Системно-структурный подход при анализе типичных вариантов нападающих ударов / А.В. Суханов, О.П. Топышев // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №11. - С. 59. 37. Тайр, Хрейс Типичные построения командных тактических действий нападения в волейболе / Хрейс Тайр // Сб. ст. III межд. электрон. конф.; под ред. С.С. Ермакова. - Харьков-Белгород-Красноярск, 2007. - С. 154-158. 38. Фурманов, А.Г. Подготовка волейболистов / А.Г. Фурманов. - Минск : МЕТ, 2007. - 329 с. 39. Хапко, В.Е. Исследование техники прямого нападающего удара и верхней прямой планирующей подачи в игре волейбол с учетом избирательных педагогических воздействий: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / В.Е. Хапко. - Киев, 1978. - 24 с. 40. Черданцев, Н.И. Современные тенденции развития атакующих действий в волейболе / Н.И. Черданцев // Сб. ст. II межд. электрон. конф.; под ред. С.С. Ермакова. - Харьков-Белгород-Красноярск, 2006. - С. 167-173.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|